Хазиле
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2013 г. ) |
Хаджиле был экспериментальным проектом, разработанным Британского Адмиралтейства Управлением по разработке разного вооружения (DMWD) в последние годы Второй мировой войны для замедления приземления сбрасываемых с воздуха грузов с помощью тормозных ракет .
Разработка
[ редактировать ]Проект был инициирован по запросу армии на разработку метода сбрасывания тяжелой техники и транспортных средств с самолетов на высокой скорости, сохраняющего как техники конечную скорость можно дольше, чтобы минимизировать снос и ущерб от зенитных артиллерийских батарей. . Кроме того, требовалось, чтобы при приземлении техника получила лишь минимальные повреждения или вообще не получила повреждений, а после падения была готова к развертыванию в течение нескольких минут.
Высокая скорость падения исключала возможность использования парашютов , поэтому DMWD пришла в голову идея загрузить капли на платформу, окруженную кордитовыми ракетами. Они выстрелят в последний момент, чтобы замедлить технику до безопасной посадочной скорости. В ходе первоначального теста было получено кодовое название проекта; Когда выхлоп ракет окутал аппарат шлейфом дыма и огня, дежурный офицер, капитан ГОК «Джок» Дэвис, заметил: «Посмотрите на это! Это Илия наоборот», имея в виду вознесение библейского пророка на Небеса в « огненная колесница». [ 1 ]
Тестирование
[ редактировать ]Первоначальные тесты
[ редактировать ]Когда начались испытания, стал очевиден ряд проблем. Самым непосредственным был вопрос о том, как заставить ракеты выстрелить точно в нужный момент. Слишком рано, и платформа снова наберет достаточную скорость, чтобы повредить груз. Слишком поздно, и замедление будет неэффективным. Решением стал отвес , который свисал под платформой и активировал ракеты при падении на землю. Однако реализация этой идеи осложнялась тем фактом, что вес отвеса должен был быть тщательно выверен, достаточно тяжелым, чтобы его не сдуло обратно в нижнюю часть платформы сильным восходящим ветром во время падения, но все еще достаточно чувствителен, чтобы немедленно реагировать на столкновение с «размытой» местностью, такой как вереск или высокая трава.
Самые ранние испытания проводились путем простого падения бетонного блока с высокого крана (сохранившийся фильм был показан в BBC документальном сериале «Тайная война» в 1978 году). В первых двух испытаниях использовалось недостаточное количество ракетного топлива , в результате чего бетонный блок прочно врезался в землю. Во время третьего и последнего испытания технические специалисты заправили ракеты слишком большим количеством топлива, и блок снова поднялся на несколько десятков футов в воздух, прежде чем рухнуть на землю.
Прототип устройства был сконструирован для использования над водой, поскольку относительно плоская и гладкая поверхность воды будет служить идеализированной наземной целью, и, если повезет, установка не получит никаких повреждений при падении. Вес отвеса был определен экспериментально, и начались первые натурные испытания. Большой бетонный блок был привязан к вершине платформы Хаджиле, а установка загружена в бомбардировщик «Ланкастер» . После того, как несколько попыток сбросить устройство закончились попаданиями слишком далеко от берега, чтобы их можно было заснять на пленку, экипажу бомбардировщика было приказано прицелиться как можно ближе к испытательному комплексу с высоты 2000 футов (610 м). Джеральд Пол, в то время член DMWD, вспоминает (Pawle 1972: 173):
Когда [Хаджиле] с криком пронесся в воздухе, наблюдатели на пирсе смотрели с открытыми ртами. Затем, внезапно осознав, что он попадет прямо, все бросились бежать изо всех сил по длинной дощатой дороге. Бетонная «бомба» упала прямо на крышу инженерного цеха DMWD. Он пробил массивную стальную балку, а затем разрушил крытый проход, ведущий к пароходному причалу. К счастью, обошлось без жертв, хотя повара Рена , готовившие обед в нескольких футах от разрушенного убежища, думали, что наступил конец света.
При дальнейших испытаниях первоначальная конструкция с четырьмя ракетами оказалась несколько неэффективной. Добавление еще четырех ракет, равномерно расположенных вокруг платформы, увеличило замедление настолько, что блок полностью остановился в нескольких футах над водой, и Хаджиле тихо погрузился под поверхность, а не с грохотом врезался в воду, как это произошло при использовании четырехракетная конструкция.
Уточнение
[ редактировать ]DMWD попыталось закупить несколько джипов для загрузки в Хаджиле для испытаний прототипа на суше, но оказалось трудно убедить Королевский флот предоставить рабочие машины для сброса с самолета на высоте 2000 футов (610 м), привязанного к экспериментальному, и потенциально взрывоопасное устройство. предоставили два джипа В конце концов ВМС США , и испытания начались всерьез. Первое испытание закончилось впечатляющим провалом, поскольку выпавший в тот день снегопад повредил взрыватели ракеты. Ракеты не выстрелили, и вся установка рухнула на землю, замедляясь только небольшим пилотным парашютом, ударившись о землю на скорости около 40 футов / с (12 м / с) и причинив джипу серьезные повреждения. Хаджиле пришлось еще две недели возиться, прежде чем было проведено еще одно испытание. На этот раз ракеты выстрелили успешно, и когда дым рассеялся, джип остался относительно целым, но оказался перевернутым, а ракеты с платформы были направлены в небо.
Дальнейшие испытания показали, что Хаджиле невероятно ненадежен: в некоторых испытаниях ракеты давали осечки и отправляли платформу во вращение, в то время как в других вес груза был неправильно оценен, и платформа взлетала на некоторое расстояние, прежде чем рухнуть обратно на землю. достаточной силы, чтобы разорвать фитинги.
Один из последних запусков ракет с буровой установки произошел утром перед высадкой в Нормандии . Хаджиле находился на земле в окружении своей команды, когда электрик, не подозревая, что устройство находится под напряжением, начал проверять проводку и случайно подключил цепь зажигания. Все восемь ракет немедленно выстрелили, и платформа поднялась на сорок футов в воздух, прежде чем качнуться в сторону и рухнуть обратно на землю, ранив несколько членов экипажа и ослепив одного на несколько дней.
Последствия
[ редактировать ]Испытания Хаджиле продолжались достаточно долго, поэтому к моменту окончания войны устройство все еще не работало надежно, и, не имея возможности реализовать проект, он был отложен. Роспуск DMWD после войны привел к тому, что стеллажи стали постоянными. Как и в случае со многими подобными исследовательскими проектами, подробности о Хаджиле держались в секрете в течение многих лет, и после того, как документы, описывающие проект, стали достоянием общественности, он не вызвал большого интереса.
См. также
[ редактировать ]- Ретроракета
- Советская техника десантирования, похожая на Хаджиле
- Этап спуска Curiosity
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джеральд Поул (1957), Секретное оружие Второй мировой войны (оригинальное название, «Секретная война »), переиздание 1967 года, Нью-Йорк: Баллантайн, Часть II, «Враг под водой», гл. 15, «Мантия Илии», стр. 202-203.
Ссылки
[ редактировать ]- Поул, Г. Тайная война , Белый лев, 1972. ISBN 0-85617-120-4
- Джонсон, Б. Тайная война , BBC Publications, 1978. ISBN 0-09-920790-7