Адам Доллард из Ормо
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Март 2022 г. ) |
Адам Доллард из Ормо | |
---|---|
![]() Альфреда Лалиберте Адам Доллар де Ормо в парке Лафонтен, Монреаль, Квебек | |
Рожденный | |
Умер | 21 мая 1660 г. | (24 года)
Известный | Битва при Лонг-Су |
Адам Доллард де Ормо (23 июля 1635 – 21 мая 1660) – знаковая фигура в истории Новой Франции (современный Квебек ). Прибыв в колонию в 1658 году, Доллард был назначен на должность командира гарнизона форта Виль-Мари (ныне Монреаль). Весной 1660 года Доллард возглавил экспедицию вверх по реке Оттава, чтобы вести войну с ирокезами . В сопровождении семнадцати французов Доллард 1 мая прибыл к подножию Лонг-Со (недалеко от современного Карильона, Квебек ) и разместил свои войска в заброшенном алгонкинском форте. [ 1 ] Затем к нему присоединились сорок союзников-гуронов и четыре союзника-алгонкина. [ 2 ] Доллард и его товарищи, значительно превосходящие по численности ирокезов, погибли в битве при Лонг-Су где-то между 9 и 12 мая 1660 года. Точный характер и цель экспедиции Долларда 1660 года неясны; однако большинство историков сходятся во мнении, что Доллард намеревался устроить «petite guerre» (засаду) против ирокезов, чтобы отсрочить (или полностью предотвратить) их неминуемое нападение на Вилль-Мари. [ 3 ] По этим причинам Доллард считается одним из спасителей Новой Франции. [ 4 ]
Доллард в Новой Франции
[ редактировать ]Доллард родился в Люминьи-Нель-Ормо , Франция, в 1635 году. В возрасте 24 лет он поселился в Монреале и начал карьеру военного. За исключением некоторого военного опыта, о его деятельности до прибытия в Канаду ничего не известно. В Виль-Мари Доллар приобрел довольно положительную репутацию. В «Истории Монреаля » Франсуа Доллиер де Кассон изображает Доллара как «отважного юношу из хорошей семьи», а в « Отношениях с иезуитами » Доллар описывается как «человек совершенный и полководец». Самое главное, Доллард завоевал доверие Поля де Шомедея, сьера де Мезоннёва , который санкционировал экспедицию Долларда к реке Лонг-Со . [ 1 ]
Существует мало проверяемых доказательств относительно причины пребывания Долларда в Канаде, но возможно, что он обдумывал жизнь в качестве поселенца в колонии. Что характерно, к концу 1659 года Мезоннев подарил ему участок земли площадью 30 арпентов (10 гектаров). После смерти Долларда Пьер Пикоте де Белестр . его землю унаследовал [ 2 ]
Экспедиция на запад и битва при Лонг-Су
[ редактировать ]
Вопреки советам опытных бойцов-аборигенов, Доллард заручился поддержкой губернатора Монреаля Поля Шомеди де Мезоннева для организации экспедиции на запад. В состав группы входило около 16 добровольцев, у которых не было или было мало опыта ведения войны с аборигенами. После 10-дневного путешествия на каноэ вверх по реке Оттава они разбили лагерь недалеко от Карильона, Квебек , в бывшем частоколе. Вскоре они были окружены примерно 700 ирокезами, и после нескольких дней осады все они были убиты или взяты в плен в ходе так называемой битвы при Лонг-Су. По неизвестным причинам ирокезы не пошли дальше на восток, чтобы захватить Виль-Мари. [ 1 ] Свидетелями событий стали около 40 союзников-гуронов, которые иногда присоединялись к колонистам в частоколе, а иногда преследовали ирокезов извне. По мнению некоторых ученых, битва настолько ослабила ирокезов, что они отменили запланированное нападение на Виль-Мари (Монреаль) и вернулись домой. [ 1 ] На протяжении более столетия Доллар де Ормо стал героической фигурой в Новой Франции и Квебеке, поскольку он был примером самоотверженной личной жертвы, а также мученичества за церковь и колонию. Согласия относительно обоснованности этой интерпретации являются дискуссионными.
