Животноводство инков

Животноводство инков связано с тем, что в доиспанских Андах верблюдовые играли действительно важную роль в экономике. В частности, лама и альпака — единственные верблюдовые, одомашненные людьми Анд, — [1] которые выращивались в больших домах и использовались для различных целей в производственной системе инков . Аналогичным образом использовались два других вида неодомашненных верблюдов: викунья и гуанако . На гуанако охотились посредством чако (коллективной охоты).
Инки использовали такие инструменты, как: камни, ножи или туми , топоры, которые, по словам летописцев, были сделаны из камня и бронзы, и веревки, которые изготавливались ими в свободное время. Многие из этих инструментов использовались для стрижки верблюдовых, которых затем отпускали на волю; таким образом они гарантировали сохранение своей численности. На гуанако, напротив, охотились из-за мяса, которое высоко ценилось.
Поднятие верблюдовых
[ редактировать ]Южноамериканские верблюдовые были ценным ресурсом. Их мясо употребляли в свежем виде или в чарки и чалоне ; их шерсть шла на изготовление ниток и тканей; их кости, шкура, жир и экскременты имели разнообразное применение, например, в музыкальных инструментах, обуви, лекарствах и удобрениях соответственно. Их также предпочитали для религиозных жертвоприношений. Общинные стада верблюдов находились под присмотром молодых людей в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет.
В районах, где общинные стада были большими, например в районе Альтиплано , где пастбища находились далеко, вполне вероятно, что уход за ними находился в руках штатного специалиста. Летописцы упоминают два имени пастухов на языке кечуа: лама мичи , которое Гарсиласо связывает с низким социальным статусом, и лама камайос , обозначающее смотрителя лам или сотрудника, ответственного за стада. Государственные пастухи несли ответственность за находящихся под их опекой животных, учет и надзор за которыми осуществляли должностные лица, назначенные государством.
Классификация
[ редактировать ]Иезуит упоминает , Хосе де Акоста что в Древнем Перу деление стад верблюдовых производилось по окраске животных. Были белые, черные, коричневые и мороморо , как называли представителей разных цветов. Кроме того, летописец рассказал, что цвета учитывались при различных жертвоприношениях согласно своим традициям и верованиям. Гарсиласо де ла Вега добавляет, что в стадах, когда теленок имел другой окрас, после того как он подрос, его отправляли в соответствующее стадо. Такое деление по оттенкам облегчило их подсчет в кипу , которые изготавливались из шерсти того же цвета, что и животные, которых они хотели пересчитать. [2]
Домашний
[ редактировать ]
Лама имели особенно важное значение в экономике и альпака Анд.
- Лама: ресурсы, предоставленные ламой, были использованы по максимуму. Таким образом, его шерсть пряли, чтобы превратить ее в одежду для жителей Сьерры , поскольку жители побережья использовали хлопок для изготовления своей одежды. Их мясо употребляли в пищу как в свежем, так и вяленом и обезвоженном виде ( чарки ); последнее допускало его консервацию и хранение на складах. Кроме того, им пускали кровь через вену на челюсти, чтобы приготовить из крови специальную еду. Шкуры . использовались для изготовления веревок, сандалий и других предметов, а их высушенные экскременты служили отличным топливом, особенно на больших высотах, где не было деревьев для добычи дров Возможно, одним из самых ценных применений ламы было использование ее в качестве тяглового животного , поскольку она могла перевозить до 40 килограммов веса и легко подниматься на самые крутые высоты. Караваны лам в основном состояли из мужчин. Для более длительных путешествий, например между Коллао и побережьем, предпочтение отдавалось «новым самцам» около двух лет. Стадо шло с раннего утра до полудня, останавливаясь в местах с водой и пастбищами. Содержание животных не представляло труда, так как никаких других средств им не предоставлялось. корма, чем травы, встречающиеся вдоль маршрута. Животных кормили днем, а ночью жевали жвачку. Наконец, их также приносили в жертву, а их органы использовали для чтения предзнаменований.
