Ариана Ноземан
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2017 г. ) |
Ариана Ноземан (альт: A(d)riana Noseman/Nooseman): урожденная Ариана ван ден Берг (1626/1628 в Мидделбурге — 7 декабря 1661 в Амстердаме ), была первой женщиной, сыгравшей ведущую роль в публичной пьесе в Нидерланды . [1] Дебютировала на сцене 19 апреля 1655 года в амстердамском Шоубурге (Амстердамский театр) в пьесе Яна Якобса. Шиппер , носившая, кстати, свое имя «Несравненная Ариана». [2] [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дочь актера и драматурга Адриана ван ден Берга. [4] Ариана родилась в Мидделбурге между 1626 и 1628 годами. Ее отец владел труппой передвижного театра и перевел и адаптировал несколько английских драм для голландской сцены. Среди них была «Испанская трагедия» Томаса Кида, переименованная в «Дон Херонимо» (1621) на голландском языке . Возможно, Ариана не умела писать.
В то время женщины и дети в труппах передвижных театров были обычным явлением, поскольку эти труппы часто состояли из актерских семей. Считается, что позже она присоединилась к труппе Яна Баптиста ван Форненберга. Эта труппа перенесла традиции голландского театра в отдаленные уголки Европы, совершив поездку по северу Германии и Скандинавии , выступая на ярмарках, а также при королевских дворах, таких как двор шведской королевы Кристины (1653 г.). Находясь в Гамбурге , актриса вышла замуж за своего коллегу, актера Гиллиса Ноземана в реформатской церкви соседней Альтоны . Ариана и Гиллис стали известны как первая актерская пара в истории голландского театра.
Профессиональная жизнь
[ редактировать ]30 июня 1655 года имя Арианы Ноземан впервые было записано в театральном архиве Амстердама. За 17 спектаклей актрисе заплатили 76,50 голландских флоринов; ей платили даже больше, чем ее мужу, поскольку она приносила на сцену свои роскошные костюмы. В отличие от Италии и Франции, где женщины уже появлялись на общественной сцене, женские сценические роли в Голландской республике в первой половине 17 века все еще, как правило, исполнялись мужчинами. Отставка шести актеров амстердамского театра Шоубург, возможно, привела к дебюту Арианы Ноземан. [ нужна ссылка ]
Ноузман в основном играл серьезные роли. Она была первой актрисой, сыгравшей Баделоха в исторической пьесе «Гейсбрехт ван Эмстел» Йоста ван ден Вондела , одного из самых известных голландских поэтов 17 века. Ее редко видели в фарсах и комических действиях, а еще она пела. Она также считается первой балериной в Нидерландах. [5] Ее часто видели на сцене вместе с мужем то как пару, то как антагонистов. Их дочь Мария Ноземан (род. 1652) пошла по стопам матери, выйдя на сцену в возрасте шести лет. Ноземаны пополнили свои театральные доходы, управляя гостиницей под названием «Верблюд» на одном из каналов Амстердама.
Кальвинистская оппозиция
[ редактировать ]Выставив себя на всеобщее обозрение, Ноузман столкнулась с неодобрением суровой голландской реформатской церкви . Саймон Шама в «Смущении богатства» отмечает: «В 1655 году в амстердамском театре появилась первая актриса, укрепив мнение духовенства о том, что это место гнуснейшего беззакония. Но Адриана Ноземан, тем не менее, сделала там блестящую карьеру». Нидерланды, несмотря на свой кальвинистский характер, были светским обществом, а Амстердам, столица Голландской Республики , был известен своим свободным и терпимым климатом. запрещенные философы, такие как Локк и Декарт В городе публиковали свои работы порнография , здесь также печаталась .
Смерть
[ редактировать ]Ноузман умер 7 декабря 1661 года, возможно, от сердечной боли или от чумы. Три месяца назад она потеряла семилетнего сына Матийса. Она была похоронена на кладбище Ауде Керк (Старая церковь), которое сейчас находится в самом сердце знаменитого квартала красных фонарей Амстердама. Ее смерть стала большой потерей для амстердамского театра Шувбург, который сразу же нанял на ее место четырех новых актрис.
В 1955 году, через триста лет после ее сценического дебюта, городской совет Амстердама почтил ее память открытием улицы Ариана Ноземанстрат в западной части города.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ван Элк, Мартин (2017), ван Элк, Мартин (редактор), «Инсценировка женской добродетели: Элизабет Кэри и Катарина Лескайе» , Раннее современное женское письмо: домашняя жизнь, конфиденциальность и общественная сфера в Англии и Голландской Республике , Раннее Современная литература в истории, Cham: Springer International Publishing, стр. 215–253, doi : 10.1007/978-3-319-33222-2_6 , ISBN. 978-3-319-33222-2 , получено 16 января 2023 г.
- ^ Лось, Мартина ван (3 апреля 2019 г.). Женщины-писатели и голландская сцена: общественная женственность в пьесах Верверов и Квестье . Брилл. ISBN 978-90-04-39135-2 .
- ^ ван Элк, Мартин (2017), ван Элк, Мартин (редактор), «Инсценировка женской добродетели: Элизабет Кэри и Катарина Лескайе» , Раннее современное женское письмо: домашняя жизнь, конфиденциальность и общественная сфера в Англии и Голландской Республике , Раннее Современная литература в истории, Cham: Springer International Publishing, стр. 215–253, doi : 10.1007/978-3-319-33222-2_6 , ISBN. 978-3-319-33222-2 , получено 16 февраля 2023 г.
- ^ Грип, Луи Питер (2006). «Мальчики и женщины-имитаторы в Амстердамском театре семнадцатого века» (PDF) . Средневековый английский театр . 28 .
- ^ Стэн (17 января 2019 г.). « Первая женщина на голландской сцене — Ариана Ноземан — Дилан» . Дилан Амстердам . Проверено 28 марта 2023 г.
- Бен Альбах: Вдоль ярмарочной площади и Ховена. Происхождение и хроника голландской театральной труппы 17 века. Зутфен 1977.
- Бен Альбах: «Незабываемая Ариана. Первая амстердамская актриса: Spiegel Historiael. 29. 1994. С. 79–83.
- Малоу Ноземан. Забытая звезда Золотого Века. В: Наш Амстердам. 58.2 2006. С. 62–65.
- Саймон Шама. Смущение богатства: интерпретация голландской культуры Золотого века. Нью-Йорк. Кнопф, 1987, 408.