Гипотеза градуированной значимости
Гипотеза градуированной значимости — это теория психолингвистической обработки значения слова, особенно в контексте иронии , разработанная Рэйчел Гиорой. Он предполагает, что приоритет отдается психологической активации и семантическому поиску существенных, а не менее существенных значений внутри ментального лексикона в процессе понимания языка. [1]
Лексическая значимость
[ редактировать ]Значение(я) слова можно считать существенным, если связанные с ним значения(я) закодированы в мысленном лексиконе . [2] Тем не менее, степень заметности данного значения слова не может рассматриваться как постоянная, определяющая характеристика, а скорее как функция ряда психолингвистических факторов, таких как частота, условность, знакомство и прототипичность . Чем более частым, условным, знакомым или прототипическим является значение данного слова, тем большую степень значимости оно имеет. [3]
Гипотеза
[ редактировать ]Гипотеза градуированной значимости вращается вокруг двух основных предположений:1. Существенное значение слова всегда активировано и его невозможно обойти.2. Заметное значение всегда активируется перед менее заметными значениями. [4]
Роль контекста
[ редактировать ]С точки зрения гипотезы градуированной значимости контекст играет очень ограниченную роль. Несмотря на то, что это может облегчить активацию значения слова, оно не может помешать процессу активации более значимого значения. [4] [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гиора Рэйчел. 2002. «Буквальный и образный язык: разные или равные?», Journal of Pragmatics 34: 487-506.
- ^ Хуан, Мими Цивэй. 2009. «Разгадка загадки метафоры: основанная на значимости модель метафорической интерпретации в контексте дискурса», в: Новые направления в когнитивной лингвистике. Издательство Джона Бенджамина, 107–126.
- ^ Кечкес Иштван. 2006. «На мой взгляд: мысль о значимости, контексте и образном языке с точки зрения второго языка»: Second Language Research 22,2: 1-19.
- ^ Jump up to: а б Гиора Рэйчел. 1997. «Понимание образного и буквального языка: гипотеза градуированной значимости», Cognitive Linguistics 8-3: 183-206.
- ^ Гиббс, Раймонд. 1994. «Образное мышление и образный язык», в: Мортон Энн Гернсбахер (ред.), Справочник по психолингвистике. Сан-Диего: Академик Пресс, 411–442.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гиора Рэйчел. 2002. «Буквальный и образный язык: разные или равные?», Journal of Pragmatics 34: 487–506.
- Гиора Рэйчел и Офер Фейн. 1999. «Понимание иронии: гипотеза дифференцированной значимости», Юмор 12-4: 425–436.
- Кечкес Иштван. 2006. «На мой взгляд: мысль о значимости, контексте и образном языке с точки зрения второго языка»: Second Language Research 22,2: 1-19.