Дирижер галопом
Галоп проводника — это высокоамплитудные низкочастотные колебания воздушных линий электропередачи, вызванные ветром. [1] Перемещение проводов чаще всего происходит в вертикальной плоскости, хотя возможны также горизонтальные или вращательные движения. Собственная частота обычно составляет около 1 Гц, поэтому часто изящное периодическое движение также известно как танец дирижера . [2] [3] Колебания могут иметь амплитуду, превышающую метр, а смещение иногда оказывается достаточным для того, чтобы фазные проводники нарушили рабочие зазоры (слишком близко подошли к другим объектам) и вызвали перекрытие . [4] Сильное движение также значительно увеличивает нагрузку на изоляторы и опоры электропередач , повышая риск их механического повреждения.
Механизмы, которые инициируют галоп, не всегда ясны, хотя считается, что это часто вызвано асимметричной аэродинамикой проводника из-за скопления льда на одной стороне провода. Серп покрытого коркой льда напоминает аэродинамический профиль , изменяя обычно круглый профиль троса и увеличивая склонность к колебаниям. [3]
Галоп может стать серьезной проблемой для операторов систем передачи , особенно там, где линии пересекают открытую, продуваемую ветрами местность и существует риск обледенения. Если галоп может вызвать беспокойство, конструкторы могут использовать проводники с гладкой поверхностью, улучшенные обледенелые и аэродинамические характеристики которых уменьшают движение. [4] Кроме того, на леске могут быть установлены устройства, предотвращающие галоп, чтобы преобразовать боковое движение в менее разрушительное скручивающее движение. Увеличение натяжения линии и использование более жестких изоляционных креплений приводит к уменьшению скачкообразного движения. Эти меры могут быть дорогостоящими, часто непрактичными после того, как линия уже построена, и могут повысить склонность линии проявлять высокочастотные колебания. [5]
Если есть подозрение на наличие ледяной нагрузки, можно увеличить передачу мощности на линии и, таким образом, повысить ее температуру за счет джоулева нагрева , растапливая лед. [3] Внезапная потеря льда с троса может привести к явлению, называемому «прыжком», при котором цепная цепь резко отскакивает вверх в ответ на изменение веса. [1] [2] Если риск отключения высок, оператор может предпочесть упреждающее контролируемое отключение линии, чтобы не столкнуться с неожиданной неисправностью. Риск механического повреждения линии сохраняется. [6]
Теоретический анализ
[ редактировать ]Самые ранние исследования длинных проводов, включенных в движение движущейся жидкости, относятся к концу 19 века, когда Винценц Струхаль объяснил «поющие» провода с точки зрения образования вихрей . [7] [8] Теперь известно, что галоп возникает из-за другого физического явления: аэродинамической подъемной силы . Накопившийся на проводе лед нарушает круговую симметрию провода, а естественное «поющее» движение провода вверх-вниз меняет угол атаки обледеневшего провода на ветру. Для некоторых форм изменение подъемной силы под разными углами настолько велико, что вызывает крупномасштабные колебания. [9]
Математически ненагруженный натянутый провод в мертвом воздухе можно аппроксимировать как массу m, подвешенную на высоте y с помощью пружины с постоянной k . Если ветер движется со скоростью U , то он составляет угол α , где с проволокой При больших скоростях ветра подъемная сила и сопротивление, пропорциональны квадрату скорости ветра, но константы пропорциональности C L и CD возникающие на проводе , (для некруглого провода) зависят от α : где ρ — плотность жидкости, l — длина проволоки. [10]
В принципе, возбуждаемые колебания могут принимать три формы: вращение проволоки, горизонтальное покачивание или вертикальное погружение. Большинство галопов сочетают вращение хотя бы с одной из двух других форм. Для алгебраической простоты в этой статье будет анализироваться проводник, испытывающий только погружение (а не вращение); подобное лечение может повлиять на другие динамики. Из геометрических соображений вертикальная составляющая силы должна быть равна сохраняя только члены первого порядка в режиме ẏ ≪ U . [10] Галоп возникает всякий раз, когда движения коэффициент 1 / 2 ρlU ·( C D + ∂ C L / ∂ α )| α =0 превышает естественное затухание проволоки; в частности, необходимым, но недостаточным условием является то, что Это явление известно как условие галопа Дена Хартога , по имени инженера, который впервые его обнаружил. [9] [10]
При низких скоростях ветра U приведенный выше анализ начинает давать сбой, поскольку галопные колебания сочетаются с образованием вихря . [10]
трепетать
[ редактировать ]Аналогичным эоловым явлением является флаттер , вызываемый вихрями на подветренной стороне провода и отличающийся от галопа своим высокочастотным (10 Гц) малоамплитудным движением. [2] [3] Чтобы контролировать флаттер, линии электропередачи могут быть оснащены настроенными массовыми демпферами (известными как демпферы Стокбриджа ), прикрепленными к проводам рядом с опорами. [5] Использование прокладок для пучков проводов также может оказаться полезным.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мур, Г.Ф. (1997), Справочник по электрическим кабелям BICC , Blackwell Publishing, стр. 724, ISBN 0-632-04075-0
- ^ Перейти обратно: а б с Гайл А. и Патерсон В. (1978), Электроэнергетические системы, том I , Пергамон, стр. 138, ISBN 0-08-021729-Х
- ^ Перейти обратно: а б с д Пансини, Энтони Дж. (2004), Передача и распределение электроэнергии , Fairmont Press, стр. 107–111. 204–205, ISBN 0-88173-503-5
- ^ Перейти обратно: а б Райан, Хью (2001), Проектирование и испытания высокого напряжения , IET, стр. 192, ИСБН 0-85296-775-6
- ^ Перейти обратно: а б МакКомб, Джон; Хей, Франция (1966), Практика на воздушной линии (3-е изд.), Макдональд, стр. 216–219.
- ^ «Детали Диксмюйде и Кортемарка без питания (по-голландски — механическая неисправность из-за эффекта скачка)» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2013 года.
- ^ Струхаль, В. (1878) «О необычном виде звукового возбуждения», Анналы физики и химии , 3-я серия, 5 (10): 216–251.
- ^ Уайт, Фрэнк М. (1999). Механика жидкости (4-е изд.). МакГроу Хилл. ISBN 978-0-07-116848-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Ден Хартог, JP (1985). Механические вибрации . Дувр. стр. 299–305 - через Кновель.
- ^ Перейти обратно: а б с д Блевинс, Роберт Д. (1990). Вибрация, индуцированная потоком (авторская перепечатка; 2-е изд.). Малабар, Флорида: Издательство Krieger Publishing Company (опубликовано в 2001 г.). стр. 104–152. ISBN 1-57524-183-8 .