Jump to content

Убийца Судоку

(Перенаправлено из «Убийца Судоку» )
Пример задачи «Убийца судоку»
Решение примера выше
Тот же пример проблемы, поскольку он будет напечатан в черно-белом режиме.

Убийца судоку (также убийца су доку , сумдоку , сум доку , сумоку , аддоку или самунамупуре ) — головоломка , сочетающая в себе элементы судоку и какуро . Несмотря на название, более простые судоку-убийцы решить проще, чем обычные судоку, в зависимости от навыков решателя в ментальной арифметике ; однако на решение самых сложных из них могут уйти часы.

Типичная проблема показана справа: цвета используются для обозначения групп ячеек. Чаще всего пазлы печатаются черно-белыми, с тонкими пунктирными линиями, обозначающими «клетки» (терминологию см. ниже).

Убийственные головоломки-судоку уже были устоявшимся вариантом судоку в Японии к середине 1990-х годов, где они были известны как «самунамупуре». Название произошло от японской формы английских слов «сумма числа». Убийственные судоку были представлены большинству англоязычного мира газетой The Times в 2005 году.

Традиционно, как и в обычных головоломках судоку, сетка симметрична вокруг диагональной, горизонтальной или вертикальной оси или на четверть или половину оборота вокруг центра. Однако это скорее вопрос эстетики, чем обязательный: многие японские создатели головоломок делают небольшие отклонения от идеальной симметрии ради улучшения головоломки. Другие производители головоломок могут создавать совершенно асимметричные головоломки.

Терминология

[ редактировать ]
Клетка
Один квадрат, содержащий одно число в сетке
Ряд
Горизонтальная линия из 9 ячеек
Столбец
Вертикальная линия из 9 ячеек
Он не знает
Сетка ячеек 3×3, как показано более жирными линиями на схеме выше; также называется коробкой
Клетка
Группировка ячеек обозначается пунктирной линией или отдельными цветами.
Дом
Любой неповторяющийся набор из 9 ячеек: может использоваться как общий термин для обозначения «строки, столбца или нонета» (или, в вариантах Killer X, «длинной диагонали»).

Цель состоит в том, чтобы заполнить сетку числами от 1 до 9 таким образом, чтобы были выполнены следующие условия:

  • Каждая строка, столбец и нонет содержат каждое число ровно один раз.
  • Сумма всех чисел в клетке должна совпадать с небольшим числом, напечатанным в ее углу.
  • Ни одно число не появляется в клетке более одного раза. (Это стандартное правило для судоку-убийц, подразумевающее, что ни в одной клетке не может быть более 9 ячеек.)

В «Убийце Икс» есть дополнительное правило: каждая из длинных диагоналей содержит каждое число один раз.

Повторяющаяся неоднозначность ячейки

[ редактировать ]

По соглашению в Японии клетки-убийцы судоку не содержат повторяющихся номеров. Однако, когда The Times впервые представила убийственное судоку 31 августа 2005 года, газета не разъяснила это правило явно. Несмотря на то, что подавляющее большинство головоломок-судоку все равно следовали этому правилу, англоговорящие решатели были сбиты с толку подходящими стратегиями решения, учитывая двусмысленность. 16 сентября 2005 года The Times добавила новое постановление, согласно которому «Внутри каждой пунктирной линии цифра МОЖЕТ повторяться, если не нарушены обычные правила строки, столбца и поля 3x3». Но 19 сентября правило изменилось на «Внутри каждой пунктирной линии цифра НЕ МОЖЕТ повторяться, если не нарушены обычные правила строки, столбца и поля 3x3», что вызвало еще большую путаницу. Это пересмотренное правило прижилось и стало мировым стандартом. [ нужна ссылка ] в клетках нет дубликатов.

Решение стратегий

[ редактировать ]

Наименьшее количество возможных комбинаций

[ редактировать ]

Обычно проблему лучше всего решать, начиная с крайних сумм — клеток с самыми большими или самыми маленькими суммами. Это потому, что у них наименьшее количество возможных комбинаций. Например, 5 ячеек в одной клетке общим числом 34 могут иметь только 4, 6, 7, 8 и 9. Однако 5 ячеек в одной клетке общим числом 25 имеют двенадцать возможных комбинаций.

