Кочими
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Август 2012 г. ) |

Кочими Эль - были коренными жителями центральной части полуострова Нижняя Калифорния , от Росарио на севере до Сан-Хавьера на юге. Информация об обычаях и верованиях кочими сохранилась в кратких наблюдениях исследователей, но, прежде всего, в трудах иезуитов (Aschmann 1959; Laylander 2000; Mathes 2006). Особенно важными и подробными являются работы Мигеля Венегаса (1757, 1979) и Мигеля дель Барко (1973).
История
[ редактировать ]Кочими впервые встретились испанскими морскими исследователями в шестнадцатом веке, в том числе Уллоа , Кабрильо , Вискайно и другими. Спорадические встречи продолжались до тех пор, пока иезуиты не основали миссии на полуострове в конце семнадцатого века. Эусебио Франсиско Кино заложил неудавшийся фундамент в Сан-Бруно , к северу от Лорето, в 1683–1685 годах. Хуан Мария де Сальватьерра начал первую успешную миссию в 1697 году в Лорето среди монки , южных соседей кочими. Вскоре за этим последовала миссия Кочими Франческо Марии Пикколо в Сан-Хавьере в 1699 году. В течение следующих семи десятилетий граница контроля иезуитов над кочими постепенно расширялась на север, с миссиями в Мулеге (1705 г.), Комонду (1708 г.), Ла-Пурисиме ( 1720 г.), Гваделупе (1720 г.), Сан-Игнасио (1728 г.), Санта-Гертрудис (1751 г.), Сан-Борха (1762 г.) и Санта-Мария (1767 г.). После того, как испанская корона изгнала иезуитов из Нижней Калифорнии в 1768 году, францисканцы под руководством Хуниперо Серры основали дополнительную миссию в Сан-Фернандо Великата (1769 г.) на пути на север, в Альту-Калифорнию. Преемники францисканцев в Нижней Калифорнии, доминиканцы , создали последнюю новую миссию среди кочими в Эль-Росарио (1774 г.). Уничтоженное эпидемиями болезней Старого Света, население Кочими сокращалось, пока где-то в девятнадцатом или, возможно, начале двадцатого века их язык и традиционная культура не вымерли.
Культура
[ редактировать ]Кочими были охотниками-собирателями, не занимавшимися сельским хозяйством и металлургией. Гончарное дело, возможно, достигло северных Кочими до контакта с испанцами ( Rogers 1945). Их материальная культура в целом была простой, но соответствовала их засушливой среде и подвижному образу жизни. Высшим уровнем социальной организации было автономное местное сообщество, и межобщинные конфликты, по-видимому, были частыми. Среди необычных культурных особенностей, отмеченных для кочими и некоторых их соседей, был второй урожай питахайи, маромы , деревянных табла и накидок из человеческого волоса:
- Плоды кактуса питахайя были очень ценным, но недолговечным сезонным пищевым ресурсом. После сбора питахайи жители Нижней Калифорнии отсеивали непереваренные семена питахайи из собственных высушенных экскрементов, а затем поджаривали и ели этот «второй урожай».
- Еще одной необычной пищевой особенностью была марома . Ценный кусок мяса связывали веревкой, проглатывали, затем вытягивали обратно и передавали следующему человеку в кругу потребителей, пока мясо окончательно не распадалось.
- Таблы представляли собой деревянные таблички с нарисованными рисунками и/или просверленными отверстиями, которые использовались в религиозных церемониях. Некоторые из этих артефактов были найдены археологами (Massey 1972; Hedges 1973; Meigs 1974).
- Накидки, сделанные из пожертвованных человеческих волос, шаманы носили в церемониальных случаях (Meigs 1970).
Язык
[ редактировать ]Кочими говорили на ряде диалектов или близкородственных языках, которые были классифицированы по-разному. Наиболее заметное разделение между Северным Кочими и Южным Кочими обычно располагалось к югу от Сан-Игнасио (Mixco 1978, 1979, 2006; Laylander 1997). Кочими, когда-то называвшийся «полуостровным юманом», имеет очевидное родство с юманскими языками северной Нижней Калифорнии, южной Калифорнии и западной Аризоны. Маурисио Дж. Микско (1978, 2006) провел переоценку этих отношений и счел их слишком далекими, чтобы Кочими мог быть включен в собственно семью Юман. Он поместил кочими как родственный язык семье юман, образовав таким образом семью юман-кочими .
Ссылки
[ редактировать ]- Ашманн, Гомер. 1959. Центральная пустыня Нижней Калифорнии: демография и экология . Ибероамерикана № 42. Беркли, Калифорния.
- Барко, Мигель дель . 1973. Естественная история и хроника древней Калифорнии . Под редакцией Мигеля Леон-Портильи. Национальный автономный университет Мексики, Мехико.
- Хеджес, Кен. 1973. «Раскрашенные таблы из северной Нижней Калифорнии». Ежеквартальный журнал археологического общества Тихоокеанского побережья 9 (1): 5-20.
- Лейландер, Дон. 1997. «Лингвистическая предыстория Нижней Калифорнии». В «Вкладах в лингвистическую предысторию Центральной и Нижней Калифорнии » под редакцией Гэри С. Брескини и Труди Хаверсат, стр. 1–94. Coyote Press, Салинас, Калифорния.
- Лейландер, Дон. 2000. Ранняя этнография Калифорнии: 1533-1825 гг . Coyote Press, Салинас, Калифорния.
- Мэсси, Ли Гудинг. 1972. «Табла и атлатль: два необычных деревянных артефакта из Нижней Калифорнии». Ежеквартальный журнал археологического общества Тихоокеанского побережья 8 (1): 25–34.
- Мэтс, В. Майкл . 2006. «Этноисторические свидетельства». В «Предыстории Нижней Калифорнии: достижения в археологии забытого полуострова » под редакцией Дона Лейландера и Джерри Д. Мура, стр. 42–66. Университетское издательство Флориды, Гейнсвилл.
- Мейгс, Певерил, III . 1970. «Накидки из человеческих волос из Нижней Калифорнии и за ее пределами». Ежеквартальный журнал археологического общества Тихоокеанского побережья 6 (1): 21–28.
- Мейгс, Певерил, III. 1974. «Мейгс на таблах». Ежеквартальный журнал археологического общества Тихоокеанского побережья 10 (1): 37-38.
- Микско, Маурисио Дж. 1978. Кочими и протоюман: лексические и синтаксические данные о новой языковой семье в Нижней Калифорнии . Антропологические документы Университета Юты № 101. Солт-Лейк-Сити.
- Микско, Маурисио Дж. 1979. «Диалектология северного кочими и протоюман». Журнал Калифорнии и статьи Большого бассейна по лингвистике 1:39-64.
- Микско, Маурисио Дж. 2006. «Языки коренных народов». В «Предыстории Нижней Калифорнии: достижения в археологии забытого полуострова » под редакцией Дона Лейландера и Джерри Д. Мура, стр. 24–41. Университетское издательство Флориды, Гейнсвилл.
- Роджерс, Малкольм Дж. 1945. «Очерк предыстории человечества». Юго-западный журнал антропологии 1: 167-198.
- Венегас, Мигель . 1757. Новости о Калифорнии и ее мирском и духовном завоевании до настоящего времени . 3 тома. М. Фернандес, Мадрид.
- Венегас, Мигель. 1979. Калифорнийские работы отца Мигеля Венегаса, SJ. Под редакцией У. Майкла Мэтеса, Вивиан К. Фишер и Элихио Моисеса Коронадо. 5 томов. Автономный университет Южной Нижней Калифорнии, Ла-Пас.