Номологические подвески
« Номологические ловушки » — термин, использованный шотландско-австралийским философом Дж. Дж. Смартом в его статье «Ощущения и мозговые процессы». Смарт приписывает этот термин Герберту Фейглу и его статье «Ментальное и физическое». Под номологическим данглером понимается возникновение чего-то (в данном случае ощущения), не укладывающегося в систему установленных законов. Смарт считает абсурдным утверждение, что законами физики можно объяснить все, кроме сознания. Он отождествляет сознание с широким термином «ощущения». В его примере номологическими объектами будут такие ощущения, которые не могут быть объяснены научной теорией мозговых процессов. Некоторые ментальные сущности, например, в феноменологической области, невозможно обнаружить (и вести себя не так, как ожидается) в физике. В том контексте, в котором Смарт использует его, он критикует дуализм и эпифеноменализм как философии разума, а также озабоченность по поводу физических и причинных законов, которые они поднимают. Смарт выдвигает собственную теорию в виде материализм , утверждая, что это лучшая теория, отчасти потому, что она свободна от этих номологических препятствий, что делает ее превосходной в соответствии с бритвой Оккама . Добавление чего-то, что действовало в соответствии с другим «законом», фактически означало бы новую вещь, которая сама по себе является законом.
Ссылки
[ редактировать ]- Х. Фейгл (1958), «Ментальное» и «физическое» в: Миннесотские исследования в области философии науки II, стр. 370–497.
- JJC Смарт (1959), «Ощущения и мозговые процессы» в: Philosophical Review 68, стр. 141–156.