Jump to content

Египет

Иллюстрация тейксиптлы в ритуальной процессии из Кодекса Мальябекьяно.

Тейсиптла . — это воплощение божества, используемое в ритуальной практике ацтеков Либо человек, либо скульптура, тейксиптлы были созданы для изображения божеств, а в некоторых случаях и умерших предков, которых почитали как божеств. [ 1 ] У ацтеков существовала вера в то, что посредством ритуального облачения, среди других процессов, тейксиптла принимает на себя жизненную силу/универсальную силу (называемую теотль ) божества и становится его воплощением. [ 2 ] Эти ритуальные костюмы включали содранную кожу жертвенных жертв и/или регалии божеств, в том числе головные уборы и одежду, среди прочего снаряжения. [ 3 ] Тейшиптлас часто был ритуальным центром ацтекских фестивалей и присутствовал на протяжении всей жизни ацтеков в городских центрах, сельской местности и т. д. [ 1 ]

Этимология

[ редактировать ]

Примерный перевод слова «тейшиптла» с науатля на английский — «имитатор», «представитель», «заменитель» и «образ», однако этимология этого слова предполагает гораздо более интимное и сложное понятие, выходящее за пределы этих определений. Слово объединяет морфемы xip и ixtli , означающие «сдирать кожу» или «сдирать кожу» и «глаз/лицо/поверхность» соответственно. [ 2 ] [ 4 ] Кроме того, присутствует суффикс - tla , означающий «заставлять кого-то или что-то быть или относиться к нему как к или характеризоваться». [ 5 ] Результатом является слово «ixiptla», которое переводится как «заставить кого-то или что-то рассматривать/обращаться как/характеризоваться содранной (поверхностью) поверхностью». [ 5 ]

Хотя это составное слово присутствует в некоторых научных отчетах, «ixiptla» не должно стоять отдельно без притяжательного префикса te- (на английском языке его/ее/их/оно). Это потому, что «ixiptla» может существовать только через воплощение сущности. Другими словами, «иксиптла» должна принять «кожу» какой-то сущности, чтобы «характеризоваться» ею, а это означает, что тейшиптла не может существовать независимо от своего владельца, и этот факт подтверждается ритуальной важностью тейшиптлы. [ 5 ]

Чтобы стать тейксиптлой, люди и скульптуры украшались в рамках ритуального процесса. Цвета, узоры и материалы, используемые для украшения тейшиптлы, были специально и тщательно выбраны, чтобы передать качества богов так, чтобы люди могли ощутить их присутствие. [ 2 ] Это означает, что миф, природные явления, ритуальные процессы и т. д., относящиеся к изображенному божеству, были учтены при создании тейшиптлы, чтобы точно наделить их «качествами бога». [ 2 ] [ 5 ] Флорентийский кодекс сообщает об украшениях как священника (по имени Топильцин Кетцалькоатль), так и скульптуры тейксиптлы бога Уицилопотчли по имени Пайналь. [ 5 ]

«И когда наступил день, появился Пайнальцин, они очень локализовали воплощение Уицилопочтли. Он [Топильцин Кецалькоатль] несет его на руках; деревянное воплощение Пайналя было антропоморфным. Того, кто несет его на руках, зовут Топильцин Кецалькоатль. пышно украшен перьями от плеча до бедра. А воплощение Пайнала украшено костюмом колибри, его головным убором, свисающим золотым знаменем, ожерельем из зеленого камня и задним зеркалом. . И он вел его, он нес свой змеиный посох, покрытый бирюзой». [ 5 ]

Тейшиптла ацтекского божества Шипе Тотека , изображенного в содранной коже жертвенной жертвы.

Человеческие тейксиптлы обычно представляли собой рабов, купленных для выполнения церемониальной цели воплощения божества. [ 4 ] Торговцы обычно покупали рабов и путешествовали с ними из окрестных общин в Теночтитлан , где они затем подвергались ритуальным процессам, таким как купание, одевание, танцы, а по завершении церемоний приносились в храм и приносились в жертву. [ 1 ] Часто костюмы, которые надевали человеческие тейшиптлы, представляли собой содранные шкуры жертвенных жертв, поскольку ацтеки считали, что кожа содержит энергию личности, а акт ношения кожи - это акт принятия новой личности, личности божества. . [ 3 ] [ 5 ]

Скульптурные тейшиптлы изготавливались из камня, дерева или теста. [ 1 ] Эти фигуры были антропоморфными, однако больше внимания уделялось ритуальной одежде, чем правильной анатомии. Они были вырезаны либо полностью одетыми, либо обнаженными (позже предполагалось, что их облачат в ритуальные одежды из другого материала). [ 1 ] Эти тейшиптлы рассматривались не как безжизненные изображения, а скорее как существа, уже наделенные одушевленностью, поскольку их материалы содержали теотл, а процесс их изготовления вызывал присутствие божества. [ 5 ] Некоторые из этих тейксиптл должны были стать постоянными, однако другие были похоронены или уничтожены в рамках ритуала. [ 6 ] [ 1 ]

Резная тейксиптла из Сочипилли

Некоторые тейксиптлы олицетворяли умерших предков, а не божество. Считалось, что лидеры ацтекских общин были наделены более высоким уровнем теотля, поскольку они брали на себя ответственность за поддержание гармонии между своим сообществом и космосом. [ 1 ] Тейшиптласы были созданы после смерти этих значительных общественных деятелей как «ритуальное подтверждение» «ассимиляции» этого человека с теотлем после его смерти, а также «сохранение» его «постоянной должности». [ 1 ] Эти тейксиптлы служили напоминанием о взаимозависимых отношениях ацтекского сообщества с силами Вселенной.

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Таунсенд, Ричард Фрейзер (1979). Государство и космос в искусстве Теночтитлана . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. стр. 1–78.
  2. ^ Jump up to: а б с д Гарсия, Элоди Дюпей (18 декабря 2020 г.). «Создание ветра: цвет, материальность и чувства в изображениях мезоамериканского божества». Латиноамериканская и латиноамериканская визуальная культура . 2 (4): 14–31. дои : 10.1525/lavc.2020.2.4.14 .
  3. ^ Jump up to: а б Лаак, Изабель (2019). Ацтекская религия и искусство письма: исследование воплощенного смысла, местной семиотики и чувства реальности науа . Лейден, Бостон: Лейден, Бостон: BRILL. стр. 197–202. ISBN  90-04-39201-7 .
  4. ^ Jump up to: а б Магалони Керпель, Диана; Медина, Куаутемок (2014). Цвета Нового Света: художники, материалы и создание Флорентийского кодекса . Лос-Анджелес: Исследовательский институт Гетти.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бассетт, Молли Х (2015). Судьба земных вещей: ацтекские боги и тела богов (первое изд.). Остин, Техас: Издательство Техасского университета.
  6. ^ Тонг, Ричард. «Воплощение священных ацтекских знаний» . Думбартон Оукс .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • ДиЧезаре, Кэтрин Р. (2009). Подметая путь: трансформация дайвинга на ацтекском фестивале Очпаництли . Университетское издательство Колорадо. ISBN 978-0-87081-943-8
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32e41e03befb83cfcacb8aefd3b16cfe__1689116520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/fe/32e41e03befb83cfcacb8aefd3b16cfe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Teixiptla - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)