Wuddy

Wuddy (C.1790 - 7 июля 1842 года), также известный как Wurati , Woorady и Mutteelee , был ведущим воином и Cleverman из Nuenonne Clan аборигенов тасманцев в Австралии.
Он выступил в качестве гида для Джорджа Августа Робинсона в его экспедициях, чтобы собрать оставшихся коренных народов Тасмании в начале 1830 -х годов.
Вудди был очень важной фигурой в передаче культуры коренных народов Робинсону, и его раскрытия остаются основным источником информации о доколониальных таможнях тасманианских аборигенов. Он также был мужем Труганини в течение около десяти лет. [ 1 ]
Его образ, и его бюсты и Труганини со временем были использованы и включены в разговоры о прошлом в Тасмании. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Изображение Томаса Бока используется в биографии Кассандры Пибуса Труганини. [ 6 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Вудди родился около 1790 года в стране Нуэнонн, которая включала в себя регион вокруг острова Бруни ( Лунаванна-Алона ) и залив Recherche ( Lyleatea ) на юге Тасмании. [ 7 ]
В детстве он вспомнил, что наблюдал за французскими исследователями, во главе с контр-адмиралом Бруни д'епрекасто и капитаном Жан-Мишелем Хуоном де Кермадеком, прибывающим в бухту Решерх в 1792 году. Позже уничтожая дерево, думая, что это была работа злого духа, который они назвали RageOwrapper . [ 1 ]
В 1804 году Вудди также стал свидетелем прибытия британских кораблей, чтобы колонизировать то, что сейчас является регионом Хобарта ( Ниббалана ). Он вспомнил результирующий конфликт между захватчиками и резидентом Мухенина , который жил там в деревне под названием Кривер пригород Сэнди залива . , на которой сейчас находится [ 1 ]
Он также вспомнил, как белые сплиттеры похищали местных чернокожих женщин со всей реки Хуон и стреляли из чернокожих мужчин, если они сопротивляются взятию женщин. [ 1 ]
Будучи молодым человеком, жизнь Вудди все еще жила в основном традиционным способом, изолированной от влияния британских колонистов. Он превратил свои волосы в отличительную швабру дреды, стилизованную с красной охрой и животным жиром. Его семья была признана воинами со своим братом известным строгого человека. Когда его брат был убит в межпюрманном конфликте, Вудди отомстил, изнасиловав и убив бывшую жену своего брата, которая была замешана в смерти его брата. [ 1 ]
Вудди также считался умным и хранителем культуры и убеждений своего народа. Он преуспел в строительстве катамаранов , которые Nuenonne и Associated Clans использовали для проведения опасных путешествий на оффшорные острова, такие как остров де Витт, для охоты на тюленей. Эти суда были сделаны достаточно большими, чтобы поместить восемь человек. [ 1 ]
Он женился и имел трех сыновей, самым старым по имени Миунге, родившейся около 1818 года, а второй назывался Дройерлуин, родившийся около 1820 года. Традиционное имя младшего ребенка неизвестно.
