Диспетчерский контроль
Диспетчерское управление – это общий термин для управления многими отдельными контроллерами или контурами управления , например, в распределенной системе управления . Это относится к высокому уровню общего мониторинга отдельных контроллеров процесса , который не является необходимым для работы каждого контроллера, но дает оператору общее представление о процессе предприятия и позволяет интегрировать работу между контроллерами.
Более конкретное использование этого термина относится к системе диспетчерского управления и сбора данных или SCADA , которая относится к определенному классу систем для использования в управлении процессами, часто в довольно небольших и удаленных приложениях, таких как трубопроводный транспорт , распределение воды или . Станция водоотведения
Формы
[ редактировать ]
Надзорный контроль часто принимает одну из двух форм. В одном из них управляемая машина или процесс продолжаются автономно. Время от времени это наблюдает человек, который, сочтя необходимым, вмешивается и каким-то образом модифицирует алгоритм управления. В другом процессе процесс принимает инструкцию, выполняет ее автономно, сообщает о результатах и ожидает дальнейших команд. При ручном управлении оператор напрямую взаимодействует с контролируемым процессом или задачей, используя переключатели, рычаги, винты, клапаны и т. д. для управления исполнительными механизмами. Эта концепция была заложена в самые ранние машины, стремившиеся расширить физические возможности человека. Напротив, при автоматическом управлении машина адаптируется к изменяющимся обстоятельствам и принимает решения для достижения какой-то цели, которая может быть такой же простой, как включение и выключение системы отопления для поддержания температуры в помещении в заданном диапазоне. Шеридан [1] определяет супервизорный контроль следующим образом: «В самом строгом смысле супервизорный контроль означает, что один или несколько человек-операторов периодически программируют и постоянно получают информацию от компьютера, который сам замыкает контур автономного управления через искусственные исполнительные механизмы контролируемого процесса или среды задач».
Другие моменты
[ редактировать ]Приложения робототехники традиционно нацелены на автоматическое управление. Автоматическое управление требует распознавания и соответствующего реагирования на все комбинации обстоятельств, которые могут создать проблемы огромной сложности. Схема диспетчерского управления предлагает перспективу постепенного решения проблем автоматизации, оставляя эти проблемы нерешенными для решения человеком-контролером.
Задержка связи не оказывает такого же влияния на эту схему управления. Критическая обратная связь всегда возникает на ведомом устройстве, где задержки незначительны. Таким образом, нестабильности можно избежать без изменения контура обратной связи. Задержка связи в этом случае замедляет скорость, с которой оператор может назначать задачи ведомому устройству и определять, были ли эти задачи успешно выполнены.
См. также
[ редактировать ]- Человеческая надежность и человеческий фактор для получения дополнительной информации о человеческом диспетчерском контроле
- Томас Б. Шеридан , исследователь диспетчерского контроля и других предметов, профессор машиностроения Массачусетского технологического института.
- Теория диспетчерского управления - метод автоматического синтеза диспетчеров, ограничивающих поведение объекта.
Ссылки: Контроль над людьми
[ редактировать ]- Амальберти Р. и Деблон Ф. (1992). Когнитивное моделирование управления процессами истребителя: шаг к интеллектуальной бортовой системе помощи. Международный журнал человеко-машинных исследований, 36, 639-671.
- Холлнагель Э., Манчини Г. и Вудс Д. (ред.) (1986). Интеллектуальная поддержка принятия решений в технологических средах. Нью-Йорк: Академическая пресса.
- Джонс, П.М. и Ясек, Калифорния (1997). Интеллектуальная поддержка управления деятельностью (ISAM): архитектура для поддержки распределенного диспетчерского управления. Транзакции IEEE о системах, человеке и кибернетике, Специальный выпуск о взаимодействии человека в сложных системах, Vol. 27, № 3, май 1997 г., 274-288.
- Джонс, П.М. и Митчелл, К.М. (1995). Совместное решение проблем человека и компьютера: теория, проектирование и оценка интеллектуальной ассоциированной системы для диспетчерского управления. Транзакции IEEE о системах, человеке и кибернетике, 25, 7 июля 1995 г., 1039–1053.
- Майлин Дж.Т., Шрекенгост Д.Л., Вудс Д.Д., Поттер С.С., Йоханнсен Л., Холлоуэй М. и Форбус К.Д. (1991). Создание игроков команды интеллектуальных систем: тематические исследования и проблемы проектирования. Том 1: Проектирование взаимодействия человека и компьютера. Технический меморандум НАСА 104738, Космический центр НАСА имени Джонсона.
- Митчелл, CM (1999). Модельно-ориентированное проектирование взаимодействия человека со сложными системами. В AP Sage и WB Rouse (ред.), Справочник по системному проектированию и управлению (стр. 745–810). Уайли.
- Расмуссен Дж., Пейтерсен А. и Гудстейн Л. (1994). Когнитивная системная инженерия . Нью-Йорк: Уайли.
- Сартер Н. и Амальберти Р. (ред.) (2000). Когнитивная инженерия в авиационной сфере. Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.
- Шеридан, ТБ (1992). Телеробототехника, автоматизация и диспетчерское управление человеком. МТИ Пресс.
- Шеридан, ТБ (2002). Люди и автоматизация: проблемы проектирования и исследования систем. Уайли.
- Шеридан, ТБ (ред.) (1976). Мониторинг поведения и надзорный контроль. Спрингер.
- Вудс, Д.Д. и Рот, Э.М. (1988). Когнитивная инженерия: решение человеческих проблем с помощью инструментов . Человеческий фактор, 30, 4, 415–430.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шеридан, Томас Б. (1992). Телеробототехника, автоматизация и диспетчерское управление человеком . MIT Press, Кембридж. п. 1. ISBN 978-0-262-19316-0 .