Ханс де Йоде
Ханс де Йоде или Ян де Йоде ( Гаага , 1630 — Вена , после 1662) — голландский художник, известный своими морскими картинами, сценами в гавани и итальянскими пейзажами. Он покинул родную Голландию в раннем возрасте и работал в Венеции и Вене. В последнем городе, где он, вероятно, прожил остаток своей жизни, он входил в круг голландских и фламандских художников, имевших контакты с императорским двором. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Об этом художнике, который, как полагают, родился в Гааге в 1630 году, известно очень мало. [ 2 ] Он также учился на художника в своем родном городе. [ 3 ] Самое раннее задокументированное упоминание о художнике датируется 1656 годом. 10 июля того же года художник Петрус Виньуа обратился с петицией в Хоф ван Холланд (Суд Голландии, в то время высший судебный орган Голландской Республики) из тюрьмы в Гаага, где он был заперт. В своей петиции Виньуа рассказывает о событиях, которые привели к его аресту: вечером 25 августа 1647 года он и его коллеги-художники Ханс де Жод, Карел Кодде и Бартоломеус Аппельман прогуливались по Гааге, когда двое мужчин начали преследовать их и преследовать. Несмотря на уговоры художников отступить, они были вынуждены обнажить мечи. В завязавшейся драке де Жод настолько серьезно ранил одного из мужчин, что тот сразу же скончался. В ту же ночь де Жод покинул Гаагу. Трое других художников оставались в Гааге, пока каждый из них не отправился в учебную поездку в Италию. Судебный пристав начал судебное разбирательство против четверки только в 1653 году. Кодде, единственный, кто вернулся в Гаагу, смог быстро доказать свою невиновность, и его отпустили. Трое других, проживающих за границей, даже не знали, что против них возбуждено уголовное дело. Виньуа был заперт по возвращении из Италии в 1656 году. В своем прошении он упоминает, что считалось, что де Жод в тот момент проживал в Венеции или в Константинополе. [ 4 ] Это может быть доказательством того, что де Жод действительно посещал Константинополь. [ 5 ]
Считается, что, покинув Голландию в 1647 году, де Жод сначала отправился в Венецию. Здесь он, вероятно, встретился как с Иоганном Антоном Эйсманом , художником морских и батальных сцен из Зальцбурга, так и с Йозефом Хайнцем Младшим , художником мифологических и религиозных сцен из Аугсбурга. Предполагается, что он отправился в Рим, куда приезжало большинство нидерландских художников своего времени. Влияние живописного и драматического стиля римского художника Сальватора Розы на творчество де Жоде, похоже, подтверждает такой визит в Рим. Пейзажи Де Жоде повторяют мотивы так называемых Бамбоччанти , группы в основном голландских и фламандских художников-жанристов, действовавших в Риме и создававших небольшие кабинетные картины, изображающие повседневную жизнь низших классов в Риме и его сельской местности. [ 5 ]
Де Жоде уехал из Италии в Вену не позднее 1659 года, года, когда он написал «Вид на вершину Сераля с дворцом Топкапы» ( Музей истории искусств ). В следующем году де Жоде работал вместе с Яном ван Оссенбеком и Николаусом ван Хой над публикацией, документирующей декорации, сделанные для премьеры пьесы Джованни Франчески Марчелло «Пелопе Гелосо». [ 6 ] Единственная прижизненная запись о де Жоде была сделана по случаю его свадьбы с Элизабет Гайе 8 января 1662 года в Шоттенкирхе (шотландской церкви) в Вене. Свидетелями на свадьбе были два фламандских художника из Антверпена, живописец Ян де Хердт и гравер Франциск ван дер Стин . Ван дер Стин прибыл в Вену, когда австрийский эрцгерцог Леопольд Вильгельм оставил свой пост губернатора Испанских Нидерландов и вернулся в Вену в 1656 году. Присутствие двух фламандских художников на его свадьбе показывает, что де Жод вращался в кругу нидерландских художников. работавший в Вене, часто по заказам императорского двора. [ 5 ]
