Calel Perechodnik
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2019 г. ) |
Calel Perechodnik | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 1944 (27 лет) |
Причина смерти | Спорный ( самоубийство или сожжение заживо) |
Национальность | Польша |
Известный | Еврейский полицейский из гетто, написавший мемуары о своем опыте; участник Варшавского восстания 1944 года. |
Calel ( Calek ) Perechodnik ( Польский: ['Tsaˈlɛl Pɛˈrɛxɔdnik] ; 8 сентября 1916 — октябрь 1944) — дневник , который присоединился к еврейской полиции гетто в гетто Отвоцк во время нацистской Германией оккупации Польши . Его военные дневники были опубликованы посмертно под названием « Я убийца?» ( Польский : Czy ja jestem mordercą ?) в 1995 году Карта центром Варшавским .
Биография
Довоенная жизнь
Светский еврей, Переходник родился в 1916 году в ортодоксальной еврейской семье в Отвоцке , к юго-востоку от Варшавы . Он получил степень по агрономии в Варшавском университете естественных наук и степень магистра в университете Тулузы, Франция. Жена Переходника Анка (Хана), урожденная Нусфельд, также была из Отвоцка; она управляла кинотеатром « Оазис» вместе со своими двумя братьями . Единственная дочь Калека и Анки, Алинка (Атали), родилась 19 августа 1940 года, через год после вторжения Германии в Польшу . [ 1 ]
Еврейская полиция гетто
В 1940 году Переходник и его семья вместе с другими евреями Отвоцка были вынуждены немцами, оккупировавшими Польшу, переехать в Отвоцкое гетто. Чтобы обеспечить себя, жену и дочь (родившуюся в гетто), Переходник в феврале 1941 года присоединился к еврейской полиции гетто, организованной юденратом по приказу Германии. [ 1 ]
В начале 1942 года немецкие власти начали акцию по ликвидации гетто. Еврейской полиции было приказано оказать помощь в задержании евреев, которых доставили на станцию и погрузили в товарные поезда, направлявшиеся в лагерь смерти Треблинка . Заверив коменданта полиции гетто, что его семья будет под защитой, 19 августа 1942 года Переходник привел на главную площадь гетто жену и дочь. Но его предали: Анка и Алинка были среди 8000 евреев Отвоцка, убитых в Треблинке. Впоследствии его отправили в трудовой лагерь. Переходник постоянно винил себя в смерти жены и дочери. Перед их депортацией в Треблинку Анка несколько раз просила Калека достать для нее фальшивую кеннкарту , в которой она указывала бы на этническую полячку, поскольку у нее не было типичной еврейской внешности. Позже Калель писала, что легко могла бы сойти за полячку, если бы покрасила волосы. Переходник не успел вовремя получить кенкарту для жены, отчасти из-за своей лени, отчасти из-за «недоверия к таким вещам».
Скрываясь
20 августа 1942 года Калель Переходник бежал в Варшаву. Его отец, арийский по внешности, оставался на свободе, чтобы содержать семью, пока не был схвачен гестапо и казнен. Калель провел 105 дней, скрываясь со своей матерью и другими евреями в квартире польки, рискуя собственной жизнью, чтобы спасти их. Скрываясь, он все время писал. Последняя запись в его мемуарах касается его завещания и датирована 23 октября 1943 года. Затем он присоединился к польскому подполью; именно в это время он заболел тифом . [ 1 ]
1 августа 1944 года началось Варшавское восстание в рамках общенациональной операции «Буря» . Переходник участвовал в восстании в составе II батальона Хроброго . [ 2 ] Существует несколько теорий относительно того, как он умер. Один утверждает, что он покончил жизнь самоубийством, проглотив цианид после провала восстания. Другие утверждают, что он был убит грабителями после восстания. В другом сообщении (изложенном в письме Хенрика Романовского своему брату Песаху Переходнику после воспоминаний в книге) утверждается, что он сгорел заживо в бункере, не имея возможности выбраться из него из-за тифа. Ему было 27 лет.
Я убийца?
Переходник написал свои мемуары с 7 мая по 19 августа 1943 года в Варшаве, во время пребывания в доме своего польского спасителя. [ 1 ] Описывая немецкую оккупацию Польши, он пытается объяснить свои собственные действия, вызванные страхом, но также обвиняет евреев в том, что они утверждают, что они были избранным народом , поощряя тем самым антисемитизм среди нееврейского населения. Он выражает возмущение отказом некоторых ортодоксальных евреев отправить своих детей в польские детские дома, которые спасли бы их от Холокоста . [ 1 ] Переходник выразил свою боль и удивление дикостью войны. [ 1 ] Он писал, что это было «величайшее разочарование, которое я когда-либо пережил в своей жизни».
Еврейская полиция гетто , к которой он присоединился, ни в коем случае не была благотворительной силой. Эмануэль Рингельблюм назвал его «прямым инструментом истребления». [ 3 ] Одной из первых тайных операций Еврейской боевой организации (ЖОБ) в Варшаве было убийство ее командиров. [ 4 ] Поэтому рассказ «Переходника» необходимо рассматривать в правильной перспективе. В его мемуарах описываются такие события, как согласие его и его отца с приказом польского радио отправиться на восток воевать в 1939 году, формирование юденрата в Отвоцке, визит Гиммлера в Варшаву, смерть Чернякова , облавы на евреев в гетто; жизнь в трудовом лагере и побег из него; опыт сокрытия в Варшаве, начало понимания того, что происходило в лагерях смерти, восстание в Варшавском гетто 1943 года и Варшавское восстание 1944 года . Его информация теперь рассматривается различными исследователями и экспертами по Холокосту как удивительно точная, и, по мнению этих исследователей, записи доказывают, что евреи в то время знали, что происходило.
Незадолго до смерти Переходника в 1944 году он доверил свою рукопись другу-польцу. После окончания войны мемуары были переданы брату Переходника Песаху Переходнику, пережившему войну в Советском Союзе . Оригинал мемуаров был передан в архив Яд Вашем , а копия — в Центральную еврейскую историческую комиссию в Польше, которая сегодня является Еврейским историческим институтом . Этот документ был впервые опубликован в виде полной книги в 1995 году Варшавским центром «Карта» . [ 1 ] Он оставался практически неизвестным в англоязычных странах до перевода Фрэнка Фокса в 1996 году. Он был выпущен на польском и иврите до перевода на английский в 1996 году. С тех пор он был переведен на многие языки.
Его первоначальное название было «История еврейской семьи во время немецкой оккупации» , но позже оно было изменено на « Я убийца?: Завещание еврейского полицейского из гетто» . Недавно он был переиздан в Польше в полной версии с подробными примечаниями и ссылками под названием Spowiedź (Исповедь).
В последние годы жизни Переходник полностью изменил свое отношение к евреям, еврейской вере и традициям. В своих мемуарах он отверг веру в Бога и религиозные традиции своей ортодоксальной еврейской семьи. Он стал очень ожесточенным по отношению к евреям и часто критиковал их, даже обвиняя их в том, что они сами навлекли на себя эти события из-за их настойчивого требования культурной и религиозной изоляции. Он саркастически относился к другим, а также самоуничижительно относился к своему еврейству.
О роли этнических поляков во время Холокоста «Переходник» писал следующее:
Я двадцать шесть лет прожил среди поляков, воспринял польскую культуру и литературу, любил Польшу, смотрел на нее как на еще одну родину и только в последний год узнал истинное лицо поляков. Я бы с радостью описал факты всякого благородного поведения по отношению к евреям, но не могу молчать перед лицом подлости тех, кто из стремления к наживе или из слепой ненависти пожертвовал жизнями сотен тысяч людей. Надо смотреть правде прямо в глаза. Евреи погибли прежде всего потому, что не успели вовремя осознать, какого уровня достигнет немецкая жестокость и варварство. Однако они прекрасно осознавали подлость некоторых поляков. Они знали, что закрыло перед ними ворота польского квартала и заставило их ждать в гетто близкого и неизбежного смертного приговора. Я нисколько не слеп. Я не считаю обязанностью каждого поляка скрывать с риском для собственной жизни каждого еврея. Но я считаю, что ответственность польского общества заключалась в том, чтобы дать евреям возможность свободно передвигаться по соседству с Польшей. Польское общество виновато в том, что не осудило решительно «следопыты» евреев . [ 5 ]
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Себастьян Хосинский, «Через семь кругов ада». Отзыв о Калель Переходник Я убийца? Журнал Esensja , № 7 (XXXIX), сентябрь 2004 г. (на польском языке) Проверено 9 октября 2011 г.
- ^ Барбара Энгелькинг , Дариуш Либионка, Евреи в Варшавском восстании, Польский центр исследования Холокоста, 2009, стр. 184–190.
- ^ Эмануэль Рингельблюм , Йозеф Кермиш, Шмуэль Краковский, Польско-еврейские отношения во время Второй мировой войны . Страница 62. Издательство Северо-Западного университета , 1992. ISBN 0-8101-0963-8 . Проверено 9 октября 2011 г.
- ^ Исраэль Гутман , Сопротивление: восстание в Варшавском гетто. Страница 169. Хоутон Миффлин Харкорт , 1998. ISBN 0-395-90130-8 . Проверено 9 октября 2011 г.
- ^ Давидович, Ница; Левин, Эяль (2019). «Роль общей исторической памяти в израильской и польской системах образования: проблемы и тенденции» (PDF) . Педагогика . 20 . Zeszyty Naukowe Wyższej Szkoły Humanitas: 273–293. дои : 10.5604/01.3001.0013.2311 . S2CID 195489368 .
