Орел (компьютер)
Тип | Домашний компьютер |
---|---|
Поколение | 8-битный |
Дата выпуска | Югославия: 1984 г. |
Продолжительность жизни | 1984–1991 |
Снято с производства | 1991 |
СМИ | Кассетная лента Дискета [1] |
Операционная система | Орел БЕЙСИК |
Процессор | МОП-технология 6502 на частоте 1 МГц |
Память | 16 КБ / 32 КБ |
Отображать | ТВ-выход ( РЧ модулятор ); 256×256 пикселей, 8 оттенков серого |
Звук | внутренний динамик (аудио, ранние модели) или трехканальный звук через радиочастотный модулятор (аудио, более поздние модели) |
Предшественник | Галеб (компьютер) |
Orao ( англ. Eagle ) — 8-битный компьютер, разработанный ПЭЛ Вараждиным в 1984 году. Его маркетингом и распространением занималась компания Velebit Informatika . Он использовался в качестве стандартного компьютера для начальной и средней школы в бывшей Югославии ( Хорватия и Воеводина ) с 1985 по 1991 год.
Орао (кодовое имя YU 102) был разработан Мирославом Косияном для замены Галеба (кодовое имя YU 101). Целью было создать лучший компьютер, но с меньшим количеством компонентов, более простой в производстве и менее дорогой. На смену первоначальной версии, получившей название Orao MR102 , пришли Orao 64 и Orao+ .
История
[ редактировать ]Главным дизайнером Orao был Мирослав Косиян, который ранее сконструировал базовую материнскую плату для Galeb (рабочее название YU101). Галеб был вдохновлен компьютерами Compukit UK101 , Ohio Scientific Superboard и Ohio Scientific Superboard II, которые появились в Великобритании и США в 1979 году и были дешевле, чем Apple II , Commodore PET и TRS-80 . Руководствуясь вызовом Энтони Мадиди, Мирослав Косиян начал разработку компьютера, который должен был быть более совершенным, чем Galeb, с меньшим количеством компонентов, более простым в производстве, лучшей графикой, производительностью и более доступной ценой. Рабочее название нового проекта — Ю102.
Мирославу Коциану удалось собрать вокруг себя группу людей, которые помогали в разработке электронных компонентов и программного обеспечения. У Косияна была идея коммерциализировать Orao, и он смог убедить Райко Иванушича, директора PEL Varaždin , поддержать эту идею. На рынке бывшей Югославии, где покупка домашних компьютеров была запрещена из-за высоких тарифов и низкой покупательной способности граждан, а компьютеры в школах были недоступны, идея массового производства домашних компьютеров имела смысл. [2]
Серийное производство и цена
[ редактировать ]Первоначально цена Орао составляла около 55 000 югославских динаров , однако цена выросла до 80 000 динаров. Производство началось летом 1984 года. Поскольку единственными импортируемыми компонентами были интегральные схемы , которые было трудно приобрести в Югославии из-за жесткой денежно-кредитной политики, PEL Varaždin сама финансировала импорт этих компонентов, что позволило удешевить конечный продукт. Периодические проблемы, возникавшие при серийном производстве, были связаны с конструкцией некоторых внешних деталей и перегревом.
Отсутствие поддерживаемого программного обеспечения
[ редактировать ]Поскольку Orao не был совместим ни с одним домашним компьютером того времени, его программное обеспечение было скудным из-за отсутствия компаний-разработчиков программного обеспечения, чьи продукты поддерживали эту платформу.
Отсутствие возможностей
[ редактировать ]Это было одно из самых распространенных предложений, связанных с 8-битным школьным компьютером. Результат этого утверждения приведен в главе выше.
