Керамика с черным верхом

Керамика с черным верхом — это специализированный тип древнеегипетской керамики , который был найден в нубийских археологических памятниках , включая Элефантину , остров на реке Нил , Набта Плайя в Нубийской пустыне и Керму в современном Судане. Этот тип артефактов датируется преимущественно додинастическим периодом несколько примеров, сделанных в раннединастический период ». , но « известно, что существует [1] Эти сосуды использовались «исключительно в ритуальных и погребальных целях ». [1] и были обнаружены на древних кладбищах и поселениях. Большинство этих горшков представляют собой вариации египетской формы «хе -кувшин» и имеют красные корпуса с черными верхами и внутренней частью. [1] Красный цвет обусловлен природным железом, которое встречается в нильских илах и окисляется при обжиге, а черная верхняя часть и внутренняя часть являются продуктом восстановительного обжига и углеродного загрязнения. [2]
Археологическая хронология
[ редактировать ]Самое раннее появление керамики с черным верхом происходит из Набта Плайя в Западной пустыне Египта, датируется 5810 ± 80 л.н. и чаще всего связано с додинастическим периодом в Верхнем Египте . [3] Посуда с черным верхом была преобладающим типом керамики, связанной с бадарской культурой , и «продолжала быть типичной для гончарного производства во время амратской культуры , или периодов Накада I и Накада II A – B в Верхнем Египте». [3] Частота использования керамики с черным верхом начала уменьшаться в раннединастический период во время Накады IIC, «и, похоже, вышла из употребления в Накада IID». [3]
Технологии
[ редактировать ]
Материалы и методы
[ редактировать ]Первое появление керамики с черным верхом было замечено в Набта Плайя, датируемом 5810 ± 80 л.н. , периодом повышенной засушливости. Климатические сдвиги вызвали изменения в мобильности и взаимодействии между группами и послужили катализатором инноваций в гончарном производстве. По словам археолога Кита Нельсона, «множество изменений, происходящих в керамике во время позднего неолита, являются важным отражением более широких изменений, происходящих в этот период». [3]
Появление керамики с черным верхом показывает изменение в использовании материалов, методах отделки и методах обжига. От среднего неолита к позднему неолиту гончары перешли от использования более пористых и грубых материалов, найденных в озерных и речных отложениях, к более мелким глинам, которые «очищались в процессе флотации » — метода, используемого для отделения мелких предметов от отложений с помощью воды. [3] Керамика позднего неолита может включать в себя различные материалы, добавленные в глиняное тело, такие как песок, который используется в качестве закалки , то есть любой непластичный материал, который используется для укрепления глины и предотвращения чрезмерной усадки и растрескивания в процессе обжига. [3] [5]
Дополнительным достижением, появившимся наряду с керамикой с черным верхом, является разработка различных методов отделки. Более широкое разнообразие методов отделки можно увидеть в керамике позднего неолита, включая добавление шликера , представляющего собой разжиженную глину, на поверхности сосудов. Большая часть керамики, найденной в Набта Плайя, представляет собой пластинки, которые наносятся для изменения цвета поверхности, сглаживания поверхности и / или уменьшения пористости сосуда. [6] Применение красных накладок и самонакладок, сохраняющих естественный цвет глины, указывает на то, что обработка красной поверхности была намеренным выбором гончаров. [3]
Техника стрельбы
[ редактировать ]Наиболее заметным технологическим достижением, появившимся в области керамики с черным верхом, является разработка улучшенных методов обжига. Изменения в технике обжига «включают новые методы достижения более высоких температур обжига и преднамеренное создание черных вершин». [3] Более высокие температуры обжига привели к более сильному остекловыванию глиняного тела, что позволило керамике позднего неолита стать более прочной.

Керамика с черной вершиной изготавливалась из нильского ила, который после окисления приобретает красно-коричневый цвет. Разница в цвете вызвана изменением химического воздействия на глину в процессе обжига. Однако методы производства, используемые для достижения эффекта черного верха, широко обсуждаются археологами. [2] Первоначально предполагалось, что черный цвет вызван недостатком кислорода. Египтолог Флиндерс Петри , один из первых археологов, обсуждавших керамику с черным верхом, предположил, что в процессе обжига верхняя часть сосудов частично засыпалась пеплом, так что «по мере того, как древесный уголь покрывал их, он раскислял железо из красной перекиси в черный магнитный оксид». [7] Петри также утверждал, что черный верх был достигнут за одну стрельбу.
