Jump to content

Еврейская община Хайльбронна

Еврейская община Хайльбронна имеет долгую историю. Важное поселение евреев в Хайльбронне существовало уже в 11 веке и, вероятно, уже в то время имело первую синагогу. Сообществу позднего средневековья приходилось терпеть такие вспышки болезни, как погром Ринтфляйш или чумные погромы, но в имперском городе Хайльбронн оно также находилось под защитой немецких королей и императоров. Против воли императора город Хайльбронн изгнал своих евреев в конце 15 века, и евреи смогли официально поселиться в Хайльбронне снова только после того, как город перешел к Вюртембергу в 1828 году. С середины 19 века община сильно выросла. особенно из-за индустриализации города, и около 1895 года он достиг наибольшего членства - почти 1000 человек. В 1877 году он построил Синагога Хайльбронна и произвела на свет таких важных личностей, как почетный гражданин Хайльбронна Макс Розенгарт и президент Верховного совета Израиля Зигфрид Гумбель. Во время В период нацизма община вновь пережила упадок: синагога была разрушена в 1938 году во время Хрустальной ночи , а около 240 человек из круга еврейской общины Хайльбронна были убиты в результате преследований евреев. После Второй мировой войны в Хайльбронне до 1980 года проживало лишь несколько евреев, прежде чем начался их приток, в основном из бывшего Советского Союза . Сегодня сообщество насчитывает около 130 членов. Еврейский центр Хайльбронна является филиалом IRGW.

Первое упоминание и первая синагога

[ редактировать ]
Мемориальный камень Натану Надзирателю является старейшим каменным свидетельством иудаизма в Хайльбронне.

Первые евреи, вероятно, пришли около 1000 года из Испании через Восточно-Франкскую империю и Бургундию в юго-западную Германию. Их ранними центрами были Вормс , Майнц и Шпейер . Предполагается, что оттуда первые евреи пришли в Хайльбронн, вероятно, после активизации торговли вокруг бывшего королевского поместья Хайльбронн и образования рыночной общины. ) упоминается еврейское поселение Около 1050 года на Юденгассе (сегодня Лохторштрассе . Говорят, что первая синагога располагалась на углу Лохторштрассе и Зюльмерштрассе. В подвале здания на Лохторштрассе, 22 был найден мемориальный камень Натану Надзирателю, камень с надписью на иврите, запечатавший могилу Натана, и являющийся одним из старейших еврейских документов на юго-западе Германии за пределами Рейнских общин.

Риндфляйшский погром 1298 г. и Чумной погром 1349 г.

[ редактировать ]

В 1298 году во время так называемой Ринтфляйшской резни до 5000 евреев было убито, в основном во Франконии, мародерствующими последователями самопровозглашенного короля Риндфлейша. С апреля 1298 года разъяренная толпа переходила с места на место. В июле 1298 года евреи были убиты в таких местах, как Мосбах , Мёкмюль и Зиндринген . Резня в Гейльбронне 19 октября 1298 года была последней в длинной серии. [ 1 ] В Нюрнбергской мемориальной книге перечислены 143 еврея из Хайльбронна как жертвы беспорядков, а в мемориальной книге Зонтхайма указано 200 жертв. В Нюрнбергской мемориальной книге перечислены жертвы, включая лидера общины Ашера и его жену Бенвенуду, раввина Йоханана бен раби Эльджаким, учитель Исаак, пунктуатор Авраам с сыном и ученые Мушаллам, Иегуда и Натан. Еврейские граждане Хайльбронна в то время состояли из сефардов , которые сначала отправились во Францию ​​и были изгнаны туда Филиппом Августом в 1181 году. Такие имена, как «Бенджамин Француз» или французские имена, свидетельствуют о сефардском происхождении французских евреев в Хайльбронне.

Вскоре после Риндфляйшского погрома евреи, должно быть, снова появились в Хайльбронне, поскольку в 1316 году Людвиг Баварский заложил налоговое обязательство евреев Хайльбронна перед городом Хайльбронн сроком на шесть лет, пока не была достигнута сумма в 4000 геллеров. . Таким образом, еврейский налог должен был составлять 666 геллеров в год, в то время как город должен был платить императору максимум лишь 600 геллеров в год. [ 2 ] [ 3 ]

С конца февраля до середины апреля 1349 года, во время эпидемии чумы в Европе, вновь произошли бунты против евреев, которых обвиняли в отравлении колодцев. В Хейльброннских хрониках говорится, что во время этого «чумного погрома» «многие евреи были убиты». Весной 1349 года в Хайльбронне произошли не только массовые «убийства евреев», но и многочисленные «еврейские сожжения». Это выражение относилось к сожжению евреев, особенно еврейских женщин, на «колоннах ведьм» на втором еврейском кладбище за городской стеной Хайльбронна. Имена жертв этих беспорядков неизвестны. Засвидетельствована только одна жертва, потому что 14 апреля 1349 года король Карл IV подарил Элизабет Хиршхорн, жене Энгельхарда Хиршхорна, дом «богатого еврея Натана Гейльброннского напротив дома Роттингера». [ 4 ]

Вторая синагога

[ редактировать ]

Чумные погромы, конечно, не уничтожили всю общину, поскольку евреи зарегистрированы в Хайльбронне в 1359 году. У общины была новая синагога на Кизельмаркте, которая, согласно разным записям, задокументирована либо в 1357, либо в 1457 году.