Дальнейшее чтение
- Переходник, Калель (2019). Я убийца ИА?: Завещание еврейского полицейского из гетто . Рутледж. ISBN 978-0-429-72087-1 .
- МакКи. Левин, К. (1997). «Книжные рецензии». Исследования Холокоста и геноцида . 11 (2): 254–256. дои : 10.1093/hgs/11.2.254 .
- Келленбах, Катарина фон (январь 2000 г.). «И.А. Убийца? Судьи 19-21 как притча о бессмысленных страданиях» . Странный огонь: чтение еврейской Библии после Холокоста. Под редакцией Тода Линафельта, Шеффилд: Sheffield Academic Press .
- Эдельхейт, Авраам Дж. (1997). «Рецензия на убийцу Am IA: свидетельство еврейского полицейского из гетто» . Обзор еврейских политических исследований . 9 (3/4): 140–142. ISSN 0792-335X . JSTOR 25834406 .
- Сероцкий, Гжегож (2015). «Палач, судья и жертва в «Исповеди» Калека Переходника . Литературный дневник. Ежеквартальный журнал, посвященный истории и критике польской литературы (3): 63–71. ISSN 0031-0514 .
- Фокс, Фрэнк (1995). «Еврейская полиция гетто: некоторые размышления». Восточноевропейские еврейские дела . 25 (2): 41–47. дои : 10.1080/13501679508577804 .
- Энгель, Дэвид (1999). «О боудлеризации свидетельств о Холокосте: военный журнал Калека Переходника». Полин: Исследования польского еврейства, Том 12: В центре внимания Галиция: евреи, поляки и украинцы 1772-1918 гг . Издательство Ливерпульского университета. стр. 316–329. дои : 10.2307/j.ctv36zpgv.28 . ISBN 978-1-874774-59-4 . JSTOR j.ctv36zpgv.28 .
- Жуковский, Томаш (2010). «Savoir-vivre. Иронические стратегии в «Исповеди» Калека Переходника . Тексты Другие (на польском языке) (6): 38–55. ISSN 0867-0633 .
- Крондорфер, Бьёрн (2010). «Глава 3. Неотсутствующие органы и моральная сила: исповедь африканского епископа и еврейского полицейского из гетто». Мужские исповеди: интимные откровения и религиозное воображение . Издательство Стэнфордского университета. стр. 74–99. ISBN 978-0-8047-7343-0 .
- «Воспоминания Калеля Переходника» . Perspectives.ushmm.org .
- Грейф, Гидеон (2003). «Обвинение - немцы, поляки, евреи: скрывающиеся дневники Калеля Переходника» (PDF) . В Шмитце, Уолтер (ред.). Вспомнили Шоа: литература выживших (на немецком языке). Телем в Интернете, стр. 27–41. ISBN 978-3-935712-32-3 .
- Шмид, Ульрих М. (4 декабря 1997 г.). « Я убийца?» История жизни еврейского полицейского из гетто» (PDF) . Новая газета Цюриха . Нет. 282.
- Берковиц, Майкл (2007). Преступление самого моего существования: нацизм и миф о еврейской преступности . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-94068-0 .
- Рот, Джон К. (1999). «Возвращение домой: размышления об этике после Холокоста». В Роте, Джон К.; Хасс, Питер Дж. (ред.). Этика после Холокоста . Дом Парагона. ISBN 978-1-55778-771-2 .
- Купер, Лео (2000). «Мародеры». В тени польского орла: поляки, Холокост и не только . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 125–136. ISBN 978-0-333-99262-3 .
- Каргас, Гарри Дж. (1999). Проблемы, уникальные для Холокоста . Университетское издательство Кентукки. ISBN 978-0-8131-2101-7 .
- Браун, Адам (2017). «Наблюдение морального компромисса:« привилегия », приговор и свидетельства Холокоста». Написание жизни . 14 (3): 327–339. дои : 10.1080/14484528.2017.1328271 . S2CID 148576432 .
- Ди Порто, Валерио (1997). «Рецензия на фильм «Я убийца?» . Ежемесячный обзор Израиля . 63 (1): 163–169. ISSN 0033-9792 . JSTOR 41287120 .
Внешние ссылки
- 1916 рождений
- 1944 смертей
- Люди из Отвоцка
- Польские участники сопротивления Второй мировой войны
- Еврейская польская история
- Польские евреи-ашкенази
- Еврейские атеисты
- Польские сионисты
- Авторы дневников Холокоста
- Польские дневники XX века
- Участники ставки
- Люди, погибшие в Варшавском гетто
- Польские евреи, погибшие во время Холокоста
- Члены еврейского сопротивления во время Холокоста
- Еврейская полиция гетто