Эта теория позже будет оспорена Альфредом Лукасом , химиком-аналитиком , который предположил, что черный верх был химическим эффектом, вызванным углеродом, а не недостатком кислорода, и что метод, который использовали египтяне, потребовал бы двух сеансов обжига. [2] В конце концов, мессбауэровская спектроскопия, проведенная в журнале «Последние достижения в области науки и технологии материалов» в 1974 году, доказала, что черный верх образовался в результате «комбинации восстановления и размазывания углерода, а не в результате присутствия только углерода», как предполагал Лукас. [8] [2] Двухэтапный производственный процесс Лукаса, который является более общепринятой теорией, состоит из первоначального процесса обжига, в ходе которого посуду вынимают из печи на стадии раскаливания (примерно 540 градусов по Цельсию) и «помещают горлышком вниз на слой опилок». [2]
Пористость
[ редактировать ]Примечательной особенностью посуды с черным верхом является то, что пористость черненого края и внутренней части значительно меньше, чем пористость красной внешней части. [2] Эта особенность может дать археологам представление о содержимом и функциях этих сосудов. Различия в пористости позволяют предположить, что добавление черного верха могло быть улучшением функциональности, а не просто стилистическим выбором. Эта теория подтверждается тем фактом, что с появлением мергеля в Египте и Судане присутствие черной керамики начало уменьшаться. [2] Мергелевую глину можно было обжигать при более высоких температурах, чем нильский ил , поэтому пористость этой посуды, естественно, была ниже.
Форма
[ редактировать ]Посуда с черным верхом обычно имеет форму египетских хе -кувшинов, представляющих собой кувшины с высокими плечами, которые использовались для наливания возлияний . «Банки характеризуются выпуклостью, конической формой, высокими плечами и узким горлышком». В додинастический период, в династиях I-II, керамика изготавливалась вручную, а керамика, изготовленная на круге, не появлялась до III династии.
Функция
[ редактировать ]
Ритуальное использование
[ редактировать ]Керамика с черным верхом встречается исключительно на кладбищах и культовых месторождениях, а внешний вид сосудов с черным верхом «вероятно, перекликается с фактическим использованием таких кувшинов в раннединастических храмах или погребальных ритуалах». [1] Археолог Карин Совада постулирует, что религиозная функция керамики с черным верхом демонстрируется посредством двумерных произведений искусства раннего династического периода. Множество предметов из Четвертой династии гробниц в Гизе изображают эти сосуды, используемые в ритуалах или в качестве подношений. На плитной стеле Вепемнофрета Четвертой династии принц «сидит перед столом с подношениями, включая кувшин с черным верхом». [1] Окружающие изображения указывают на то, что сосуд, возможно, «использовался для подношения ритуальных жидкостей в погребальных обрядах». [1] Кроме того, на стеле принцессы Нефертиабет середины Четвертой династии справа от головы принцессы видна ваза с черным верхом. Подобно плите-стеле Вепемнофрета , это изображение также окружено изображениями, связанными с жидкими подношениями. [1]
Более того, Совада утверждает, что уникальную двухцветную красно-черную цветовую гамму можно отнести к символизму. Сосуды с черным верхом в корпусе Совады «все из кладбищ и культовых отложений», и внешний вид посуды с черным верхом может дать представление о функции таких сосудов в храме или погребальном ритуале. [1] В египетском искусстве красный и черный имели символическое значение, где «красный — цвет хаоса и смерти, а черный — цвет плодородной земли Египта и воскресения». [3] В этом утверждении утверждается, что черный верх в сочетании с полированной красной поверхностью символизирует двойственность жизни и смерти и был преднамеренной ссылкой на символическое значение красного и черного цветов в египетских погребальных практиках. Жидкое содержимое сосудов тогда представляло Нил и процесс обновления, связанный с речным циклом разливов и удобрений. [1] Совада также предполагает, что желание создать двухцветные сосуды могло быть попыткой гончаров скопировать додинастических мастеров по камню, которые делали двухцветные каменные сосуды из базальта и известняка . Она утверждает, что «керамические кувшины с черным верхом, возможно, были попыткой гончаров скопировать каменные кувшины из глины или наоборот». [1]
Альтернативное использование
[ редактировать ]Существует множество альтернативных теорий относительно функции керамики с черным верхом и обоснования цветовой схемы. Египтолог Уинифред Нидлер предполагает, что сходство в обработке поверхности указывает на возможную связь с полированной красной посудой . [9] «Ткань и полированная красная поверхность идентичны полированной красной посуде, и, как и последняя, она была сформирована вручную и обожжена», однако сосуды с черным верхом имеют тенденцию различаться по форме по сравнению с красными полированными сосудами, которые имеют более тонкие горлышки и часто более детализированные диски. [9] Такое изменение формы можно объяснить необходимостью более широкого и простого обода при создании черного верха и внутренней части, что не отменяет возможности связи между посудой с черным верхом и красной полированной посудой. [9]
Другая теория предполагает, что черный верх может имитировать сосуды тыквы с черными губами . По мнению археолога А. Дж. Аркелла , несомненное происхождение мотива с черным верхом в керамике связано с тыквенными чашками в Судане, имеющими черный обод, «поскольку, когда тыкву разрезают пополам, чтобы сделать две чаши, ее край всегда обжигается, предположительно для того, чтобы предотвратить его дегустацию или раскалывание». [10] Аркелл утверждает, что для гончаров было естественным попытаться воссоздать черный обод, потому что «тыква не будет выглядеть хорошо без черного ободка». [10] Эта теория утверждает, что черный верх был не просто вопросом функции, а эстетическим выбором, обусловленным традицией, созданной для функциональности альтернативных материалов.