В 1361 году император Карл IV призвал Хайльбронн принять всех евреев, желающих жить там, и предоставить им защиту. Благодаря этому император получал еврейские налоги в виде «Юденрегала» и подушного налога. Юденрегаль представлял собой своего рода приобретаемое право на защиту евреев. Этот налог на защиту может варьироваться от 25 до 50 гульденов. Подушный налог, с другой стороны, состоял из процентной доли активов и доходов. Он подлежал уплате при коронации императора, поэтому его еще называли коронационным налогом. В годы после этого приказа императора евреи все чаще упоминаются в записях Хайльбронна. Еврейские граждане того времени были «великими купцами». [ 5 ] а Хайльбронн был перевалочным пунктом для мехов, рабов, вина, зерна, соли и т. д. В 1371 году Карл IV предоставил Хайльбронну конституцию имперского города, которая считается паритетной конституцией, поскольку предоставляла равную власть в городском совете хайльброннским патрициям. и местные торговцы.

О богатстве некоторых горожан свидетельствуют долговые книги XIV века, в которых перечислялись налоги на недвижимость, которые должны были платить граждане. Около 1387 г. среди 1350 налогоплательщиков было 15 евреев. Оплатить пришлось 0,5% активов. 15 перечисленных евреев заплатили в общей сложности 279 гульденов, что составляло около 10 процентов от общей суммы налога. В долговой книге 1399 года шесть евреев также заплатили за еврейское кладбище 8 гульденов.

Защитное письмо короля Сигизмунда

[ редактировать ]

В охранном письме короля Сигизмунда евреям Гейльбронна от 15 октября 1414 года говорится, что как кредиторы они имели право на удовлетворение своих требований. [ 6 ] Кроме того, им было предоставлено право на защиту собственности и физической неприкосновенности, а также свободу передвижения и вероисповедания. Местом юрисдикции по светским или религиозным делам был суд в Хайльбронне или раввин в Хайльбронне соответственно. Наконец, там регулировались выплаты королевской палате в Хайльбронне. [ 7 ]

Покровительское письмо первоначально вызвало подъем еврейской общины, которая в 1415 году получила от совета Хайльбронна место для нового кладбища за воротами Брюкентора. В 1422 году, после выплаты 400 рейнских гульденов, король Сигизмунд предоставил евреям Гейльбронна те же права, что и евреям Нюрнберга. Однако, начиная примерно с 1420 года, задолженность граждан Хайльбронна евреям привела к напряженности. Враждебность к евреям подогревалась не в последнюю очередь Церковью, которая неустанно указывала в проповедях и на исповеди на греховность отношений с евреями.

Изгнание 1437 г.

[ редактировать ]

В 1437 году евреи Хайльбронна были изгнаны из города. Конрад фон Вайнсберг, императорский потомственный камергер, опасался уменьшения доходов Империи – а, следовательно, и его собственных доходов – из-за изгнания евреев из различных имперских городов. Город Хайльбронн написал несколько ответов на его жалобы, подчеркнув, что и в проповедях, и на исповеди людей «наказывали и предупреждали, насколько сильно человек грешил против Бога и ближнего, удерживая евреев и сознательно позволяя им заниматься ростовщичеством». [ 8 ]

Реадмиссия в 1439 году при короле Альберте II.

[ редактировать ]

Альберт II из дома Габсбургов, зять Сигизмунда, был избран его преемником в марте 1438 года. Конрад фон Вайнсберг созвал совет Хайльбронна и еврейское население перед новым королем и его канцлером Каспаром Шликом на императорском сейме в Нюрнберге. 27 июля 1438 года. Он приговорил город Хайльбронн «позволить еврейскому граждану оставаться прежним» из-за «опустошение царской палаты» (из-за налоговых потерь) и пригрозил иском о возмещении ущерба. 8 октября 1439 года евреям города разрешили вернуться, и они заплатили 200 гульденов Конраду фон Вайнсбергу. [ 9 ] Дань уважения, которую Хайльбронн затем оказал Альберту II, является первой дословно сохранившейся в контрактной книге города. [ 10 ] Тем не менее, в этот период упоминаются лишь несколько имен евреев Хайльбронна. Похоже, что имперские инструкции относительно терпимости к евреям все чаще игнорировались, а в конечном итоге игнорировались полностью. Император находился далеко, и, чтобы обеспечить политическую стабильность, Хайльбронн в 1417 году заключил союз с соседним Курфюрстским Пфальцем, влияние которого вскоре стало заметным.

