Грамматика науки
«Грамматика науки» — книга Карла Пирсона, впервые опубликованная в твердом переплете в 1892 году. В 1900 году вышло второе издание, опубликованное Адамом и Чарльзом Блэком. рекомендовал его Третье, исправленное, издание было также опубликовано Адамом и Чарльзом Блэком в 1911 году. Эйнштейн своим друзьям из Академии Олимпии . В этой книге было затронуто несколько тем, которые позже стали частью теорий Эйнштейна и других ученых, таких как:
- относительность , движения ) к системе отсчета (неподвижные звезды
- эквивалентность « материи » и энергии ,
- физика как геометрия ,
- отсутствие эфира ,
- важность творческого воображения, а не просто сбора фактов,
- антиматерия ,
- четвертое измерение ,
- морщины в пространстве,
- относительное положение и движение молекул, и
- движение корпускул как относительное движение в поле.
Глава I
[ редактировать ]«Введение. Объем и метод науки»
- Целью науки является установление истины во всех возможных отраслях знания. Не существует сферы исследования, лежащей за пределами законной области науки. Проводить различие между научной и философской областями — это запутывание.
- Научный метод имеет следующие отличительные особенности:
- (а) тщательное и точное измерение данных и «наблюдение за их корреляцией и последовательностью»;
- (б) открытие научных законов с помощью творческого воображения;
- (в) самокритика;
- (г) окончательные решения, имеющие равную силу для всех нормально образованных умов.
- Претензии науки на нашу поддержку зависят от:
- (а) эффективную умственную подготовку, которую он обеспечивает гражданину;
- (б) свет, который он проливает на многие важные социальные проблемы;
- (в) повышенный комфорт, который он добавляет в практическую жизнь;
- (г) постоянное удовлетворение, которое оно приносит эстетическому суждению.
Глава II
[ редактировать ]«Факты науки»
- Непосредственные чувственные впечатления образуют в мозгу постоянные отпечатки, психически соответствующие памяти. Объединение непосредственных чувственных впечатлений с соответствующими сохраненными впечатлениями приводит к образованию «конструктов», которые мы проецируем «вне себя» и называем феноменами или явлениями. Реальный мир для нас заключается в таких феноменальных конструкциях, а не в призрачных вещах в себе. «Внешнее» и «внутри» самого себя одинаково основаны в конечном счете на чувственных впечатлениях; но из этих чувственных впечатлений посредством ассоциаций, механических и умственных, мы формируем понятия и делаем выводы. Это факты науки, и ее областью, по существу, является содержание разума.
- Когда между чувственным впечатлением и мышечным напряжением проходит интервал, и этот интервал содержит церебральную активность, отмечающую возрождение и объединение прошлых чувственных впечатлений, о нас говорят, что мы думаем или находимся в сознании. Сознание чего-то внешнего есть умозаключение, которое, еще не подтвержденное непосредственным чувственным впечатлением, мы называем «выбросом»; однако вполне возможно, что оно могло бы стать объектом. Сознание не имеет никакого иного значения, кроме как для нервной системы, родственной нашей; нелогично утверждать, что вся материя сознательна, тем более что сознание или воля могут существовать вне материи.
- Термин «познание» бессмысленен, когда он выходит за пределы сферы, в которой мы можем законно сделать вывод о сознании, или когда он применяется к вещам вне области мышления, т. е. к метафизическим терминам, удостоенным названия понятий, хотя они в конечном итоге не вытекают из чувственных впечатлений. .
Глава III
[ редактировать ]«Научный закон»
- Научное право имеет совершенно иную природу, чем гражданское право; оно не предполагает разумного законодателя, приказа и соответствующей обязанности. Это краткое мысленное описание максимально широкого диапазона последовательностей наших чувственных впечатлений.
- У естественного закона есть два различных значения: простая рутина восприятия и научный закон или формула, описывающая область природы. «Причина» в естественном праве очевидна только тогда, когда мы говорим о законе в последнем смысле, и тогда он действительно помещается туда человеческим разумом. Таким образом, предполагаемый разум, лежащий в основе естественного закона, не позволяет нам перейти от рутины восприятий к чему-либо разумному, стоящему за миром чувственных впечатлений.
- Тот факт, что рефлексивная способность человека способна выражать закономерность восприятий в мысленных формулах, может быть следствием того, что эта закономерность является продуктом самой перцептивной способности. Перцептивная способность оказывается избирательной и развивается в координации с рефлексивной способностью. Из мира вне ощущений наука может лишь логически сделать вывод о хаосе или отсутствии условий познания; никакие человеческие концепции, такие как порядок, разум или сознание, не могут быть логически спроецированы на него.