Архитектура
[ редактировать ]Графикой управляла специальная схема, а не главный процессор, как это было во многих других домашних компьютерах, потому что намерением Косияна было создать графический компьютер, подобный Xerox Alto или Macintosh , и поэтому он использовал растровое изображение. графика . Разрешение составляло 256x256 точек, что позволяло использовать до 196 608 бит видеопамяти , поскольку графике требовалось не более трех бит на пиксель. Такое разрешение было выбрано для квадратных пикселей , что позволило легко писать графические программы. Разрешение текста составляло 32x32, а каждый символ отображался в поле 8x8. Дизайнеры Orao пошли еще дальше и создали компьютер, который можно было бы гораздо проще расширить, подключить к нему принтер и установить сетевое соединение через RS-232 .
Технические характеристики
[ редактировать ]- Процессор : MOS Technology 6502, частота 1 МГц.
- Память только для чтения : 16 КБ (с BASIC интерпретатором и монитором машинного кода )
- Оперативная память : 16 КБ (с возможностью расширения до 32 КБ)
- Видеопамять до 24 КБ
- Графика : монохромная , 256×256 пикселей, до 8 оттенков серого.
- Текстовый режим : 32 строки по 32 символа каждая.
- 72 символа в одной строке BASIC
- Звук: одноканальный, 5 октав через встроенный динамик.
- Клавиатура компьютера : 61-клавишная QWERTZ
- Порты ввода-вывода : видео- и RF- TV-выход , интерфейс кассеты ( DIN-5 ), RS-232 (D-25), разъем расширения Edge.
- Периферийные устройства : 5,25-дюймовый флоппи-дисковод , принтер.
- Цена: запланировано 55 000 динаров , но во время производства увеличено до 80 000.
БАЗОВЫЙ пример
[ редактировать ]Математика
[ редактировать ]10 REM PLOTS ONE PERIOD OF SINUS GRAPH
20 for x=0 to 128
30 y=64*sin(3.14159*x/64)
40 plot x,y+96
50 next
60 END
Физика
[ редактировать ] 5 REM CONVERTS KM/H TO M/S
10 PRINT"KM/H M/S"
20 FOR SP=0 TO 60
30 PRINT SP,SP*1000/(60*60)
40 NEXT
Выход
RUN
KM/H M/S
0 0
1 .277777778
2 .555555556
3 .833333333
4 1.11111111
5 1.38888889
6 1.66666667
7 1.94444445
8 2.22222222
9 2.5
10 2.77777778
11 3.05555556
12 3.33333333
13 3.61111111
14 3.88888889
15 4.16666667
16 4.44444445
17 4.72222222
18 5
19 5.27777778
20 5.55555556
21 5.83333334
22 6.11111111
23 6.38888889
24 6.66666667
25 6.94444445
26 7.22222223
27 7.5
28 7.77777778
29 8.05555556
30 8.33333333
31 8.61111112
32 8.88888889
33 9.16666667
34 9.44444445
35 9.72222223
36 10
37 10.2777778
38 10.5555556
39 10.8333333
40 11.1111111
41 11.3888889
42 11.6666667
43 11.9444444
44 12.2222222
45 12.5
46 12.7777778
47 13.0555556
48 13.3333333
49 13.6111111
50 13.8888889
51 14.1666667
52 14.4444444
53 14.7222222
54 15
55 15.2777778
56 15.5555556
57 15.8333333
58 16.1111111
59 16.3888889
60 16.6666667
Машинный код/пример сборки
[ редактировать ] 1000 A9 7F LDA #7F
1002 85 E2 STA E2 ; x center
1004 85 E3 STA E3 ; y center
1006 A9 6F LDA #6F
1008 85 F8 STA F8 ; radius
100A 20 06 FF JSR FF06 ; draw circle
100D C6 E2 DEC E2 ; decrement x center
100F C6 E3 DEC E3 ; decrement y center
1011 A5 F8 LDA F8
1013 38 SEC
