Jump to content

Кривая Штрибека

Кривая Штрибека фундаментальное понятие в области трибологии . Показано, что трение в контактах с жидкостной смазкой является нелинейной функцией контактной нагрузки, вязкости смазки и скорости уноса смазки. Открытие и лежащие в его основе исследования обычно приписывают Ричарду Стрибеку. [1] [2] [3] и Мэйо Д. Херси , [4] [5] который изучал трение в опорных подшипниках железнодорожных вагонов в первой половине 20 века; однако другие исследователи уже приходили к аналогичным выводам раньше. Механизмы кривой Штрибека частично поняты сегодня и на атомистическом уровне. [6]

Концепция

[ редактировать ]
Схематическая кривая Штрибека ( число Херси по горизонтальной оси, коэффициент трения по вертикали) 1. Граничная смазка 2. Смешанная смазка 3. Гидродинамическая смазка

Для контакта двух поверхностей, смазываемых жидкостью , кривая Штрибека показывает связь между так называемым числом Херси - безразмерным параметром смазки - и коэффициентом трения. Число Херси определяется как:

где η — динамическая вязкость жидкости, N — скорость увлечения жидкости, P — нормальная нагрузка на длину трибологического контакта.

В исходной формуле Херси используется скорость вращения (оборотов в единицу времени) для N и нагрузка на проецируемую площадь (т.е. произведение длины и диаметра опорного подшипника) P. для

Альтернативно, число Херси представляет собой безразмерное число, полученное из скорости (м/с), умноженной на динамическую вязкость (Па∙с = Н∙с/м2), деленной на нагрузку на единицу длины подшипника (Н/м).

Таким образом, для заданной вязкости и нагрузки кривая Штрибека показывает, как изменяется трение с увеличением скорости. На основании типичного развития кривой Штрибека (см. справа) три режима смазки можно выделить .

  1. Граничная смазка
    • Твердые поверхности вступают в непосредственный контакт, нагрузка в основном приходится на неровности поверхности , высокое трение.
  2. Смешанная смазка
    • Некоторый контакт с неровностями, нагрузка поддерживается обеими неровностями и жидкой смазкой .
  3. Гидродинамическая смазка
    • Незначительный контакт неровностей, нагрузка поддерживается главным образом гидродинамическим давлением.
Типичная кривая Штрибека, полученная Мартенсом. [7]

Исследования Рихарда Штрибека проводились в Берлине в Королевском прусском институте технических испытаний (MPA, ныне BAM), а его результаты были представлены 5 декабря 1901 года на публичном заседании железнодорожного общества и опубликованы 6 сентября 1902 года. Аналогичная работа была опубликована 5 декабря 1901 года. ранее исполненный около 1885 года Адольфом Мартенсом в том же институте, [7] а также в середине 1870-х годов Роберт Генри Терстон. [8] [9] в Технологическом институте Стивенса в США. Причина, по которой форма кривой трения для поверхностей, смазываемых жидкостью, позже была приписана Стрибеку – хотя и Терстон, и Мартенс достигли своих результатов значительно раньше – может заключаться в том, что Стрибек опубликовал свои открытия в наиболее важном журнале. технический журнал в Германии в то время Zeitschrift des Vereins Deutscher Ingenieure (VDI, Журнал немецких инженеров-механиков). Мартенс опубликовал свои результаты в официальном журнале Королевского прусского института технических испытаний, который теперь стал БАМ. Журнал VDI предоставил широкий доступ к данным Стрибека, а более поздние коллеги обосновали результаты тремя классическими режимами трения. У Терстона не было экспериментальных средств для записи непрерывного графика коэффициента трения, он измерял его только в дискретных точках. Возможно, именно поэтому минимум коэффициента трения для опорного подшипника с жидкой смазкой не был им открыт, а продемонстрирован графиками Мартенса и Штрибека.

Графики, построенные Мартенсом, показывают коэффициент трения либо как функцию давления, скорости или температуры (т. е. вязкости), но не от их комбинации с числом Херси. Шмидт [10] пытается сделать это, используя данные Мартена. Характерные минимумы кривых, по-видимому, соответствуют очень низким числам Херси в диапазоне 0,00005–0,00015.

Расчет кривой Штрибека

[ редактировать ]

В целом существует два подхода к расчету кривой Штрибека во всех режимах смазки. [11] В первом подходе определяющие уравнения течения и деформации поверхности (система уравнений эластогидродинамической смазки [12] ) решаются численно. Хотя численные решения могут быть относительно точными, этот подход является дорогостоящим в вычислительном отношении и требует значительных вычислительных ресурсов. Второй подход основан на концепции распределения нагрузки. [13] Это можно использовать для приближенного решения задачи, но со значительно меньшими вычислительными затратами.

