Незнакомый король
Теория «Незнакомого короля» предлагает основу для понимания глобального колониализма . Он пытается объяснить очевидную легкость, с которой многие коренные народы подчинились чужой колониальной власти, и помещает формирование государства колониальными державами в континуум более ранних, похожих, но местных процессов.
В нем подчеркивается навязывание колониализма не как результат сломления духа местных сообществ грубой силой или как отражение молчаливого согласия невежественного крестьянства с ложью его корыстных лидеров, а как рациональное и продуктивное принятие людьми предлагаемая возможность.
Теория была разработана Маршаллом Сахлинсом в Тихоокеанском регионе и описана Дэвидом Хенли на примере региона Северный Сулавеси в Индонезии в качестве основного примера. Теория «Незнакомого короля» предполагает сходства и различия между доколониальными и колониальными процессами формирования государства, что позволяет глубже изучить историографию колониального перехода в Азиатско-Тихоокеанском регионе мира. [1]
Теория
[ редактировать ]Теория «Незнакомого короля» утверждает, что многие коренные народы приняли навязывание иностранного колониального влияния, то есть «Незнакомого короля», как средство разрешения конфликта. При этом теория «Незнакомого короля» бросает вызов бинарным оппозициям парадигм «традиция против современности» и «национализм против империализма» и помещает формирование государства колониальными державами в континуум более ранних, похожих, но местных процессов. Эта теория, в частности, основывается на описании английского политического философа XVII века Томаса Гоббса традиционных коренных обществ, существующих в состоянии «войн», зависти и конфликтов.
Теория была разработана антропологом Маршаллом Сахлинсом в его анализе тихоокеанских сообществ, таких как Фиджи . Он утверждал, что коренные общества в состоянии «Войны» будут склонны приветствовать прибытие беспристрастного и сильного Незнакомого Короля, способного разрешать конфликты, поскольку его положение вне и над сообществом даст ему уникальную власть. В соответствии с этой теорией такие ученые, как Джим Фокс и Леонард Андайя, подчеркнули параллели между (восточной) Индонезией и тихоокеанским миром, а Дэвид Хенли применил концепцию «Незнакомого короля» к Северному Сулавеси. [1]
Незнакомый король в Сулавеси
[ редактировать ]Голландская Ост-Индская компания , а до них испанская, предложила «Король-незнакомец» решение центральной политической дилеммы недовольных и спорных коренных общин северного Сулавеси. В старых голландских нарративах коренные народы (например, Минахаса ) часто изображаются благодарными за вмешательство, когда их собственные политические институты были неспособны обеспечить безопасность и стабильность, необходимые для достижения процветания. Хотя эти исторические отчеты подтверждают концепцию «Незнакомого короля», они явно противоречивы из-за своего источника и всегда легко отвергались как колониальная пропаганда. Однако исследование Хенли доказывает (глава XI, «Схемы и параллели»), что не только европейские источники предполагают повторяющуюся неопределенность и конфликты внутри коренных обществ, а также стратегию коренных обществ по привлечению к себе незнакомого короля, чтобы сломать статус-кво. Хенли фактически представляет многочисленные хроники и отчеты коренных народов (например, бугис и макасарцы), собранные антропологами, которые объясняют и узаконивают процесс формирования доколониального, а затем и колониального государства в аналогичных терминах, и не только в Минахассе или Юго-Восточной Азии. но во всем мире. [1]
Теория «Незнакомого короля» опровергает теорию о том, что многовековой процесс колонизации был непрерывным процессом сопротивления коренных народов агрессивной военной оккупации. Несмотря на то, что торговцы, военные, государственные служащие и миссионеры Незнакомого Короля имели свои собственные мотивы и планы, колонисты добились власти не только на основе военной мощи, но также посредством политических союзов, дипломатического сотрудничества и предоставления относительно беспристрастного механизма. для арбитража. Колониальные суды не только были инструментами угнетения, но и предоставляли коренным народам доступ к правосудию, менее подверженным местному взяточничеству и покровительству.
Не преуменьшая высокомерия и корысти колониальных заинтересованных сторон, Хенли заявляет: [1]
«Мы не сможем лучше понять природу этих обществ, если из-за смущения, неверия или отсутствия интереса мы решим игнорировать либо легкость, с которой они часто попадали под колониальный контроль, либо свидетельства того, что «чужие короли» воспринимались среди них как выполняющие полезные функции». Дэвид Хенли в «Ревности и справедливости» (стр. 89)
«Король-незнакомец» в Шри-Ланке
[ редактировать ]В своей диссертации Шиллер принимает концепцию «Незнакомого короля» как политическое средство для направления фракций в политические образования Юго-Восточной Азии в раннее Новое время и применяет ее к политической ситуации в Королевстве Канди в восемнадцатом веке. Она утверждает, что статус аутсайдера был необходим королю Канди для поддержания баланса сил в маленьком королевстве, и проливает свет на политический процесс, который привел к передаче власти над королевством британцам в 1815 году. что стратегия «Незнакомый король» применима как к европейским, так и к азиатским иностранным компаниям.
