Jump to content

Человеческая надежность

В области человеческого фактора и эргономики надежность человека (также известная как работоспособность человека или HU ) — это вероятность того, что человек выполнит задачу в соответствии с достаточным стандартом. [1] На надежность людей возраст могут влиять многие факторы, такие как , физическое здоровье , психическое состояние , отношение , эмоции , личная склонность к определенным ошибкам и когнитивные предубеждения .

Надежность человека важна для устойчивости социотехнических систем и имеет значение для таких областей, как производство , медицина и ядерная энергетика . Попытки уменьшить количество человеческих ошибок и повысить надежность взаимодействия человека с технологиями включают в себя проектирование, ориентированное на пользователя, и устойчивое к ошибкам проектирование .

Факторы, влияющие на производительность человека

[ редактировать ]

Человеческие ошибки , человеческая деятельность и человеческая надежность особенно важно учитывать, когда работа выполняется в сложной среде с высоким риском. [2]

Стратегии борьбы с факторами, влияющими на производительность, такими как психологический стресс , когнитивная нагрузка , усталость, включают эвристики и предвзятости, такие как предвзятость подтверждения , эвристика доступности и частотная предвзятость .

Методы анализа

[ редактировать ]

Существует множество методов анализа надежности человека (HRA). [3] [4] Два общих класса методов — это методы, основанные на вероятностной оценке риска (PRA), и методы, основанные на когнитивной теории контроля .

Методы на основе PRA

[ редактировать ]

Одним из методов анализа надежности человека является прямое расширение вероятностной оценки риска (PRA): точно так же, как оборудование на электростанции может выйти из строя , так и человек-оператор может совершать ошибки. В обоих случаях анализ ( функциональная декомпозиция для оборудования и анализ задач для людей) определит уровень детализации, для которого можно определить вероятность отказа или ошибки. Эта основная идея лежит в основе метода прогнозирования частоты ошибок человека (THERP). [5] THERP предназначен для определения вероятностей человеческих ошибок, которые будут включены в PRA. Процедура надежности человека в рамках Программы оценки последовательности аварий (ASEP) представляет собой упрощенную форму THERP; сопутствующим вычислительным инструментом является упрощенный код анализа человеческих ошибок (SHEAN). [6] Совсем недавно Комиссия по ядерному регулированию США опубликовала метод «Стандартизированный анализ рисков электростанций – анализ человеческой надежности» (SPAR-H), учитывающий возможность человеческой ошибки. [7] [8]

Методы когнитивного контроля

[ редактировать ]

Эрик Холлнагель развил эту мысль в своей работе над моделью контекстного управления (COCOM). [9] и метод когнитивной надежности и анализа ошибок (CREAM). [10] COCOM моделирует деятельность человека как набор режимов управления — стратегический (основанный на долгосрочном планировании), тактический (основанный на процедурах), оппортунистический (основанный на текущем контексте) и смешанный (случайный) — и предлагает модель того, как переходы между возникают такие режимы управления. Данная модель перехода режима управления состоит из ряда факторов, включая оценку человеком-оператором результата действия (успех или неудача), время, оставшееся для выполнения действия (адекватное или неадекватное), а также количество одновременно решаемых задач. человек-оператор того времени. CREAM — это метод анализа надежности человека, основанный на COCOM.

[ редактировать ]

Связанные методы в области проектирования безопасности и обеспечения надежности включают анализ видов и последствий отказов , опасность , дерево отказов и SAPHIRE (программы системного анализа для практической комплексной оценки надежности).

Система анализа и классификации человеческого фактора (HFACS)

[ редактировать ]

Система анализа и классификации человеческого фактора (HFACS) изначально была разработана как основа для понимания роли человеческой ошибки в авиационных происшествиях . [11] [12] Он основан на модели швейцарского сыра Джеймса Ризона , основанной на человеческой ошибке в сложных системах. HFACS различает «активные отказы» небезопасных действий и «скрытые отказы» предварительных условий небезопасных действий, небезопасного надзора и организационного влияния. Эти категории были разработаны эмпирически на основе многочисленных сообщений об авиационных происшествиях.

«Опасные действия» совершаются человеком-оператором «на передовой» (например, пилотом , авиадиспетчером или водителем). Небезопасные действия могут быть либо ошибками (в восприятии, принятии решений или действиях, основанных на навыках), либо нарушениями. Нарушения или умышленное игнорирование правил и процедур могут быть обычными или исключительными. Регулярные нарушения происходят регулярно и обычно терпимо со стороны организации или органа власти. Исключительные нарушения необычны и часто являются серьёзными. Например, движение со скоростью 60 миль в час в зоне ограничения скорости в 55 миль в час является обычным нарушением, а движение со скоростью 130 миль в час в той же зоне является исключением.

Существует два типа предварительных условий для небезопасных действий: те, которые относятся к внутреннему состоянию человека-оператора, и те, которые относятся к практике или способам работы человека-оператора. Неблагоприятные внутренние состояния включают состояния, связанные с физиологией (например, болезнь) и психическим состоянием (например, умственное утомление, рассеянность). Третий аспект «внутреннего состояния» на самом деле представляет собой несоответствие между способностями оператора и требованиями задачи. Четыре типа небезопасного надзора: неадекватный надзор; запланированные ненадлежащие операции; неспособность исправить известную проблему; и надзорные нарушения.

