Египет

Тейсиптла . — это воплощение божества, используемое в ритуальной практике ацтеков Либо человек, либо скульптура, тейксиптлы были созданы для изображения божеств, а в некоторых случаях и умерших предков, которых почитали как божеств. [ 1 ] У ацтеков существовала вера в то, что посредством ритуального облачения, среди других процессов, тейксиптла принимает на себя жизненную силу/универсальную силу (называемую теотль ) божества и становится его воплощением. [ 2 ] Эти ритуальные костюмы включали содранную кожу жертвенных жертв и/или регалии божеств, в том числе головные уборы и одежду, среди прочего снаряжения. [ 3 ] Тейшиптлас часто был ритуальным центром ацтекских фестивалей и присутствовал на протяжении всей жизни ацтеков в городских центрах, сельской местности и т. д. [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Примерный перевод слова «тейшиптла» с науатля на английский — «имитатор», «представитель», «заменитель» и «образ», однако этимология этого слова предполагает гораздо более интимное и сложное понятие, выходящее за пределы этих определений. Слово объединяет морфемы xip и ixtli , означающие «сдирать кожу» или «сдирать кожу» и «глаз/лицо/поверхность» соответственно. [ 2 ] [ 4 ] Кроме того, присутствует суффикс - tla , означающий «заставлять кого-то или что-то быть или относиться к нему как к или характеризоваться». [ 5 ] Результатом является слово «ixiptla», которое переводится как «заставить кого-то или что-то рассматривать/обращаться как/характеризоваться содранной (поверхностью) поверхностью». [ 5 ]
Хотя это составное слово присутствует в некоторых научных отчетах, «ixiptla» не должно стоять отдельно без притяжательного префикса te- (на английском языке его/ее/их/оно). Это потому, что «ixiptla» может существовать только через воплощение сущности. Другими словами, «иксиптла» должна принять «кожу» какой-то сущности, чтобы «характеризоваться» ею, а это означает, что тейшиптла не может существовать независимо от своего владельца, и этот факт подтверждается ритуальной важностью тейшиптлы. [ 5 ]
Обзор
[ редактировать ]Чтобы стать тейксиптлой, люди и скульптуры украшались в рамках ритуального процесса. Цвета, узоры и материалы, используемые для украшения тейшиптлы, были специально и тщательно выбраны, чтобы передать качества богов так, чтобы люди могли ощутить их присутствие. [ 2 ] Это означает, что миф, природные явления, ритуальные процессы и т. д., относящиеся к изображенному божеству, были учтены при создании тейшиптлы, чтобы точно наделить их «качествами бога». [ 2 ] [ 5 ] Флорентийский кодекс сообщает об украшениях как священника (по имени Топильцин Кетцалькоатль), так и скульптуры тейксиптлы бога Уицилопотчли по имени Пайналь. [ 5 ]
«И когда наступил день, появился Пайнальцин, они очень локализовали воплощение Уицилопочтли. Он [Топильцин Кецалькоатль] несет его на руках; деревянное воплощение Пайналя было антропоморфным. Того, кто несет его на руках, зовут Топильцин Кецалькоатль. пышно украшен перьями от плеча до бедра. А воплощение Пайнала украшено костюмом колибри, его головным убором, свисающим золотым знаменем, ожерельем из зеленого камня и задним зеркалом. . И он вел его, он нес свой змеиный посох, покрытый бирюзой». [ 5 ]

Человеческие тейксиптлы обычно представляли собой рабов, купленных для выполнения церемониальной цели воплощения божества. [ 4 ] Торговцы обычно покупали рабов и путешествовали с ними из окрестных общин в Теночтитлан , где они затем подвергались ритуальным процессам, таким как купание, одевание, танцы, а по завершении церемоний приносились в храм и приносились в жертву. [ 1 ] Часто костюмы, которые надевали человеческие тейшиптлы, представляли собой содранные шкуры жертвенных жертв, поскольку ацтеки считали, что кожа содержит энергию личности, а акт ношения кожи - это акт принятия новой личности, личности божества. . [ 3 ] [ 5 ]
Скульптурные тейшиптлы изготавливались из камня, дерева или теста. [ 1 ] Эти фигуры были антропоморфными, однако больше внимания уделялось ритуальной одежде, чем правильной анатомии. Они были вырезаны либо полностью одетыми, либо обнаженными (позже предполагалось, что их облачат в ритуальные одежды из другого материала). [ 1 ] Эти тейшиптлы рассматривались не как безжизненные изображения, а скорее как существа, уже наделенные одушевленностью, поскольку их материалы содержали теотл, а процесс их изготовления вызывал присутствие божества. [ 5 ] Некоторые из этих тейксиптл должны были стать постоянными, однако другие были похоронены или уничтожены в рамках ритуала. [ 6 ] [ 1 ]

Некоторые тейксиптлы олицетворяли умерших предков, а не божество. Считалось, что лидеры ацтекских общин были наделены более высоким уровнем теотля, поскольку они брали на себя ответственность за поддержание гармонии между своим сообществом и космосом. [ 1 ] Тейшиптласы были созданы после смерти этих значительных общественных деятелей как «ритуальное подтверждение» «ассимиляции» этого человека с теотлем после его смерти, а также «сохранение» его «постоянной должности». [ 1 ] Эти тейксиптлы служили напоминанием о взаимозависимых отношениях ацтекского сообщества с силами Вселенной.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Таунсенд, Ричард Фрейзер (1979). Государство и космос в искусстве Теночтитлана . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. стр. 1–78.
- ^ Jump up to: а б с д Гарсия, Элоди Дюпей (18 декабря 2020 г.). «Создание ветра: цвет, материальность и чувства в изображениях мезоамериканского божества». Латиноамериканская и латиноамериканская визуальная культура . 2 (4): 14–31. дои : 10.1525/lavc.2020.2.4.14 .
- ^ Jump up to: а б Лаак, Изабель (2019). Ацтекская религия и искусство письма: исследование воплощенного смысла, местной семиотики и чувства реальности науа . Лейден, Бостон: Лейден, Бостон: BRILL. стр. 197–202. ISBN 90-04-39201-7 .
- ^ Jump up to: а б Магалони Керпель, Диана; Медина, Куаутемок (2014). Цвета Нового Света: художники, материалы и создание Флорентийского кодекса . Лос-Анджелес: Исследовательский институт Гетти.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бассетт, Молли Х (2015). Судьба земных вещей: ацтекские боги и тела богов (первое изд.). Остин, Техас: Издательство Техасского университета.
- ^ Тонг, Ричард. «Воплощение священных ацтекских знаний» . Думбартон Оукс .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ДиЧезаре, Кэтрин Р. (2009). Подметая путь: трансформация дайвинга на ацтекском фестивале Очпаництли . Университетское издательство Колорадо. ISBN 978-0-87081-943-8