Тадаси Кавамата
Тадаси Кавамата | |
---|---|
Тадаси Кавамата | |
![]() Кавамата в 2010 году | |
Рожденный | |
Национальность | японский |
Известный | Современное искусство |
Тадаси Кавамата (川俣正, Кавамата Тадаси, родился 24 июля 1953 г.) — японский художник-инсталлятор. После первого изучения живописи в Токийском университете искусств Кавамата обнаружил интерес к практике инсталляций. Используя восстановленные строительные материалы, такие как деревянные доски, он начал строить элементарные перегородки в галереях и квартирах, чтобы исследовать восприятие пространства.
Увлечение Каваматы городским ландшафтом Токио и его постоянная трансформация вскоре привели к созданию более масштабных инсталляций на месте в городах Японии и за рубежом. После участия в Венецианской биеннале в 1982 году, когда ему было всего 28 лет, последующие проекты Каваматы привели его к работе в Европе, Северной Америке и Южной Америке.
Эти эфемерные инсталляции поднимают вопросы об архитектуре и ее постоянстве, а также привлекают внимание к социальным реалиям, таким как резкие классовые различия, очевидные в крупных городах. С 2000-х годов инсталляции художника приобретают все большую экологическую направленность, противодействуя экологическим катастрофам, таким как накопление мусора или последствия землетрясения и цунами Тохоку 2011 года.
С 2006 года он жил и работал между Парижем и Токио.
Биография
[ редактировать ]Тадаси Кавамата родился в Микасе , шахтерском городке на острове Хоккайдо , и вырос в сельской, сельскохозяйственной среде. [ 1 ] : 82
Будучи студентом масляной живописи в Токийском университете искусств , Кавамата читал переводы произведений французских философов Мориса Мерло-Понти , Жана-Поля Сартра , Мишеля Фуко , Мишеля Серра и Ролана Барта . [ 1 ] : 83 Открытие структуралистской теории привело художника к тому, что он начал рассматривать искусство не как объект, а как процесс деконструкции и реконструкции, а также как опыт.
После трехлетнего развития своей живописной практики Кавамата утверждает, что однажды он почувствовал, что не может продолжать:
Я смотрел на холст, на рамку вокруг него. Я думал о том, как эта деревянная рама поддерживает картину, как, в переносном смысле, выставка делает искусство. И я задавался вопросом, не может ли эта структура стать независимой базой для моей работы. У меня не было ни денег, ни студии, ни какой-то конкретной техники, поэтому я брал взаймы материал и помещение. [ 2 ]
Кавамата начал свою практику монтажа в 1979 году, используя пиломатериалы в качестве основного материала для выхода за рамки традиционных выставочных площадей. Практика инсталляций в нетрадиционных пространствах восходит к 1960-м годам в Японии, когда художники, которые не могли позволить себе хранить свое искусство или выставлять свои работы в арендуемых галереях, регулярно организовывали выставки временного характера. [ 3 ] Однако художники-инсталляторы, такие как Кавамата, также интересовались «физичностью» ( синтай-сэй ) инсталляций и хотели, чтобы зрители могли войти в них. [ 3 ] Художник заявил в интервью, что во время учебы он был увлечен понятием пространства: «Мне хотелось узнать, как из определенных пространственных расположений возникает атмосфера». [ 4 ]
Получив степень бакалавра искусств в 1979 году и степень магистра искусств в 1981 году в Токийском университете искусств, Кавамата получил возможность впервые представить свои работы в Европе. Он был выбран в качестве одного из трех художников, представивших японский павильон на Венецианской биеннале в 1982 году, в возрасте 28 лет, и в течение шести месяцев после открытия путешествовал по Европе. [ 5 ] : 98
Кавамата поселился в Нью-Йорке на два года в 1980-х годах. За это время у него появился сильный интерес к художникам-граффити и их тайным и часто анонимным практикам, существовавшим за пределами арт-рынка и музейных систем. [ 1 ] : 83
Художник вел странствующий и несколько кочевой образ жизни, работая в Японии, США, Канаде, Южной Америке и Европе. С 2006 года он живет неполный рабочий день в Токио и неполный рабочий день во Франции и преподает в Высшей национальной школе изящных искусств в Париже.