Изгнание в конце 15 века.

[ редактировать ]

В начале 1469 года курфюрст Пфальца Фридрих изгнал евреев Избирательного Пфальца и немедленно проинформировал об этом имперский город Хайльбронн. Вскоре после этого городской совет возобновил свое решение запретить евреям приезжать в Хайльбронн. К 1471 году евреям было разрешено лишь ограниченное временное проживание в городе. Императорский камергер Филипп фон Вайнсберг, унаследовавший эту должность от своего отца Конрада и полагавшийся на доходы от еврейских налогов, выразил протест императору Фридриху III , который приказал городу предоставить евреям свободу в 1471 году. [ 11 ] Однако приказ императора был проигнорирован, что побудило Фридриха в 1473 и 1474 годах снова приказать городу реадмиссировать евреев. [ 12 ] В 1476 году городской совет все же решил ввести и возобновить ежегодный запрет на въезд евреев. Император, однако, оставался бездействующим. Лишь в 1487 году он снова потребовал временного допуска в город двух евреев, но также установил рыночную привилегию, запрещающую евреям в Хайльбронне заниматься ростовщичеством. [ 13 ] В 1490 году император подтвердил покупку городом синагоги на Кизельмаркте и еврейского кладбища за 250 гульденов. [ 14 ] хотя евреи из Регенсбурга и Нюрнберга предлагали за них больше денег. Прокурор палаты Генрих Мартин обосновал решение в пользу города Хайльбронн, сославшись на «неблагосклонность» к евреям. Хотя евреи из Неккарвестхайма и Тальхайма умоляли не отчуждать еврейские учреждения, ссылаясь на свои многовековые налоговые платежи, город быстро перепрофилировал недвижимость на Кизельмаркте для других целей. Еврейскую школу продали под жилой дом, а еврейское кладбище застроили. В 1495 году император Максимилиан издал приказ городу вновь принять изгнанных евреев. [ 15 ] но это тоже осталось без внимания. Вместо этого город принял все более ограничительные резолюции против немногих евреев, оставшихся в Хайльбронне. Бывшие евреи, проживавшие в Хайльбронне, поселились в прилегающих районах, таких как Неккарвестхайм , Тальхайм и Неккарзульм , и впоследствии обратились за реадмиссией в город, в чем им на данный момент было отказано. [ 16 ]

Торговля во время изгнания

[ редактировать ]

Несмотря на изгнание, похоже, что отдельные евреи остались в городе, хотя и подвергались растущим преследованиям. В 1524 году в просьбе о защите Хайльбронна от францисканцев все еще упоминаются евреи в городе. Дворяне из окрестностей, в том числе Фрауэнберг (Тальхайм) и Либенштайн (Кальтенвестен), направили в город петиции с просьбой предоставить покровительствуемым евреям доступ на еженедельные рынки Хайльбронна. Однако город сохранил свое изгнание, которое регулярно продлевал и подтверждал. В 1527 году во время одного из таких подтверждений было принято решение полностью воздерживаться от евреев. Исключение было сделано для двух врачей-евреев из Вимпфена и Левенштейна, которым был разрешен постоянный доступ к своим пациентам в Хайльбронне.

В 1529 году городской совет запретил гражданам под угрозой потери гражданства торговать с евреями. В 1530 году император Карл V распорядился о свободной торговле для евреев, что побудило группу жителей Неккарзульма подать заявление о реадмиссии в Хайльбронн, но городской совет настаивал на своих санкциях против евреев. В 1540 году совет Хайльбронна запросил у окружающих общин информацию о задолженности граждан Хайльбронна перед евреями, проживающими на других территориях. Было обнаружено, что многие граждане Хайльбронна поддерживали финансовые отношения с евреями, прежде всего в Вюртемберге, в основном связанные с денежными операциями. Город подал в суд против этих сделок и в 1543 году добился решения императора Фердинанда, в котором говорилось, что все ссуды, предоставленные евреями, были конфискованы и должны вернуться в городскую казну. Этот указ был вывешен в 270 экземплярах в радиусе 215 миль во всех населенных пунктах со значительными еврейскими общинами. [ 17 ]

Евреям запрещалось заниматься торговлей товарами, разрешались только финансовые операции. Кроме того, евреям не разрешалось селиться в городе, а еврейские купцы могли въезжать в город только после уплаты охранного сбора в размере 7 пфеннигов и в сопровождении городской стражи. В 1620 г. «еврейский налог» был повышен до 12 пфеннигов.

