Jump to content

Люди Гуайкура

Гуайкура ( Вайкура , Вайкури, Гуайкури) были коренными жителями Южной Нижней Калифорнии в Мексике , занимавшими территорию, простирающуюся на юг от Лорето до Тодос-Сантоса . Они оспаривали территорию вокруг Ла-Паса с Перику . Гуайкура были кочевниками -охотниками-собирателями . Их отличает язык, не связанный ни с одним другим языком коренных американцев , что, по мнению некоторых лингвистов, указывает на то, что их происхождение в Нижней Калифорнии насчитывает тысячи лет.

Общество Иисуса (иезуиты) католической церкви основало христианские миссии на своей территории в 18 веке. гуайкура, возможно, насчитывало 5000 человек На момент контакта с испанцами , но их численность быстро сократилась, в основном из-за европейских болезней. [ 1 ] Они вымерли как культура примерно к 1800 году, а выжившие были поглощены обществом метисов Мексики.

Предыстория

[ редактировать ]

Лингвисты и археологи предполагают, что гуайкура и перику, населявшие южную оконечность полуострова Нижняя Калифорния, возможно, были потомками очень первых индейских мигрантов, переселившихся в Америку. Их языки, по-видимому, не были связаны ни друг с другом, ни с какими-либо другими языками, а их физический тип был необычен среди коренных американцев. Они были мелкотелыми и длинноголовыми ( долихоцефальными ). Их географическое положение было тупиком, в котором они, возможно, были изолированы от обширного взаимодействия с другими народами. Таким образом, их уникальные языки и физические характеристики могли сохраняться на протяжении тысячелетий. Отсутствие связей между гуайкурой и другими языками указывает на то, что гуайкура мог развиваться изолированно в течение как минимум 5000 лет. [ 2 ] Когда-то гуайкура и перику, возможно, занимали гораздо большие территории, но они были оттеснены на юг и изолированы в результате экспансии народа кочими , говорившего на языке языковой семьи юман-кочими . [ 3 ]

Нет никаких свидетельств того, что гуайкура когда-либо были объединены политически, а скорее состояли из большого количества независимых групп, каждая из которых имела свою территорию, а иногда и враждебно относилась друг к другу. Известные названия групп вероятных носителей языка Гуайкура, живущих недалеко от залива Ла-Пас : Cubí (или Cora), Huchiti (или Uchiti), Aripe, Callejué, [ 5 ] и Кантиле. [ 6 ] Большинство банд, вероятно, насчитывало около 500 человек. Монки также , возможно, говорили на языке или диалекте гуайкура. Гуайкура занимала территорию площадью около 25 000 квадратных километров (9700 квадратных миль) суровых пустынь и гор с небольшим количеством источников пресной воды. [ 2 ] [ 7 ]

Культура и образ жизни

[ редактировать ]

Коренные народы полуострова Нижняя Калифорния длиной 1300 километров (810 миль) были похожи тем, что все были охотниками-собирателями с ограниченным и портативным набором инструментов для выживания. У гуайкура не было племенного правления, они были разделены на группы, каждая со своей территорией. Группы объединялись нечасто, и большую часть года гуайкура собирали пищу семейными группами или жили во временных поселениях, называемых ранчериями испанцами , численностью от 50 до 200 человек. Банды конкурировали за территорию и иногда воевали друг с другом. Гуайкура охотились на оленей , снежных баранов и более мелкую дичь, собирали на берегах моллюсков и черепах, а также собирали разнообразную растительную пищу. У них не было гончарного дела, земледелия и домашних животных. Их убежища были построены из кустарника; мужчины обычно ходили обнаженными, женщины носили короткую юбку из тростника или шкур животных. Их религия была шаманской . [ 8 ]

Круглый год самой важной пищей для гуайкура, вероятно, были прикорневые розетки нескольких видов агавы , которые они жарили в яме с раскаленными камнями. Плоды кактуса органной трубки или питахайи ( Stenocereus thurberi ) были основным продуктом питания в течение двух или трех месяцев в конце лета и осенью. Его изобилие и простота сбора урожая позволили гуайкуре собираться в большем количестве, чем обычно, для общественной и религиозной деятельности. [ 9 ]

