Радикальная монополия
Радикальная монополия — это концепция, определенная философом и писателем Иваном Ильичем в его книге 1973 года «Инструменты для веселья» . [1] и вновь рассмотрен в его более поздней работе, в которой описывается, как технология или услуга становятся настолько доминирующими, что даже при наличии нескольких поставщиков ее пользователи исключаются из общества, не имея доступа к продукту. Его первым примером является влияние автомобилей на общество, где автомобили сами по себе формируют города своими потребностями настолько, что люди без автомобилей исключаются из участия в жизни городов. Радикальная монополия – это когда доминирование одного вида продукции вытесняет доминирование какой-либо одной марки .
Хотя на концепцию «радикальной монополии» неофициально ссылались «блогеры и ученые, занимающиеся культурологией», примером концепции, получившей более формальную поддержку, является статья, опубликованная в журнале « Проблемы образования в 21 веке» , в реферате которой описывается пример того, как , «информационные и коммуникационные технологии могут обладать потенциалом для развития различных радикальных монополий, а образование может быть одним из основных средств такого развития». [2] [3]
Иллич расширяет эту концепцию примерами из медицины и обучения, где радикальная монополия на медицину лишает пациентов медицинской помощи, которую не оказывают врачи, а радикальная монополия на обучение определяет студентов, чьи знания развиваются вне классной комнаты, как «необразованных». Он пишет: «Радикальная монополия существует там, где главный инструмент исключает естественную компетентность».
В своей более поздней книге «Энергия и справедливость » Иллич уточняет это определение, включив в него следующее: «Любой промышленный продукт, интенсивность которого на душу населения превышает заданную интенсивность, осуществляет радикальную монополию на удовлетворение потребностей. За некоторым пределом обязательное школьное образование уничтожает среда для обучения, системы оказания медицинской помощи истощают нетерапевтические источники здоровья, а транспорт душит движение». [4]
Эти определения требуют своего рода концептуальной экономической инверсии, когда вместо производителя, монополизирующего рынок, сам продукт одновременно производит и управляет своими собственными потребностями. Аналогию такой инверсии в экономике можно найти в таких идеях, как товар Гиффена и товар Веблена , где факторы, описывающие характеристики спроса на товар, логически инвертируются и дают новый тип товара, который изначально был артефактом логического подхода. Это инверсия, но было обнаружено, что она применима к товарам реального мира, таким как предметы роскоши, инвестиционные пузыри и сигналы статуса . Концепция радикальной монополии Ильича отличается от ценного товара, который становится дефицитным из-за спроса на него или антиконкурентного поведения производителя, а скорее определяется «в силу его приобретенной способности создавать и формировать потребность, которую он один может удовлетворить». ." [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ильич, Иван (29.06.2020). «Инструменты веселья» (PDF) . Корнеллский университет . Проверено 29 июня 2020 г.
- ^ ван Дейк, HMJ (февраль 2020 г.). «Возможность наслаждаться улицей: почему автомобильное движение исключает людей в городской среде» . Институт городского велосипедного спорта . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Яндрич, Питер (2011). «Внутри и против радикальной монополии: критическое образование и информационно-коммуникационные технологии» (PDF) . Проблемы образования в XXI веке . 35 (70): 70–84. дои : 10.33225/pec/11.35.70 . S2CID 55007878 . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ильич, Иван. «Энергетика и капитал» (PDF) . Университет Британской Колумбии . Проверено 13 сентября 2020 г.