На ранних стадиях игры наиболее распространенный способ начать заполнять числа — это посмотреть на клетки с низкой или высокой суммой, которые образуют «прямую линию». Поскольку решатель может сделать из них вывод, что определенные числа находятся в определенной строке или столбце, они могут начать «штриховать» напротив них.

Правило 45

[ редактировать ]

Дальнейший метод можно использовать, зная, что числа во всех домах (строках, столбцах и нонетах) в сумме дают 45. Сложив клетки и отдельные числа в конкретном доме, пользователь может вывести результат одной ячейки. . Если рассчитанная ячейка находится внутри самого дома, ее называют «инни»; и наоборот, если ячейка находится за ее пределами, она называется «внешней». Даже если это невозможно, опытным игрокам может оказаться полезным получить сумму двух или трех ячеек, а затем использовать другие методы исключения (см. пример ниже). Этот метод «45» также можно расширить для расчета входов и выходов N соседних домов как разницы между суммами клеток и N * 45.

Часовая арифметика

[ редактировать ]

Самый короткий путь к вычислению или проверке значения одного «входящего» или «выходного» значения для большого количества клеток — это сложение клеток с использованием «часовой» арифметики (формально, модульной арифметики по модулю 10), в которой все цифры кроме последнего в любом числе, игнорируются.

Когда два числа складываются вместе, на последнюю цифру суммы не влияет ничего, кроме последних цифр двух исходных чисел. Например, если сложить число, оканчивающееся на 7, и число, оканчивающееся на 8, всегда получится число, оканчивающееся на 5. Так, например, 17 + 18 = 35 в арифметике часов становится 7 + 8 = 5. Самое большое число, которое может содержать «входящий» или «внешний», — это 9, поэтому добавление или вычитание этого значения изменит последняя цифра суммы так, как не может быть ни одно другое значение, - позволяя напрямую вычислить «вход» или «выход». Преимущество часовой арифметики состоит в том, что вы всегда имеете дело только с однозначными суммами, а не с такими суммами, как, скажем, 58+27 — и даже если концепция изначально незнакома, она быстро становится тривиальной.

Пример: набор клеток образует полный нонет с «выходом». Клетки имеют значения 8, 1 0 , 1 4 , 7, 1 4 .

  • Используя обычную арифметику, в сумме получается 53. Всего одна нонет равна 45, поэтому «внешняя сеть» должна содержать 8.
  • Проверяем это, поочередно используя арифметику часов для этих значений: 8+0=8; 8+4=2; 2+7=9; 9+4=3. Таким образом, общая сумма часов равна 3, а это означает, что фактическая сумма также заканчивается на 3 (что, как мы видели, так и есть). Любое нечетное количество домов (в данном случае 1 нонет) всегда имеет арифметическую сумму, оканчивающуюся на 5, поэтому единственное «внешнее число», которое мы могли бы добавить, чтобы изменить это число с 5 на 3, снова равно 8.

Арифметика часов имеет дополнительный бонус: когда последние цифры суммы двух клеток в сумме составляют 10 ( 1 3 и 2 7 например, ), пара не будет иметь никакого значения для общей суммы часов, и ее можно просто пропустить.

Арифметику часов следует использовать с осторожностью для домов с более чем одним «входящим» или «выходным», когда более одного набора значений могут привести к одному и тому же конечному числу, но все же могут быть полезны для быстрой арифметической проверки.

Последовательные числа в комбинациях

[ редактировать ]

Несмотря на то, что в некоторых клетках может быть доступно несколько комбинаций чисел, часто может быть одно или несколько чисел, которые совпадают во всех доступных решениях. Например: клетка из 4 ячеек, всего 13, имеет возможные комбинации (1, 2, 3, 7), (1, 2, 4, 6) или (1, 3, 4, 5). Несмотря на то, что изначально невозможно определить, какая комбинация чисел правильная, в каждом доступном решении есть 1. Тогда игрок точно знает, что одно из чисел в этой клетке равно 1 (независимо от того, какое решение является окончательным). Это может быть полезно, если, например, они уже определили, что другая ячейка в нонете, в которой находится клетка, имеет число 1 в качестве решения. Тогда они знают, что 1 может находиться только в ячейках, находящихся за пределами этого нонета. Если доступна только одна ячейка, это 1.