Значительное количество исследователей и миссионеров оставили краткие этнографические заметки о гуайкуре. Наиболее задержанные отчеты были написаны эльзасским иезуитом Иоганном Якобом Бэгертом , находившимся в миссии Сан-Луис-Гонзага между 1751 и 1768 годами (Baegert 1772, 1952, 1982). Багерт решительно негативно отнесся к своим подопечным, в какой-то момент охарактеризовав их как «глупых, неуклюжих, грубых, нечистоплотных, наглых, неблагодарных, лживых, вороватых, отвратительно ленивых, великих болтунов до конца, наивных и ребяческих». [ 10 ] Его взгляды на чрезвычайную простоту социальной организации и системы верований Гуайкуры часто принимались как фактические, но они, возможно, в чем-то обязаны резкой личности самого миссионера. Он был едва ли добрее к европейским критикам иезуитов. [ 11 ] Как сказал один ученый: «Иезуиты, будучи продуктом собственного самодовольства и тщеславия, мало что узнали... об индейцах». [ 12 ]

Гуайкура, возможно, вступили в контакт с испанцами недалеко от современного города Ла-Пас еще в 1530-х годах. В течение следующих полутора столетий у них были спорадические встречи с морскими экспедициями и неудачные попытки испанцев основать колонию и христианскую миссию в Нижней Калифорнии. Охотники за жемчугом, вероятно, также посещали берега, где они жили. [ 13 ] В 1697 году иезуиты устанавливают миссию миссии Богоматери Лорето Конша возле современного Лорето, Баха Калифорния, среди людей Монки, которые, возможно, говорили на языке Гуайкуры. которую заведение иезуитов среди Гуакуры была миссией Богоматери Пилар -де -ла -Пас Айрапи в 1720 году в настоящее . Первой миссией , время Гонзага Чирияки (1737).

Гуайкура изначально были устойчивы к миссионерским усилиям иезуитов. В 1716 году первая попытка, возглавляемая иезуитом Хуаном Марией де Сальватьера , установить миссию и испанское поселение среди гуайкуры в Ла -Паз, привело к гибели нескольких женщин Гуакуры в руках индийских последователей иезуитов. Первая иезуитская миссия среди Гуакуры была в La Paz, и она должна была служить не только как миссионерский центр, но и остановку отдыха и пополнения пополнения для возвращения Манильских галеонов , возвращающихся с Филиппин . Тем не менее, La Paz был абсолютным районом, оспариваемым несколькими группами гуайкуры и Pericú самой южной Баха Калифорнии. Миссия, за 30 лет существования, «послужит больше в качестве основы для непреднамеренного разрушения народов региона, чем в качестве центра их евангелизации». [ 14 ] Длительная оппозиция миссиям и присутствию иезуитов закончилась восстанием Перикуэ в 1734 году, в ходе которого несколько иезуитов, их последователей и испанских моряков были убиты Перику и Гуайкура, особенно бандой Учити. Тем временем Гуайкура опустошалась завезенными из Европы болезнями, такими как корь и оспа. В 1748 году, после многих лет разочарований, иезуиты решили сосредоточить южные группы Гуайкуры в одном поселении в Мисьон Тодос Сантос . Там иезуиты насильно удерживали в миссии детей Гуайкура, а их родители и родственники «из любви к детям оставались умиротворенными». [ 15 ]

В 1768 году испанское правительство изгнало иезуитов из Нижней Калифорнии. Новая испанская администрация и вновь прибывшие францисканские миссионеры вынудили 746 выживших из северных банд Гуайкуры перебраться на юг, в Тодос-Сантос. Год спустя более 300 человек умерли от эпидемии кори. [ 16 ] Многие из гуайкура все еще вели полукочевой образ жизни, и попытки францисканцев сделать из них земледельцев на миссионерских землях потерпели неудачу, поскольку многие бежали. К 1808 году только 82 гуайкура все еще проживали в Тодос-Сантосе. Нижняя Калифорния к этому времени была заселена испанскими иммигрантами и иммигрантами-метисами, а оставшиеся Гуайкура были поглощены основным населением и потеряли остатки своей культуры. [ 17 ]

Язык и наследие

[ редактировать ]

Язык гуайкура подтверждается несколькими текстами, но доказательств недостаточно, чтобы его классифицировать. Он не связан тесно с другими известными языками. Несколько предприятий в Южной Нижней Калифорнии сохраняют название Гуайкура.

