Фундаментальные способы познания Карпера
В здравоохранении знания и убеждения в профессиональной практике (первоначально , фундаментальные способы познания Карпера представляют собой типологию, которая пытается классифицировать различные источники, из которых в частности, в сестринском деле могут быть получены или были получены ). Его предложила Барбара А. Карпер, профессор Колледжа медсестер Техасского женского университета , в 1978 году. [ 1 ] [ 2 ]
Типология выделяет четыре фундаментальных «модели познания»:
- Эмпирический
- Фактическое знание из науки или других внешних источников, которое можно проверить эмпирически .
- Персональный
- Знания и отношения основаны на личном самопонимании и сочувствии , включая представление себя на месте пациента.
- Этический
- Отношения и знания, вытекающие из этических рамок, включая осознание моральных вопросов и выбора.
- Эстетический
- Осведомленность о непосредственной ситуации, основанная на немедленных практических действиях; включая осознание пациента и его обстоятельств как уникальной индивидуальности, а также всей целостности ситуации. (Эстетический в этом смысле употребляется в значении «относящийся к здесь и сейчас», от греческого αἰσθάνομαι ( aisthanomai ), означающего «воспринимаю, чувствую, ощущаю»; [ 3 ] речь не идет о рассмотрении красоты, искусства и вкуса ).
Акцент на различных способах познания представлен как инструмент для создания более ясного и полного мышления и изучения опыта, а также более широкой самоинтеграции классного образования. По сути, это помогло кристаллизовать структуру рефлексивного исследования Джонса (1995) для развития рефлексивной практики . [ 4 ]
Эта типология рассматривается как ведущая реакция против чрезмерного акцента на только эмпирически полученных знаниях, так называемом «научном уходе», подчеркивая, что отношения и действия, которые, возможно, являются более личными и более интуитивными, также имеют центральное значение и в равной степени подходят для обсуждения. . [ 5 ] [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карпер Барбара А. (1978). «Фундаментальные закономерности знаний в области сестринского дела». Достижения в области сестринского дела . 1 (1): 13–24. дои : 10.1097/00012272-197810000-00004 . ПМИД 110216 . S2CID 36893665 .
- ^ Мелани Джаспер (2003), Начало рефлексивной практики . Нельсон Торнс, ISBN 0-7487-7117-4 ; стр. 93 -95
- ^ Эстетика , Интернет-словарь этимологии
- ^ Джонс, К. (1995). «Формирование обучения посредством размышлений в рамках фундаментальных способов познания Карпера в области ухода за больными». Журнал продвинутого сестринского дела . 22 (2): 226–34. дои : 10.1046/j.1365-2648.1995.22020226.x . ПМИД 7593941 .
- ^ Хит Хелен (1998). «Рефлексия и модели знаний в сестринском деле» (PDF) . Журнал продвинутого сестринского дела . 27 (5): 1054–1089. дои : 10.1046/j.1365-2648.1998.00593.x . ПМИД 9637334 .
- ^ Маккенна Х., Катлифф Дж., Маккенна П. (1999). «Доказательная практика: развенчание некоторых мифов» (PDF) . Стандарт сестринского дела . 14 (16): 39–42. дои : 10.7748/ns2000.01.14.16.39.c2738 . ПМИД 11209438 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )