Jump to content

Ариана Ноземан

Ариана Ноземан (альт: A(d)riana Noseman/Nooseman): урожденная Ариана ван ден Берг (1626/1628 в Мидделбурге — 7 декабря 1661 в Амстердаме ), была первой женщиной, сыгравшей ведущую роль в публичной пьесе в Нидерланды . [1] Дебютировала на сцене 19 апреля 1655 года в амстердамском Шоубурге (Амстердамский театр) в пьесе Яна Якобса. Шиппер , носившая, кстати, свое имя «Несравненная Ариана». [2] [3]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Дочь актера и драматурга Адриана ван ден Берга. [4] Ариана родилась в Мидделбурге между 1626 и 1628 годами. Ее отец владел труппой передвижного театра и перевел и адаптировал несколько английских драм для голландской сцены. Среди них была «Испанская трагедия» Томаса Кида, переименованная в «Дон Херонимо» (1621) на голландском языке . Возможно, Ариана не умела писать.

В то время женщины и дети в труппах передвижных театров были обычным явлением, поскольку эти труппы часто состояли из актерских семей. Считается, что позже она присоединилась к труппе Яна Баптиста ван Форненберга. Эта труппа перенесла традиции голландского театра в отдаленные уголки Европы, совершив поездку по северу Германии и Скандинавии , выступая на ярмарках, а также при королевских дворах, таких как двор шведской королевы Кристины (1653 г.). Находясь в Гамбурге , актриса вышла замуж за своего коллегу, актера Гиллиса Ноземана в реформатской церкви соседней Альтоны . Ариана и Гиллис стали известны как первая актерская пара в истории голландского театра.

Профессиональная жизнь

[ редактировать ]

30 июня 1655 года имя Арианы Ноземан впервые было записано в театральном архиве Амстердама. За 17 спектаклей актрисе заплатили 76,50 голландских флоринов; ей платили даже больше, чем ее мужу, поскольку она приносила на сцену свои роскошные костюмы. В отличие от Италии и Франции, где женщины уже появлялись на общественной сцене, женские сценические роли в Голландской республике в первой половине 17 века все еще, как правило, исполнялись мужчинами. Отставка шести актеров амстердамского театра Шоубург, возможно, привела к дебюту Арианы Ноземан. [ нужна ссылка ]

Ноузман в основном играл серьезные роли. Она была первой актрисой, сыгравшей Баделоха в исторической пьесе «Гейсбрехт ван Эмстел» Йоста ван ден Вондела , одного из самых известных голландских поэтов 17 века. Ее редко видели в фарсах и комических действиях, а еще она пела. Она также считается первой балериной в Нидерландах. [5] Ее часто видели на сцене вместе с мужем то как пару, то как антагонистов. Их дочь Мария Ноземан (род. 1652) пошла по стопам матери, выйдя на сцену в возрасте шести лет. Ноземаны пополнили свои театральные доходы, управляя гостиницей под названием «Верблюд» на одном из каналов Амстердама.

Кальвинистская оппозиция

[ редактировать ]

Выставив себя на всеобщее обозрение, Ноузман столкнулась с неодобрением суровой голландской реформатской церкви . Саймон Шама в «Смущении богатства» отмечает: «В 1655 году в амстердамском театре появилась первая актриса, укрепив мнение духовенства о том, что это место гнуснейшего беззакония. Но Адриана Ноземан, тем не менее, сделала там блестящую карьеру». Нидерланды, несмотря на свой кальвинистский характер, были светским обществом, а Амстердам, столица Голландской Республики , был известен своим свободным и терпимым климатом. запрещенные философы, такие как Локк и Декарт В городе публиковали свои работы порнография , здесь также печаталась .

Ноузман умер 7 декабря 1661 года, возможно, от сердечной боли или от чумы. Три месяца назад она потеряла семилетнего сына Матийса. Она была похоронена на кладбище Ауде Керк (Старая церковь), которое сейчас находится в самом сердце знаменитого квартала красных фонарей Амстердама. Ее смерть стала большой потерей для амстердамского театра Шувбург, который сразу же нанял на ее место четырех новых актрис.

В 1955 году, через триста лет после ее сценического дебюта, городской совет Амстердама почтил ее память открытием улицы Ариана Ноземанстрат в западной части города.

  1. ^ ван Элк, Мартин (2017), ван Элк, Мартин (редактор), «Инсценировка женской добродетели: Элизабет Кэри и Катарина Лескайе» , Раннее современное женское письмо: домашняя жизнь, конфиденциальность и общественная сфера в Англии и Голландской Республике , Раннее Современная литература в истории, Cham: Springer International Publishing, стр. 215–253, doi : 10.1007/978-3-319-33222-2_6 , ISBN.  978-3-319-33222-2 , получено 16 января 2023 г.
  2. ^ Лось, Мартина ван (3 апреля 2019 г.). Женщины-писатели и голландская сцена: общественная женственность в пьесах Верверов и Квестье . Брилл. ISBN  978-90-04-39135-2 .
  3. ^ ван Элк, Мартин (2017), ван Элк, Мартин (редактор), «Инсценировка женской добродетели: Элизабет Кэри и Катарина Лескайе» , Раннее современное женское письмо: домашняя жизнь, конфиденциальность и общественная сфера в Англии и Голландской Республике , Раннее Современная литература в истории, Cham: Springer International Publishing, стр. 215–253, doi : 10.1007/978-3-319-33222-2_6 , ISBN.  978-3-319-33222-2 , получено 16 февраля 2023 г.
  4. ^ Грип, Луи Питер (2006). «Мальчики и женщины-имитаторы в Амстердамском театре семнадцатого века» (PDF) . Средневековый английский театр . 28 .
  5. ^ Стэн (17 января 2019 г.). « Первая женщина на голландской сцене — Ариана Ноземан — Дилан» . Дилан Амстердам . Проверено 28 марта 2023 г.
  • Бен Альбах: Вдоль ярмарочной площади и Ховена. Происхождение и хроника голландской театральной труппы 17 века. Зутфен 1977.
  • Бен Альбах: «Незабываемая Ариана. Первая амстердамская актриса: Spiegel Historiael. 29. 1994. С. 79–83.
  • Малоу Ноземан. Забытая звезда Золотого Века. В: Наш Амстердам. 58.2 2006. С. 62–65.
  • Саймон Шама. Смущение богатства: интерпретация голландской культуры Золотого века. Нью-Йорк. Кнопф, 1987, 408.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 31922b527fee63b61ccae05a0b7c8bc6__1704928680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/c6/31922b527fee63b61ccae05a0b7c8bc6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ariana Nozeman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)