Причина, по которой Доллард и его товарищи устроили засаду на ирокезов, остается предметом споров. Традиция гласит, что Доллард ожидал нападения ирокезов на Виль-Мари (Монреаль). В ответ он собрал небольшой отряд из семнадцати французов, четырех алгонкинов и около сорока гуронов. [ 5 ] Они сражались насмерть и спасли Вилль-Мари от вторжения. Многие ученые утверждают, что его причины были иными. По словам Андре Вашона, некоторые историки утверждают, что Доллард был в долгах и тем самым пытался украсть меха у ирокезов, возвращавшихся с зимней охоты. [ 1 ] Эту теорию часто критикуют. [ кем? ] Одно из таких критических замечаний связано с тем фактом, что Поль Шомедей де Мезоннёв одобрил эту экспедицию, а это подразумевало, что цели экспедиции были оправданы скорее соображениями гражданской службы или военной службы. Более вероятная причина связана с причинами, указанными в традиционном повествовании. Однако более исторический анализ контекста Новой Франции конца 17 века лучше позволяет установить более конкретную причину этой миссии. [ оригинальное исследование? ]

Многие историки, такие как Джон А. Дикинсон, утверждают, что в этих дебатах недостаточно внимания уделялось соображениям культуры коренных народов. [ 6 ] Ирокезы и гуроны в это время находились в конфликте друг с другом. До 1660 года ирокезы истребили очень много гуронов, оставив очень мало из них в районе Виль-Мари. Более того, война коренных народов, среди прочего, включает в себя кодексы чести. Поэтому, как утверждают некоторые историки, сорок гуронов, которые пошли вверх по реке Оттава, чтобы перехватить ирокезов, сделали это, чтобы сразиться с ними из-за проблем, затрагивающих честь. [ 6 ] Причины, по которым ирокезы не напали на Монреаль, могут заключаться просто в том, что у ирокезов не было непосредственного конфликта с французами.
Место битвы является предметом острых споров. Традиционно битва велась на реке Оттава недалеко от Карильона, Квебек. Это место основано на националистических традициях историков Квебека. Сторонники такого расположения также ссылаются на бесчисленные тексты, написанные после события и в течение многих лет после него, которые поддерживают эту традицию. Однако другие ученые относят это событие к южному берегу реки Оттава, на нынешней ферме Росс в Онтарио. [ 5 ] Местоположение либо в Онтарио, либо в Квебеке имеет культурное значение. Однако обе стороны дебатов сходятся во мнении, что Доллард и его товарищи, французы и коренные жители, выбрали бы маршрут по реке Оттава, поскольку они стремились перехватить ирокезов, возвращающихся с зимней охоты. Подобно сторонникам Карильона, сторонники фермы Росс частично основывают свои выводы на традициях. Традиции включают известные сражения между французами и ирокезами в этом районе, старые французские жители этого района, разместившие здесь битву, а также свидетельства гурона, очевидца битвы. [ 5 ] Защитники фермы Росс также ссылаются на археологические свидетельства. Археологические раскопки частоколов (в которых сражались Доллард и его товарищи) и соображения топографии совпадают со свидетельствами выживших гуронов, а также с другими устными и письменными традициями. [ 5 ]
Культурное наследие
[ редактировать ]Представления о Долларде как деятеле культуры во франко-канадской истории
[ редактировать ]Первыми источниками, написанными о битве при Лонг-Со, являются серия писем, составленных Марией Гюар , основательницей Урсулинского института Новой Франции, и сборник документов различных иезуитских миссионеров под названием « Отношения» . Эти источники, написанные сразу после смерти Долларда в 1660 году, дают описательные отчеты о битве и подчеркивают предполагаемый дуализм между христианством и варварством туземцев. Хотя в этих самых ранних записанных историях он указан как лидер, Доллар де Ормо не является главным объектом битвы. [ 4 ]
В 1672 году Франсуа Долье де Кассон написал «Историю Монреаля» . В его книге была глава, посвященная исключительно Доллару де Ормо и битве при Лонг-Су. [ 7 ] Эта работа ознаменовала изменение личной роли Долларда в битве. По мнению Доллиера, Доллард становится центральной героической фигурой. Ему свойственна загадочность и сильные лидерские способности. Он также играет более активную роль в разбирательстве. Как и в рассказе Гайарта, Доллард поддерживает христианство и выступает против варварства туземцев. [ 4 ]
Эти рассказы о Долларде послужили основой, которая позволила ему развиться и сохраниться как героическая фигура во франко-канадской культуре после британского завоевания. Эти источники также создали прецедент антииндейских настроений, связанных с почитанием Долларда.