Организационные влияния включают влияния, связанные с управлением ресурсами (например, неадекватность человеческих или финансовых ресурсов), организационным климатом (структуры, политика и культура ) и организационными процессами (такими как процедуры , графики , надзор).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Каликсто, Эдуардо (01 января 2016 г.), Каликсто, Эдуардо (редактор), «Глава 5 - Анализ надежности человека» , Инженерия надежности газа и нефти (второе издание) , Бостон: Gulf Professional Publishing, стр. 471–552, ISBN  978-0-12-805427-7 , получено 18 декабря 2023 г.
  2. ^ https://www.standards.doe.gov/standards-documents/1000/1028-BHdbk-2009-v1/@@images/file DOE-HDBK-1028-2009.
  3. ^ Кирван и Эйнсворт, 1992 г.
  4. ^ Кирван, 1994 г.
  5. ^ Суэйн и Гуттманн, 1983
  6. ^ Упрощенный код анализа человеческих ошибок (Уилсон, 1993)
  7. ^ СПАР-Х
  8. ^ Гертман и др., 2005.
  9. ^ (Холлнагель, 1993)
  10. ^ (Холлнагель, 1998)
  11. ^ Шаппель и Вигманн, 2000 г.
  12. ^ Вигманн и Шаппель, 2003 г.
  • Гертман, Д.Л.; Блэкман, HS (2001). Справочник по данным анализа надежности и безопасности человека . Уайли.
  • Гертман Д., Блэкман Х., Марбл Дж., Байерс Дж. и Смит К. (2005). Метод анализа надежности человека SPAR-H. НУРЕГ/CR-6883. Национальная лаборатория Айдахо, подготовленная для Комиссии по ядерному регулированию США . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) [1]
  • М. Каппелли, А.М. Гадомский, М. Сепьелли (2011). Человеческий фактор в управлении безопасностью атомных электростанций: подход социально-когнитивного моделирования с использованием метатеории TOGA. Материалы Международного конгресса по достижениям в области атомных электростанций. Ницца (Франция) . SFEN ( Французское общество ядерной энергетики ). {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Холлнагель, Э. (1993). Анализ человеческой надежности: контекст и контроль . Академическая пресса.
  • Холлнагель, Э. (1998). Когнитивная надежность и метод анализа ошибок: CREAM . Эльзевир.
  • Холлнагель, Э.; Амальберти, Р. (2001). Новое платье императора или что случилось с «человеческой ошибкой»? Приглашенный основной доклад на 4-м Международном семинаре по человеческим ошибкам, безопасности и развитию систем . Линчёпинг, 11–12 июня 2001 г.
  • Холлнагель Э., Вудс Д.Д. и Левесон Н. (ред.) (2006). Проектирование устойчивости: концепции и принципы . Эшгейт. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Джонс, премьер-министр (1999). Человеческая ошибка и ее исправление. В Справочнике системной инженерии и управления (AP Sage и WB Rouse, ред.), 687-702 . Уайли.
  • Кирван, Б. (1994). Руководство по практической оценке надежности человека . Тейлор и Фрэнсис.
  • Кирван Б. и Эйнсворт Л. (ред.) (1992). Руководство по анализу задач . Тейлор и Фрэнсис. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Норман, Д. (1988). Психология повседневных вещей . Основные книги.
  • Причина, Дж. (1990). Человеческая ошибка . Издательство Кембриджского университета.
  • Рот, Э.; и др. (1994). Эмпирическое исследование производительности операторов в моделируемых чрезвычайных ситуациях, требующих когнитивных функций. NUREG/CR-6208, Научно-технологический центр Вестингауз . Отчет подготовлен для Комиссии по ядерному регулированию.
  • Сейдж, AP (1992). Системная инженерия . Уайли.
  • Сендерс, Дж.; Морей, Н. (1991). Человеческая ошибка: причина, прогноз и уменьшение . Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.
  • Шаппелл, С.; Вигманн, Д. (2000). Система анализа и классификации человеческого фактора – HFACS. DOT/FAA/AM-00/7, Управление авиационной медицины, Федеральное управление гражданской авиации, Министерство транспорта . [2]
  • Суэйн, А.Д., и Гуттман, Х.Э. (1983). Справочник по анализу человеческой надежности с упором на применение на атомных электростанциях . НУРЭГ/CR-1278 (Вашингтон, округ Колумбия). {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Уоллес, Б.; Росс, А. (2006). За пределами человеческой ошибки . ЦРК Пресс.
  • Вигманн, Д.; Шаппелл, С. (2003). Подход к анализу авиационных происшествий с учетом человеческих ошибок: система анализа и классификации человеческого фактора . Эшгейт.
  • Уилсон, младший (1993). SHEAN (упрощенный код анализа человеческих ошибок) и автоматизированный THERP . Номер технического отчета Министерства энергетики США WINCO--11908. [3]
  • Вудс, Д.Д. (1990). Моделирование и прогнозирование человеческих ошибок. В Дж. Элкинде, С. Карде, Дж. Хохберге и Б. Хьюи (ред.), Модели деятельности человека для автоматизированного проектирования (248-274) . Академическая пресса.
  • Федеральное управление гражданской авиации. Электронный свод правил 2009 года. Получено 25 сентября 2009 г. с https://web.archive.org/web/20120206214308/http://www.airweb.faa.gov/Regulatory_and_Guidance_library/rgMakeModel.nsf/0/5a9adccea6c0c4e286256d3900494a77/$FILE/H3WE.pdf .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Стандарты и руководящие документы

[ редактировать ]

Инструменты

[ редактировать ]

Исследовательские лаборатории

[ редактировать ]

Освещение в СМИ

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8bf737149fce278424a7c87646ecd7d7__1722526440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/d7/8bf737149fce278424a7c87646ecd7d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Human reliability - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)