Демпфер Стокбриджа
Демпфер Стокбриджа — это настроенный массовый демпфер, используемый для подавления вибраций, вызванных ветром, на тонких конструкциях, таких как воздушные линии электропередачи , [ 1 ] длинные консольные вывески [ 2 ] и вантовые мосты . Устройство в форме гантели состоит из двух масс на концах короткого отрезка троса или гибкого стержня, который посередине прижат к основному тросу. Демпфер предназначен для рассеивания энергии колебаний в основном тросе до приемлемого уровня. [ 3 ]
Колебания, вызванные ветром
[ редактировать ]Ветер может генерировать три основных режима колебаний в подвешенных кабелях: [ 4 ]
- Галоп имеет амплитуду, измеряемую в метрах, и диапазон частот от 0,08 до 3 Гц.
- Эолова вибрация (иногда называемая трепетанием ) имеет амплитуду от миллиметров до сантиметров и частоту от 3 до 150 Гц.
- Вибрация, вызванная следом, имеет амплитуду в сантиметры и частоту от 0,15 до 10 Гц.
Демпфер Stockbridge устраняет колебания, вызванные эоловой вибрацией; вне этого диапазона амплитуд и частот он менее эффективен. Эолова вибрация возникает в вертикальной плоскости и вызвана попеременным срывом вихрей с подветренной стороны кабеля. Устойчивый, но умеренный ветер может вызвать стоячую волну , состоящую из нескольких длин волн на пролет. на линии [ 4 ] Эоловая вибрация вызывает разрушительную усталость кабеля. [ 5 ] и представляет собой основную причину выхода из строя жил проводника. [ 4 ] Наибольшему риску подвергаются концы пролета линии электропередачи, где она крепится к опорам ЛЭП . [ 5 ] Эффект становится более выраженным при увеличении натяжения троса. [ 5 ] поскольку его естественное самозатухание снижается.
Описание
[ редактировать ]
Демпфер Стокбриджа был изобретен в 1920-х годах Джорджем Х. Стокбриджем, инженером компании Edison в Южной Калифорнии . 3 июля 1928 года Стокбридж получил патент США 1675391 на «гаситель вибраций». [ 6 ] В его патенте описывались три способа гашения вибраций на леске: привязанный к леске мешок с металлическими пробками; небольшой отрезок кабеля, зажатый параллельно основному тросу; и короткий (30 дюймов, 75 см) трос с бетонной массой, закрепленной на каждом конце. [ 6 ] Это последнее устройство превратилось в широко используемый демпфер Stockbridge.
Вибрации основного троса передавались через зажим на более короткий демпферный или «посыльный» трос. Это будет изгибаться и заставлять симметрично расположенные бетонные блоки на его концах колебаться. Тщательный выбор массы блоков, а также жесткости и длины троса демпфера позволит согласовать механическое сопротивление демпфера с сопротивлением линии и значительно ослабить колебания основного троса. Поскольку демпферы Стокбриджа были экономичны, эффективны и просты в установке, они стали регулярно использоваться на воздушных линиях связи. [ 5 ] Работа с линией под напряжением с использованием инструментов с горячим стержнем означала, что можно было устанавливать демпферы на линии под напряжением. [ 7 ]
Современный дизайн
[ редактировать ]
В современных конструкциях используются металлические гири в форме колокола, а не бетонные блоки Стокбриджа. Раструб является полым, а трос демпфера закреплен внутри на дистальном конце, что обеспечивает относительное перемещение троса и демпфирующих грузов. [ 7 ] Чтобы обеспечить большую свободу движения, грузы могут быть частично прорезаны в вертикальной плоскости, позволяя кабелю выходить за пределы раструба. В некоторых более сложных конструкциях используются грузы с асимметричным распределением массы, что позволяет демпферу колебаться в нескольких различных частотных режимах и диапазонах. [ 8 ] [ 9 ]

Еще один современный дизайн — Dogbone, изобретенный Филипом Далханти в 1976 году. [ сомнительно – обсудить ] назван так из-за своей конфигурации: большая металлическая сфера прикреплена к концу демпфера, а меньшая сфера выступает из нее вбок, напоминая собачью кость. Демпфер смещает грузы вбок, чтобы обеспечить третью степень свободы, скручивая трос демпфера в дополнение к его изгибу вверх и вниз. В тросе демпфера создавалось дополнительное внутрипрядное трение, рассеивающее значительно больше энергии. [ 2 ] [ 10 ] [ нужна проверка ]
Наиболее уязвимым участком кабеля является место, где он закреплен на конце изоляционной цепочки , поэтому демпферы обычно устанавливаются в ближайших пучностях (точках максимального смещения) по обе стороны от зажима. [ 8 ] Таким образом, обычно на каждый пролет приходится два демпфера, хотя при необходимости на более длинных пролетах можно установить и больше. [ 5 ] [ 7 ]
Воздушные линии электропередачи образуют контактную сеть , в которой вибрация происходит преимущественно в вертикальной плоскости. Если предполагается наличие более чем одной плоскости вибрации, амортизаторы Stockbridge можно устанавливать под прямым углом друг к другу. Это обычно происходит, когда кабель прокладывается в вертикальной или негоризонтальной плоскости, например, в вантовых мостах радиомачты или оттяжках .
См. также
[ редактировать ]- Дирижер галопом
- Мост через пролив Такома - разрушение, которое когда-то считалось резонансным случаем
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маркевич, М. (29 ноября 1995 г.), «Оптимальные динамические характеристики амортизаторов Стокбриджа для тупиковых пролетов», Journal of Sound and Vibration , 188 (2): 243–256, Бибкод : 1995JSV...188..243M , дои : 10.1006/jsvi.1995.0589
- ^ Jump up to: а б Руководство по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту структурных опор дорожных знаков, светильников и светофоров , том. FHWA NHI 05-36, Министерство транспорта США, март 2005 г. , получено 12 октября 2008 г.
- ^ Кисслинг, Фридрих; Нефцгер, Питер; Ноласко, Жоао Ф.; Каинцык, Вольф (2003), Воздушные линии электропередачи , Springer, стр. 107–111. 311–312, ISBN 3-540-00297-9
- ^ Jump up to: а б с Справочник линий электропередачи EPRI: Движение проводника, вызванное ветром , EPRI 1012317, 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и МакКомб, Джон; Хей, Франция (1966), Практика на воздушной линии (3-е изд.), Макдональд, стр. 216–219.
- ^ Jump up to: а б Патент США 1 675 391
- ^ Jump up to: а б с Вадхва, CL (2006), Электроэнергетические системы , New Age Publishers, стр. 169–170, ISBN 978-81-224-1773-9
- ^ Jump up to: а б Кисслинг, Фридрих (2001), Проектирование и испытания высокого напряжения , IET, стр. 190–191, ISBN 0-85296-775-6
- ^ Лоусон, Том (2001), Аэродинамика зданий , Imperial College Press, стр. 115, ISBN 1-86094-187-7
- ^ Данханти, Филип (2009). Никогда не скучно . Филип Далханти. стр. 280–282.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статья о вибрации
- «Кабельные цепочки»: нового ученого вопросы и ответы