В последние годы Тридцатилетней войны , начиная с 1645 года, среди беженцев, хлынувших в Хайльбронн, снова появились евреи, которых терпели вплоть до Вестфальского мира .

По еврейским правилам 1667 года на строгих условиях разрешалась ограниченная торговля товарами с еврейскими купцами. Поскольку многие из этих торговцев ездили на Франкфуртскую ярмарку, правила со временем постепенно смягчались, чтобы облегчить логистические проблемы с ярмарочными товарами. В то же время город также ввел правила, запрещающие иностранным евреям приезжать в город. Например, в 1712 году иностранные евреи были обязаны дать взаймы непомерную сумму в 4000 гульденов в качестве залога при въезде в город, иначе они должны были избегать его территории. В 1725 году город принял некоторых обращенных в христианство евреев, но вскоре изгнал одного из них после того, как он совершил кражу.

В 1770 году, когда в Хайльбронне уже были открыты три рынка, евреи были освобождены от пошлин за тело и мосты, чтобы оживить рынки за счет большего количества торговцев. Однако запрет на еврейские поселения сохранялся даже после присоединения города к Вюртембергу в 1802 году.

Законы об уравнивании 1828 и 1864 годов.

[ редактировать ]

В Вюртемберге со времен графа Эберхарда I, герцога Вюртембергского в конце 15 века, действовал запрет на поселение и торговлю для евреев. Однако из-за политических потрясений в начале XIX века многие территории, ранее принадлежавшие имперским рыцарям или церковным властям, перешли к Вюртембергу. Эти территории на протяжении веков были домом для евреев, изгнанных из Хайльбронна и других городов. Хотя около 1800 года в Вюртемберге проживало всего несколько сотен евреев, их число увеличилось примерно до 7000 с добавлением этих территорий, где недавно поселившиеся евреи обычно обладали большими наследственными правами, чем старые евреи Вюртемберга. Правительство Вюртемберга было вынуждено стандартизировать права всех евреев Вюртемберга. Поскольку соседняя Франция предоставила евреям полную эмансипацию еще в 1791 году, Вюртемберг также принял решение о юридическом равенстве с другими гражданами, для чего в период с 1806 по 1827 год были приняты подготовительные правила. [ 18 ]

Закон о равенстве от 25 апреля 1828 года снова предоставил евреям свободу передвижения.

В соответствии с «Законом об общественных условиях верующих израильтян» королевского правительства Вюртемберга в 1828 году крещеные и некрещеные еврейские граждане во многих областях были в значительной степени приравнены к гражданам-христианам. Раньше «защищенные евреи» становились гражданами Вюртемберга, подчиняющимися всем гражданским законам и обязанными выполнять «все обязанности и вклады других подданных» (статья 1), за исключением свободы торговли, а также активных и пассивных избирательных прав. Закон отдавал предпочтение только тем евреям, которые больше не занимались так называемым «шахерханделем» (ростовщической торговлей), и ставил религиозную жизнь, образование раввинов и школьную систему под государственный надзор.

В 1830 году первый новый еврейский житель, торговец тканями по имени Исидор Фейт из Зонтхайма (см. Еврейская община Зонтхайма), вернулся в город Хайльбронн и получил гражданство в 1831 году. В 1849 году Мориц Каллманн стал первым еврейским гражданином, въехавшим в город. совет.

На начальном этапе культурной адаптации нынешней церкви в 1828 году был издан закон, который предусматривал должность церковного совета в качестве хранителя израильской общины. На втором этапе, 27 октября 1831 года, королевским указом было создано Королевское израильское Верховное церковное управление Вюртемберга, в состав которого вошли председатель и правительственный комиссар Иоганн Бальтазар фон Штайнхардт, раввин Йозеф Майер и викарий раввин Людвиг Кан из Хайльбронна, с секретарем Карлом Вейлем, главным директором церкви, и другими светскими членами.

Еврейская благотворительная ассоциация в Хайльбронне была основана в 1857 году Либманом Штраусом. Из этой благотворительной ассоциации на третьем этапе аккультурации в 1861 году возникла еврейская община Хайльбронна. В 1862 году еврейская община насчитывала 137 человек, а к 1864 году она насчитывала 369 членов.

В 1864 году новый Закон об эмансипации обеспечил дальнейшее юридическое равенство: «Коренные израильтяне в царстве подчиняются тем же законам во всех гражданских вопросах, что и другие граждане; они пользуются теми же правами и имеют те же обязанности и вклады, которые необходимо выполнять». Однако государственный надзор за «церковной» жизнью не был отменен до 1912 года. В 1868 году под Вартбергом было открыто все еще существующее новое еврейское кладбище.

