Jump to content

Yury Lomonosov

Yury Vladimirovich Lomonosov
Рожденный ( 1876-04-24 ) 24 апреля 1876 г.
Гжатск (ныне Гагарин ), Россия.
Умер 19 ноября 1952 г. (1952-11-19) (76 лет)
Известный Первый действующий тепловоз

Владимирович Ломоносов 24 ( апреля Юрий 1876 — 19 ноября 1952) — российский инженер путей сообщения и ведущая фигура в развитии Российских железных дорог в начале 20 века. Он был наиболее известен благодаря проектированию и созданию первого в мире успешного в эксплуатации магистрального тепловоза Е эль-2 . Он был завершен в 1924 году и вступил в строй в 1925 году. [ 1 ] В конце 1920-х годов Ломоносов иммигрировал в Европу и позже стал гражданином Великобритании.

Ранние годы

[ редактировать ]

Ломоносов родился в 1876 году в Гжатске (ныне Гагарин ), городе Смоленской области России. Его отец Владимир Григорьевич Ломоносов был бывшим кавалерийским офицером, работавшим судьей с 1870 года. Мать Мария Федоровна Ломоносова (урожденная Пегелау) была домохозяйкой, известной созданием публичной библиотеки. [ 2 ] [ 3 ]

В 1887 году, следуя семейной традиции, Ломоносов поступил в Московский 1-й кадетский корпус. Однако затем он решил отказаться от военной карьеры в пользу инженерного дела. В 1893 году Ломоносов сдал вступительный экзамен и приступил к обучению в Петербургском институте связи . После окончания института работал на Харьковском паровозостроительном заводе, а затем, в октябре 1898 года, стал помощником начальника депо Харьковско - Николаевской железной дороги. В 1898 году он начал проектировать и испытывать локомотивы, что стало делом его жизни. В 1899 году ему предложили должность преподавателя в Варшавском политехническом институте, где он читал курс теории и управления локомотивами. Тем временем Минкомсвязи России утвердило его на должность инспектора Российских государственных и частных железных дорог. [ 2 ] [ 3 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Yury Lomonosov

В мае 1897 года Ломоносов женился на Софье Александровне Антонович, дочери железнодорожного строителя А. И. Антоновича. В свой медовый месяц пара посетила Германию, Бельгию, Великобританию и Швецию. Их отношения охладели к 1907 году, когда Софья Александровна уехала в Швейцарию изучать медицину, взяв с собой детей. Ее уход положил конец их браку. Секретарь Ломоносова Раиса Розен заботилась о его доме и позже, в августе 1908 года, стала его женой. [ 4 ] У них родился сын Юрий, который родился в Никополе и большую часть жизни проработал в Британии. [ 2 ]

Работа в Киеве

[ редактировать ]

В 1902 году Ломоносов стал профессором Киевского политехнического института . Позже с группой из 100 студентов его направили для проверки Китайско-Восточных железных дорог (КВЖД) с целью их реконструкции. В ходе поездки он посетил многочисленные города Дальнего Востока, в том числе Иркутск , Харбин , Порт-Артур , Владивосток , а также некоторые города Японии ( Нагасаки ) и Китая ( Пекин ). О результатах экспедиции частично было сообщено на встрече с министром финансов Сергеем Витте , с которым Ломоносов открыто говорил о воровстве и коррупции на КВЖД. Эта встреча укрепила имидж Ломоносова как честного и бескомпромиссного государственного деятеля. [ 2 ] [ 3 ]

Во время пребывания в Киевском политехническом институте Ломоносов присоединился к быстро растущему социалистическому движению и стал ярым марксистом. Однако он не вступил в Коммунистическую партию, что препятствовало многим его дальнейшим назначениям после Октябрьской революции . Будучи инспектором РЖД, Ломоносов часто выезжал за границу, чтобы ознакомиться с опытом организации перевозок в других странах. В ноябре 1902 года он присутствовал на Международном конгрессе инженеров железнодорожного транспорта, проходившем в Вене, где познакомился с работами австрийских и венгерских инженеров. Весной 1903 года он также посетил Италию, Швейцарию, Францию ​​и Испанию. [ 2 ] [ 3 ]

В апреле 1905 года Ломоносов защитил кандидатскую диссертацию по динамике паровозов и стал самым молодым профессором института. В декабре 1907 года он был назначен начальником локомотивной секции Свято-Екатерининской железной дороги. В этот период он убедился в бесполезности паровых машин и пришел к выводу, что будущее принадлежит более экономичным локомотивам с двигателями внутреннего сгорания. В 1909 году он приступил к проектированию мотор-масловозов с фрикционной передачей (от дизеля к ведущему мосту). В июле 1914 года Министерство путей сообщения одобрило его проект и выделило средства на производство двух паровозов, однако проект был остановлен Первой мировой войной. [ 2 ] [ 3 ]

