Йеспер Хоффмайер

Йеспер Хоффмайер (21 февраля 1942 г. - 25 сентября 2019 г.) [1] был профессором Копенгагенского университета Института биологии и ведущей фигурой в развивающейся области биосемиотики . Он был президентом Международного общества биосемиотических исследований (ISBS) с 2005 по 2015 год, соредактором журнала «Биосемиотика» и серии Springer Book по биосемиотике . Он является автором книг «Биосемиотика: исследование признаков жизни» и «Жизнь знаков и знаков смысла во Вселенной» и редактировал «Наследие живых систем: Грегори Бейтсон как предшественник биосемиотики» .
Биография
[ редактировать ]Йеспер Хоффмейер родился в Слангерупе , Дания, в 1942 году. Получил степень кандидата химических наук. Научный. Он получил степень бакалавра биохимии в Копенгагенском университете в 1967 году, а в 1967–1968 годах он был научным сотрудником Института общей биохимии и сравнения Коллеж де Франс в Париже.
Свою преподавательскую карьеру он начал в 1968 году в качестве доцента Института биологической химии Копенгагенского университета , где в 1972 году стал доцентом, а с 1978 по 1980 год занимал должность руководителя института. Хоффмейер был лауреатом Премии Пола Хеннингсена в 1985 году. [2] получил премию «Золотой Мутон» 1991 года и был назван стипендиатом Томаса Себека Семиотическим обществом Америки по случаю его 25-го ежегодного собрания в 2000 году.
Хоффмейер получил степень доктора философии (Dr. Phil.) в Орхусском университете в 2005 году, а с 2007 года занимает пост президента Международного общества биосемиотических исследований .
С 2009 года Хоффмайер был почетным профессором Копенгагенского университета .
Жизнь и работа
[ редактировать ]Исследовательские интересы Йеспера Хоффмейера с течением времени значительно изменились. Раннее участие в социальных и политических последствиях его собственной дисциплины, биохимии, побудило его в 1970-х годах заняться исследованиями технологических, экологических и исторических аспектов науки. Результаты этих исследований можно найти в его книге «Samfundets naturhistorie» («Естественная история общества»), вышедшей в 1982 году. [2]
В то же время Хоффмайер также приступил к параллельному исследованию, основанному на растущем осознании того, что редукционистские тенденции современной биологии и науки систематически узаконивали и направляли технологический горизонт в направлении разработок, которые по своей сути наносили ущерб природным системам, включая систему человека. здоровье. Это исследование привело его к вопросам теоретической биологии и философии. В конечном итоге эти два направления исследований слились воедино, когда в сотрудничестве с Клаусом Эммече он инициировал анализ концепций информации как в ее биоонтологическом измерении, так и в ее прикладных контекстах, касающихся биологических (например, генетических) и культурных. информации, а также будущие «умные» информационные и биотехнологии. [3]
Хоффмейер во многом проследил развитие своего мышления в этот период от семиотических традиций конца 1980-х годов, а также от таких теоретиков научных систем, как Грегори Бейтсон , Майкл Поланьи , Энтони Уилден , Говард Х. Патти и Педер Фотманн Кристиансен. В конце концов, познакомившись с Томасом Себеоком в США, Туре фон Икскюлем в Германии и Калеви Куллом в Эстонии , к началу 1990-х годов Хоффмайер сформулировал новую программу научной биологии, которая определяла жизнь как явление, основанное на знаках. Первым всеобъемлющим эссе Хоффмейера, описывающим биосемиотику и ее значение для недуалистического понимания воплощенного «я», была его «Знаки смысла во Вселенной» (на датском языке, En snegl på vejen , 1993). [4]
Начиная с 2001 года, когда начались ежегодные международные конференции «Собрания по биосемиотике», Хоффмейер стал центральной фигурой в становлении биосемиотики как научной междисциплинарной области, собирая ученых и ученых-гуманитариев для совместного исследования того, как семиотический анализ может повлиять на современное биологическое мышление. и как открытия биологии обеспечивают общей семиотике более прочную основу для натурализации «значения». [5]
В 2005 году Хоффмейеру была присвоена датская докторская степень за трактат «Биосемиотика: исследование признаков жизни и жизни знаков» . Эта работа, переведенная на англоязычное издание в 2008 году, исследует семиотику живой природы: от зарождения жизни с ее самоорганизующейся кодовой двойственностью в эволюции и развитии до сложного эндосемиоза живых тел и «семиотических ниш». в экосистемах, а также видоспецифические особенности семиозиса человека, например языка.