1014 E9 04 SBC #04 ; reduce radius for four points
1016 85 F8 STA F8 ; store it
1018 C9 21 CMP #21 ; compare with 0x21
101A B0 EE BCS 100A ; bigger or equal ? yes, draw again
101C 60 RTS ; no, return
Команда дизайнеров
[ редактировать ]- Мирослав Кочиян
- Бранко Зебек
- Иван Понграчич
- Анжелко Кршич
- Дамир Шафарич
- Даворин Кризман
- Здравко Мельняк
- Вьекослав Прстец
- Дражен Златарек
Программное обеспечение
[ редактировать ]Только одна коммерчески выпущенная кассета, Orao No 0, была выпущена компанией Suzy Soft (подразделение программного обеспечения Suzy Records ) в 1987 году и содержала одну игру и 4 утилиты. [3] [4]
Заголовок | Издатель | Тип |
---|---|---|
6502 Шаг | ? | Утилита |
Айнк | ПЭЛ Софт | Игра |
Самолет | Эмиль Герцег / Игорь Кос | Игра |
Боулдер Дэш | Н.Михайлович / М.Дяпяс | Игра |
Разразиться | Стэн Римокс Программное обеспечение | Игра |
Цифры | ? | Игра |
Рисунок (Орел № 0) | Сьюзи Софт | Утилита |
Крвич | ПЭЛ Софт | Игра |
Демо-графика | КМИ Борово | Утилита |
Орел | КМИ Борово | Игра |
Фигурные шахматы | КМИ Борово | Игра |
Международное каратэ | КМИ Борово | Игра |
Игрок | Вулетич Марио | Игра |
Прыгающий Джек | КМИ Борово | Игра |
Почему | КМИ Борово | Игра |
Labirint | Биби Софт | Игра |
Labirint M | ? | Игра |
Магический квадрат | Раногаец / Корпар | Игра |
Маниакальный шахтер | Михайлович Ненад | Игра |
Матчевая рыбалка | КМИ Борово | Игра |
Памятка | ПЭЛ Софт | Игра |
Микрокомпьютер Орел | ПЭЛ Вараждин | Утилита |
Музыка (Орао № 0) | Сьюзи Софт | Утилита |
Невидимый (Орел № 0) | Сьюзи Софт | Игра |
Обеликс | КМИ Борово | Игра |
Отелло | Саша Ивкович | Игра |
Пакман | Саша Ивкович | Игра |
Пчелица Майя | ? | Игра |
Напоминание (Орел № 0) | Сьюзи Софт | Утилита |
Морской бой | ? | Игра |
Порно | ? | Утилита |
я вернулся | ? | Игра |
Сокобан | Япония | Игра |
Космические захватчики | ПЭЛ Софт | Игра |
Стриптиз Аджнц | Ж. Бистрович | Игра |
Раздевание игры Ainc | КМИ Борово | Игра |
Башни | Том | Утилита |
Замок с привидениями | ? | Игра |
Стена | Развлекательные программы PEL | Игра |
Знаки (Орел № 0) | Сьюзи Софт | Утилита |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кристиан Бенич (30 августа 2010 г.). «Компьютеры в школах Югославии» (на хорватском языке). tportal.hr.
- ^ «Мирослав Кочиян – пионер хорватских вычислений» (на хорватском языке). ЗГ-журнал. 15 февраля 2013 г.
- ^ ex-YU Racunalniska Scena
- ^ Молитва № 0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница Orao на сайте old-computers.com
- Реализация Orao в FPGA
- Еще одна реализация Orao на FPGA
- MESS, мультисистемный эмулятор, поддерживающий Orao
- Эмулятор Orao с исходным кодом и некоторым программным обеспечением, а также воссоздание оригинального компьютера Orao 2007.
- Эмулятор Orao, написанный на C#.
- Эмулятор Orao для Android
- ОРЕЛ БАСКЕТБОЛ
- Эмулятор Orao в веб-браузере
- Эмулятор Orao на Python
- Эмулятор браузера Orao в качестве стандартного веб-сайта с использованием Blazor/C#.
- Эмулятор браузера Orao как приложение веб-сборки может работать в современных браузерах в автономном режиме.