Jump to content

Орел (компьютер)

Орел
Орел
Тип Домашний компьютер
Поколение 8-битный
Дата выпуска Югославия: 1984 г.
Продолжительность жизни 1984–1991
Снято с производства 1991
СМИ Кассетная лента
Дискета [1]
Операционная система Орел БЕЙСИК
Процессор МОП-технология 6502 на частоте 1 МГц
Память 16 КБ / 32 КБ
Отображать ТВ-выход ( РЧ модулятор ); 256×256 пикселей, 8 оттенков серого
Звук внутренний динамик (аудио, ранние модели) или трехканальный звук через радиочастотный модулятор (аудио, более поздние модели)
Предшественник Галеб (компьютер)

Orao ( англ. Eagle ) — 8-битный компьютер, разработанный ПЭЛ Вараждиным в 1984 году. Его маркетингом и распространением занималась компания Velebit Informatika . Он использовался в качестве стандартного компьютера для начальной и средней школы в бывшей Югославии ( Хорватия и Воеводина ) с 1985 по 1991 год.

Орао (кодовое имя YU 102) был разработан Мирославом Косияном для замены Галеба (кодовое имя YU 101). Целью было создать лучший компьютер, но с меньшим количеством компонентов, более простой в производстве и менее дорогой. На смену первоначальной версии, получившей название Orao MR102 , пришли Orao 64 и Orao+ .

Главным дизайнером Orao был Мирослав Косиян, который ранее сконструировал базовую материнскую плату для Galeb (рабочее название YU101). Галеб был вдохновлен компьютерами Compukit UK101 , Ohio Scientific Superboard и Ohio Scientific Superboard II, которые появились в Великобритании и США в 1979 году и были дешевле, чем Apple II , Commodore PET и TRS-80 . Руководствуясь вызовом Энтони Мадиди, Мирослав Косиян начал разработку компьютера, который должен был быть более совершенным, чем Galeb, с меньшим количеством компонентов, более простым в производстве, лучшей графикой, производительностью и более доступной ценой. Рабочее название нового проекта — Ю102.

Мирославу Коциану удалось собрать вокруг себя группу людей, которые помогали в разработке электронных компонентов и программного обеспечения. У Косияна была идея коммерциализировать Orao, и он смог убедить Райко Иванушича, директора PEL Varaždin , поддержать эту идею. На рынке бывшей Югославии, где покупка домашних компьютеров была запрещена из-за высоких тарифов и низкой покупательной способности граждан, а компьютеры в школах были недоступны, идея массового производства домашних компьютеров имела смысл. [2]

Серийное производство и цена

[ редактировать ]

Первоначально цена Орао составляла около 55 000 югославских динаров , однако цена выросла до 80 000 динаров. Производство началось летом 1984 года. Поскольку единственными импортируемыми компонентами были интегральные схемы , которые было трудно приобрести в Югославии из-за жесткой денежно-кредитной политики, PEL Varaždin сама финансировала импорт этих компонентов, что позволило удешевить конечный продукт. Периодические проблемы, возникавшие при серийном производстве, были связаны с конструкцией некоторых внешних деталей и перегревом.

Отсутствие поддерживаемого программного обеспечения

[ редактировать ]

Поскольку Orao не был совместим ни с одним домашним компьютером того времени, его программное обеспечение было скудным из-за отсутствия компаний-разработчиков программного обеспечения, чьи продукты поддерживали эту платформу.

Отсутствие возможностей

[ редактировать ]

Это было одно из самых распространенных предложений, связанных с 8-битным школьным компьютером. Результат этого утверждения приведен в главе выше.

Архитектура

[ редактировать ]

Графикой управляла специальная схема, а не главный процессор, как это было во многих других домашних компьютерах, потому что намерением Косияна было создать графический компьютер, подобный Xerox Alto или Macintosh , и поэтому он использовал растровое изображение. графика . Разрешение составляло 256x256 точек, что позволяло использовать до 196 608 бит видеопамяти , поскольку графике требовалось не более трех бит на пиксель. Такое разрешение было выбрано для квадратных пикселей , что позволило легко писать графические программы. Разрешение текста составляло 32x32, а каждый символ отображался в поле 8x8. Дизайнеры Orao пошли еще дальше и создали компьютер, который можно было бы гораздо проще расширить, подключить к нему принтер и установить сетевое соединение через RS-232 .

Технические характеристики

[ редактировать ]
Задняя часть корпуса с разъемами

БАЗОВЫЙ пример

[ редактировать ]

Математика

[ редактировать ]
10 REM PLOTS ONE PERIOD OF SINUS GRAPH
20 for x=0 to 128
30 y=64*sin(3.14159*x/64)
40 plot x,y+96
50 next
60 END
 5 REM CONVERTS KM/H TO M/S
 10 PRINT"KM/H     M/S"
 20 FOR SP=0 TO 60
 30 PRINT SP,SP*1000/(60*60)
 40 NEXT

Выход

RUN
KM/H     M/S
 0         0 
 1         .277777778 
 2         .555555556 
 3         .833333333 
 4         1.11111111 
 5         1.38888889 
 6         1.66666667 
 7         1.94444445 
 8         2.22222222 
 9         2.5 
 10        2.77777778 
 11        3.05555556 
 12        3.33333333 
 13        3.61111111 
 14        3.88888889 
 15        4.16666667 
 16        4.44444445 
 17        4.72222222 
 18        5 
 19        5.27777778 
 20        5.55555556 
 21        5.83333334 
 22        6.11111111 
 23        6.38888889 
 24        6.66666667 
 25        6.94444445 
 26        7.22222223 
 27        7.5 
 28        7.77777778 
 29        8.05555556 
 30        8.33333333 
 31        8.61111112 
 32        8.88888889 
 33        9.16666667 
 34        9.44444445 
 35        9.72222223 
 36        10 
 37        10.2777778 
 38        10.5555556 
 39        10.8333333 
 40        11.1111111 
 41        11.3888889 
 42        11.6666667 
 43        11.9444444 
 44        12.2222222 
 45        12.5 
 46        12.7777778 
 47        13.0555556 
 48        13.3333333 
 49        13.6111111 
 50        13.8888889 
 51        14.1666667 
 52        14.4444444 
 53        14.7222222 
 54        15 
 55        15.2777778 
 56        15.5555556 
 57        15.8333333 
 58        16.1111111 
 59        16.3888889 
 60        16.6666667

Машинный код/пример сборки

[ редактировать ]
 1000 A9 7F         LDA #7F
 1002 85 E2         STA  E2    ; x center
 1004 85 E3         STA  E3    ; y center
 1006 A9 6F         LDA #6F
 1008 85 F8         STA  F8    ; radius
 100A 20 06 FF      JSR  FF06  ; draw circle
 100D C6 E2         DEC  E2    ; decrement x center
 100F C6 E3         DEC  E3    ; decrement y center 
 1011 A5 F8         LDA  F8    
 1013 38            SEC 
 1014 E9 04         SBC #04    ; reduce radius for four points 
 1016 85 F8         STA  F8    ; store it
 1018 C9 21         CMP #21    ; compare with 0x21
 101A B0 EE         BCS  100A  ; bigger or equal ? yes, draw again
 101C 60            RTS        ; no, return

Команда дизайнеров

[ редактировать ]
  • Мирослав Кочиян
  • Бранко Зебек
  • Иван Понграчич
  • Анжелко Кршич
  • Дамир Шафарич
  • Даворин Кризман
  • Здравко Мельняк
  • Вьекослав Прстец
  • Дражен Златарек

Программное обеспечение

[ редактировать ]

Только одна коммерчески выпущенная кассета, Orao No 0, была выпущена компанией Suzy Soft (подразделение программного обеспечения Suzy Records ) в 1987 году и содержала одну игру и 4 утилиты. [3] [4]

Заголовок Издатель Тип
6502 Шаг ? Утилита
Айнк ПЭЛ Софт Игра
Самолет Эмиль Герцег / Игорь Кос Игра
Боулдер Дэш Н.Михайлович / М.Дяпяс Игра
Разразиться Стэн Римокс Программное обеспечение Игра
Цифры ? Игра
Рисунок (Орел № 0) Сьюзи Софт Утилита
Крвич ПЭЛ Софт Игра
Демо-графика КМИ Борово Утилита
Орел КМИ Борово Игра
Фигурные шахматы КМИ Борово Игра
Международное каратэ КМИ Борово Игра
Игрок Вулетич Марио Игра
Прыгающий Джек КМИ Борово Игра
Почему КМИ Борово Игра
Labirint Биби Софт Игра
Labirint M ? Игра
Магический квадрат Раногаец / Корпар Игра
Маниакальный шахтер Михайлович Ненад Игра
Матчевая рыбалка КМИ Борово Игра
Памятка ПЭЛ Софт Игра
Микрокомпьютер Орел ПЭЛ Вараждин Утилита
Музыка (Орао № 0) Сьюзи Софт Утилита
Невидимый (Орел № 0) Сьюзи Софт Игра
Обеликс КМИ Борово Игра
Отелло Саша Ивкович Игра
Пакман Саша Ивкович Игра
Пчелица Майя ? Игра
Напоминание (Орел № 0) Сьюзи Софт Утилита
Морской бой ? Игра
Порно ? Утилита
я вернулся ? Игра
Сокобан Япония Игра
Космические захватчики ПЭЛ Софт Игра
Стриптиз Аджнц Ж. Бистрович Игра
Раздевание игры Ainc КМИ Борово Игра
Башни Том Утилита
Замок с привидениями ? Игра
Стена Развлекательные программы PEL Игра
Знаки (Орел № 0) Сьюзи Софт Утилита
  1. ^ Кристиан Бенич (30 августа 2010 г.). «Компьютеры в школах Югославии» (на хорватском языке). tportal.hr.
  2. ^ «Мирослав Кочиян – пионер хорватских вычислений» (на хорватском языке). ЗГ-журнал. 15 февраля 2013 г.
  3. ^ ex-YU Racunalniska Scena
  4. ^ Молитва № 0
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 373921ff5d81b0d7a0010a6083db1ceb__1722865380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/eb/373921ff5d81b0d7a0010a6083db1ceb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Orao (computer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)