Ассоциация с Джорджем Августом Робинсоном
[ редактировать ]К концу 1820 -х годов англичане расширили свою удержание на земле Ван Димана (как тогда была известна Тасмания) и установил несколько станций китобойных и лесопильных и пиломатериалов на острове Бруни. Насилие, перемещение и болезнь, вызванные британцами, оказали чрезвычайно вредный эффект для жизни Нуэнонны. В 1828 году , лейтенант-губернатор земли Ван Диэмена полковник Джордж Джордж Артур , приказал создать рациональную станцию аборигенов на острове, которая в 1829 году была размещена под властью английского строителя и евангелического христианина по имени Джордж Август Робинсон . [ 1 ]
При содействии местной женщины -подростка по имени Труганини Робинсон первоначально добился некоторого успеха в защите коренных народов в его учреждении. Но к октябрю 1829 года смерти продолжались, и только горстка Нуэнонна выжила. Жена и младший ребенок Вудди умерли от болезни. Чтобы укрепить отцовские узы, которые он имел с выжившими, Робинсон наблюдал за партнерством недавно одовавшего Wuddy с гораздо более молодым Труганини. [ 7 ]
«Дружественная миссия»
[ редактировать ]
Понимая, что станция аборигенов на острове Бруни была обречена, Робинсон сформулировал схему для использования Wuddy, двух сыновей Вудди, а также Труганини и нескольких других захваченных аборигинальных людей, таких как Кикатапула и Пэджерли. Западные части земли Ван Димен. После связи Робинсон «примирил» эти кланы, чтобы принять британское вторжение и избежать конфликта. Лейтенант-губернатор Артур утвердил план Робинсона и нанял его для проведения этого предприятия, которое было названо «дружественной миссией». [ 1 ]
Миссия покинула остров Бруни в начале 1830 года, когда Вудди сыграл очень важную роль в качестве гида и инструктора по местному языку и культуре аборигенов. Он также предоставил навыки для проектирования и создания водного суда для группы, чтобы ориентироваться в различных реках, с которыми они столкнулись. [ 1 ]
Вудди рассказал Робинсону о кланах земли Западного Ван Диэмена, которую он считал с недоверием и в совокупности называл народом Тооги . Робинсон решил, что миссии не нужны два сына Вудди, и отправил их в Хобарт, чтобы жить в доме, который он построил там. Миссия продолжила свое путешествие, и когда она приблизилась к уголовной станции Macquarie Harbour , Робинсон потерялся и был спасен от смерти, находясь на Труганини и Вудди. [ 7 ]
Экспедиция отправилась на север к мысе Грим , вступив в контакт с различными племенами и изучая убийство Мрака на мысе, совершенную сотрудниками земельной компании Ван Димен . Затем они отправились на восток в Лонсестон, где население поселенцев готовилось к кульминации Черной войны . Названная черной линией , это была сильная цепь вооруженных колонистов, и солдаты, собравшихся на 2200 человек, собравшись, чтобы подметать усеянные районы, стремящиеся убить или поймать всех аборигенов, которых они нашли. Робинсону, Вудди и другим гидам было разрешено продолжить свою миссию на северо-восток, вдали от направления черной линии. [ 8 ]
Они прибыли на Кейп Портленд в октябре 1830 года, спасли нескольких женщин из числа коренных народов из рабства местных герметиков, и к ним присоединились уважаемый воин Манналаргенна и его маленький клан остатка. Они были проинформированы о неспособности Черной линии захватить или убить многих аборигенов, и правительство было решено использовать близлежащие острова бас -пролива в качестве места принудительного изгнания для тех коренных тасманцев, собранных Робинсоном. [ 7 ]
Робинсона Первый в качестве места Лебединого острова в качестве изгнания. Этот небольшой остров подвергался воздействию мощных штормов, имел плохую водоснабжение и была заражена тигровыми змеями . Робинсон взял Вудди и несколько других гидов у этого острова, чтобы сопровождать его в Хобарта, где у него была встреча с гуморан Увеличение оплаты. Вудди обещали лодку, но это никогда не давалось ему. [ 8 ]
Вудди, тем не менее, увидел двух своих сыновей, которые жили в доме Робинсона в Хобарте. MyUnge был переименован в Дэйви Бруни, а Дройерлуин был переименован в Питер Бруни. Однако, когда Вудди покинул Хобарта с Робинсоном, его двух сыновей были отправлены в сирот в городе, а Вудди снова не видел их до четырех лет спустя. [ 1 ]
Руководство для Робинсона в дальнейших экспедициях
[ редактировать ]
Находясь в Хобарте, Робинсон успешно договорился о контракте с колониальными властями, чтобы он руководил дальнейшими экспедициями, чтобы захватить всех оставшихся тасманцев аборигенов и перенести их в заключение в бас -проливе. Вудди, его жена Труганини и несколько других аборигенов тасманийцев были выбраны Робинсоном в качестве руководства для этих экспедиций. [ 1 ]
