Джон Портер (социолог)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Джон Артур Портер (12 ноября 1921 — 15 июня 1979) — канадский социолог с 1950 по конец 1970-х годов. Его работа в области социальной стратификации открыла новые области исследований для многих социологов в Канаде.
Портер родился в Ванкувере и получил образование в Лондонской школе экономики в Великобритании . Там он заинтересовался изучением социального класса . По возвращении в Канаду он поступил на факультет Карлтонского университета . Он остался в Карлтоне профессором, а затем заведующим кафедрой, деканом и вице-президентом по академической деятельности. Он также был приглашенным профессором в Гарварде и Университете Торонто .
Ранний период жизни
[ редактировать ]В 15 лет отец Джона Портера потерял работу в Ванкувере, и его семья переехала в Англию в поисках стабильной работы. Удачи, однако, не нашлось. Депрессия опустошила как канадскую, так и британскую экономику, и после непродолжительной борьбы с депрессией, вызванной собственной бедностью, отец Портера бросил свою семью. Джон, бросивший среднюю школу в Ванкувере, так и не смог вернуться, поскольку искал и зарабатывал себе на жизнь. Известный как одаренный ученик, обладавший особыми навыками творческого письма, он продолжал обучение неформально со своей матерью, школьной учительницей.
Началась война, и в 1941 году Портер присоединился к канадской армии в качестве офицера разведки, а ближе к концу войны в 1943 году он участвовал в вторжении союзников в Италию и Сицилию. После войны он вместе с полковником в Лондоне работал над написанием истории участия Канады в войне, одновременно готовясь к вступительному экзамену в Лондонскую школу экономики, который он сдал с первой попытки. Он присоединился к школе в период особенно важного брожения: хотя университет отказался от своих социал-демократических и фабианских корней, его преподаватели и студенты находились под сильным влиянием либерального реформизма, который, по словам одного комментатора, был «широко распространенной верой в то, что иррациональность войны и страданий может быть устранена разумным применением гуманной рациональности, конкретно проявляющейся в форме щедрого и разумного государства всеобщего благосостояния». Вспоминая свое время в качестве сотрудника Лондонской школы экономики, Портер отмечает, что его больше всего воодушевляла «забота об этических принципах в общественной жизни».
В 1949 году он окончил учебу и после двенадцатилетнего перерыва вернулся в Канаду. Ему предложили работу преподавателя политологии в юношеском Карлтон-колледже, а два года спустя он переключился на социологию, что стало первым назначением школы в этой области. В конце концов ему сказали, что для сохранения работы ему придется получить ученую степень или начать содержательную публикацию. Таким образом, в начале 1950-х годов он начал проект, который пятнадцать лет спустя завершился созданием «Вертикальной мозаики». Идея проекта зародилась в Лондонской школе экономики, где, как он сказал своему научному руководителю, он хотел «написать интерпретацию Канады как современной демократии».
Вертикальная мозаика
[ редактировать ]«Вертикальная мозаика: анализ социального класса и власти в Канаде» , самая важная работа Портера, была опубликована в 1965 году издательством University of Toronto Press . Это было исследование равенства возможностей и осуществления власти бюрократической , экономической и политической элитой в Канаде. Портер был обеспокоен тем, чтобы бросить вызов имиджу Канады как бесклассового общества, «без барьеров для возможностей». Портер завершает «Вертикальную мозаику» следующими наблюдениями:
Канада, вероятно, мало чем отличается от других западных индустриальных стран, которые в значительной степени полагаются на свои элитные группы в принятии важных решений и определении формы и направления своего развития. Представление девятнадцатого века о либеральной демократии с участием граждан, очевидно, не является удовлетворительной моделью для изучения процессов принятия решений ни в экономическом, ни в политическом контексте... Если власть и принятие решений всегда должны оставаться в руках элиты групп, то, по крайней мере, может быть открыт набор представителей всех классов в элиту. (с. 558).
Портер утверждает, что марксистский классовый анализ, основанный на собственности на средства производства, является «сомнительным критерием класса в современном индустриальном обществе» (стр. 25). Портер отвергает власть как основу социального класса, отмечая, что конфликта между теми, кто обладает властью, и бессильными не существует. Портер конструирует новую модель, основанную на изучении элит.
Элиты — это те, кто принимает решения в иерархических институциональных системах современного общества. Портер описывает элиты следующим образом:
...отдельные лица или группы, находящиеся на вершине наших институтов, могут быть обозначены как элиты. Элиты одновременно конкурируют и сотрудничают друг с другом: они конкурируют за участие в принятии решений, имеющих большое значение для общества, и они сотрудничают, потому что вместе они поддерживают функционирование общества как действующего предприятия. Элиты управляют институтами, которые в сложном мире имеют функциональные задачи... Именно элиты обладают способностью вносить изменения... (стр. 27).