Монтажные работы: 1979 – сегодня
[ редактировать ]Кавамата заявил, что все его инсталляции можно рассматривать как одно произведение:
Я строю, я деконструирую, я строю, я деконструирую, я строю... Это как цветок. Цветок растет, цветет и увядает, а на следующий год снова зацветает. Это непрерывный ансамбль, существующий на многих площадках: в Европе, Японии, Америке. Иногда здесь цветет, иногда там.... Масштаб может быть разным, материал... Это непрерывный проект, который следует одной и той же идее, той же концепции, но место другое, мне приходят на помощь разные люди, организация разная, каждый раз опыт разный. . Но в то же время это всегда одно и то же. [ 5 ] : 101–102
Художник также последовательно отдавал предпочтение обычным материалам, в частности восстановленной древесине, используемой для проектов промышленного строительства. Кавамата настаивает на его доступности и доступности во всех частях мира, где он работал. [ 6 ]
Еще одним определяющим элементом практики Каваматы является ее коллективный характер. Художник зависит от помощи других в реализации многих своих работ, особенно в более крупном масштабе. Он говорит, что ценит развитие своих идей вместе с другими, будь то студенты, плотники, архитекторы, инженеры или кто-либо еще, кто открыт для внесения предложений. [ 7 ] : 44 Художник организовал «мастерские» для коллективной разработки проектов, как это было в 2008 году в Высшей национальной школе архитектуры Версаля , когда он работал со 150 студентами над созданием инсталляции Gandamaison . [ 7 ] : 44
Несмотря на архитектурный характер инсталляций Каваматы, он заявил, что «не разбирается в архитектуре». [ 6 ] Однако он сотрудничал с архитекторами для реализации своих крупномасштабных инсталляционных работ. [ 8 ] Хотя художник использует предварительные эскизы и рисунки, он утверждает, что невозможно предсказать, как будет выглядеть инсталляция после завершения, поскольку окончательную форму инсталляция принимает только в процессе строительства. [ 9 ]
Ранние установки
[ редактировать ]Первыми трехмерными инсталляциями Каваматы были простые деревянные перегородки, которые позволяли ему реструктурировать интерьеры, как, например, Measure Scene 2 , представленная в 1979 году. [ 7 ] : 10 Кавамата построил временную стену, которая разделяла пространство галереи, чтобы посетители могли осознавать комнату, в которой они находились. Историк искусства Моуна Мекуар сравнивает эти перегородки с дверями сёдзи , важным элементом традиционной японской архитектуры . [ 7 ] : 10
В том же году инсталляция « По земле» побудила художника выступить на открытом воздухе. Кавамата был очарован полоской пустой земли на берегу реки Тама , которую он мельком увидел, проезжая мимо на поезде. Он называл ее «ничейной землей», вдали от человеческого жилья и из-за близости к реке иногда под водой. [ 7 ] : 11 Кавамата использовал переработанные строительные материалы, чтобы построить здесь элементарную деревянную конструкцию, не получив на это разрешения. Бай Лэнд оставался на месте три дня, прежде чем был обнаружен властями и снесен. [ 7 ] : 11
За исключением By Land , ранние инсталляции Каваматы оставались ограниченными внутренними помещениями. В начале 1980-х Кавамата построил инсталляции в пустующих сдаваемых в аренду квартирах. Для комнаты 205 Takara House художник установил стандартные 10-метровые деревянные панели. 2 квартира в Токио. Горизонтальные панели разделили пространство на различные модули и фильтровали естественный свет квартиры. Затем Кавамата пригласил двадцать посетителей войти в помещение, используя предоставленную карту для перемещения по свежепридуманной квартире. [ 7 ] : 12
Проекты строительных площадок
[ редактировать ]Будучи студентом Токио 1970-х годов, Кавамата был очарован постоянными преобразованиями города и его кажущимся непостоянством. Он вспоминает, как видел из окна своей квартиры методологически деконструированное здание, исчезнувшее и всего несколько месяцев спустя замененное другим: «Я был свидетелем из своего окна операции городского метаболизма, переваривания/регургитации материалов, которые, казалось, были связаны с городской жизнью. цикл." [ 7 ] : 15
Кроме того, в студенческие годы Кавамата восхищался американским художником Гордоном Матта-Кларком . В отличие от ландшафтных художников , которые вмешивались в широко открытые, естественные открытые пространства, крупномасштабные архитектурные интервенции Матта-Кларка были задуманы для чрезмерно развитого, плотно упакованного городского пейзажа и всех его бурных действий. [ 5 ] : 119
