Комплекс Султон Увайс Бобо
Комплекс Султон Увайс Бобо | |
---|---|
![]() Комплекс Султон Увайс Бобо | |
![]() | |
Общая информация | |
Статус | Исторический памятник |
Расположение | Берунийский район Каракалпакстана. |
Координаты | 42 ° 00'40 "N 60 ° 38'43" E / 42,01104141590358 ° N 60,64530021741188 ° E |
Назван в честь | Султан Увайс |
Год(ы) постройки | 17-19 веков |
Отремонтированный | 2002 |
Размеры | |
Другие размеры | 21,5 х 53 метра |
Технические детали | |
Структурная система | Жженый кирпич (архитектурные традиции Хорезма) |
Проектирование и строительство | |
Архитектор(ы) | Оллокуликсон шейх (19 век) |
Комплекс Султон Увайс Бобо построенный в 17-19 веках в районе . Узбекской Автономной Республики Каракалпакстан — исторический памятник , Берунийском [ 1 ]
История
[ редактировать ]Султон Увайс (настоящее имя: Сухайл ибн Омир ибн Румон ибн Нохия ибн Мурод) родился в племени Муродий деревни Каран в Йемене (625 г. н.э.). Он был убит в возрасте 32 лет в битве при Сиффине (657 г. н.э.) между армиями Али и Муавии . Похоронен в селе Софа в Сирии . Султон Увайс занимался сбором хадисов в первой половине VII века. Его последователи построили в 17 веке символическую гробницу (Шохаббос в современном Беруни) и место паломничества. большую мечеть Оллокуликсон шейх построил в 19 веке и 10 отдельных келий. Комплекс прямоугольной формы 21,5 х 53 метра, ориентирован с севера на юг . [ 2 ] Могила Султона Бобо, построенные позже гробницы (в основном купольные) и другие постройки окружены деревянной стеной на северной стороне двора. расположены мечеть , веранда На южной стороне , комнаты и гостевые домики. Вход в комплекс с запада. Он был построен в средние века на основе хорезмских архитектурных традиций (обожженный кирпич). Входная часть места паломничества была отремонтирована в 2002 году по инициативе администрации Хорезмской области. [ 3 ] [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]Части комплекса расположены среди старого кладбища и вокруг него. Комплекс включает в себя следующее:
1. Могила Чинор Бобо на самой высокой точке кладбища.
2. Могила Султона Увайса Бобо на южном склоне холма. [ 2 ]
3. Священный источник, вытекающий из-под ноги святого, похороненного перед воротами места паломничества Султона Увайса Бобо, согласно легендам, и священный пруд, где живут священные рыбы, которых никто не ест, питаемые этим источником. [ 4 ]
4. Высохшее русло канала, вытекавшего когда-то из родника и озера, вдоль которого паломники строили обо (конические и пирамидальные сооружения из камня) в надежде излечиться от бесплодия. [ 5 ]
5. Гора, расположенная в двух-трех км от гробницы, которая, по местным преданиям, была местом, где Султон Увайс Бобо постился 40 дней, молился о прощении для всех мусульман и выплюнул там все зубы. Признак его сходства с Мухаммедом, потерявшим зуб в битве при Ухуде. [ 6 ]
Могила Султона Увайса Бобо и большой некрополь вокруг нее за время его многовековой деятельности претерпели множество расширений. К ним относятся: мечети и гостевые дома для паломников, кухня, места для жертвоприношений. [ 1 ]
У входа в гробницу находится большой прямоугольный бассейн, вода в который течет из подземных источников. В бассейне водится рыба, которую никто не ест, а мертвую рыбу хоронят по специальной церемонии. [ 7 ]
Питьевая вода из этого бассейна – одна из главных целей паломника. По народному поверью, в этих местах постился Султон Увайс, и из того места, на которое он наступил, начал течь подземный источник. [ 8 ]
Гробница Чинор Бобо, расположенная на вершине холма, также является частью комплекса Султон Увайс Бобо. По традиции паломники сначала посещают эту гробницу, а затем идут на могилу Султона Увайса. Это правило вытекает из убеждения, что Чинор-бобо был духовным наставником Султона Увайса в одних источниках или его муэдзином (тот, кто призывает к молитве) в других. В некоторых других источниках говорится, что он был цирюльником святого. Поэтому гробница Чинор Бобо расположена выше холма, и паломники посещают ее в первую очередь. Однако биографических сведений и источников о личности Чинор Бобо нет, и исследователи (особенно Г. П. Снесарев) пришли к выводу, что он представляет собой мифический персонаж, связанный с местными верованиями. [ 9 ]
Комплекс гробниц со всех сторон окружен кладбищем, а надгробия расположены рядами вокруг холмов. У каракалпаков принято называть обычные кладбища святыми, но название Мозора пишется с заглавной буквы по отношению к месту паломничества Султон Увайс Бобо. [ 10 ]
На вершине горных склонов имеется несколько небольших полых впадин, которые, по мнению местного населения, являются следами ног и костей Султона Бобо. Здесь есть открытая площадка для парковки автомобилей, а также ряды торговцев, торгующих опухолями и другими религиозными предметами. Дорога, ведущая к холмам, покрыта яркими ковриками и обсажена ветвями деревьев, ведущими к небольшим местам паломничества. Подобные обряды и жертвоприношения совершаются паломниками в надежде на исполнение различных желаний – например, исцеление больного человека или женского бесплодия. [ 1 ] [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Комплекс Султан Увайс Бобо» . meros.uz Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Паломнический комплекс Султан Увайс Баба» . каракалпакстан.путешествия . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ Shah, Idris (1994). Суфизм. Классические учителя (in Russian). Moscow. p. 407.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б "Путешествие в Хорезм. Часть VI — Султан Увайс-Бобо" . mytashkent.uz (in Russian) . Retrieved 14 November 2023 .
- ^ Кудряшов, Андрей. "Священные горы Султан Увайс. Сакральные места Узбекистана. Зубы святого, ставшие горами" . fergana.media (in Russian).
- ^ Attar, Farid ad-Din (2005). Рассказы о святых (in Russian). Moscow: Sampo. p. 240.
- ^ Snesarev, G. P. (1973). Под небом Хорезма (этнографические очерки) (in Russian). Moscow. p. 160.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Chalisova, N (2015). "Аромат" Увайса ал-Карани в персидской поэзии и его житие в "Поминании друзей" Аттара (in Russian). pp. 74–94.
- ^ Snesarev, G. P. (1969). Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма (in Russian). Moscow. p. 336.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Snesarev, G. P. (1983). Хорезмийские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии (in Russian). Moscow. pp. 80–100.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )