Jump to content

Керамика с черным верхом

Красный кувшин для посуды с черным верхом, Метрополитен-музей.

Керамика с черным верхом — это специализированный тип древнеегипетской керамики , который был найден в нубийских археологических памятниках , включая Элефантину , остров на реке Нил , Набта Плайя в Нубийской пустыне и Керму в современном Судане. Этот тип артефактов датируется преимущественно додинастическим периодом несколько примеров, сделанных в раннединастический период ». , но « известно, что существует [1] Эти сосуды использовались «исключительно в ритуальных и погребальных целях ». [1] и были обнаружены на древних кладбищах и поселениях. Большинство этих горшков представляют собой вариации египетской формы «хе -кувшин» и имеют красные корпуса с черными верхами и внутренней частью. [1] Красный цвет обусловлен природным железом, которое встречается в нильских илах и окисляется при обжиге, а черная верхняя часть и внутренняя часть являются продуктом восстановительного обжига и углеродного загрязнения. [2]

Археологическая хронология

[ редактировать ]
Черноверхая керамика находится в Египте.
Слоновина
Слоновина
Пляж Набта
Пляж Набта
Археологические Египта памятники

Самое раннее появление керамики с черным верхом происходит из Набта Плайя в Западной пустыне Египта, датируется 5810 ± 80 л.н. и чаще всего связано с додинастическим периодом в Верхнем Египте . [3] Посуда с черным верхом была преобладающим типом керамики, связанной с бадарской культурой , и «продолжала быть типичной для гончарного производства во время амратской культуры , или периодов Накада I и Накада II A – B в Верхнем Египте». [3] Частота использования керамики с черным верхом начала уменьшаться в раннединастический период во время Накады IIC, «и, похоже, вышла из употребления в Накада IID». [3]

Керамика с черным верхом находится в Судане.
Крем
Крем
Археологические памятники в Судане

Технологии

[ редактировать ]
«Этот особый египетский метод был внедрен на острове Кипр », — утверждает Джозеф V Ноубл . Он является исключением, утверждая, что черные области были обнажены во время уменьшения. Другие говорят, что он был похоронен в песке или пепле. [4]

Материалы и методы

[ редактировать ]

Первое появление керамики с черным верхом было замечено в Набта Плайя, датируемом 5810 ± 80 л.н. , периодом повышенной засушливости. Климатические сдвиги вызвали изменения в мобильности и взаимодействии между группами и послужили катализатором инноваций в гончарном производстве. По словам археолога Кита Нельсона, «множество изменений, происходящих в керамике во время позднего неолита, являются важным отражением более широких изменений, происходящих в этот период». [3]

Появление керамики с черным верхом показывает изменение в использовании материалов, методах отделки и методах обжига. От среднего неолита к позднему неолиту гончары перешли от использования более пористых и грубых материалов, найденных в озерных и речных отложениях, к более мелким глинам, которые «очищались в процессе флотации » — метода, используемого для отделения мелких предметов от отложений с помощью воды. [3] Керамика позднего неолита может включать в себя различные материалы, добавленные в глиняное тело, такие как песок, который используется в качестве закалки , то есть любой непластичный материал, который используется для укрепления глины и предотвращения чрезмерной усадки и растрескивания в процессе обжига. [3] [5]

Дополнительным достижением, появившимся наряду с керамикой с черным верхом, является разработка различных методов отделки. Более широкое разнообразие методов отделки можно увидеть в керамике позднего неолита, включая добавление шликера , представляющего собой разжиженную глину, на поверхности сосудов. Большая часть керамики, найденной в Набта Плайя, представляет собой пластинки, которые наносятся для изменения цвета поверхности, сглаживания поверхности и / или уменьшения пористости сосуда. [6] Применение красных накладок и самонакладок, сохраняющих естественный цвет глины, указывает на то, что обработка красной поверхности была намеренным выбором гончаров. [3]

Техника стрельбы

[ редактировать ]

Наиболее заметным технологическим достижением, появившимся в области керамики с черным верхом, является разработка улучшенных методов обжига. Изменения в технике обжига «включают новые методы достижения более высоких температур обжига и преднамеренное создание черных вершин». [3] Более высокие температуры обжига привели к более сильному остекловыванию глиняного тела, что позволило керамике позднего неолита стать более прочной.

Красный кувшин для посуды с черным верхом, Метрополитен-музей.

