Мария-Луиза фон Мотесицки
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Мария-Луиза фон Мотесицки (24 октября 1906 — 10 июня 1996) — австрийского происхождения британская художница . Она жила в Великобритании с 1939 года и стала натурализованной подданной в 1948 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мария-Луиза фон Мотесицки родилась в Вене в 1906 году в семье Эдмунда фон Мотесицкого (1866–1909) и Генриетты фон Либен (1882–1978). Эдмунд был внебрачным сыном Франца Риттера фон Хауэра (1822–1899), директора Естественно-исторического музея в Вене, но получил фамилию мужа своей матери Матиаса Мотешицкого и частично воспитывался в семье дирижера Франца Шалька . Эдмунд обладал значительным музыкальным талантом и стал одаренным виолончелистом-любителем. Ее мать, Генриетта фон Либен, происходила из одной из самых богатых и культурных семей Габсбургской империи. Они передали в дар Музею истории искусств , и в их роскошном салоне напротив оперы Гуго фон Гофмансталь прочитал свои первые стихи. Их собственная коллекция произведений искусства в семейном поместье в Хинтербрюле была огромной. Чтобы жениться на Генриетте, которая была еврейкой, в 1903 году Эдмунд фон Мотесицкий отказался от католицизма и вошел в протестантскую церковь, что Генриетта сделала то же самое. Их двое детей Карл Мотесицкий (1904–1943) и Мария-Луиза были крещены как лютеране.
Фон Либены были погружены в социальную и интеллектуальную жизнь Вены, а также оказали влияние на раннюю историю психоанализа. Бабушка Марии-Луизы, Анна фон Либен (урожденная Тодеско), была одной из пациенток Зигмунда Фрейда в 1890-х годах, ее называли под псевдонимом Цецили М. Семья Генриетты делила свое время между центром Вены и виллой Тодеско. [ 1 ] в Хинтербрюле в Винервальде к юго-западу от Вены, где Мария-Луиза должна была проводить лето своего детства и ранней взрослой жизни.
Жизнь и работа
[ редактировать ]После окончания школы в тринадцать лет Мария-Луиза посещала уроки рисования в Вене, Гааге, Франкфурте, Париже и Берлине. пригласил ее В 1927/28 году Макс Бекман присоединиться к его мастер-классу в Städelschule во Франкфурте. Бекманн познакомился с семьей Мотесицких в 1920 году, и именно через них он познакомился с певицей Матильдой фон Каульбах («Кваппи», 1904–86), которая стала его второй женой в 1925 году. Бекманн был другом и наставником Марии на всю жизнь. -Луиза, влияние которой можно увидеть в ее ранних портретах и натюрмортах, а также в аллегорических сюжетах, начиная с 1940-х годов. Вторым большим влиянием на ее творчество после Макса Бекмана был Оскар Кокошка . В ее большой круг друзей также входили скульптор Мари Дюрас , историк искусства сэр Эрнст Гомбрих и художница Милейн Косман .
На следующий день после аншлюса (присоединения Австрии к Третьему рейху) 12 марта 1938 года Мария-Луиза и ее мать Генриетта покинули Вену и направились в Голландию, где в Гааге жила тетя Марии-Луизы, Ильза фон Леембрюгген. Там в январе 1939 года прошла ее первая персональная выставка, но вскоре она уехала с матерью в Англию, путешествуя через Швейцарию. В Лондоне они возобновили знакомство с Оскаром Кокошкой (1886–1980) и познакомились с писателем Элиасом Канетти (1905–94), с которым у Марии-Луизы сложились отношения, длившиеся более тридцати лет, а переписка продолжалась до 1992 года. . [ 2 ] Канетти посвятил «Марии-Луизе» сборник афоризмов в 1942 году (они были опубликованы посмертно). Портрет Канетти работы Марии-Луизы находится в Национальной портретной галерее в Лондоне. Ее брат Карл остался в Вене; ему удалось отправить в Лондон значительную часть их имущества, в том числе картины Марии-Луизы. В конечном итоге они были установлены в доме в Амершеме в Бакингемшире, купленном Марией-Луизой и ее матерью в 1941 году, чтобы быть вне досягаемости бомбардировок Лондона. Где бы Мария-Луиза ни жила с тех пор – в Амершаме , а затем в Хэмпстеде – было предоставлено место не только для ее студии, но и для библиотеки Канетти из Вены и самого Канетти.
В Великобритании фон Мотесички вступила в Международную ассоциацию художников и в 1944 году выставлялась в Чехословацком институте в Лондоне. После войны она снимала квартиру в Лондоне, а ее мать оставалась в Амершаме до 1960 года, когда они переехали в большой дом по адресу Честерфорд, 6. Сады в Хэмпстеде, которые должны были стать их домом на всю оставшуюся жизнь. За двумя персональными выставками в Гааге и Амстердаме в 1952 году последовали другие в Германии и Австрии в 1950-х и 60-х годах. После переезда в Честерфорд Гарденс время Марии-Луизы все больше было подчинено заботе о матери. Это послужило толчком к созданию во многих отношениях ее самой замечательной работы: серии непоколебимых портретов ее матери, выражающих разрушительное воздействие возраста, но также и глубокую эмоциональную связь между двумя женщинами. Они показали развитие своеобразного стиля и тематики Марии-Луизы, исходя из влияния Бекмана и Кокошки.
