Молара Огундипе
Молара Огундипе | |
---|---|
Рожденный | Абиодун Омолара Огундипе 27 декабря 1940 г. |
Умер | 18 июня 2019 г. Иджебу-Игбо , штат Огун , Нигерия | (78 лет)
Национальность | нигерийский |
Образование | Королевская школа, Эде |
Альма-матер | Лондонский университет Лейденский университет |
Род занятий | Поэт, критик, редактор, феминистка, активистка |
Омолара Огундипе-Лесли (27 декабря 1940 г. - 18 июня 2019 г.), [ 1 ] также известный как Молара Огундипе , был нигерийским поэтом, критиком, редактором, феминисткой и активисткой. Считающаяся одним из выдающихся авторов по африканскому феминизму , гендерным исследованиям и теории литературы, она была социальным критиком , который стал признанным авторитетом в области африканских женщин среди черных феминисток и феминисток в целом. [ 2 ] Она внесла статью «Не вращаться на оси мужественности» в антологию 1984 года « Сестричество глобально: Антология международного женского движения » под редакцией Робин Морган . [ 3 ] Она наиболее известна тем, что придумала термин STIWA. [ 4 ] или Социальные преобразования в Африке, включая женщин. [ 5 ]
Жизнь
[ редактировать ]Абиодун Омолара Огундипе родился в Лагосе , Нигерия, в семье педагогов и священнослужителей. Она училась в Королевской школе Эде и стала первой женщиной, получившей первоклассную степень бакалавра английского языка с отличием в Университетском колледже Ибадана , затем колледже Лондонского университета . [ 6 ] Позже она получила докторскую степень по нарратологии (теории повествования) в Лейденском университете , одном из старейших университетов Европы. Она преподавала английский язык, письмо, сравнительное литературоведение и гендер с точки зрения культурных исследований и развития в университетах на нескольких континентах. [ 7 ] а также был профессором английского языка и сравнительной литературы в Университете Порт-Харкорта , штат Риверс, Нигерия. [ 8 ] Она приобрела известность в начале своей карьеры среди художественной сферы, где доминировали мужчины, озабоченной проблемами, от которых страдают африканские мужчины и женщины.
Молара Огундипе была описана как находящаяся «в авангарде теоретического динамизма, который разворачивается в африканском феминизме. У нее есть мощное и глубоко укоренившееся культурное понимание динамики гендерных отношений в доколониальном и колониальном обществе йоруба как стержня для теории». ", [ 9 ] На протяжении многих лет она критиковала угнетение женщин и утверждала, что африканские женщины более угнетены в своем статусе и роли жен. Ввиду их множественности идентичностей, в некоторых из них они пользуются статусом, привилегиями, признанием и свободой действий. Она раскритиковала тяжелое положение африканских женщин как результат воздействия навязанных колониальных и неоколониальных структур, которые часто ставят африканских мужчин на вершину социального расслоения. Их тяжелое положение также связано с усвоением патриархата самими африканскими женщинами. [ 10 ] Однако она настаивала на понимании сложности статуса африканских женщин в их доколониальных и коренных культурах для любого полезного обсуждения или изучения африканских женщин.
Огундипе на протяжении десятилетий возглавляла феминистский активизм и гендерные исследования в Африке. Она была основателем и директором Фонда международного образования и наставничества, который занимается обучением молодых женщин доктрине и достоинствам феминистских теорий и гендерного равенства. [ 7 ]
Она жила и работала в Западной Африке, где открыла писательские центры в университетах, помимо своей работы в области литературы, гендера и кино, внося свой вклад в образование и наставничество между поколениями.
Она умерла в возрасте 78 лет в своем доме в Иджебу-Игбо , штат Огун , Нигерия, в июне 2019 года. [ 1 ] [ 11 ] [ 12 ]
У нее остались две дочери: доктор (Цье Марьям) Рэйчел Титилайо Лесли, религиовед из Африки, пишущая о значении африканского наследия для мировой культуры, и доктор Исис Имотара Лесли, доктор философии, политический теоретик. который преподавал в нескольких университетах США. Ее внуки — Аския Тристан Фоладжими Лесли, окончившая Калифорнийский университет в Беркли по специальности компьютерная инженерия и программирование , и Джошуа Алессандро Викториано, недавно рукоположенный в дьякона в эфиопской православной церкви Тевахедо в Эфиопии. [ 6 ]
Письмо
[ редактировать ]Молара Огундипе возглавляла феминистские и гендерные исследования в Африке с момента окончания в 1963 году Лондонского университета. [ 7 ] Она писала для многочисленных академических и общих публикаций, а также опубликовала научно-популярные книги и сборник стихов. Ее работы включены в антологии женского творчества: ее произведение «Не вращаться по оси мужественности» включено в антологию 1984 года « Сестричество глобально: Антология международного женского движения » под редакцией Робин Морган . [ 3 ] ее стихи вошли в антологию « Дочери Африки» 1992 года под редакцией Маргарет Басби . [ 13 ] [ 12 ]
Критика
[ редактировать ]Как нигерийский ученый, критик, педагог и активист, Огундипе признан одним из выдающихся авторов, посвященных африканским женщинам и феминизму. [ 14 ] она выступала за африканскоцентрированный феминизм, который она назвала «стиванизмом» (социальная трансформация в Африке, включая женщин) В своей книге «Воссоздавая себя» . Выдающийся ученый и теоретик литературы, она опубликовала множество поэтических и литературно-критических произведений в дополнение к своим работам, цитируемым ниже.
Стиванизм связан с семью принципами: «STIWA» 1) противостоит западному феминизму 2) уделяет особое внимание африканским женщинам в этот современный момент 3) выдвигает на передний план коренной феминизм, который также существовал в Африке 4) верит как во включение, так и в участие социально-политическая трансформация африканского континента 5) борется с женским телом, личностью, нацией и обществом, а также с тем, как оно действует в социально-экономических иерархиях 6) намеренно специфично индивидуальной и коллективной идентичности (т.е. религии, класса и семейного положения) 7) признает, что в Африке существует множество факторов и идентичностей, а отдельные личности действуют по-разному и противоречиво. [ 15 ]
Огундипе ранее в своей карьере утверждала, что настоящая писательница-феминистка должна понимать или эффективно описывать точку зрения женщины и то, как рассказывать историю о женщине. Она твердо верила, что новое открытие роли женщин в социальных и политических институтах Нигерии может быть лучшим способом улучшить эти институты. Она была известна как писательница, в произведениях которой наиболее ярко отражены сложности африканской жизни. В книге «Восстанавливая себя: африканские женщины и критические трансформации » она блестяще написала о дилемме письма на своем традиционном языке и о сопротивлении мужчин гендерному равенству. [ 2 ] Благодаря обширному литературному опыту и множеству работ на гендерную тематику Огундипе создала «замысловатые произведения», которые позволяют африканским феминисткам участвовать в внесении значимых изменений в вопросы, связанные с полом, семьей и обществом, которые могут стимулировать национальное и континентальное развитие. [ 9 ]
Книги
[ редактировать ]- «Шьем старину и другие стихи» , 1985 г.
- Воссоздавая себя: африканские женщины и критические трансформации , 1994 г.
- (ред.) Женщины как устные артисты , 1994 г.
- (под редакцией Кэрол Бойс-Дэвис ) Moving Beyond Boundaries , апрель 1995 г. (два тома).
- Гендер и субъективность. Чтения «Песни о Лавине» . Диссертация Лейденского университета. Лейден, CNWS, 1999 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кейв, Казим (20 июня 2019 г.). «Молара Огундипе, скончалась передовая нигерийская феминистка» . премьер-министра Новости
- ^ Jump up to: а б Дуглас, Кэрол Энн, «Женщины в Нигерии сегодня», с нашей спины , Вашингтон, 30 ноября 1987 г.
- ^ Jump up to: а б «Содержание: Сестричество глобально» . Каталог.vsc.edu. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 15 октября 2015 г.
