Jump to content

Фаэтон (патрульный катер)

Фаэтон ( греч . ακταιωρός «Φαέθων» , назван в честь мифического героя Фаэтона , сына Гелиоса ) — патрульный катер кипрского флота , принимавший участие в битве при Тиллирии 8 августа 1964 года. Он находился под командованием греческого второго лейтенант Димитриос Мицацос и был укомплектован экипажем ВМС Греции на сверхсекретная миссия по патрулированию побережья Кипра. Лодка также сражалась против кипрско-турецких сил во время битвы при Тиллирии. [ 1 ] Потери, понесенные экипажем, стали первыми боевыми потерями греческого флота после Второй мировой войны . [ 2 ] Ввиду сверхсекретного характера миссии командир и экипаж лодки, включая павших, получили признание Греции и Кипра 19 января 2016 года, спустя более 50 лет после боя.

Историческая справка

[ редактировать ]

В 1964 году правительство Георгиоса Папандреу направило на Кипр дивизию греческой армии для помощи в создании кипрской национальной гвардии . В рамках той же политики два патрульных катера, « Фаэтон» и « Арион», были отправлены на Кипр со сверхсекретной миссией для оказания помощи в военно-морских операциях, проходивших в Тиллрии. По прибытии на Кипр оба катера подняли кипрский флаг , установили на лодках орудия, начали патрулировать остров и стали единственными двумя судами, служившими в составе ВМС Кипра . на тот момент [ 3 ]

ввод в эксплуатацию

[ редактировать ]

Фаэтон и Арион были подарены Анастасиосом Левендисом Кипру в 1964 году для патрулирования его побережья и укрепления защиты острова от возможных турецких вторжений и других нападений. Первоначально суда были построены в Германии в 1935 году, и на момент отправки на Кипр после неполного ремонта в Греции их состояние было плохим. Две лодки покинули Грецию без документов и поднятого флага, а экипажу были выданы поддельные документы и не было документов, удостоверяющих личность. [ 3 ] Димитриос Мицацос, командир «Федона» , был выпускником Греческой военно-морской академии , на нем также было два офицера, а остальная часть экипажа была призывниками. [ 3 ] Мицацсос также был командиром « Ариона» . [ 1 ]

После патрулирования побережья Кипра Фаэтону и Ариону в конечном итоге было приказано оказать поддержку бойцам в Мансуре и Коккине во время битвы при Тиллрии. После падения Мансуры у Фаэтона снова возникли проблемы с одним из двух двигателей, на этот раз из-за отказа насоса. Впоследствии капитан получил приказ отправиться в ближайший залив для попытки ремонта. Когда две лодки направлялись к назначенному месту, экипажи заметили пролетающий над головой неопознанный самолет. 8 августа 1964 года, ожидая в бухте запчастей и боеприпасов, Мицацос увидел пролетающий над лодками самолет-разведчик. [ 1 ]

Прочитав газетные сообщения о турецких воздушных атаках во время битвы при Тиллирии, он понял, что это было предвестником нападения. Затем Мицацсос приказал « Ариону» уйти, поскольку он не был поврежден, и сказал команде « Фаэтона» , что они могут уйти, потому что, будучи призывниками, они не обязаны сражаться. Он также приказал двум офицерам уйти, поскольку один офицер ждал ребенка, а другой был молодым отцом. Экипаж и офицеры предпочли остаться и сражаться. [ 1 ] Затем Мицацсос отправил сообщение в штаб военно-морских сил в Никосии о том, что он ожидает воздушного нападения. Ему посоветовали сначала дождаться обстрела, а затем контратаковать. [ 1 ]

Во второй половине дня 8 августа 1964 года турецкие истребители F 100 в рамках крупномасштабной воздушной атаки обстреляли Фаэтон , когда лодка находилась недалеко от залива Ксерос. [ 3 ] В ходе боя они также атаковали Фаэтон ракетами и артиллерийскими снарядами. Скорость лодки составляла 7–8 узлов из-за потери одного из главных двигателей. [ 2 ] Нападение произошло в две волны. Первый длился около 25 минут и начался в 16:25 по местному времени, когда катер атаковали четыре турецких самолета. Вторым стала атака двух самолетов, которая началась в 18:55 и продолжалась около 30 минут. [ 4 ] Бой длился около 40–50 минут. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Только одно из зенитных орудий лодки работало, а остальные четыре орудия были снабжены неподходящими боеприпасами. Орудиям катера удалось сбить один турецкий истребитель, одновременно подбив другой, который, по оценке капитана, смог приземлиться в Турции . Мицацос был ранен турецким огнем в правую руку, которую позже ампутировали. Впоследствии он пытался уклониться от атакующих турецких самолетов, приближаясь к американским грузовым судам, которые загружали руду неподалеку, надеясь, что турецкие самолеты не будут стрелять так близко к кораблям под американским флагом. Однако турецкие самолеты продолжили атаку. [ 3 ]