Третья синагога Хайльбронна

[ редактировать ]
Синагога Хайльбронна в 1900 году

Примерно с 1858 года еврейская община в Хайльбронне значительно выросла, поскольку многочисленные евреи переехали в город из окрестных деревень, привлеченные нарождающейся индустриализацией, предлагающей множество возможностей трудоустройства. К 1867 году окружной раввинат уже был перенесен из Леренштайнсфельда в Хайльбронн. Примерно к 1871 году еврейская община насчитывала около 610 членов. Единственная в то время в городе синагога, расположенная с 1856 года в центральном здании Дойчгофа рядом с бывшим залом суда, находилась в стесненных условиях. Община приобрела участок на Аллее, где в 1877 году была открыта синагога Хайльбронна. Здание, выполненное в стиле эклектики, представляло собой крестообразную базилику с высоким центральным нефом, трансептом и нижними боковыми приделами. Трансепт был покрыт невысокой шатровой крышей и увенчан четырьмя боковыми куполами меньшего размера. Центральный купол имел двенадцать круглых арочных окон и был снаружи облицован патинированной медью с зеленым отливом. [ 19 ]

Инструментальная музыка и похороны

[ редактировать ]

Собрание синагоги шестьюдесятью голосами против четырех решило установить орган в синагоге Хайльбронна. [ 20 ] [ 21 ] не предусмотрена Однако инструментальная музыка в ортодоксальном иудаизме , что привело к жарким спорам. Еще одной культурной адаптацией того времени была кремация, ставшая возможной в Хайльбронне благодаря крематорию, созданному в 1905 году Эмилем Бойтингером на главном кладбище Хайльбронна. Эта практика вызвала раскол внутри сообщества. Кремация считалась несовместимой как с традицией еврейского захоронения умерших; если бы весь человек был кремирован, следовательно, воскресения не было бы.

Под руководством еврейских граждан Хайльбронна Дэвида Рейса и Эмануэля Кауфмана произошел раскол ассимилированной центральной синагогальной общины Хайльбронна. Это новое сообщество назвало себя Адас Йешурун. Руководящими словами Танаха для этой еврейской общины были: «И будете у Меня царством священников!» [ 22 ] В 1911 году община открыла собственный молитвенный зал. К 1933 году община насчитывала около 60 членов.

Раввинат и раввины

[ редактировать ]

Моисей Энгельберт (13 июня 1830 г. в Буденберге недалеко от Касселя — 17 января 1891 г. в Хайльбронне) служил раввином центральной синагогальной общины в Хайльбронне с 1864 по 1889 год. Ранее он был раввином в Леренштайнсфельде до роспуска там окружного раввината или его переезд в Хайльбронн. Его сменил раввин Бертольд Эйнштейн (31 декабря 1862 г. в Ульме — 4 июня 1935 г.). В качестве исполняющего обязанности раввина Эйнштейн произнес панегирик на поминальной службе в синагоге Хайльбронна после смерти короля Вюртемберга Карла. Эта церемония состоялась 11 октября 1891 года. [ 23 ] [ 24 ]

Людвиг Кан (17 июня 1845 г. в Байзингене - 9 октября 1914 г.) [ 25 ] [ 26 ] служил в Хайльбронне с 1892 по 1914 год. Кан, прибывший в Хайльбронн 19 апреля 1892 года, быстро завоевал репутацию высокообразованного и заботливого священнослужителя. Во время мобилизации во время Первой мировой войны раввин Кан молился в синагоге о Божьей защите и поддержке Германии. Людвиг Кан сыграл значительную роль в начале войны в 1914 году, когда Высшая церковная власть в Штутгарте потребовала единых процедур приведения к присяге христианских и еврейских солдат. В казармах Хайльбронна на это торжественное событие собрались солдаты всех конфессий, а перед полевым алтарем стояли священнослужители трех конфессий. Раввин Кан также отвечал за еврейское пастырское окормление в королевской больнице и доме престарелых в Вайнсберге (округ Хайльбронн, Вюртемберг). [ 27 ]

Макс Бирманн (5 апреля 1873 г. в Берлине - 1935 г. в Хайльбронне) сменил раввина Кана с 1914 по 1935 год. Он преподавал на многочисленных курсах в Центре образования взрослых Хайльбронна и был неотъемлемой частью культурной жизни муниципалитета. Он также был членом Израильской ложи (Хайльбронн) и читал там множество лекций. 1 июня 1915 г. «под медицинским руководством... он имел возможность познакомиться с отдельными пациентами и их личными данными». С 3 июня 1914 года здесь не реже одного раза в месяц проводились службы и отмечался Шаббат. [ 28 ]

Мориц Дрейфус (23 августа 1845 г. в Рихене - 28 декабря 1924 г. в Хайльбронне) работал одним из первых канторов в 1885 г., работая учителем и кантором.