За исключением краткого упоминания в работе Шарлевуа в 1700-х годах, «Доллар и битва при Лонг-Су» не появлялась во франко-канадской письменности до 1840-х годов. Возрождение этой истории совпадает с объединением Верхней и Нижней Канады и последующим страхом, что французские канадцы потеряют контроль над своими правами. История Долларда использовалась авторами того периода, такими как Франсуа-Ксавье Гарно , чтобы обеспечить место французам в национальной истории Канады. [ 8 ] Текст Гарно подчеркивает верность Долларда и его солдат своей нации и единство их действий. [ 4 ]
Подъем индустриализации и ультрамонтанизма в 1860-х годах ознаменовал еще один сдвиг в истории Долларда. Католическая церковь стала влиятельным представителем франко-канадских интересов внутри страны. Чтобы обеспечить идеальные моральные модели, католическое духовенство писало версии истории с упором на христианских героев. [ 4 ] В 1865 году Этьен-Мишель Файон опубликовал «Историю французской колонии в Канаде» , в которую вошел отчет о битве при Лонг-Со. [ 9 ] В произведениях Файона большое внимание уделяется двойственности между христианством и варварством. Язык, используемый Файоном, возвеличивает и прославляет Долларда и его солдат гораздо больше, чем предыдущие отчеты. Доллард, по мнению Фейона, становится идеальной моделью христианской морали. Текст Файона стал каноном истории Долларда во франко-канадской культуре. [ 4 ] Такое отношение сохранялось на протяжении всего начала 1900-х годов. Например, в произведениях Лайонела Гроула Доллард изображается как деятель франко-канадского национализма и католицизма. [ 10 ] В сочинениях Грула, в частности, подчеркивается молодость Долларда и он рассматривается как образец для франко-канадских детей. [ 4 ]
Поскольку возникли разногласия вокруг обстоятельств битвы при Лонг-Су, современные историки бросили вызов традиционным представлениям о Долларде как о герое культуры Квебека. Среди известных историков, занимающихся этой темой, - Э. Р. Адэр. [ 11 ] и Гюстав Ланкто . [ 12 ]
Английская история
[ редактировать ]Доллард не только занимает видное место во франко-канадской культуре, но также появляется как фигура в англо-канадской истории. В 1860-х годах Фрэнсис Паркман написал английский отчет о битве при Лонг-Су. [ 13 ] Его версия меньше фокусируется на католицизме и вместо этого использует эту историю как модель непрерывности европейских поселений в Канаде. [ 4 ]
Искусство
[ редактировать ]Доллару де Ормо отдали дань уважения в канадской поэзии, театре и литературе. В ответ на маргинализацию французов по всей Канаде большая часть этих работ обычно фокусируется на темах героизма и силы франко-канадских предков. Искусство также часто исследует мученическую смерть Долларда во имя роста нации. [ 4 ] Туземцы в основном отсутствуют в этих произведениях, а когда они представлены, часто изображаются как отрицательные фигуры.
Общественные статуи
[ редактировать ]- Памятник Доллару де Ормо, созданный скульптором Альфредом Лалиберте и архитектором Альфонсом Венном, был открыт в парке Лафонтен 24 июня 1920 года.
- Барельеф на памятнике Мезоннев на площади Оружия в Монреале, созданный Луи-Филиппом Эбером , изображает Доллара де Ормо в битве при Лонг-Со.
Праздничный день
[ редактировать ]В Квебеке с 1920-х годов День Виктории был широко известен как Fête de Dollard. После « Тихой революции» в течение нескольких лет в 1970-х годах его квазиофициально называли Fête de Dollard et de Chénier . В 2003 году законодательство провинции официально объявило эту дату Днем национальных патриотов. [ 14 ]
Топонимия
[ редактировать ]В Квебеке, а также в пригороде Монреаля Доллар-де-Ормо есть десятки мест, в том числе улиц, площадей и парков, посвященных этому имени.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Вачон, Андре (1979) [1966]. «Доллар де Ормо (Даулат, Даулак), Адам» . В Брауне, Джордж Уильямс (ред.). Словарь канадской биографии . Том. Я (10.00–17.00) (онлайн-изд.). Университет Торонто Пресс .
- ^ Jump up to: а б Массикотт, Э.З. (2013). Доллар Де Ормо и его товарищи ... Издательство Хардпресс. ISBN 978-1314818444 .
- ^ Рой, Фернанда (1992). «Инсценировка истории: Основание Монреаля на протяжении веков» . Обзор истории Французской Америки . 46 (1): 7–36. дои : 10.7202/305045ар .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гроулкс, Патрис (1998). Ловушки памяти: Доллар де Ормо, индейцы и мы . Западные ветры. ISBN 2-921603-70-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Ли, Томас Э. (1960). «Затерянное поле битвы в Длинном Солте. Затерянное поле битвы в Длинном Солте». Род . 16 (1).
- ^ Jump up to: а б Дикинсон, Джон А. (1981). «Аннаотаха и Доллард, вид с другой стороны забора» . Обзор истории Французской Америки . 35 (2): 163. дои : 10.7202/303948ар .
- ^ Долье де Кассон, Франсуа (1871). История Монреаля 1640-1672 гг . Монреаль: Эусебе Сенекаль . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ Гарно, FX (1845 г.). История Канады от ее открытия до наших дней. Том первый . Квебек: Imprimerie de N. Aubin . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ Файон, Этьен Мишель (1865). История французской колонии в Канаде Том II . Париж: Imprimerie Poupart-Davyl et Cie . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ Гроулкс, Лайонел (1930). Рождение расы (PDF) (2-е изд.). Французско-канадский книжный магазин действий. п. 155 . Проверено 27 мая 2019 г.
- ^ Адэр, ER (июнь 1932 г.). «Доллар де Ормо и битва при Длинном Солте / Новая интерпретация подвига Доллара» . Канадский исторический обзор . 13 (2): 121–138. дои : 10.3138/CHR-13-02-01 . Проверено 26 мая 2019 г.
- ^ Ланкто, Гюстав (июнь 1932 г.). «Был ли Доллард спасителем Новой Франции?» . Канадский исторический обзор . 13 (2): 138–146. дои : 10.3138/chr-013-02-02 . Проверено 26 мая 2019 г.
- ^ Паркман, Фрэнсис (1874). Старый режим в Канаде . Бостон: Литтл, Браун и компания . Проверено 26 мая 2019 г.
- ^ [1]