Галерея
[ редактировать ]- Красный кувшин с черной крышкой и лазающим животным, Метрополитен-музей.
- Характерная египетская керамика додинастического периода с черным верхом, связанная с системой последовательного датирования Флиндерса Петри.
- Красная посудная чаша с черным верхом, Израильский национальный морской музей.
- Осколок красного керамического кубка с черным верхом и граффито слона, Метрополитен-музей
- Осколок красного керамического кубка с черным верхом и граффито слона (детальное изображение), Метрополитен-музей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Совада, Карин Н. (1999). «Черная посуда в раннединастических контекстах» . Журнал египетской археологии . 85 : 85–102. дои : 10.2307/3822428 . JSTOR 3822428 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хендрикс, С.; Фридман Р.Ф. и Лойенс Ф. (2000). «Экспериментальная археология черноверхой керамики из Древнего Египта и Судана». Cahiers de le Céramique Egyptienne . 6 : 171–187 – через Академию.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я К. Нельсон, Э. Халифа (2010). «Герамика с черным верхом Набта Плайя: технологические инновации и социальные изменения». Британские музейные исследования в Древнем Египте и Судане . 16 : 133–148.
- ^ Ноубл, Джозеф Вич (1988). Техника расписной аттической керамики . Лондон: Темза и Гудзон. п. 34. ISBN 0-500-05047-3 .
- ^ «Керамика» . Археологический центр долины Миссисипи – Технологии. Университет Висконсина – Ла Кросс . 2011. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г.
- ^ Павлин, ДПС; Райс, Пруденс М. (1989). «Анализ керамики: справочник» . Американский журнал археологии . 93 (1): 143. дои : 10.2307/505406 . ISSN 0002-9114 . JSTOR 505406 .
- ^ Петри, Уильям Мэтью Флиндерс; Кибелл, Дж. Э. (2013), «Краткое описание Балласов» , Шесть храмов в Фивах, Накаде и Балласе , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 86–87, doi : 10.1017/cbo9781107338777.020 , ISBN 9781107338777 , получено 26 октября 2021 г.
- ^ Н. А. Эйсса, Х. А. Саллам, С. А. Салех, Ф. М. Тайэль и Л. Кезтелии (1974). «Исследование эффекта мессбауэра древнеегипетской керамики и происхождения цвета черной посуды». Последние достижения в науке и технологии материалов . Том. III. стр. 85–98. doi : 10.1007/978-1-4684-7233-2_6 (неактивен 2 мая 2024 г.). ISBN 978-1-4684-7235-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на май 2024 г. ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Спенсер, Эй Джей; Нидлер, Уинифред (1988). «Додинастический и архаический Египет в Бруклинском музее» . Журнал египетской археологии . 74 :268. дои : 10.2307/3821784 . hdl : 2027/mdp.39015038033513 . ISSN 0307-5133 . JSTOR 3821784 .
- ^ Jump up to: а б Аркелл, Эй Джей (1960). «Происхождение черной черноверхой красной керамики» . Журнал египетской археологии . 46 (1): 105–106. дои : 10.1177/030751335904600116 . ISSN 0307-5133 . S2CID 192266588 .