С 1903 года кантором служил Иси Кремер (9 августа 1877 года в Мёнхсроте — 16 апреля 1963 года в Бруклине). Его жена Джули, урожденная Вюрцбургер 12 апреля 1888 года в Хайльбронне, также была замешана в этом. Кремер также работал музыкальным критиком в газетах Хайльбронна. Примечательна его работа в Heilbronner Zeitung, когда газету еще издавал Карл Вулле. Кроме того, с 1910 года он работал в «Неккар-Цайтунг» под руководством редакторов Эрнста Йека и Теодора Хойсса. Последующий президент Германии Хойсс и Кремер были друзьями.

Холокост

[ редактировать ]

К ответу на приход к власти нацистов община была подготовлена, но в общинной газете не было конкретного заявления по поводу захвата власти 30 января 1933 года. Лишь после принятия Нюрнбергских законов в 1935 году появилась первая критика. . Внутри община пострадала с самого начала, поскольку подверглась вскоре начавшимся репрессиям.

1 апреля 1933 года перед универмагом «Ландауэр» на Кайзерштрассе и другими еврейскими предприятиями нацисты призвали к бойкоту еврейских предприятий. 25 апреля в универмаге произошел взрыв бомбы, и в тот же день произошел взрыв. антисемитский митинг перед зданием Ассоциации банков Хайльбронна, где толпа требовала сдачи директора еврейского банка Отто Игершаймера. 29 апреля 1933 года еще одна бомба взорвалась на текстильном складе «Zur Brücke», также принадлежавшем еврейским владельцам. [ 29 ] В мае и июне 1933 года в еврейской общине произошло два самоубийства. [ 30 ]

Зигфрид Гумбель

Община начала создавать «еврейский мир» со своими школами, домом престарелых и больницей. С 6 июня 1934 года израильская религиозная община проводила уроки в таверне «Адлеркеллер», поскольку еврейским детям было запрещено посещать школу. Позже три еврейские женщины были осуждены за то, что наняли горничную-нееврейку, нарушив тем самым Закон о защите немецкой крови. Были созданы ассоциации для поддержки евреев, не имеющих дохода.

В 1935 году в Хайльбронн прибыл раввин Гарри Хейманн, родившийся в Бромберге 1 апреля 1910 года. Как и его предшественник, он также отвечал за пастырскую помощь в больнице и доме престарелых в Вайнсберге, где еврейская пастырская помощь становилась все более необходимой, прежде чем пострадавшие были депортированы и убиты в Графенеке или Хадамаре в рамках акции Т4. Раввин Хейманн смог эмигрировать в Америку в 1938 году.

Бывший советник Зигфрид Гумбель , который принимал активное участие в еврейских общинах Хайльбронна и на государственном уровне, переехал в Штутгарт в 1936 году, где он служил представителем Отто Хирша в качестве председателя Имперского представительства евреев. В то время Гумбель признал, что положение евреев потеряно, и способствовал эмиграции. В 1936 году он также был избран президентом Верхнего совета Израильской религиозной общины Вюртемберга. В этой роли ему с лета 1939 года было поручено распустить еврейские общины, а затем он был арестован в 1941 году и убит в Дахау в следующем году.

Хрустальная ночь

[ редактировать ]

Во время Хрустальной ночи 10 ноября 1938 года оставшиеся около 350 членов еврейской общины стали свидетелями сожжения их великолепной синагоги в Хайльбронне на Аллее на следующее утро после ночи общенационального погрома, в то время как молитвенная комната израильской религиозной общины Адас Йешурун была опустошена. В январе 1940 года синагогу снесли. Камни синагоги были использованы для фруктового погреба юношеской художественной школы. Еврейские магазины и квартиры были разграблены, а их имущество сожжено. Ведущие члены общины бежали или были депортированы в Дахау.

Утром ноябрьского погрома 1938 года в 6:30 утра, когда кантор Иси Кремер, как обычно, спешил на работу в синагогу, он мог видеть только горящее здание и был вынужден пойти в гестапо. Благодаря директору полиции «В.» Кремер смог предотвратить депортацию, в частности, пожилых членов израильской общины. Позже Кремер стал главой еврейской общины и помогал в эмиграции. В 1939 году он сам эмигрировал в Америку и умер в Бруклине в 1963 году.

Последним кантором Хайльбронна был Карл Кан (26 декабря 1890 г. в Холленбахе — 6 октября 1944 г. в Освенциме). Карл Кан женился на Рите Мейер (23 апреля 1906 г. в Хайльбронне - 6 октября 1944 г. в Освенциме). Кан и его жена прибыли в Терезиенштадт 22 августа 1942 года и были убиты в Освенциме 6 октября 1944 года.

Депортация евреев Хайльбронна

[ редактировать ]

В Хайльбронне происходили различные депортации: 234 еврейских гражданина из Хайльбронна и Зонтхайма были убиты в лагерях смерти и концентрационных лагерях:

  • 11 ноября 1938 г.: депортация в концентрационные лагеря Дахау и лагерь для интернированных Вельцхайм.
  • 26 ноября 1941 г.: депортация в Рижское гетто.
  • 23 марта 1942 г.: депортация в концлагеря Терезиенштадт, Освенцим и Малый Тростинец.
  • 24 апреля 1942 г.: депортация в гетто Избица.
  • 20 августа 1942 г.: депортация в концлагеря Терезиенштадт, Освенцим и Малый Тростинец.

Жизнь еврейской общины Хайльбронна после распада первоначальной общины

[ редактировать ]

К 1940 году около 600 евреев сумели эмигрировать или бежать за границу. 240 человек из еврейского культурного круга Хайльбронна были убиты нацистами.

Еврейская дискриминация на примере еврейской экономики в Хайльбронне

[ редактировать ]

Из 150 еврейских предприятий до прихода к власти нацистов многие оставались прибыльными или еще не были «арианизированы» к 1 марта 1939 года. Следующие предприятия в Хайльбронне были «арианизированы»:

  • Gebrüder Landauer: универмаг,
  • Дрейфус и сыновья: торговля металлом и ломом
  • Gumbel und Co.: фабрика столового серебра
  • Landauer & Macholl: молотковый винокуренный завод
  • Кан: сигарная фабрика
  • Людвиг Майер и Ко: фабрика фартуков
  • Мадаформ: мыловаренная фабрика
  • Мет и Ко: Вулворт
  • Оппенгеймер и Ко: фабрика по производству колбасных оболочек
  • Замок: галантерейный магазин
  • Генрих Шварценбергер: уборка шерстяной фабрики
  • Steigerwald AG: винокуренный завод и ликеро-водочный завод
  • Генрих Стобецкий: сигары
  • Schuhfabrik Wolko: обувная фабрика
  • Гуммершаймер: дом одежды
  • Modehaus Flesh: дом моды
  • Тальгеймер: оптовый торговец металлоломом и металлоломом
  • Marx & Co: оптовый торговец колбасными оболочками
  • Мандельоб: обувной магазин
  • Виктор: кожевенная фабрика Хайльбронн
  • Волленбергер: спиртные напитки
  • Вюрцбургер: Адлерский пивоваренный завод

Памятники

[ редактировать ]

Различные памятники в Хайльбронне увековечивают судьбу еврейской общины: мемориальная доска евреям, жертвам нацизма, была открыта на Аллее 9 ноября 1966 года, а в 1996 году неподалеку был установлен Мемориал Купола, который призван напоминать купол руин синагоги. . Кроме того, были заложены различные камни преткновения.

Филиал IRGW в Хайльбронне

[ редактировать ]

До 1980 года еврейская община Хайльбронна состояла всего из шести семей, связанных с Израильской религиозной общиной Вюртемберга со штаб-квартирой в Штутгарте . Израильская религиозная община Хайльбронна была основана в 2004 году как филиал IRGW, правление которой принадлежало IRGW Штутгарт. Их синагога расположена в Еврейском центре Хайльбронна. Общину обслуживают различные раввины. С 2012 года раввин Юрий Кадников из Ганновера также проводит службы в синагоге Хайльбронна по либеральному обряду. В сообществе 130 членов (по состоянию на 2012 год), 98% из которых выходцы из бывшего СССР.

Библиография

[ редактировать ]
  • Меир Винер, Об истории евреев в Хайльбронне, в Ахаве. Клубная книга. Издается ассоциацией в поддержку нуждающихся израильских учителей, вдов учителей и сирот в Германии. Лейпциг 1867 г., страницы 56–77.
  • Иоганн Георг Дюрр, Евреи Хайльбронна в Тридцатилетней войне, в Ежеквартальных буклетах Вюртемберга по государственной истории , год 2, 1879, страницы 76–79.
  • Описание Хайльброннского Оберамта. Том 1. Кольхаммер, Штутгарт, 1901 г.
  • Оскар Майер, История евреев в Хайльбронне, памятное издание к 50-летию синагоги в Хайльбронне, Хайльбронн, 1927 г.
  • Ганс Франке, история и судьба евреев в Хайльбронне. От Средневековья до времен национал-социалистических преследований (1050–1945). Городской архив Хайльбронна, Хайльбронн, 1963, ISBN 3-928990-04-7.
  • Вольфрам Ангербауэр, Ганс Георг Франк: Еврейские общины в округе и городе Хайльбронн (= серия публикаций округа Хайльбронн. Том 1), 1986.
  • Эдит Вальц, История евреев в Хайльбронне. Дополнение к выставке протестантского прихода Хайльбронна в хоре Килианскирхе - июнь 1987 г., Хайльбронн 1987 г.
  • Фридрих Баттенберг, Гейльбронн и королевские слуги. О защите евреев и использовании евреев в городе, регионе и империи (= источники и исследования по истории города Хайльбронна, том 1: Регион и империя. ) Городской архив Хайльбронна, 1992.
  • Общественная газета, выпуск за август/сентябрь 2008 г. (редактор: Израильская религиозная община Вюртемберга), Tamus/Aw/Elul/Tischri 5768/5769, номера 8–9, август/сентябрь 2008 г.
  • Кристхард Шренк (редактор): Еврейская жизнь в Хайльбронне. Очерки тысячелетней истории . Хайльбронн 2022.
  1. ^ Историческая комиссия по истории евреев в Германии (редактор): Мартиролог Нюрнбергской книги воспоминаний (= Источники по истории евреев в Германии. III), Берлин, 1898 г., страницы 212–214.
  2. ^ Майер 1927, стр. 23.
  3. Учитывая чрезвычайно большую сумму в 4000 фунтов Галлера, Germanica Judaica подозревает опечатку и принимает 400 фунтов Галлера как правильную сумму.
  4. ^ Кнупфер, Документальная книга, стр. 89, номер 199: «Король... дает... дом богатому еврею Натану цу Хайльбронну...»
  5. Герхард Гесс, жили миллионеры Около 1400 года в Хайльбронне , в Неккар-Эхо, , 23 марта 1956 года.
  6. ^ Евгений Кнупфер. Документальная книга города Хайльбронна: Том 1 . п. 227.
  7. ^ Ойген Кнупфер, документальная книга города Хайльбронн в Вюртемберге. Источники , опубликованные Вюртембергской комиссией по региональной истории, Kohlhammer Verlag, Штутгарт, 1904 г., том 1, стр. 210, номер 451.
  8. ^ Вольфрам Ангербауэр: Синагога Аффальтрах - Музей истории евреев в районе и городе Хайльброннм Хайльбронн 1989, ISBN 3-9801562-2-2, стр. 36
  9. ^ Knupfer, Urkundenbuch, номер 581, страница 291 (начальная строка 33): «Спор между городом Хайльбронн и императорским потомственным камергером Конрадом фон Вайнсбергом по поводу изгнания евреев - с 14 января 1438 г. по 8 октября 1439 г.».
  10. ^ Государственное статистическое управление BOberamtHN , стр. 63.
  11. ^ Винер 1867, стр. 65.
  12. ^ Винер 1867, страницы 65-66.
  13. Документ из Шпейера от 16 февраля 1487 г., см. М. Винер: Regesten zur Geschichte der Juden in Deutschland du die Mittelalter, Ганновер, 1862 г., стр. 98, номер 120.
  14. Документ из Линца от 24 сентября 1490 года, в тот же день также подтверждение продажи еврейской школы в имперском городе Эсслинген . См. М. Винер: Регестен об истории евреев в Германии в средние века, Ганновер, 1862 г., стр. 99, № 131.
  15. ^ Винер 1867, стр. 67.
  16. ^ Ангербауэр/Франк, Еврейские общины в округе и городе Хайльбронн, стр. 96.
  17. ^ Винер 1867, страницы 72-73.
  18. ^ Вальц 1987, стр. 6.
  19. ^ Габриэле Холтуис, Синагога в Хайльбронне , Кристхард Шренк (редактор), Еврейская жизнь в Хайльбронне: Очерки тысячелетней истории, Хайльбронн 2022, страницы 99–150.
  20. ^ Артур Рейс, Железный мост, Хайльбронн, 1987.
  21. ^ Кристхард Шренк, Хуберт Векбах, Сюзанна Шлёссер, От Хелибрунны до Хайльбронна. История города (= публикации из городского архива Хайльбронна, том 36). Тайсс, Штутгарт 1998, ISBN 3-8062-1333-X, стр. 158.
  22. ^ Райс: Железный мост , стр. 18.
  23. Поминальная речь на похоронах короля Вюртемберга Карла в синагоге Хайльбронна 11 октября. Эйнштейн.
  24. ^ Франке, История евреев в HN.
  25. ^ alemannia-judaica.de
  26. ^ alemannia-judaica.de
  27. ^ Швабия и Франкония, Пастырская забота Израиля, февраль 1984 г., номер 2, страница III.
  28. ^ Швабия и Франкония, февраль 1984 г., номер 2, страница III.
  29. ^ Кристхард Шренк, Хайльбронн около 1933 года. Город находится под свастикой , в Хайльброннике 5. Вклад в историю города и региона , Городской архив Хайльбронна, Хайльбронн, 2013, страницы 276-277.
  30. ^ Франке 1963, стр. 340.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3f98080a59e7c093d6e9a5a002cfe76f__1723233480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/6f/3f98080a59e7c093d6e9a5a002cfe76f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jewish community of Heilbronn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)