Фрукты (римское право)
Fructus ( лат. «плоды») — юридический термин, используемый в римском праве для описания товаров, естественным образом созданных другой собственностью. В самом традиционном понимании сюда входят не только плоды различных растений, но и продукты животного происхождения, такие как молоко или шерсть. [1] Существуют некоторые споры о том, можно ли считать прибыль, полученную в результате других юридических действий, таких как проценты по кредиту, фруктусом - древние юристы обычно отклонялись от таких интерпретаций, но настаивали на том, чтобы рассматривать такие прибыли аналогичным образом. [2] [3]
Право на фрукты
[ редактировать ]В Древнем Риме право сбора фруктов считалось неотъемлемым правом владельца. Древние правоведы часто комментировали право на плод в различных ситуациях. Было общепринято, что до отделения от своего основного объекта fructus оставался частью этого объекта; при отключении они становились собственностью владельца в обычных условиях. [4] Из этого общего правила существовали различные исключения:
- владеющее объектом, Лицо , добросовестно может иметь право на все плоды, собранные за время владения им, в качестве вознаграждения за «возделывание и уход» ( procultural et cura ). [5]
- В составе ususfructus (см. ниже).
- В рамках соглашения об эмфитевзисе . [6]
- Детентор может иметь право на плод , если это предусмотрено соответствующим договором. [7]
Точный момент времени, в который право собственности на фруктус, устанавливается различается в зависимости от определенных обстоятельств. Владелец основного объекта, добросовестный владелец или эмфитеута — все они становятся владельцами фруктуса в тот момент, когда они отделяются от основного объекта ( separatio ), в то время как детенторы и лица, получающие выгоду от ususfructus, становятся собственниками в тот момент, когда они собирают фруктус ( perceptio ). Это становится важным при рассмотрении, например, вопросов наследования. [4] [8]
Усусфруктус
[ редактировать ]Ususfructus — это вид римского сервитута , при котором человеку предоставляется право пользоваться чужой собственностью и получать плоды от чужой собственности. Это был очень мощный сервитут, поскольку в большинстве случаев он оставлял владельцу только право собственности ( nuda proprietas ) на указанное имущество, поэтому ususfructus не мог быть унаследован или иным образом передан другому лицу - срок его действия истекал со смертью сервитута. Пользователю или в срок, предусмотренный договором. Важно отметить, что такие пользователи не могут воздействовать на имущество или уничтожать его в ходе его использования и сбора – положение » . «cautio usufructuaria с целью предотвращения подобных злоупотреблений было создано [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коланчик, Казимеж (2007). Римское право (5-е изд.). Варшава: Вольтерс Клювер. стр. 268. ISBN 978-83-7334-031-2 .
- ^ «Дайджест или Пандекты: Книга 50 (Скотт)» . droitromain.univ-grenoble-alpes.fr . D 50, 16, 121: «Проценты на деньги, которые мы собираем, не включаются в термин «[fructus]», потому что они вытекают не из самой собственности, а из другого источника, то есть из нового источника. обязательство."
- ^ «Дайджест или Пандекты: Книга 22 (Скотт)» . droitromain.univ-grenoble-alpes.fr . D 22, 1, 34: «Проценты заменяют [fructus] и поэтому не должны быть отделены от него [...]»
- ^ Перейти обратно: а б Коланчик, стр. 308.
- ^ Юстиниан. «Институты» (PDF) . amesfoundation.law.harvard.edu . Проверено 3 июня 2021 г. - I. 2, 1, 35 - "Если человек добросовестно покупает землю у другого, который не является ее собственником, хотя бы он и считал, что таковым, или приобретает ее добросовестно в виде дарения или какого-либо другого законного титула, естественный разум предписывает, что плоды, которые он собрал, будут принадлежать ему, учитывая его заботу и выращивание [...]»
- ^ Коланчик, стр. 326.
- ^ Коланчик, стр. 396.
- ^ Юстиниан. «Институты». I. 2, 1, 36 — « Человек, имеющий узуфрукт на землю, не становится собственником плодов, растущих на ней, до тех пор, пока он сам не соберет их; следовательно, плоды, которые к моменту его кончины хотя и созрели, но еще несобранные, принадлежат не его наследнику, а собственнику земли » .
- ^ Коланчик, стр. 321.