Дейбьергский вагон

Повозка Дейбьерга (дат. Dejbjergvognen ) представляет собой совокупность двух церемониальных повозок, найденных в торфяном болоте в Дейбьерге недалеко от Рингкёбинга в западной Ютландии , Дания . Эти вотивные отложения были разобраны и ритуально помещены в болото около 100 г. до н.э. По состоянию на 2022 год вагон выставлен в Национальном музее Дании .
Культурный контекст
[ редактировать ]
Эти две повозки относятся к более широкому явлению преднамеренного размещения предметов в болотах, которое обычно интерпретируется как жертвоприношения богам. Повозка Дейбьерг была обнаружена в период интенсивной добычи торфяников, которая происходила в 19 и 20 веках, в основном не археологами. В ходе этих раскопок было обнаружено множество предметов, датируемых всем доисторическим периодом, но особенно железным веком. Многие из этих предметов включают в себя предметы повседневного обихода, такие как керамические сосуды и деревянные предметы, а также более престижные предметы, такие как военная добыча, повозка Дейбьерга и котел Гундеструпа . Помимо ритуально помещенных предметов, болотные отложения включают болотные тела , сохранившиеся человеческие останки. [ 1 ]
Дейбьергский фольклор
[ редактировать ]До открытия дейбьергской повозки местный фольклор «рассказывал о повозках, наполненных золотом, которые должны были лежать в болоте недалеко от местного приходского дома, и это сообщение было подтверждено (до некоторой степени), когда две знаменитые дейбьергские повозки из Позднее, в 1881–1882 годах, на рассматриваемом болоте были обнаружены ранние железные века». Фольклорист Терри Ганнелл подчеркивает, что этот рассказ не уникален и что аналогичные легенды можно найти, связанные с некоторыми болотами и озерами на юге Швеции. Ганнелл отмечает, что «ключевая ценность рассматриваемой легенды (в связи с археологическими находками) заключается не столько в том, что она может быть основана на «подлинных» воспоминаниях, связанных с этим конкретным озером. Легенды о золотых повозках в целом, похоже, имеют некоторую основу в древней истине и общей социальной памяти». Ганнелл сравнивает этот комплекс легенд с мечом, найденным под водой Беовульфом (в книге «Беовульф »), и отмечает, что «эти рассказы, похоже, уходят корнями в смутные воспоминания о ритуальных погружениях предметов в воду, имевших место в бронзовом и железном веках, деятельности которым у более поздних рассказчиков не было ни доказательств, ни личной памяти, но которые с тех пор были обоснованы археологическими свидетельствами. Вот почему современные археологи склонны собирать местные легенды, относящиеся к местам, которые они исследуют: всегда есть что-то. есть вероятность, что они могут содержать зерно истины». [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Ганнелл, Терри. 2020. «Фольклор» в книге «Дохристианские религии Севера: история и структуры», «Дохристианские религии Севера», Brepols Publishers , том. 1., с. 195-204. ISBN 978-2-503-57489-9
- Мортенсен М.Ф., Кристенсен К., Йоханнесен К., Стидсинг Э., Фидель Р. и Олсен Дж. (2020). «Вырубка торфа железного века и ритуальные отложения на болотах - новые свидетельства из Фугльсогаарда Мозе, Дания». Датский журнал археологии , 9, 1–30. https://doi.org/10.7146/DJA.V9I0.116377 ( доступно для просмотра онлайн )
Внешние ссылки
[ редактировать ]