Де Жод умер вскоре после женитьбы, поскольку его картины, датированные после 1661 года, неизвестны. Между 1677 и 1680 годами принц Карл Евсевий, принц Лихтенштейна , основатель коллекции Лихтенштейна , приобрел 11 картин де Жода для картинной галереи в своем дворце в Валтице в Южно-Моравском крае . Многие из этих продаж были осуществлены при посредничестве фламандского художника-пейзажиста Ренье Меганка из Брюсселя. Стилистическое сходство работ Меганка и де Жода позволяет предположить, что Меганк какое-то время провёл в мастерской последнего и, возможно, даже возглавил мастерскую де Жода после его смерти. [ 3 ] Меганк явно выступал в роли палача по завещанию де Жода. [ 5 ]
Работа
[ редактировать ]Де Жод был специалистом-пейзажистом, создававшим морские картины, сцены в гавани и итальянские пейзажи. В его творчестве отражены идеи и мотивы, с которыми он познакомился во время пребывания в Италии. Иоганн Антон Эйсманн, вероятно, пробудил в нем интерес к морской живописи, в то время как использование драматического освещения Йозефом Хайнцем Младшим повлияло на использование света в его работах. Дальнейшее влияние оказали живописные качества и драматическое освещение в работах Сальватора Розы. Художники Бамбоччанти с их изображениями убогой повседневной жизни среди пейзажей повлияли на выбор некоторых его картин. В работах де Жода также можно найти голландских итальянских художников-пейзажистов, таких как Карел Дюжарден или Николаес Берхем , которые создавали виды на гавань и аркадские пейзажи, залитые теплым южным светом. [ 6 ]
Два подписанных де Жоде пейзажа, датированные сейчас находятся в музее Кастельвеккьо 1657 годом и датированные 1657 годом, в Вероне, ясно показывают влияние этих разрозненных источников вдохновения. Это особенно заметно в сцене в гавани с классическими элементами , где вдохновение Бамбоччанти проявляется в стаффаже на набережной, а также влияние Сальватора Розы и художников-пейзажистов герцога Аркадии в классических элементах и башнях. [ 5 ] [ 7 ] Североевропейское влияние также заметно в фигурах и его внимании к атмосферной передаче сцены, в частности, посредством модуляции света. [ 7 ]
Его «Вид на вершину Сераля с дворцом Топкапы» (1659, Художественно-исторический музей ) некоторые считают свидетельством того, что он посетил Константинополь в 1650-х годах. Однако, поскольку его точка зрения включает в себя определенные неточности, более вероятно, что он основывал свою точку зрения на нескольких источниках, включая гравюры, о городе, которые он объединил в свою композицию. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Точка зрения № 14: Вид Ганса де Йоде на вершину Сераля с дворцом Топкапы. Презентация: 4 декабря 2015 г. - 27 марта 2016 г., обзор на Codart.
- ^ Ханс Де Йоде из Нидерландского института истории искусств.
- ^ Jump up to: а б Мирослав Киндл, Нидерландские художники на службе у епископа Карла фон Лихтенштейн-Кастелькорно в: Ондржей Якубец (ред.), Карл фон Лихтенштейн-Кастелькорно (1624–1695), епископ Оломоуцкий и центральноевропейский князь, Оломоуц, 2019, стр. 265–282
- ^ Авраам Бредиус (ред.), Описи художников. Документы по истории голландского искусства 16, 17 и 18 веков , т. 1, с. 7, Гаага, 1921 г., стр. 2–6 (на голландском языке) (на немецком языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гвидо Месслинг и Михаэль Одлозил, Точка зрения № 14: Вид на «Burg desz Grossen Türckhen» (Дворец Великого Турка) , Музей истории искусств, Вена, 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Мирослав Киндл, Голландские художники второй половины 17 века на службе у князей Лихтенштейна в Фельдсберге (Валтице) , в: Лихтенштейнско-чешская комиссия историков (ред.), «Лихтенштейн и искусство», том 3, Вадуц, HWFL, 2014, стр. 172–173 (на немецком языке).
- ^ Jump up to: а б Ханс де Йоде, Марина с лодками на пристани и башнями на аукционе Finarte 20 мая 2008 г., Милан, лот 28 (на итальянском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Хансом де Йоде, на Викискладе?