Остров изгнанника был изменен с острова Лебедь, сначала на остров оружейника , а затем на аборигеновое учреждение Виланна на острове Флиндерс , когда число аборигенов, захваченных Робинсоном. [ 7 ]
В 1831 году они запечатлели уважаемого лидера Юмарра и его маленького клана рядом с местностью Пайперса Брук . Затем они продолжили, надеясь взять в плен оставшихся членов устричного залива и племен Биг -Ривер, которые превратились в одну группу, укрывающуюся в Центральном нагорье . Вудадди и другие коренные гиды разочаровали Робинсона, похоже, предупредили эту группу своего подхода, и только в декабре они были захвачены. Эта группа, которая включала в себя некогда богатых воинов Тонгерлонгетер и Монпеллиатта , была выставлена напоказ в Хобарте, а затем был доставлен в изгнание. [ 1 ]
В 1832, 1833 и 1834 годах Робинсон провел несколько экспедиций, чтобы захватить оставшихся коренных народов западного побережья Тасмании. Робинсон захватил почти всех оставшихся коренных народов этого региона, в том числе кланов, возглавляемых выдающимися людьми, такими как Таутерер и Уайн. Он сделал это в основном с помощью силы и обмана. Многие из пленников, в том числе беременная женщина, пожилые люди и дети, погибли в жалких условиях, когда их держали на уголовной станции Маккуори Харбор , в ожидании транспорта на остров Флиндерс. [ 1 ]
Wuddy изгнан в Wybalenna
[ редактировать ]
После завершения удаления аборигенов из материковой Тасмании в 1835 году Робинсон принес свои коренные гиды в свой дом в Хобарте на несколько месяцев передышки. В течение этого периода Траганини и Вудди стали знаменитостями, и их портреты нарисовали Томас Бок , а скульптор Бенджамин Лоу также создал актеры и бюсты своих профилей. Однако в сентябре 1835 года они также были взяты в изгнание в истеблишменте по аборигенам Вибланны с другими коренными тасманцами, в том числе сыновьями Вудди, Миунге и Дройерлоине. [ 7 ]
Робинсон стал суперинтендантом в Wybalenna и начал программу христианских заключенных. Он изменил их имена, заставил их носить европейскую одежду и попытался запретить их практику культуры и языка аборигенов. Болезнь и показатели смертности были высокими. Хотя имя Вудди было изменено, чтобы подсчитать Альфа, он оставался в противном случае устойчивым к принудительным изменениям, вызывающе сохраняя свои культурные практики. [ 7 ]
Порт Филипский район
[ редактировать ]В 1839 году Робинсон принял должность защитника аборигенов в недавно колонизированном районе Порт Филип в современном Виктории . Робинсон бросил свою роль менеджера Wybalenna и взял Wuddy, Truganini, Myunge, Droyerloine и тринадцать других аборигенов тасманцев в качестве слуг. Однако, когда -то в Мельбурне , Робинсон вскоре не смог сохранить такое большое количество помощников, и Вудди и его сыновьям пришлось выжить, став фермерскими руками для местных колонистов. [ 7 ]
В 1841 году Труганини покинул Вудди и убежал с Малбойхиннером , молодым тасманским аборигеном, который также приехал из Виланны. Эти двое сформировали банду с другим тасманианским мужчиной по имени Туннерминнервейт и двумя женщинами по имени Plorenernoopner и Maytepuepueminer, и решили отправиться в Западный залив, чтобы отомстить местному колонисту по имени Уильям Уотсон, которого, по их мнению, застрелил мужа Maytepueminer. Два моряка были ошибочно застрелены этой группой, и в результате пять аборигенов тасманцев стали преступниками . Позже они были захвачены, и на суде в Мельбурне три женщины, в том числе Труганини, были оправданы, но Maulboyheenner и Tunnerminnerwait были признаны виновными в убийстве и были публично повешены 20 января 1842 года в том, что было первым законным исполнением, проведенным в Мельбурне. [ 7 ]
Оставшиеся тасманцы аборигенов в районе Порт -Филип, в том числе Вудди, были собраны и отправлены обратно в Виланну на острове Флиндерс.
Смерть и наследие
[ редактировать ]Вудди умер 7 июля 1842 года, когда на борту корабля, который перевозил его на остров Флиндерс. Он был похоронен с небольшой церемонией на Большом Грин -Айленде . [ 7 ]
Его младший сын, Дройерлуин, сумел не быть возвращенным на остров Флиндерс, но умер в районе Порт Филипп в 1843 году.
Его старший сын, Миунге, выжил в Виланне и стал лидером в области самоопределения аборигенов, помогая организовать ходатайство королеве Виктории о улучшении условий в учреждении. Myunge женился на Maytepueminer, и оба были среди выживших, которые были переведены в лагерь для аборигенов устричной бухты в 1847 году. Myunge умер там год спустя. [ 7 ]
Вудди-Бэй и Вудди-Крик в гавани Батерст на юго-западе Тасмании названы в его честь.
Истории творения коренных народов
[ редактировать ]Взаимодействие Wuddy с Джорджем Августом Робинсоном привело к переводу и документированию важных тасманских верований коренных народов, которые в противном случае были бы потеряны. Хотя эти убеждения взяты от нюэнновых людей, они очень похожи на веки других кланов со всей Тасмании. [ 1 ]
Dreamerdeena и Mainee
[ редактировать ]Из них история Dromerdeena и Moinee. Дромердина (которая является небесным существом, известным западным миру как Канопус ) сражался с другим могущественным неба -духом по имени Муни. Муни был побежден и упал на Землю, а затем его жена. Их эмбриональные дети упали как дождь, чтобы быть поднятым в утробе жены Муни, которая стала океаном. Муни боролся с злыми духами, известными как «Рэйджиоураппер», который жил на земле. [ 1 ]
Затем Муни, в сочетании с духом муравья по имени Лаллер, создал животных и людей с земли. Первоначально он создал людей с хвостом и без коленных суставов. Дромердина увидела, насколько неудобными были люди, и сжалился на них, забрав их хвосты и делая для них коленные суставы, чтобы они могли сидеть. Люди были благодарны Дромердине за это. Нога Дромердины - Марс , а его путь - Млечный путь . Его братья - Бигера ( Сириус ) и Паймерна ( Betelgeuse ). После его усилий создания, Муни был превращен в монолит камня и обитает в Коксе Байт. [ 1 ]
Луна и солнце
[ редактировать ]Еще одно убеждение творения, связанное с Вудди, - это история Солнца и Луны. Луна , известная как ветеа, была женщиной , которая приехала из Му-Ай, земли духов. Кенгуру и Абалон попросили ее остановиться на Земле, и она спустилась, чтобы приготовить немного еды на огонь. Ее муж Солнце , известное как Парнуен, пришел и подметал ее в огонь, где она была сожжена на ее стороне. Пострадавший ветериал катился в море, а затем вошел в небо, чтобы присоединиться к ее мужу. Там, где ее сгорели, все еще можно рассматривать как чернота на ее стороне во время фаз Луны. Дети Солнца и Луны - это радуга . [ 1 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. Пломли, NJB; Робинсон, Джордж Август (2008). Дружественная миссия, Тасманские журналы и документы Джорджа Августа Робинсона . Хобарт: Квинт. ISBN 9780977557226 .
- ^ Duterrau, Benjamin (1835), Wuddy , извлечен 4 августа 2024 года , см. Также для картины Duterrau из газетного отчета в то время: - «Земля Ван Диэмена» . Sydney Herald . Тол. Vii, нет. 584. Новый Южный Уэльс, Австралия. 1 июня 1837 г. с. 2 Получено 4 августа 2024 года - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ Хансен, Дэвид (2010), увидев Труганини , извлечен 4 августа 2024 г.
- ^ «Воспоминания о прошлом» . Тасманские новости . № 7918. Тасмания, Австралия. 8 октября 1906 г. с. 4 (четвертое издание) . Получено 4 августа 2024 года - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ «Искусство и чашка чая осветляют скучный день» . Канберра времена . Австралийская столичная территория, Австралия. 20 июня 1994 г. с. 23 Получено 4 августа 2024 года - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ Иллюстрации между стр. 76 и 77, биография Wuddy находится на страницах 283-285, в книге нет ни индекса, ни сносков, см. Также - Lehman, Greg (21 октября 2022 г.), интерес и правда в истории: обзор Truganini: Путешествие по апокалипсису Кассандрой Пибус , Anu Press , извлечено 6 августа 2024 года , Ли, Эмма (2020), «Долгое путешествие домой» («Книжный обзор») , Inside Story Publishing Pty Ltd , извлечено 6 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Пибус, Кассандра (2020). Труганини . Гнездо: Аллен и Анвин. ISBN 9781760529222 .
- ^ Jump up to: а беременный Кокс, Роберт (2021). Сломанное копье . Аделаида: Уэйкфилд Пресс. ISBN 9781743058671 .