- Альпака: они в основном давали шерсть худшего качества, чем шерсть викуньи , для самых тонких и роскошных тканей. Пастбища, необходимые для их ведения сельского хозяйства, соответствовали моделям землевладения сельскохозяйственных земель. У айлусов были пастбища для своих животных, как и у курака, великих правителей макроэтнических групп, уака и особых пастбищ инков . Как археологические исследования, так и архивные документы указывают на существование стад верблюдовых на побережье задолго до завоевания инками: с докерамических времен. Должно быть, они кормились в холмистой местности и в рожковых лесах, которые сегодня почти полностью истреблены. Когда холмы высохли, животные питались стручками рожковых деревьев.
Неодомашненный
[ редактировать ]и Во времена инков викунья гуанако не были одомашнены.
- Викунья: летописцы утверждают, что викуньи никогда не убивали. Из них добывали шерсть, которая очень ценилась. Из этой шерсти шили одежду инков и то, что использовалось для подношений. На него охотились посредством чако (коллективной охоты), чтобы его стригли, а затем отпускали на волю; таким образом они гарантировали сохранение своей численности.
- Гуанако: наиболее распространенным верблюдовым в географическом отношении был гуанако, так как он был обнаружен от субэкваториальных областей до Огненной Земли . О гуанако, как говорит летописец Педро Сьеса де Леон , на них охотились, чтобы сделать чарки , которые хранились на складах, «чтобы кормить армию». На них охотились ради мяса, которое очень ценилось.
Обзор потребления
[ редактировать ]Визит Гарси Диеса де Сан Мигеля в провинцию Чукуито представляет собой документ, содержащий интересную информацию о животноводстве этого региона. Из него мы знаем, что простой инка, например, мог владеть до тысячи голов верблюдовых, тогда как главный владыка мог владеть до пятидесяти тысяч голов. [3] Скотоводство, безусловно, составляло важный источник богатства в доиспанские времена.
Летописцы указывают, что мясо всех верблюдовых употреблялось в пищу, но из-за ограничений, существовавших на его убой, его употребление, должно быть, было роскошью. Население, вероятно, имело доступ к свежему мясу только в армии или в торжественных случаях, когда забитые животные были широко распространены.
В колониальные времена пастбища исчезали или обеднели исключительно из-за массового присутствия завезенных испанцами животных и их пищевых привычек. Окружающая среда Анд претерпела значительные изменения с появлением домашних животных, прибывших с испанским завоеванием .
Другое животноводство
[ редактировать ]Животные, одомашненные в Империи инков, были в основном верблюдовыми. Они также одомашнили куй или морскую свинку. Хотя в Андах не обнаружено значительных образцов морских свинок, считается, что их одомашнивание было незначительным или в небольших пропорциях. В настоящее время морская свинка входит в рацион андских народов. Точно так же уток и выплат Матери-Природе в Империи Инков выращивали дома, потому что их мясо высоко ценилось.
Согласно хроникам испанской колонизации , жители высоких джунглей разводили ручных и домашних животных, таких как куйи и индейки . [примечание 1]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Отрывок из главы VIII «Истории Нового Света» отца Бернабе Кобо. Бюллетень Географического общества Лимы , 111 год, том № 115 (2002)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марин, Хуан (2007). «Систематика, таксономия и одомашнивание альпак и лам: новые хромосомные и молекулярные данные» . Чилийский журнал естественной истории (на испанском языке). 80 (2): 121–140. дои : 10.4067/S0716-078X2007000200001 .
- ^ Ростворовский, Мария (1995). История Тауантинсуйо (на испанском языке). Архивировано из оригинала 2 февраля 2009 года.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Эспиноза Сориано, Вальдемар (1964). Визит Гарси Диеса де Сан-Мигеля в провинцию Чукуито в 1567 году (на испанском языке). Лайм.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- Ростворовский, Мария (2004). Тематическая энциклопедия Перу: Инки (на испанском языке). Лима: Orbis Ventures. ISBN 9972-752-01-1 .
- Доиспанские культуры (на испанском языке). Редакторы Muxica. 2001. ISBN 9972-617-10-6 .
- Всеобщая история: Доколумбовая Америка (на испанском языке). Редакционная соль 2003. ISBN . 9972-891-79-8 .