Портрет дамы в желтом

Портрет дамы в желтом был написан флорентийским художником Алессо Бальдовинетти где-то во второй половине XV века, скорее всего ок. 1465. [ 1 ] На протяжении веков эту работу неправильно приписывали; он был приобретен Национальной галереей Лондона в 1866 году как портрет графини Пальмы Урбино, приписываемый Пьеро делла Франческе . [ 2 ] В 1911 году историк искусства Роджер Фрай установил, что это работа Бальдовинетти. Однако нет никаких доказательств источника комиссии, и остаются сомнения в личности няни; наиболее правдоподобная теория состоит в том, что она — Франческа дельи Стати из Урбино .
Натурщик изображен в профиль, что отражает интерес раннего Возрождения к антиквариату и придает работе почти скульптурный вид. Она изображена на однородном синем фоне, на холсте, который в основном плоский и лишен ни перспективы , ни глубины. Вместо этого основное внимание в работах сосредоточено на украшениях ее головного убора и украшенного рукава.
Атрибуция
[ редактировать ]До 1911 года картина приписывалась Пьеро делла Франческе ; [ 2 ] во многом благодаря сходству с его портретом герцогини Урбино . В 1911 году Роджер Фрай установил, что это произведение Бальдовинетти. Фрай основывал свое утверждение на нескольких основаниях, включая технику, цветовую схему, форму лица и драпировку женщины, все из которых, по его мнению, могли быть приписаны только Бальдовинетти.
Опираясь на свои собственные наблюдения и детали из Джорджо Вазари, «Жизнеописаний художников» он отметил элементы стиля Бальдовинетти, не распространенные среди современных итальянских художников, в том числе манеру, в которой он использовал темперу, а не штриховку для объединения цветов. Далее он отмечает использование сухих цветов и соломенно-желтого цвета, типичного для Бальдовинетти, в то время как Франческа склонялась к более землистым оттенкам кожи с ярким сияющим оттенком. [ 3 ] Сегодня приписывание Фраем Бальдовинетти принимается без особых сомнений.
Описание
[ редактировать ]
Женщина изображена в профиль, что отражает современный интерес к классическому искусству. Сходство тесно связано с античными драгоценными камнями и монетами. [ 4 ] и современные медали , имитирующие их. [ 5 ] Вид в профиль позволял легко передать детали лица, хотя часто подчеркивал нелестные черты; ее опущенные подбородок и брови, неровная линия носа. Однако это позволило Бальдовинетти подчеркнуть покрой платья, линию волос и подчеркнуть (вероятно, воображаемую) длину шеи. [ 6 ] Тонкая белая линия проходит по краю профиля, чтобы подчеркнуть его. [ 7 ] Ее украшенный рукав привлекает внимание зрителя и содержит самые сложные уровни детализации. В то время это были пик моды, часто их можно было отстегнуть от платья ( камора ) и они имели более высокую ценность, часто в несколько раз превышая основной костюм. [ 8 ] На лбу у нее тонкая черная ленза , которая, кажется, сделана из тонкого черного шелка, а ее головной убор в виде френелло почти такой же тонкий и детальный, как и ее рукав. [ 9 ] Картина по-прежнему в оригинальной рамке. [ 10 ]
Натурщица обладает элегантностью и тонкими, тонкими чертами лица — особенно следует отметить выбритые или выщипанные брови и скулы, но она некрасива. Писательница Джилл Кондра описала ее как «суровую» на вид и с «серьезным» лбом. [ 9 ] У женщины характерный нос, плоская грудь, а нижняя губа выступает над верхней. Однако у нее вытянутая, достойная шея и привлекательные оранжевые волосы, которые оживленно ниспадают на плечи, хотя волосы, ниспадающие на спину, могут быть накладными, модным украшением. [ 11 ] Она носит жемчуг на голове и на шее, что символизирует ее богатство, а ее волосы забраны назад, как это было модно в то время. [ 12 ]
Как и другие итальянские женские портреты того времени, работа в основном плоская и прорисована с небольшим указанием объема. Для той эпохи было типично больше внимания уделять контурам, чем объему, и, как и во многих других женских портретах середины 15 века, на нем изображена бледная, но с розовыми губами женщина на плоском синем фоне. [ 13 ] Окраска непрозрачная; у нее слишком бледная кожа. [ 11 ] которая, если не считать румянца на скуле, светлее, но по оттенку похожа на ее платье и волосы. Кроме того, изображение во многом статично; женщина зафиксирована на жестком и однородном синем фоне, и единственным признаком движения являются ее падающие пряди волос. [ 8 ] Выражение ее лица загадочно и непостижимо, портрет представляет собой идеализацию, изображающую натурщицу целомудренной и неподкупной. Историк искусства Деннис Джеронимус описал неподвижность этой работы и подобных портретов как изображения «бледных яркогубых… приколотых бабочек». [ 14 ] В 2008 году газета Evening Standard описала портрет как «настолько ясный и резкий, что она столь же нереальна, как и реальна… нарисованный идеал модных светлых волос, бледной кожи и неестественно высоких бровей. [ 6 ]
Личность няни
[ редактировать ]
Личность натурщицы остается неясной, и историки искусства искали подсказки в узоре на ее рукаве. Несомненно, это геральдический рисунок: три пальмовых листа с двумя темными перьями, перевязанными лентой, представляли бы герб ее семьи или ее поклонника. [ 15 ] Учитывая пышность ее костюма и драгоценностей, она почти наверняка была дворянкой. [ 4 ]

Впервые в 1924 году, в основном на основании герба, было высказано предположение, что это может быть Франческа дельи Стати, жена Анджело Галли (ум. 1459), второстепенного поэта и дипломата из Урбино. [ 2 ] Франческа прославилась в 1445 году за раскрытие заговора против Федерико да Монтефельтро , герцога Урбино , чья жена изображена в « Пьеро делла Франческа» , что привело к неправильной атрибуции. В письме от июня 1443 года эмблема семьи Галли идентифицируется как состоящая из тре пенне (трех ручек), что может быть отсылкой к перьям как пишущим инструментам, хотя на портрете Бальдовинетти изображены два, а не три.
Еще одна связь заключается в пальмовых листьях, которые были декоративным мотивом для домов членов семьи, и их главного палаццо в Борго ди Вальбона, Урбино часто называли палаццо делла пальме . В 1599 году семья сменила имя на Пальма. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ На основании стилистического сходства с другими произведениями.
- ^ Jump up to: а б с д Роулендс, Элиот В. «Портрет женщины в желтом Бальдовинетти». Журнал Burlington Magazine , том 122, № 930, сентябрь 1980 г. 624–625, 627.
- ^ Jump up to: а б Фрай, Роджер. «О профильном портрете Бальдовинетти». Журнал Burlington для ценителей , том 18, вып. 96, март 1911 г. 308–313.
- ^ Jump up to: а б Поттертон, 36–37 лет.
- ^ Ленгмюр, 21–22.
- ^ Jump up to: а б «Какие сказочные лица!». Вечерний стандарт . 17 октября 2008 г.
- ^ Лангмир, 21 год.
- ^ Jump up to: а б Тинагли, 53 года
- ^ Jump up to: а б Кондра, 16 лет
- ^ Ленгмюр, 22 года.
- ^ Jump up to: а б с Броуд и Гаррард, 46 лет
- ^ «Флорентийские портреты XV века» . 10 августа 2017 г.
- ^ Аналогичное устройство использовалось, чтобы расположить портрет на фоне большого голубого неба, лишенного облаков и пейзажа.
- ^ Джером, 36 лет.
- ^ « Портрет дамы ». Национальная галерея . Проверено 17 декабря 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Броуде, Норма ; Гаррард, Мэри Д. (ред.). Расширяющийся дискурс: феминизм и история искусства . Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1992 г.
- Кондра, Джилл. Энциклопедия одежды Гринвуда в мировой истории: Том 2, 1501–1800 гг . Гринвуд, 2007. ISBN 0-313-33664-4
- Джеронимус, Деннис. Пьеро Ди Козимо: Видения прекрасные и странные . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2006. ISBN 0-300-10911-3
- Ленгмюр, Эрика. Путеводитель по Национальной галерее , переработанное издание 1997 года. Лондон: Национальная галерея. ISBN 1-85709-218-X
- Поттертон, Хоман. Национальная галерея . Лондон: Темза и Гудзон, 1977 г.
- Тинагли, Паола. Женщины в искусстве итальянского Возрождения . Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1997.