Несколько человек, назвавших себя Гуайкурой, были еще живы в конце 19 века. В 1883 году голландский антрополог Герман тен Кейт встретил в Тодос-Сантосе двух чистокровных гуайкуров. Оба имели долихоцефальные черепа, характерные для Гуаякуры и Перику. В 1892 году французский фотограф Леон Диге сфотографировал Марию Игнасию Мелину в Лорето, Южная Нижняя Калифорния . Она утверждала, что ей 85 лет и она на три четверти Гуайкура. [ 18 ]

  1. ^ Кросби, Гарри В. (1994), Антигуа Калифорния: Миссия и колония на границе полуострова, 1697-1768 , Альбукерке: University of New Mexico Press, стр. 101, 316.
  2. ^ Jump up to: а б «Дон Лейландер о древних языках народа гуайкура» , по состоянию на 10 марта 2016 г.
  3. ^ Голла, Победа (2011), Калифорнийские индейские языки , Беркли: Калифорнийский университет Press, стр. 125–126, 239–240, 248.
  4. ^ Барнс, Томас К.; Нейлор, Томас Х.; Полцер, Чарльз В. Северная Новая Испания: Путеводитель по исследованию . Университет Аризоны . Проверено 10 мая 2024 г.
  5. ^ Также пишется Каллеге. [ 4 ]
  6. ^ Кросби, г-н. 203
  7. ^ Лейландер, Дон. 1997. «Лингвистическая предыстория Нижней Калифорнии». В «Вкладах в лингвистическую предысторию Центральной и Нижней Калифорнии » под редакцией Гэри С. Брескини и Труди Хаверсат, стр. 1–94. Coyote Press, Салинас, Калифорния.
  8. ^ Буркхальтер, Дэвид, Седжвик, Мина и Фонтана, Бернард Л. (2013), Миссии Нижней Калифорнии , Тусон: University of Arizona Press, стр. 7-9; Ашманн, Гомер (1959), Центральная пустыня Нижней Калифорнии: деомография и экология, Беркли: University of California Press, стр. 122. Скачано с проекта MUSE .
  9. ^ Ашманн, стр. 79-81.
  10. ^ Бэгерт, Иоганн Якоб (1952), Наблюдения в Нижней Калифорнии . Беркли: Калифорнийский университет Press, с. 80
  11. ^ Петерсон, Ричард Х. (весна 1980 г.) «Рецензия на книгу: наблюдения в Нижней Калифорнии» , Ежеквартальный журнал Исторического общества Сан-Диего , Vol. 26, № 2. по состоянию на 26 марта 2016 г.
  12. ^ Буркхальтер и др., с. 9
  13. ^ Кросби, стр. 4-5
  14. ^ Кросби, г-н. 87-88, 101-104
  15. ^ Кросби, г-н. 316
  16. ^ Аррадж, Джеймс (2002), Экспедиция в страну Гуайкура в Калифорнии , стр. 3-4.
  17. ^ Джексон, Роберт Х. (1986), «Модели демографических изменений в миссиях Южной Нижней Калифорнии», Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна , Vol. 8, № 2, стр. 276-277. Загружено из JSTOR ; Кросби, 106, 114–117, 232, 316, 388
  18. ^ Аррадж, с. 6

Библиография

[ редактировать ]
  • Багерт, Иоганн Якоб. 1772. Новости с американского полуострова Калифорния с двойной базой ложных новостей . Электорат Hof- und Academie-Buchdruckery, Мангейм.
  • Багерт, Иоганн Якоб. 1952. Наблюдения в Нижней Калифорнии . Калифорнийский университет Press, Беркли.
  • Багерт, Иоганн Якоб. 1982. Письма Джейкоба Бэгерта (1749–1761), иезуитского миссионера в Нижней Калифорнии . Книжный магазин Доусона, Лос-Анджелес.
  • Гурский, Карл-Хайнц. 1966. «Об историческом положении Вайкуры». Международный журнал американской лингвистики 32:41–45. [1]
  • Лейландер, Дон. 2000. Ранняя этнография Калифорнии: 1533–1825 гг. Coyote Press, Салинас, Калифорния.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7ab70a9abdac819e7b6b163263045b4b__1715440740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/4b/7ab70a9abdac819e7b6b163263045b4b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Guaycura people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)