В течение трех лет дворяне осознали, что они потеряли слишком много власти при британском режиме, и намеревались снова поставить на престол южноиндийского короля-чужака по имени Доре Свами. Однако их восстание 1818 года было подавлено британцами и привело к еще более жесткому контролю над провинциями Канди и резкому ограничению автономии кандийской знати. [2] [а]
Академическое использование
[ редактировать ]Теория «Незнакомого короля» используется как аналитический инструмент для понимания и реконструкции истории взаимодействия между европейцами и азиатами в Юго-Восточной Азии и предлагает альтернативные рамки понимания колониализма. В 2007 году группа под названием «Переосмысление колониализма в Юго-Восточной Азии и Индийском океане, 18-19 века» под председательством Международного собрания ученых Азии (ICAS) использовала эту концепцию, чтобы понять динамизм роли коренных народов. во время процесса колонизации и сложности отношений между колонизатором и колонизированными. [3]
Исторические и социальные науки развивают новый альтернативный дискурс, в котором не только старые националистические евроцентричные учёные, но и более поздние азиатоцентричные учёные и националистические ревизионисты смотрят на историю с точки зрения взаимного наследия.
«Юго-Восточная Азия вошла в лоно единой мировой цивилизации с единой всемирной историей, и все, что подразумевается под азиатоцентрической историей, — это история, в которой азиат, как хозяин в своем доме, должен стоять на первом плане…» (Смаил 1961: 76, 78). [4]
Концепция странного короля была применена к Скандинавии эпохи викингов, чтобы объяснить дом династии Книтлингов в Дании. [5] а также объяснить аннексию Исландии норвежским королем в 1262 году. [6]
Незнакомый король также был темой встречи историков древности в Эксетерском университете в 2022 году. [7]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Только теория, объясненная ученым. Это не означает, что вся политическая система Королевства Канди была основана на этой концепции. Потому что, за исключением династии Наяккар , короли Канди были коренными жителями Шри-Ланки. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Хенли, Дэвид «Ревность и справедливость»; Коренные корни колониального правления в Северном Сулавеси . (Издательство Свободного университета, Амстердам, 2002 г.) ISBN 90-5383-795-7
- ^ Шриккер, Алисия, Фредерика ГОЛЛАНДСКАЯ И БРИТАНСКАЯ КОЛОНИАЛЬНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ В ШРИ-ЛАНКЕ ок. 1780-1815: РАСШИРЕНИЕ И РЕФОРМЫ Глава одиннадцатая: Завершение колониального проекта: падение Королевства Каньян . 11.7. Король-незнакомец как политический фактор. (Диссертация, Лейденский университет, 2006 г.) с. 208
- ^ ICAS, « Переосмысление колониализма в Юго-Восточной Азии и Индийском океане, 18-19 века »
- ^ Смаил, Джон Р.В. « О возможности автономной истории современной Юго-Восточной Азии ». (Журнал истории Юго-Восточной Азии 2 (2), 1961), стр. 73–105.
- ^ Добат, Андрес Зигфрид (2015). «Викинги-короли-чужаки: иностранцы как источник власти в Скандинавии эпохи викингов, или почему в захоронении корабля в Гокстаде оказался павлин?» . Раннесредневековая Европа . 23 (2): 161–201. дои : 10.1111/emed.12096 . ISSN 1468-0254 . S2CID 161646708 .
- ^ Коробан, Костел (2018). Идеология и власть в Норвегии и Исландии, 1150-1250 гг . Издательство Кембриджских ученых. стр. 348–351. ISBN 978-1-5275-1206-1 .
- ^ «События | Классика и древняя история | Эксетерский университет» .
Библиография
[ редактировать ]- Гибсон, Томас «От незнакомого короля к незнакомому шейху» (Индонезия и малайский мир, том 36, выпуск 105, июль 2008 г.), стр. 309–321.
- Хенли, Дэвид « Конфликт, справедливость и коренные корни колониального правления странного короля в Индонезии и других странах ». (Современные азиатские исследования, 38, 2004 г.), стр. 85–144. doi : 10.1017/S0026749X04001039 JSTOR 3876498
- Салинс, Маршалл «Незнакомый король» (Индонезия и малайский мир, том 36, выпуск 105, июль 2008 г.), стр. 177–199.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт JSTOR с онлайн-публикацией KITLV. Проверено 27 февраля 2011 г.