Глава IV
[ редактировать ]«Причина и следствие – Вероятность»
- Причина с научной точки зрения используется для обозначения предшествующей стадии в рутинном восприятии. В этом смысле «сила» как причина бессмысленна. Первопричина — это лишь предел познания, постоянный или временный. В нашем опыте произвольной первопричины в популярном смысле этого слова не встречается ни одного случая, и уж тем более «воли».
- В рутине восприятий нет внутренней необходимости, но постоянное существование разумных существ требует рутинных восприятий; возможность мыслящего существа прекращается с прекращением рутины. Единственная известная нам необходимость существует в сфере понятий; рутина в восприятии, возможно, обусловлена конституцией перцептивной способности.
- Доказательством в области восприятий является демонстрация ошеломляющей вероятности. По логике вещей, нам следует использовать слово «знать» только в отношении концепций и оставить слово «верить» для восприятия. «Я знаю, что угол при окружности любого диаметра круга правильный», но «я верю, что завтра взойдет солнце». Доказательство того, что нарушение рутины не произойдет в течение ограниченного будущего, зависит от твердого опыта, согласно которому мы невежественны только в тех областях, в которых статистически все конституции неизвестного оказываются равновероятными.
Chapter V
[ редактировать ]«Непредвиденность и корреляция - недостаточность причинно-следственной связи»
- Рутина в восприятии — понятие относительное; идея причинности извлекается концептуальными процессами из явлений, она не является ни логической необходимостью , ни действительным опытом. Мы можем просто классифицировать вещи как подобные; мы не можем воспроизвести сходство, а можем лишь измерить, насколько относительно подобное следует за относительно подобным. Более широкий взгляд на Вселенную рассматривает все явления как коррелирующие, но не причинно связанные.
- Независимо от того, являются ли явления качественными или количественными, классификация приводит к таблице непредвиденных обстоятельств. По такой таблице мы можем измерить степень зависимости между любыми двумя явлениями. Причинность — это предел такой таблицы, когда она содержит неопределенно большое количество «ячеек», но в каждом массиве занята только одна такая ячейка. Математическая функция возникает, когда пояс точек, являющийся действительным результатом всего опыта, сжимается в кривую. Это чисто концептуальный предел, который в равной степени является концептуальным пределом реального опыта, когда мы используем множество «причин».
- Интеллектуальная выгода этой категории случайностей заключается в том, что она рассматривает вариацию как фундаментальный фактор явлений. Детерминатизм — это результат предположения «одинаковости» вместо простого классификационного «подобия» явлений. Вариация и корреляция включают в себя причинность и детерминатизм как особые случаи, если они действительно существуют в отношении явлений. Однако никакой опыт, который мы имеем в настоящее время, не дает нам права считать их чем-то иным, кроме концептуальных ограничений, созданных человеческой потребностью в экономии мышления и столь же мало присущих самим явлениям, как геометрические поверхности или центры силы.
Глава VI
[ редактировать ]«Пространство и время»
- Пространство и время — это не реальности феноменального мира, а способы, которыми мы воспринимаем вещи по отдельности. Они не бесконечно велики и не бесконечно делимы, а существенно ограничены содержанием нашего восприятия.
- Научные понятия представляют собой, как правило, ограничения, налагаемые в понятии на процессы, которые могут быть начаты, но не доведены до конца в восприятии. Таким образом, можно проследить историческое происхождение понятий геометрии и физики. Наука не утверждает, что такие понятия, как геометрическая поверхность, атом и эфир, реально существуют в явлениях или за ними, но действительны как сокращенные методы описания корреляции и последовательности явлений. С этой точки зрения концептуальное пространство и время можно легко оценить и избежать опасности проецирования их идеальных бесконечностей и вечностей в реальный мир восприятия.
Глава VII
[ редактировать ]«Геометрия движения».
- Все понятия, с помощью которых мы описываем и измеряем изменения, являются геометрическими и, следовательно, не являются реальными пределами восприятия. Это формы, различающие и классифицирующие содержание нашего личного опыта в смешанном режиме движения. Основными формами являются движение точки, вращение твердого тела и деформация. Движение оказывается относительным, а не абсолютным; например, бессмысленно говорить о движении точки безотносительно к тому, с какой системой связано движение точки.
- Анализ движения точки приводит нас к понятиям скорости и ускорения. Скорость — это правильная мера того, как мгновенно меняется положение. Ускорение — это правильная мера того, что скорость сама по себе является увеличенным изменением. Установлено, что движение полностью детерминировано. Теоретически полное описание пути и положения в каждый момент времени может быть получено, если заданы скорость в любом положении и ускорение для всех положений.
- Закон параллелограмма как общее правило объединения движений является основой синтеза, посредством которого из простых движений строятся сложные движения.