Когда Кавамата работает в черте города, его инсталляции сначала появляются в городском ландшафте, как и любая другая строительная зона. Однако поначалу банальное зрелище вскоре преображается. Эту метаморфозу метко описал директор Documenta 8 Манфред Шнекенбургер, который пригласил Кавамату принять участие в знаменитой повторяющейся выставке 1987 года. Кавамата решил построить инсталляцию внутри и вокруг церкви в Касселе , которая подверглась бомбардировке во время войны и которая осталась заброшенной после реконструкции центра города:
Что было... поразительным, так это мастерство, с которым Кавамата позволил этой хаотичной массе вырасти сначала в филигранный эшафот, затем в более компактный корпус, а затем в тысячекратный комплекс жестикуляций, динамично вырываясь и высоко устремляясь к руинам. Точное планирование и бурное развитие едва вообразимо слились воедино. Избитая фраза об органическом строительстве приобрела собственный смысл. [ 10 ]
После завершения разбомбленная церковь, казалось, опиралась на шаткие доски, собранные Каваматой, олицетворяющие одновременно хрупкость и непреклонную силу. Писательница Иветт Биро рассказывает о своем опыте посещения этого сайта:
С одной стороны, у нас сложилось впечатление, что мы стали свидетелями нормального строительного процесса... с другой стороны, внутри помещения мы неожиданно обнаружили мирную зону. Тишина и энергия действия сталкивались и, более того, поддерживали друг друга, придавая этим странным руинам ощущение живости, иллюзию динамичного существования. [ 11 ]
Историк искусства Моуна Мекуар утверждает, что Кавамата «не стремится определить форму, возвести архитектуру или закрыть пространство; напротив, он разрушает основы архитектоники и вмешивается в пустоты, чтобы прорыть проходы». перерабатывать время». [ 7 ] : 15
Инсталляции, подобные « Разрушенной церкви», построенные на участках городского пейзажа, были реализованы Каваматой в Гааге (1986), Торонто (1989), Гренобле (1987) и Сан-Паулу для 19-й Международной биеннале в Сан-Паулу (1987).
Полевые работы и фавелы
[ редактировать ]Параллельно со своими крупномасштабными инсталляциями Кавамата создал множество сооружений более скромного масштаба. Его полевые работы представляют собой конструкции из картона и фанеры, свободно скрепленные гвоздями или скотчем и обреченные со временем развалиться. [ 12 ] Полевые работы очень напоминают временные приюты для бездомных в городах по всему миру. Кавамата обращает наше внимание на эти знакомые анонимные архитектуры, которые обычно остаются незамеченными. Кавамата оставил после себя полевые работы в таких городах, как Токио, Чикаго, Нью-Йорк и Монреаль.
В Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро Кавамата был поражен обилием фавел , трущоб, раскинувшихся по всему городу. «Рядом с отелем, в котором я остановился, прямо возле фавел, приехала полиция и все разрушила. Неделю спустя люди начали его восстанавливать. Это похоже на естественный цикл... разрушать, выбрасывать, восстанавливать. ситуация вне места, ситуация вне истории». [ 13 ]
В 1991 году Кавамата построил собственную фавелу в Хьюстоне. На берегу реки, на фоне сияющего горизонта Хьюстона, было построено около двадцати хрупких фанерных лачуг. Историк искусства Моуна Мекуар утверждает, что инсталляция Каваматы демонстрирует «социальное неравенство, жестокий раскол между богатыми и бедными». [ 7 ] : 23 Каваматы Фавелы действуют как «визуальный терроризм», нарушая однородность ландшафта. [ 7 ] : 23 В том же году он построил другие фавелы в Оттаве и Ушимадо.
Недавние установки
[ редактировать ]Накопление предметов стало преобладающей темой в творчестве художника с середины 2000-х годов и приобрело все более экологический заряд.
Инсталляция Каваматы 2011 года «Под водой» стала реакцией на землетрясение и цунами Тохоку 2011 года . [ 1 ] : 85 Впервые выставленная в галерее Камель Меннур в 2011 году, а затем в Центре Помпиду-Мец , художница установила бесформенный слой мусора, который, казалось, плавал над полом галереи. Кавамата описал свое вдохновение:
Я хотел создать ощущение давления, которое было бы ощутимо с самого начала... несколько тысяч человек после катастрофы так и не были найдены, поэтому в море есть мертвые люди. Я представил, как эти люди под водой смотрят вверх вслед за цунами. Они бы увидели это море обломков. Эта инсталляция была вдохновлена этим. [ 1 ] : 85
В 2018 году Кавамата вернулся к этой конфигурации, представив Over Flow на MAAT в Лиссабоне. Создание работы предполагало сбор мусора на разных португальских пляжах и в городе Алмада с последующей его тщательной сортировкой. Затем с художником был организован мастер-класс по разработке инсталляции. [ 14 ] В результате над головами посетителей висел слой разноцветного мусора – рыболовной веревки, пластика, веревок, бутылок, посуды, электроприборов.