При втором подходе общая проблема разбивается на две подзадачи: 1) проблема смазки при условии гладких поверхностей и 2) проблема «сухого» грубого контакта. Две подзадачи связаны нагрузкой, которую несет смазка и «сухой» контакт. В простейшем приближении подзадачу смазки можно представить через подбор толщины центральной пленки. [14] для расчета толщины пленки и модели Гринвуда-Вильямсона [15] для подзадачи «сухого» контакта. Этот подход может дать разумный качественный прогноз эволюции трения; однако трение, вероятно, будет переоценено из-за допущений упрощения, используемых при расчетах толщины центральной пленки и модели Гринвуда-Вильямсона.

На сайте www.tribonet.org доступен онлайн-калькулятор, позволяющий рассчитать кривую Штрибека для линии [16] и точка [17] контакты. Эти инструменты основаны на концепции распределения нагрузки.

Также молекулярное моделирование, основанное на классических силовых полях, можно использовать для прогнозирования кривой Штрибека. [18] Таким образом, могут быть выяснены основные молекулярные механизмы.

  1. ^ Штрибек, Р. (1901), Шарикоподшипники для любых нагрузок, Журнал Ассоциации немецких инженеров 45.
  2. ^ Стрибек, Р. (1902), Основные свойства подшипников скольжения и роликов, Time. ВДИ 46.
  3. ^ Джейкобсон, Бо (ноябрь 2003 г.). «Лекция памяти Штрибека». Международная Трибология . 36 (11): 781–789. дои : 10.1016/S0301-679X(03)00094-X .
  4. ^ Херси, доктор медицины (1914), Законы смазки горизонтальных опорных подшипников, J. Wash. Acad. наук, 4, 542–552.
  5. ^ Биография Мэйо Д. Херси
  6. ^ Стефан, Саймон; Шмитт, Себастьян; Хассе, Ганс; Урбассек, Герберт М. (12 июля 2023 г.). «Молекулярно-динамическое моделирование кривой Штрибека: граничная смазка, смешанная смазка и гидродинамическая смазка на атомистическом уровне» . Трение . 11 (12): 2342–2366. дои : 10.1007/s40544-023-0745-y . ISSN   2223-7704 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Войдт, Матиас; Веше, Рольф (12 мая 2010 г.). «История кривой Штрибека и шарикоподшипниковых сталей: роль Адольфа Мартенса». Носить . 268 (11): 1542–1546. дои : 10.1016/j.wear.2010.02.015 .
  8. ^ Роберт Х. Терстон, Трение и смазка - Определение законов и коэффициентов трения новыми методами и с помощью нового аппарата, Трюбнер и компания, Ладгейт-Хилл, Лондон, 1879 г.
  9. ^ Роберт Х. Терстон, Трактат о трении и потерях в работе в машинах и столярных изделиях, Уайли, Нью-Йорк, 1894, 5-е издание.
  10. ^ Шмидт, Тео (21 декабря 2019 г.). «Кривые Стрибека» (PDF) . Электронный журнал «Человеческая сила» . 11 (27).
  11. ^ Акчурин, Айдар (06.06.2021). «Кривая Стрибека» . Tribonet.org . Проверено 16 октября 2021 г.
  12. ^ Акчурин, Айдар (2 мая 2017 г.). «Эластогидродинамическая смазка (EHL): теория и определение» . Tribonet.org . Проверено 16 октября 2021 г.
  13. ^ К.Л.Джонсон, Дж.А.Гринвуд, С.И.Пун (1 января 1972 г.). «Простая теория контакта неровностей в эластогидродинамической смазке». Носить . 19 (1): 91–108. дои : 10.1016/0043-1648(72)90445-0 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  14. ^ «Калькулятор толщины пленки EHL (центральная и минимальная): эллиптический (точечный) контакт» . Tribonet.org . Проверено 16 октября 2021 г.
  15. ^ Дж. А. Гринвуд и Дж. Б. П. Уильямсон (6 декабря 1966 г.). «Контакт номинально плоских поверхностей». Труды Лондонского королевского общества. Серия А, Математические и физические науки . 295 (1442): 300–319. Бибкод : 1966RSPSA.295..300G . дои : 10.1098/rspa.1966.0242 . S2CID   137430238 .
  16. ^ «Онлайн-калькулятор кривой Штрибека: линейный контакт» .
  17. ^ «Онлайн-калькулятор кривой Штрибека: точечный контакт» .
  18. ^ Стефан, Саймон; Шмитт, Себастьян; Хассе, Ганс; Урбассек, Герберт М. (12 июля 2023 г.). «Молекулярно-динамическое моделирование кривой Штрибека: граничная смазка, смешанная смазка и гидродинамическая смазка на атомистическом уровне» . Трение . 11 (12): 2342–2366. дои : 10.1007/s40544-023-0745-y . ISSN   2223-7704 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 516d6b49e9b921486f70ca8ae324c582__1716892680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/82/516d6b49e9b921486f70ca8ae324c582.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stribeck curve - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)