Глава VIII
[ редактировать ]"Иметь значение"
Понятие материи оказывается одинаково неясным, ищем ли мы определения в трудах физиков или философов, придерживающихся «здравого смысла». Трудности в этом отношении, по-видимому, возникают из-за утверждения феноменального, но незаметного существования простых концептуальных символов. Изменение чувственного впечатления — это правильный термин для внешнего восприятия. Движение — это правильный термин для нашей концептуальной символизации этого изменения. Для восприятия вопросы «что движется» и «почему оно движется» кажутся праздными. В области представлений движущиеся тела представляют собой геометрические идеалы с чисто описательными движениями.
Чтобы понять, что мы можем воспринимать изменение чувственного впечатления, но можем лишь представить себе движение, необходимо задать три вопроса: «Что движется? Почему оно движется? Как оно движется?» . Наука может ответить только на вопрос : «Как оно движется?» . Остальные непонятны, поскольку мы обнаруживаем, что материя, сила и «действие на расстоянии» не являются терминами, выражающими реальные проблемы феноменального мира.
Глава IX
[ редактировать ]«Законы движения»
Физик формирует концептуальную модель Вселенной с помощью корпускул. Эти корпускулы являются лишь символами составных частей перцептивных тел, и их не следует рассматривать как нечто напоминающее определенные перцептивные эквиваленты. Корпускулы, с которыми нам приходится иметь дело, — это эфирный элемент, первичный атом, атом, молекула и частица. Мы представляем себе, что они движутся таким образом, который позволяет нам наиболее точно описать последовательность наших чувственных впечатлений. Этот способ движения суммируется в так называемых законах движения. Эти законы справедливы в первую очередь для частиц, но часто предполагалось, что они верны и для всех корпускул. Однако более разумно предположить, что большая часть механизма вытекает из структуры грубой «материи».
Правильная мера массы оказывается отношением взаимных ускорений, а сила рассматривается как определенная удобная мера движения, а не его причина. Показано, что обычные определения массы и силы, а также ньютоновские формулировки законов движения изобилуют метафизическими неясностями. Также сомнительно, являются ли принципы, лежащие в основе нынешних утверждений о суперпозиции и комбинации сил, корректными с научной точки зрения применительно к атомам и молекулам. Надежда на будущий прогресс заключается в более ясном понимании природы эфира и структуры грубой «материи».
Общие законы движения выражаются как расширение законов Ньютона.
Первый закон: «Каждую корпускулу в концептуальной модели Вселенной следует рассматривать как движущуюся с должным учетом присутствия любой другой корпускулы, хотя для очень отдаленных корпускул удельное внимание чрезвычайно мало по сравнению с тем, которое уделяется непосредственным соседям».
Второй закон: «Принцип инерции».
Третий закон: «Взаимное ускорение определяется относительным положением».
Четвертый закон: «Отношение ускорения A, вызванного B, к ускорению B, вызванному A, всегда следует считать одинаковым, независимо от положения A и B и каково бы ни было окружающее поле».
Пятый закон: «Определение силы: сила Б, действующая на А, равна силе А, действующей на Б, и противоположна ей».
Глава X
[ редактировать ]«Современные физические идеи»
Развитие физической науки за последние двадцать лет выявило явления, которые ясно иллюстрируют принципы и методы предыдущих глав. Было показано, что ньютоновская схема динамики является приближением, действительным только для грубой материи и наших грубых чувств. Есть разумные основания предполагать, что электромагнитная схема строения материи окажется гораздо более полной. Но существуют нерешенные трудности, а именно то, что гравитация до сих пор не поддалась никаким попыткам привести ее в соответствие с этой схемой, и что до сих пор не разработано простой концепции, которая бы представляла положительное электричество в эксперименте.
Принципы сохранения энергии, импульса и массы становятся бессмысленными без эфира, который так же реален, как и материя, и тогда масса, энергия, импульс — это величины из той же категории, что и сила.
Постоянство массы тела в материальной динамике, составляющее всю экспериментальную основу этой науки, заменяется представлением о том, что все электроны одного и того же типа (отрицательные, возможно, и положительные) тождественны по своей природе.
Эфир — это чисто концептуальная среда, которая, насколько развита теория в настоящее время, не имеет структуры, за исключением того, что в изолированных точках существуют центры, в которых его свойства исключительны. Эти центры своим взаимным движением и группировкой составляют модель последовательности природных явлений.
Новый свет проливается на наши представления о пространстве и времени. Они взаимозависимы и обусловлены явлениями, для описания которых используются. Фраза «движение относительно эфира» становится бессмысленной. Эфир становится все более и более четкой концепцией в сознании каждого наблюдателя.
Издания в печати
[ редактировать ]- Грамматика науки (1892 г.), Dover Publications, издание 2004 г., ISBN 0-486-49581-7
Издания онлайн
[ редактировать ]- Грамматика науки (1900) А. и К. Блэк.
- Грамматика науки (1900) А. и К. Блэк.