Наследие
[ редактировать ]Анализ Портера, по сути, является теоретиком конфликта . Хотя некоторые аспекты были вдохновлены марксистским мышлением, он изо всех сил старался представить немарксистский подход. Природа канадского класса капиталистов побудила Портера разработать свою модель. Примечательно, что именно вопреки его работам ученые в 1970-х годах начали развивать более современную, культурную и марксистскую идею класса, которая определяла его не с точки зрения профессионального ранга, а с точки зрения властных отношений. В самом деле, если есть одна область творчества Портера, которую интеллектуалы критикуют больше всего, так это его чрезмерно функционалистское определение класса и власти, которое закрывает другие пути критической мысли: как пишет Пэт Армстронг, «концептуализируя класс таким образом, Портер оставил вне теории многие способы использования власти для обеспечения мужского доминирования в классовых отношениях и то, как эти отношения меняются с течением времени, часто в результате борьбы».
Он отметил, что этот класс в 1950-х годах представлял собой сплоченную группу богатых мужчин преимущественно британского происхождения , сосредоточенную в Монреале, Квебеке и Торонто, Онтарио . Эта группа контролировала финансовую, промышленную и политическую сферы Канады. Хотя казалось, что существует одна элита, Портер обнаружил, что на самом деле существовало несколько элитных групп, охватывающих экономическую, политическую, трудовую и идеологическую сферы. Таким образом, его работа перекликается и расширяет социологом США К. Райтом Миллсом исследование властных элит в Соединенных Штатах, проведенное .
В 1965 году, когда была опубликована «Вертикальная мозаика» , социология как дисциплина практически не имела академического или основного направления: по всей стране работало всего 115 социологов в университетах. Не было национального учебника по социологии, ближайшим к нему был том, составленный Портером, в котором содержалась разрозненная коллекция материалов по канадской социологии. Более того, хотя современная канадская социология отличается широтой тем и вопросов (класс, власть, раса, образование, способности, работа, пол) и, честно говоря, приверженностью левой политике, в 1965 году ничего из этого не было правдой. Таким образом, публикация «Вертикальной мозаики» сделала три вещи: во-первых, она утвердила социологию как законную дисциплину в канадском контексте; во-вторых, он стал пионером макросоциологического подхода, поставившего класс в центр своего анализа, и, в-третьих, он стал первым предложением в развивающейся области исследований неравенства и разнообразия. Действительно, Рик Хелмс-Хейс утверждает, что книга задала тон, параметры дебатов и вопросов на следующие пятнадцать лет в социологии.
Вертикальная мозаика привела к принятию термина «культурная мозаика» канадскими правительственными учреждениями, такими как Статистическое управление Канады , но сам Портер был противником политики мультикультурализма Канады .
Портер вместе с Питером Пинео разработал индекс социально-экономического статуса Пинео-Портера.
Чтобы отметить важность Портера в развитии социологии в Канаде, Канадская ассоциация социологии и антропологии учредила ежегодную премию под названием «Премия Портера».
Незадолго до своей смерти в 1979 году он собрал десять своих наиболее значительных эссе в книге «Мера канадского общества: образование, равенство и возможности» . Позже в том же году он умер в Оттаве из-за сердечного приступа.
Ссылки
[ редактировать ]- ——— (1965), Вертикальная мозаика: анализ социального класса и власти в Канаде , Торонто: University of Toronto Press .
- ——— (1979), Мера канадского общества: образование, равенство и возможности , Торонто: Гейдж, ISBN 0-7715-5722-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хелмс-Хейс, Рик (25 января 2016 г.). «Джон Портер» . Канадская энциклопедия (онлайн-изд.). Историка Канады .
- Канадские социальные подходы. Заметки из лекции Пола Гингрича, факультет социологии и социальных исследований Университета Реджайны (1999).
- Интервью с Джоном Портером Архивы CBC
- Фонды Джона Артура Портера (MG31-D104) в Библиотеке и архивах Канады
- 1921 рождений
- 1979 смертей
- Канадские социологи
- Деканы факультетов канадских университетов и колледжей
- Академический состав Карлтонского университета
- Выпускники Карлтонского университета
- Сотрудники Гарвардского университета
- Академический состав Университета Торонто
- Люди из Ванкувера
- Выпускники Лондонской школы экономики
- Канадские ученые-экспатрианты в Соединенном Королевстве