С 2008 года Кавамата также строит хижины на деревьях, несколько причудливые конструкции, иногда напоминающие птичьи гнезда, а иногда и примитивные домики на деревьях. Кавамата продемонстрировал эти структуры в галерейных пространствах, а также в общественной сфере. Прочные, асимметричные и грубые по конструкции, они, кажется, органично прорастают из городской архитектуры, как паразиты. Историк искусства Кэролайн Крос предполагает, что эти вмешательства призваны напомнить зрителю, что «архитектура — это не только привилегия людей», важно отметить, что, как и Кавамата, «животные и растения — великолепные архитекторы, работающие коллективно». [ 1 ] : 82
Галерея
[ редактировать ]-
Стег («шаг») в Zellweger Weiher Uster, Устер , Швейцария.
-
Кавамата (правый угол) работает на пешеходной дорожке и башне , Реклингхаузен , Германия.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Кэролайн Крос, «Безмолвные и анахронические метаопыты», в Тадаши Кавамате . Под водой, кот. exh., Мец, Центр Помпиду, Мец, 2016, с. 82-89.
- ^ Тадаши Кавамата, цитируется в Клаудии Херштатт, «Тадаши Кавамата», в Кавамате, exh. кат., Реклингхаузен, Recklinghausen Kunsthalle, 1995, с. 8-12, с. 9.
- ^ Jump up to: а б Кондо Юкио, «Вопрос идентичности и установки в современном японском искусстве 1980-х годов», 1999. Доступ 23 сентября 2023 г. через серию переводов Bunka-Cho Art Platform Japan: https://contents.artplatform.go.jp/wp-content/uploads /2023/01/APJ_202231_Kondo1999.pdf
- ^ Мишель Элленбергер, «Тадаси Кавамата, временный строитель», Art Press, вып. 153, декабрь 1990 г., с. 50-54, с. 52.
- ^ Jump up to: а б с Интервью Сериз Фонтен с Тадаши Каваматой в Париже, в «Манон Лютани», Сериз Фонтейн, Рафаэль Брин (редактор), Тадаши Кавамата. Интервью, Париж, Lutanie Editions, 2013, стр. 95–122.
- ^ Jump up to: а б Интервью Тадаси Кавамата, Art Paris, 2011, по состоянию на 29 сентября 2023 г.: https://www.paris-art.com/tadashi-kawamata/
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Моуна Мекуар, Тадаши Кавамата. Жизнь в мире, Париж, CNDP, 2013.
- ^ Вмешательство Тадаси Каваматы в Музее современного искусства Микаса (2008), воспроизведено в Манон Лутани, Сериз Фонтен, Рафаэль Брин (редактор), Тадаши Кавамата. Интервью, Париж, Lutanie Editions, 2013, с. 69-90, с. 85.
- ^ Гай Тортоса и Тадаши Кавамата, интервью «Кавамата: Мировой метаболизм», в Тадаси Кавамата. Хижины на деревьях, кот. exh., Париж, Центр Помпиду, 2010, с. 68-79, с. 68.
- ^ Манфред Шнекенбургер цитируется в Клаудии Херштатт, «Тадаши Кавамата», в Кавамате, exh. кат., Реклингхаузен, Кунстхалле Реклингхаузен, 1995, с. 8-12, с. 10.
- ^ Иветт Биро, «Импульс эфемерного. Временные структуры Каваматы», Журнал перформанса и искусства, январь 2001 г., том. 23, нет. 1, с. 105-11, с. 106.
- ^ Кавамата, бывш. кат., Реклингхаузен, Recklinghausen Kunsthalle, 1995, с. 70.
- ^ Интервью Тадаши Кавамата и Фредерика Мигаю, частично воспроизведено в Кавамате, exh. кат., Реклингхаузен, Recklinghausen Kunsthalle 1995, с. 76.
- ^ Тадаси Кавамата. Перелив, отл. кат., Лиссабон, MAAT Лиссабон, 2018, с. 37.
Внешние ссылки
[ редактировать ]