В эти годы Ломоносов стал признанным авторитетом в области локомотивной техники в России и возглавил кафедру Киевского политехнического института. Он развернул теорию тяги локомотивов и разработал научные основы эксплуатации железных дорог, которые были обобщены в двух книгах, вышедших в 1912 году: «Расчёт тяги и применение к ним графических методов» и «Научные проблемы эксплуатации железных дорог». Вместе со своими учениками в 1908 году Ломоносов сформировал первый научно-исследовательский институт по паровозам – «Кабинет опытов над типами двигателей», преобразованный после Октябрьской революции в «Экспериментальный институт связи». [ 2 ] [ 3 ]

В Советской России

[ редактировать ]
Локомотив Юэ 001

В июне 1917 года Временное правительство направило Ломоносова в дипломатическую миссию США в качестве представителя Министерства путей сообщения. Там он узнал об Октябрьской революции в России. Осенью 1919 года он вернулся в Россию, поскольку американцы решили приостановить продажу двигателей Советской России. В ноябре 1920 года Ломоносов был назначен в Совет Народных Комиссаров ответственным за железнодорожные заказы за рубежом. В этом качестве он отправился в Берлин, где в 1920–1923 годах организовал закупку для России немецких и шведских паровозов. [ 2 ] [ 5 ]

В это время Ломоносов не прекращал своей инженерной и научной деятельности. С 1923 по 1924 год он взял на себя задачу создания первого российского дизеля с электрической передачей. Используя свои административные способности, Ломоносов собрал творческий коллектив инженеров и ученых, которому уже весной 1924 года удалось спроектировать и построить опытный образец. Паровоз выдержал все государственные испытания и испытания и в феврале 1925 года был официально числится под номером Юэ 001 в Советские железные дороги. Хотя несколько других прототипов были построены гораздо раньше и в разных странах, этот локомотив считается первым в мире успешным в эксплуатации магистральным тепловозом . [ 1 ] [ 2 ]

Жизнь за границей

[ редактировать ]

В 1924–1925 годах Ломоносов жил и работал в Берлине, отправляя отчеты о своих связях с немецкими паровозостроительными заводами. Несмотря на то, что его признали отцом первого российского тепловоза , его популярность среди советских политиков пошла на убыль. В этот период Ломоносов принял решение не возвращаться в Советский Союз. Он продолжил публиковать книги и начал работать консультантом и учителем. Несколько факторов, в том числе недостаточное знание немецкого и английского языков, его относительно невысокая популярность и советское происхождение, с тех пор препятствовали его профессиональной деятельности - Ломоносов почти никогда не возвращал себе ту популярность и возможности работы, которые он имел в России. В период с 1927 по 1948 год он путешествовал по нескольким странам Европы и США, занимая различные временные должности и проекты. В Британии он сотрудничал с талантливым физиком Петром Капицей ; в частности, безуспешно пытались получить патент на электромеханическую тормозную систему для локомотива. [ 2 ]

В 1938 году Ломоносов и его жена Раиса приняли британское гражданство. В 1948–1950 годах вместе с сыном Юрием поехал в США к друзьям, а затем переехал в Канаду, где умер после непродолжительной болезни. [ 2 ] [ 6 ]

  1. ^ Jump up to: а б Хейвуд , с. 209
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Norman EA "Тепловоз профессора Ю.В.Ломоносова – первенец советского и мирового тепловозостроения" Вопросы истории естествознания и техники, 1985, No.4. ("Diesel locomotive of Professor V. Lomonosov – the first Soviet and world's diesel locomotive" History of Science and Technology, 1985, No. 4, in Russian).
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Хейвуд , с. 38
  4. ^ Хейвуд , с. 155
  5. ^ Хейвуд , с. 70
  6. ^ Хейвуд , с. 223

Библиография

[ редактировать ]
  • Хейвуд, Энтони (1999). Модернизация ленинской России: экономическая реконструкция, внешняя торговля и железные дороги 1917–1924 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-62178-Х .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хейвуд, Энтони, «Инженер революционной России: Юрий В. Ломоносов (1876–1952) и железные дороги». Ашгейт, 2011 г., ISBN   0-7546-5539-3
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 45e4e5146e2013d7895178a3b2c04021__1706958420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/21/45e4e5146e2013d7895178a3b2c04021.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yury Lomonosov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)