Керамика с черной вершиной изготавливалась из нильского ила, который после окисления приобретает красно-коричневый цвет. Разница в цвете вызвана изменением химического воздействия на глину в процессе обжига. Однако методы производства, используемые для достижения эффекта черного верха, широко обсуждаются археологами. [2] Первоначально предполагалось, что черный цвет вызван недостатком кислорода. Египтолог Флиндерс Петри , один из первых археологов, обсуждавших керамику с черным верхом, предположил, что в процессе обжига верхняя часть сосудов частично засыпалась пеплом, так что «по мере того, как древесный уголь покрывал их, он раскислял железо из красной перекиси в черный магнитный оксид». [7] Петри также утверждал, что черный верх был достигнут за одну стрельбу.

Эта теория позже будет оспорена Альфредом Лукасом , химиком-аналитиком , который предположил, что черный верх был химическим эффектом, вызванным углеродом, а не недостатком кислорода, и что метод, который использовали египтяне, потребовал бы двух сеансов обжига. [2] В конце концов, мессбауэровская спектроскопия, проведенная в журнале «Последние достижения в области науки и технологии материалов» в 1974 году, доказала, что черный верх образовался в результате «комбинации восстановления и размазывания углерода, а не в результате присутствия только углерода», как предполагал Лукас. [8] [2] Двухэтапный производственный процесс Лукаса, который является более общепринятой теорией, состоит из первоначального процесса обжига, в ходе которого посуду вынимают из печи на стадии раскаливания (примерно 540 градусов по Цельсию) и «помещают горлышком вниз на слой опилок». [2]

Пористость

[ редактировать ]

Примечательной особенностью посуды с черным верхом является то, что пористость черненого края и внутренней части значительно меньше, чем пористость красной внешней части. [2] Эта особенность может дать археологам представление о содержимом и функциях этих сосудов. Различия в пористости позволяют предположить, что добавление черного верха могло быть улучшением функциональности, а не просто стилистическим выбором. Эта теория подтверждается тем фактом, что с появлением мергеля в Египте и Судане присутствие черной керамики начало уменьшаться. [2] Мергелевую глину можно было обжигать при более высоких температурах, чем нильский ил , поэтому пористость этой посуды, естественно, была ниже.

Посуда с черным верхом обычно имеет форму египетских хе -кувшинов, представляющих собой кувшины с высокими плечами, которые использовались для наливания возлияний . «Банки характеризуются выпуклостью, конической формой, высокими плечами и узким горлышком». В додинастический период, в династиях I-II, керамика изготавливалась вручную, а керамика, изготовленная на круге, не появлялась до III династии.

Красный посудный стакан с черным верхом, Метрополитен-музей.

Ритуальное использование

[ редактировать ]

Керамика с черным верхом встречается исключительно на кладбищах и культовых месторождениях, а внешний вид сосудов с черным верхом «вероятно, перекликается с фактическим использованием таких кувшинов в раннединастических храмах или погребальных ритуалах». [1] Археолог Карин Совада постулирует, что религиозная функция керамики с черным верхом демонстрируется посредством двумерных произведений искусства раннего династического периода. Множество предметов из Четвертой династии гробниц в Гизе изображают эти сосуды, используемые в ритуалах или в качестве подношений. На плитной стеле Вепемнофрета Четвертой династии принц «сидит перед столом с подношениями, включая кувшин с черным верхом». [1] Окружающие изображения указывают на то, что сосуд, возможно, «использовался для подношения ритуальных жидкостей в погребальных обрядах». [1] Кроме того, на стеле принцессы Нефертиабет середины Четвертой династии справа от головы принцессы видна ваза с черным верхом. Подобно плите-стеле Вепемнофрета , это изображение также окружено изображениями, связанными с жидкими подношениями. [1]

Более того, Совада утверждает, что уникальную двухцветную красно-черную цветовую гамму можно отнести к символизму. Сосуды с черным верхом в корпусе Совады «все из кладбищ и культовых отложений», и внешний вид посуды с черным верхом может дать представление о функции таких сосудов в храме или погребальном ритуале. [1] В египетском искусстве красный и черный имели символическое значение, где «красный — цвет хаоса и смерти, а черный — цвет плодородной земли Египта и воскресения». [3] В этом утверждении утверждается, что черный верх в сочетании с полированной красной поверхностью символизирует двойственность жизни и смерти и был преднамеренной ссылкой на символическое значение красного и черного цветов в египетских погребальных практиках. Жидкое содержимое сосудов тогда представляло Нил и процесс обновления, связанный с речным циклом разливов и удобрений. [1] Совада также предполагает, что желание создать двухцветные сосуды могло быть попыткой гончаров скопировать додинастических мастеров по камню, которые делали двухцветные каменные сосуды из базальта и известняка . Она утверждает, что «керамические кувшины с черным верхом, возможно, были попыткой гончаров скопировать каменные кувшины из глины или наоборот». [1]

