Называние обычаев народа Дагомба
Как и у многих этнических групп в Гане , имена являются частью культурной ткани моле- дагомбас . Практика присвоения имен имеет либо религиозное (в основном исламские имена ), либо традиционное происхождение. [ 1 ] Ислам является основной религией среди Моле-Дагомбас, о чем свидетельствуют многие исламские имена. Некоторые люди имеют более одного имени: одно исламское, а другое традиционное. Хотя большинство имен даются при рождении, другие даются в зависимости от некоторых культурных обстоятельств.
Новорожденным дают имя Саанду («Сан или Сана» означает «незнакомец», а «ду» означает «мужчина») или Санпага («Сана» означает «незнакомец», а «пага» означает «женщина»). Это делает ребенка чужаком в семье. Через семь дней после рождения церемония наречения проводится под покровительством отца и/или главы семьи. Именование производится либо традиционным способом коренных народов, известным как цугупинбу (что означает бритье головы), когда к талисману или прорицателю обращаются за помощью, чтобы дать имя новорожденному ребенку, либо исламским способом, известным как Сууна (слово хауса, означающее имя). ).
Во время традиционной церемонии ребенку бреют волосы ( зугупинбу ) и дают имя прорицателю после консультации с богами. [ 2 ] Прорицатель определяет, в какого предка перевоплощается малыш. Затем объявляется, что ребенок является тезкой предка, Сигилилана, что происходит от двух слов сигили (перевоплощение) и лана , что в основном означает «владелец». В качестве альтернативы имя может быть именем божества или бугули (святыни).
Имена, происходящие от святынь и предков
[ редактировать ]Предки
[ редактировать ]- Мужчины: Андани, Банзу, Напари, Напоро, Шагба, Йири, Гариба.
- Женщины: Обещанный, Братья (имеется в виду попрошайничество ), Благословенный, Самата (также исламского происхождения), Балемини, Синдолива и т. д.
Святыни ( Бугули )
[ редактировать ]- Мужчина: Тиа, от которого происходит Тидо.
- Женщина: Типага также из Тиа.
- Без рода: Джебуни, Бугули (от которого произошли Будаали и Бугудабила ) и Зенебу.
Повторные детские смерти
[ редактировать ]Если у матери после неоднократных детских смертей благополучные роды, семья может решить вынести ребенка на свалку, чтобы «выбросить ребенка». Затем человек другой национальности/племени покупает ребенка и возвращает его родителям. [ 3 ] Такому ребенку затем дают имя в честь племени покупателя. Такие имена зависят исключительно от племени покупателя и включают в себя;
- Мужчины: Тампулимду («Тампулим» — племя покупателя, а «ду» — мужчина), Мампруду, Гурунду, Забагаду и т. д.
- Женщины: Тампулимпага («пага» для женщины), Камбунгпага, Куликулипага, Забагапага и т. д.
*ТАМПУЛИ также относится к «куче мусора», поэтому это имя можно интерпретировать как «мужчина» (ду) или «женщина» (пага) из кучи мусора. Отсюда Тампулимду или Тампулимпага. Идея состоит в том, чтобы препятствовать возвращению (возрождению) душ, которые не остаются после рождения.
Семейные события, ситуации и пословицы
[ редактировать ]Младенцы, названные в честь семейных событий, пожалуй, самые распространенные имена. Такие имена обычно основаны на пословицах. [ 4 ]
К таким именам относятся:
- Тунтея: на основе наземного растения («Туа»). Эти имена указывают на то, что семья растет (Дакубу, 2000, стр. 58). [ 4 ]
- Зантале («взять на себя чью-то вину»): это имя дается в отношении ссор.
- Сухуини («одно сердце»): это имя указывает на искренность семьи. Например, Альхассан Сухуин (член парламента от избирательного округа Тамале-Север).
Время
[ редактировать ]Имена могут происходить от времени суток. Слово «нин» или «нейн» происходит от слова «светлый» и «ду» для мужского пола, а пага (женский) означает, что ребенок родился днем. К таким именам относятся:
- Самцы: Ниндов или Наниендо.
- Самки: Ненпага или Ниема (Самки).
Пример: Дамба (для мужчин), Чимси (Чимси — это также название месяца и праздника).
Другой класс имен дается младенцам, чтобы обозначить день недели, в который они рождаются. В отличие от южной части Ганы, этот класс менее распространен среди кротов-дагомбов и не имеет никакого значения для социальной идентичности человека. Такие имена может принять кто угодно. [ 4 ]
Пол | Мужской | Женский | Оба пола |
---|---|---|---|
Воскресенье | - | Лахари | - |
Понедельник | - | Этот | - |
Вторник | - | Вторник | - |
Среда | - | Лариба | - |
Четверг | - | - | Ламиси или Лаамиши |
Пятница | Они не | Занимать | - |
Суббота | Сибидо | Sibiri | - |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Личные имена дагомба» (PDF) .
- ^ «ДАГОМБА ЛИЧНЫЕ ИМЕНА И АДРЕСА» .
- ^ Малик (11 августа 2021 г.). «200+ красивых имен Дагбани и радостная церемония присвоения имени среди Дагомбы» . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Дакубу, М. Е. Кропп (1 февраля 2000 г.). «Личные имена дагомба». Обзор исследований Института Африки . 16 (2). дои : 10.4314/rrias.v16i2.22894 . ISSN 0855-4412 . S2CID 154224396 .
Общие ссылки
[ редактировать ]- Кропп Дакубу, Мэри Эстер (2000). Личные имена дагомба . Мичиганский государственный университет. OCLC 773574013 .
- Оппонг, Кристина (1973). Вырос в Дагбоне . Гана Паб. Корпорация OCLC 869372045 .
- Крапп Дакубу, Мэри Эстер (1988). Языки Ганы . КПИ и Международный африканский институт.