- ^ «Воссоздаем себя: африканские женщины и критические трансформации: Огундипе-Лесли, Молара: бесплатная загрузка, одалживание и потоковая передача» . Интернет-архив . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ Огундипе-Лесли, Молара (1994). Воссоздавая себя: африканские женщины и amp; Критические трансформации . Африка Word Press.
- ^ Jump up to: а б «Некролог: кончина профессора Молары Огундипе-Лесли» , Premium Times , 20 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Эдозие, Удезе (2013). «Каждый должен обращать внимание на политику» . Проверено 23 мая 2018 г.
- ^ Медеме, Овве (2013). «Каждый должен обращать внимание на политику» . Проверено 23 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Олаопа, Тунджи (2016). «Омолара Огундипе-Лесли: между литературным, женским и культурным» . Проверено 23 мая 2018 г.
- ^ Эдвард, Джейн Кани, «Проблемы, вызывающие обеспокоенность африканских феминисток» , в книге «Суданские женщины-беженки: трансформации и представления о будущем» , Пэлгрейв Макмиллан, 2007, стр. 55.
- ^ «Литературный гигант Омолара Огундипе-Лесли умирает в возрасте 78 лет» , The Guardian (Нигерия), 21 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Оби-Янг, Отосириезе (21 июня 2019 г.). «Молара Огундипе, поэт, редактор и основательница стиванистского феминистского движения, скончалась в возрасте 78 лет» . Хрупкая бумага . Проверено 24 сентября 2021 г.
- ^ Басби, Маргарет (редактор), Дочери Африки , Джонатан Кейп: 1992, стр. 766.
- ^ «Бухари оплакивает профессора Огундипе-Молару» . Пунш Газеты . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Эдвин, Ширин (2016). «Соединяем словари». Соединяя словари:: Грамматика истории, политики и приоритетов африканского и исламского феминизма . Выражение феминизма в исламе в художественной литературе Северной Нигерии. Издательство Северо-Западного университета. стр. 35–76. ISBN 9780810133686 . JSTOR j.ctt22727xh.7 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите )
Ссылки
[ редактировать ]- Гей Виленц: «Обзор: Постколониализм/Постмодерн: Что в мире(l)d?» Колледж английского языка , Том. 56, № 1 (январь 1994 г.).
- Джибрил М. Камара: «Феминистская борьба в сенегальском романе: Мариама Ба и Сембене Усман ». Журнал исследований чернокожих , Vol. 32, № 2, ноябрь 2001 г.
- Аллан, Тьюзилин Джита: «Рецензии на книгу «Воссоздая себя: африканские женщины и критические трансформации», Молара Огундипе-Лесли». Исследования африканской литературы , лето 1995 г.
- Огундипе (также известный как Огундипе-Лесли), М. Коренные и современные гендерные концепции и проблемы в Африке: последствия для развития Нигерии . Лагос, Бенин, Ибадан, Джос, Оксфорд, Зария: Malthouse Limited P., 2005.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Дезире Льюис беседует с Моларой Огундипе , ведущим теоретиком феминизма, поэтессой, литературным критиком, педагогом и активисткой, о взаимодействии политики, культуры и образования».
- «Ура пионеру африканского литературоведения!» , Журнал Африканской литературной ассоциации , 5:2, 179–181, DOI: 10.1080/21674736.2010.11690165.
- «Молара Огундипе-Лесли» , «За гранью единой истории» .
- 1940 рождений
- смертей в 2019 году
- Нигерийские писатели XX века
- Женщины-писатели XX века
- Выпускники Лондонского университета
- Англоязычные писатели из Нигерии
- Писатели-феминистки
- Выпускники Лейденского университета
- писатели-марксисты
- Нигерийские феминистки
- Нигерийские женщины-ученые
- Нигерийские женщины-активистки
- Нигерийские женщины-писатели
- Постколониальные теоретики
- Выпускники Ибаданского университета
- Писатели из Лагоса
- Yoruba poets
- Женщины-писатели йоруба