Под обстрелом самолета, когда рулевой погиб, капитан Мицацос управлял лодкой одной рукой. С ним были второй офицер и медсестра, но впоследствии они погибли в результате обстрела самолета. Мицацсос посадил Фаэтона на берег и приказал эвакуироваться. Впоследствии турки облили лодку напалмом и уничтожили ее, а также убили других людей, находившихся поблизости. Из 23 членов экипажа, находившихся на борту, шестеро погибли во время атаки и еще шесть членов экипажа были ранены. [ 2 ] [ 3 ] Два офицера и четыре матроса, один из которых был корабельной медсестрой, погибли. Единственный член экипажа-киприот оказался среди погибших и стал седьмым пострадавшим. [ 3 ]

Последствия

[ редактировать ]

Командиру Димитриосу Мицацосу было приказано не раскрывать никаких подробностей миссии. По возвращении в Грецию греческие власти, чтобы избежать огласки и запросов прессы, которые могли бы раскрыть секретную операцию, отправили его в больницу, которая не работала в полную силу и не имела условий для оказания ему необходимой помощи для лечения раненых. рука, которую в конце концов ампутировали из-за гангрены . [ 1 ] [ 3 ] Командиру лодки также не разрешили возобновить свою карьеру в ВМС Греции из-за отсутствия руки, что считалось фактором, который мог вызвать вопросы относительно миссии, вызвавшей травму. [ 3 ] [ 6 ] Приказ ВМФ капитану о неразглашении каких-либо подробностей операции был отменен решением министерства, опубликованным в январе 2016 года. [ 1 ] 30 мая 2017 года останки Элефтериоса Антиса, члена экипажа «Фаэтона», погибшего при затоплении патрульного катера, были похоронены с воинскими почестями в пригороде Гарица на острове Корфу . Его останки вместе с останками еще 16 моряков, служивших на «Фаэтоне», были возвращены в Грецию службой раскопок военных жертв Кипра. [ 7 ]

Признание

[ редактировать ]

состоялась первая литургия памяти шести греческих моряков, погибших в бою . 8 августа 2007 года на кладбище святых Константина и Елены в Никосии , где похоронены павшие греческие моряки, [ 3 ] Седьмой погибший член экипажа, киприот, похоронен на кладбище Морфу . [ 8 ] 19 января 2016 года на церемонии в зале «Кипрский дом» посольства Кипра в Афинах, [ 9 ] Министр обороны Греции Панос Камменос наградил командующего Димитриоса Мицацоса Звездой ценности и чести Греции, сказав ему: «Мы благодарим вас за то, что вы предложили отечеству, и особенно благодарим вас за то, что вы пережили по сей день». Церемония была описана как возмещение «исторической несправедливости» по отношению к экипажу лодки из 22 человек. На той же церемонии министр обороны Кипра Христофор Фокаидис также почтил память семей погибших и командира лодки. [ 1 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Иоанна Фотиадис (26 января 2016 г.). «Восстановление исторической несправедливости через 50 лет» (на греческом языке). Катимерини . Проверено 30 января 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д вице-адмирал Г. Димитропулос ПН (2014). «Военно-морской флот в истории Кипра» (PDF) (на греческом языке). Журнал Thalassinoi Apoihoi. п. 19 . Проверено 30 января 2016 г. Августовскими днями 50 лет назад в нашей семье были первые убитые и раненые в боевых действиях после окончания Второй мировой войны. Перевод: 50 лет назад в августе в нашей семье появились первые убитые и раненые в боевых действиях после окончания Второй мировой войны.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Стефанос Челидонис (25 ноября 2007 г.). «Турки сожгли Фаэтон напалмом» (по-гречески). Катимерини . Проверено 30 января 2016 г.
  4. ^ Jump up to: а б Фанула Аргиру (12 июля 2014 г.). «Свидетельства варварских турецких бомбардировок Теллирии в 1964 году» (PDF) (на греческом языке). eleftheria.co.uk. п. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 12 сентября 2014 года . Проверено 7 февраля 2016 г.
  5. ^ «Историческая годовщина 08.08.1964 – Турецкие ВВС бомбят...» (на греческом языке). Министерство обороны Кипра . Проверено 30 января 2016 г.
  6. ^ Никос Хациниколау (19 января 2016 г.). «Интервью HYTHA Паноса Камменоса корреспонденту R/S REAL FM и журналисту Никосу Хациниколау» (на греческом языке). Министерство обороны Греции . Проверено 30 января 2016 г.
  7. ^ «ELDYКариос Элефтериос Антис был похоронен с почестями героя в Гарице, Корфу» . Прототема. 31 мая 2017 г.
  8. ^ «Бомбомбардировка корабля «ФАЭТОН» в 1964 году» (на греческом языке). Ассоциация офицеров армии Кипра. 16 августа 2013 г.
  9. ^ «Мероприятие памяти и чести павших Актаиора «Фаэтона» в Афинах» (на греческом языке). Министерство обороны Кипра. 20 января 2016 года . Проверено 30 января 2016 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b6dbea00e178167225e60abfba4113d__1686225180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/3d/4b6dbea00e178167225e60abfba4113d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phaethon (patrol boat) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)