Первый успех в ее родной стране пришелся на 1966 год, когда Венский сецессион организовал большую персональную выставку, которая впоследствии побывала в Линце, Бремене и Мюнхене. Ее прорыв в Великобритании произошел в 1985 году, когда состоялась крупная ретроспектива в Институте Гете в Лондоне. [ 3 ] который вызвал большое признание и укрепил ее репутацию крупного австрийского художника. Однако, что касается выставок, как The Independent написала в своем некрологе: «Мотешицкой никогда не нужно было продавать свои картины, она предпочитала держать их при себе». [ 4 ] Аристократическое презрение к рынку означало, что, хотя она наполовину приветствовала выставки, они оставались неприятным опытом». Ретроспектива сопровождалась эссе Гюнтера Буша , Рихарда Кальвокоресси и Эрнста Гомбриха. Галерея Тейт приобрела три картины, и выставка отправилась в Фицуильям. Музей в Кембридже Последняя крупная выставка ее жизни состоялась в Österreichische Galerie Belvedere в Вене в 1994 году. Мария-Луиза умерла в Лондоне 10 июня 1996 года. Ее прах был захоронен в семейной могиле на кладбище Дёблинг в Вене.
Посмертное признание
[ редактировать ]
После ее смерти в 1996 году коллекция вместе с большей частью ее имущества перешла в Фонд, созданный в 1992 году для сохранения и продвижения ее работ, поддержки искусства и других благотворительных объектов. 21 ноября 1996 года он получил благотворительный статус как Благотворительный фонд Марии-Луизы фон Мотесицкой. [ 5 ] В 2006–2007 годах была организована столетняя выставка, которая началась в Тейт Ливерпуль и прошла во Франкфурт, Вену и Пассау, а затем в Художественную галерею Саутгемптона в Великобритании. Далее последовала публикация биографии в 2007 году, каталога-резонне картин художника в 2009 году. [ 6 ] и две выставки в Galerie St Etienne в Нью-Йорке в 2010 и 2014 годах. В последние годы Фонд жертвовал работы Марии-Луизы в публичные коллекции. Она представлена в местных, региональных, университетских и национальных музеях Великобритании, Ирландии, Австрии, Германии, Нидерландов и США. Подавляющее большинство рисунков и альбомов Марии-Луизы, архив ее документов и документов ее семьи, а также другие документальные материалы, связанные с ее жизнью и творчеством, были представлены галерее Тейт, где в ее честь была названа Архивная галерея Тейт Британия. [ 7 ]
О своей жизни в искусстве она однажды заметила: «Если бы вы могли написать хотя бы одну хорошую картину за свою жизнь, ваша жизнь стоила бы того, чтобы ее прожить».
Диана Атилл написала о своей дружбе с Мотесицким в своих мемуарах «Где-то к концу» (Granta, 2008).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «По следам Роберта фон Либена в Вене» .
- ^ «Влюбленные без адреса: Переписка 1942–1992 Канетти, Элиаса, Мотесицкого, Марии-Луизы из: (2014) | medimops» .
- ^ Каталог СУДОК . 1985.
- ^ «Некролог: Мария-Луиза фон Мотесицки | The Independent | The Independent» . Independent.co.uk . 14 июня 1996 г.
- ^ «Главная | Благотворительный фонд Марии-Луизы фон Мотесицкой» .
- ^ «Мария-Луиза фон Мотесицки: Резюме каталога картин Ричарда Рида - Issuu» . 26 мая 2011 г.
- ^ «Мария-Луиза фон Мотесицки 1906–1996 | Тейт» .
Литература
[ редактировать ]- Джереми Адлер, Биргит Сандер (ред.): Мария-Луиза фон Мотесицки (1906–1996) . Престель, Мюнхен, 2006 г., ISBN 3-7913-3693-2 (Каталог выставки в Ливерпуле с 11 апреля по 13 августа 2006 г.).
- Элиас Канетти, Мария-Луиза фон Мотесички: Любовники без адреса - переписка 1942–1992 (опубликовано Инес Шленкер и Кристианом Вахингером), Hanser, Мюнхен, 2011, ISBN 978-3-446-23735-3
- Эви Фукс и др. (Ред.): Близкие. 150-летняя история венской семьи . Бёлау-Верлаг, Вена, 2005 г., ISBN 3-205-77321-7 (Каталог выставки в Вене с 11 ноября 2004 г. по 3 апреля 2005 г.).
- Джилл Ллойд: неоткрытый экспрессионист. Жизнь Марии-Луизы фон Мотесицкой . Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут. 2007, ISBN 978-0-300-12154-4 ( превью на английском языке )
- Ева Мишель: Мария-Луиза фон Мотесицки (1906–1996). Австрийский ученик Макса Бекмана . Венский университет, 2003 г. (неопубликованная магистерская диссертация).
- Сабина Плакхольм-Форштубер: Женщины-художницы в Австрии 1897-1938 гг . Picus-Verlag, Вена 1994, ISBN 3-85452-122-7.
- Стефан Раймерц : Макс Бекманн. Биография . Роволт, Рейнбек 2006, ISBN 978-3-499-50558-4.
- Клаус Шредер: Новая объективность, Австрия, 1918-38 гг . Kunstforum Bank Austria, Вена 1995 (Каталог выставки в Вене с 1 апреля по 2 июля 1995 г.).
- Элиас Канетти: Заметки для Марии-Луизы (написано в 1942 г., составлено и опубликовано посмертно, 2005 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1906 рождений
- 1996 смертей
- Австрийские художники 20 века.
- Австрийские женщины-художницы
- Художники из Вены
- Австрийские эмигранты во Франции
- Австрийские эмигранты в Германии
- Австрийские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Австрийские евреи
- Еврейские женщины-художницы
- Еврейские художники
- Австрийцы венгерского происхождения
- Австрийское безымянное дворянство
- Выпускники Штедельшуле
- Венгерское дворянство
- Австрийские художницы ХХ века
- Похороны на кладбище Дёблинг
- Женщины-художницы 20-го века