Альтернативное использование

[ редактировать ]

Существует множество альтернативных теорий относительно функции керамики с черным верхом и обоснования цветовой схемы. Египтолог Уинифред Нидлер предполагает, что сходство в обработке поверхности указывает на возможную связь с полированной красной посудой . [9] «Ткань и полированная красная поверхность идентичны полированной красной посуде, и, как и последняя, ​​она была сформирована вручную и обожжена», однако сосуды с черным верхом имеют тенденцию различаться по форме по сравнению с красными полированными сосудами, которые имеют более тонкие горлышки и часто более детализированные диски. [9] Такое изменение формы можно объяснить необходимостью более широкого и простого обода при создании черного верха и внутренней части, что не отменяет возможности связи между посудой с черным верхом и красной полированной посудой. [9]

Другая теория предполагает, что черный верх может имитировать сосуды тыквы с черными губами . По мнению археолога А. Дж. Аркелла , несомненное происхождение мотива с черным верхом в керамике связано с тыквенными чашками в Судане, имеющими черный обод, «поскольку, когда тыкву разрезают пополам, чтобы сделать две чаши, ее край всегда обжигается, предположительно для того, чтобы предотвратить его дегустацию или раскалывание». [10] Аркелл утверждает, что для гончаров было естественным попытаться воссоздать черный обод, потому что «тыква не будет выглядеть хорошо без черного ободка». [10] Эта теория утверждает, что черный верх был не просто вопросом функции, а эстетическим выбором, обусловленным традицией, созданной для функциональности альтернативных материалов.

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Совада, Карин Н. (1999). «Черная посуда в раннединастических контекстах» . Журнал египетской археологии . 85 : 85–102. дои : 10.2307/3822428 . JSTOR   3822428 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хендрикс, С.; Фридман Р.Ф. и Лойенс Ф. (2000). «Экспериментальная археология черноверхой керамики из Древнего Египта и Судана». Cahiers de le Céramique Egyptienne . 6 : 171–187 – через Академию. {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я К. Нельсон, Э. Халифа (2010). «Герамика с черным верхом Набта Плайя: технологические инновации и социальные изменения». Британские музейные исследования в Древнем Египте и Судане . 16 : 133–148.
  4. ^ Ноубл, Джозеф Вич (1988). Техника расписной аттической керамики . Лондон: Темза и Гудзон. п. 34. ISBN  0-500-05047-3 .
  5. ^ «Керамика» . Археологический центр долины Миссисипи – Технологии. Университет Висконсина – Ла Кросс . 2011. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г.
  6. ^ Павлин, ДПС; Райс, Пруденс М. (1989). «Анализ керамики: справочник» . Американский журнал археологии . 93 (1): 143. дои : 10.2307/505406 . ISSN   0002-9114 . JSTOR   505406 .
  7. ^ Петри, Уильям Мэтью Флиндерс; Кибелл, Дж. Э. (2013), «Краткое описание Балласов» , Шесть храмов в Фивах, Накаде и Балласе , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 86–87, doi : 10.1017/cbo9781107338777.020 , ISBN  9781107338777 , получено 26 октября 2021 г.
  8. ^ Н. А. Эйсса, Х. А. Саллам, С. А. Салех, Ф. М. Тайэль и Л. Кезтелии (1974). «Исследование эффекта мессбауэра древнеегипетской керамики и происхождения цвета черной посуды». Последние достижения в науке и технологии материалов . Том. III. стр. 85–98. doi : 10.1007/978-1-4684-7233-2_6 (неактивен 2 мая 2024 г.). ISBN  978-1-4684-7235-6 . {{cite book}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на май 2024 г. ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Jump up to: а б с Спенсер, Эй Джей; Нидлер, Уинифред (1988). «Додинастический и архаический Египет в Бруклинском музее» . Журнал египетской археологии . 74 :268. дои : 10.2307/3821784 . hdl : 2027/mdp.39015038033513 . ISSN   0307-5133 . JSTOR   3821784 .
  10. ^ Jump up to: а б Аркелл, Эй Джей (1960). «Происхождение черной черноверхой красной керамики» . Журнал египетской археологии . 46 (1): 105–106. дои : 10.1177/030751335904600116 . ISSN   0307-5133 . S2CID   192266588 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51a7af3cfa3fd353c79a9d75c76514d8__1714643340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/d8/51a7af3cfa3fd353c79a9d75c76514d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Black-topped pottery - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)