Важные понятия
[ редактировать ]Семиотическая свобода . Увеличение «глубины» значения, которое можно передать или интерпретировать. [6] [7]
Семиома . В биосемиотике: весь набор семиотических инструментов, доступных виду. [8]
Семиотические леса обеспечивают производительность более высокого уровня посредством семиотических взаимодействий внутри живой системы или между живыми системами и ключевыми элементами в их среде. [9]
Избранные публикации
[ редактировать ]- Признаки смысла во Вселенной . Издательство Университета Индианы , США, 1996.
- Специальный выпуск Semiotica vol. № 120 (№3-4), 1998 г., посвященный выходу « Знаков значения» , включает 13 рецензий на книгу и ответ автора.
- Биосемиотика. Исследование признаков жизни и жизни знаков , Университет Скрэнтона Пресс , Скрэнтон, Пенсильвания, США, 2008.
- Наследие живых систем. Грегори Бейтсон как предшественник биосемиотики . Дордрехт, Спрингер 2008.
- Семиотическая свобода: новая сила в Дэвисе, Поле и Грегерсене, Нильсе Хенрике (ред.): Информация и природа реальности. От физики к метафизике , издательство Кембриджского университета, Кембридж, 185–204, 2010 г.
- Болдуин и биосемиотика: для чего нужен интеллект . В: Брюс Х. Вебер и Дэвид Дж. Депью (ред.): Эволюция и обучение - новый взгляд на эффект Болдуина». The MIT Press, Кембридж, США, 2003 г. (в соавторстве с Калеви Куллом)
Фестиваль
[ редактировать ]- Эммече, Клаус ; Кулл, Калеви ; Стьернфельт, Фредерик 2002. Читая Хоффмейера, Переосмысление биологии . (Тартуская семиотическая библиотека 3.) Тарту: Издательство Тартуского университета.
- Фаваро, Дональд; Кобли, Пол; Кулл, Калеви (ред.) 2012. Более развитый знак: интерпретация работы Йеспера Хоффмейера . (Тартуская семиотическая библиотека 10.) Тарту: Издательство Тартуского университета.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Некролог: история биосемиотика Йеспера Хоффмейера сегодня была бы немыслима (на датском языке)
- ^ Jump up to: а б Биография на датском языке
- ^ «Объединение науки о жизни с наукой о знаках: Джеспер Хоффмейер» в «Эволюционной истории биосемиотики». Дональд Фаваро. Введение в биосемиотику: новый биологический синтез . Марчелло Барбьери, изд. стр. 37-41.]
- ^ Читаю Хоффмейера. Переосмысление биологии , под редакцией Клауса Эммече, Калеви Кулла и Фредерика Стьернфельта, издательство Тартуского университета . 2002.
- ^ «Джеспер Хоффмайер». Routledge Companion по семиотике . Пол Кобли, изд. (2009) стр. 239–240.
- ^ Признаки смысла во Вселенной. Издательство Индианского университета, США, 1996.
- ^ Семиотическая свобода: новая сила у Дэвиса, Пола и Грегерсена, Нильса Хенрика (ред.): Информация и природа реальности. От физики к метафизике , издательство Кембриджского университета, Кембридж, 185–204, 2010 г.
- ^ Семиом: от генетических к семиотическим лесам». Семиотика (в печати) [Маран, Тимо (ред.), Специальный выпуск по зоосемиотике]
- ^ «Семиотические леса живых систем», в М. Барбьери (ред.): Введение в биосемиотику. Новый биологический синтез , Дордрехт: Springer 2007, 149–166.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Введение и комментарии: Йеспер Хоффмайер. Основная литература по биосемиотике: антология и комментарии . Дональд Фаваро, изд. (2010) стр. 583–586.
- Круглый стол IASS по биосемиотике: дискуссия на семинаре с некоторыми основателями этой области. Эммече, Хоффмейер, Кулл, Маркос и Стьернфельт. Американский журнал семиотики 24.1-3, (2008), стр. 15–42.