Первоначальный анализ выборочной проблемы

[ редактировать ]
Пример проблемы

Наименьшее количество возможных комбинаций

[ редактировать ]

Две ячейки в левом верхнем углу должны быть 1+2. Таким образом, в 3 ячейках справа, всего 15, не может быть ни 1, ни 2, поэтому они должны быть либо 3+4+8, 3+5+7 или 4+5+6.

Две вертикальные клетки в левом верхнем углу и правом верхнем нонете не могут иметь значение 2+2, поскольку это означало бы дублирование, поэтому они должны быть 1+3. 1 не может быть в верхней строке, поскольку это противоречит нашим первым двум ячейкам, поэтому верхняя ячейка этой пары равна 3, а нижняя ячейка 1. Это также означает, что клетка из 3 ячеек 15 слева не может содержать 3, как и 4. +5+6.

Аналогично, соседние 16 должны быть 9+7.

Четыре ячейки в верхней правой клетке (всего 15) могут включать только одну из 1, 3, 7 или 9 (если вообще есть) из-за присутствия 1, 3, 7 и 9 в верхнем правом нонете. Если присутствует любое из чисел 1, 3, 7 или 9, то это должен быть одинокий квадрат в нонете ниже. Следовательно, эти 4 ячейки — это одна из 1+2+4+8 или 2+3+4+6.

Две ячейки в середине левого края должны быть либо 1+5, либо 2+4; и так далее.

Пример правила 45

[ редактировать ]

Глядя на нонет слева посередине, мы видим, что есть три клетки, которые не переходят в другой нонет; в сумме они составляют 33, а это означает, что сумма оставшихся двух ячеек должна быть 12. Это не кажется особенно полезным, но учтите, что ячейка в правом нижнем углу нонета является частью 3-клетки из 6; поэтому она может содержать только 1, 2 или 3. Если бы она содержала 1 или 2, другая ячейка должна была бы содержать 11 или 10 соответственно; это невозможно. Следовательно, она должна содержать 3, а другая ячейка 9.

Дополняет

[ редактировать ]

В случае 6-, 7- или 8-клеточных клеток корреляция комбинаций с их 3-клеточными, 2-клеточными или 1-клеточными комплементами обычно упрощает ситуацию. Таблица для 6-клеточных клеток является дополнением к 3-клеточной таблице в сумме до 45 минус указанное значение; аналогично таблица из 7 ячеек дополняет таблицу из 2 ячеек . В 8-клеточной клетке, конечно, не хватает только одной цифры (45 минус сумма клетки).

Например, 7-клеточная клетка, насчитывающая 41 клетку, представляет собой 2-клеточную клетку, насчитывающую 4 клетки (поскольку 9–7 = 2 и 45–41 = 4). Поскольку клетка из 2 клеток с общим количеством 41 может содержать только 1 и 3, мы делаем вывод, что клетка из 7 ячеек с общим числом 41 не содержит ни 1, ни 3.

Итоговые таблицы по клеткам

[ редактировать ]

В следующих таблицах перечислены возможные комбинации различных сумм.

1 ячейка
 1: 1
 2: 2
 3: 3
 4: 4
 5: 5
 6: 6
 7: 7
 8: 8
 9: 9
2 ячейки
 3: 12
 4: 13
 5: 14 23
 6: 15 24
 7: 16 25 34
 8: 17 26 35
 9: 18 27 36 45
10: 19 28 37 46
11: 29 38 47 56
12: 39 48 57
13: 49 58 67
14: 59 68 
15: 69 78
16: 79
17: 89
3 ячейки
 6: 123
 7: 124
 8: 125 134
 9: 126 135 234
10: 127 136 145 235
11: 128 137 146 236 245
12: 129 138 147 156 237 246 345
13: 139 148 157 238 247 256 346
14: 149 158 167 239 248 257 347 356
15: 159 168 249 258 267 348 357 456
16: 169 178 259 268 349 358 367 457
17: 179 269 278 359 368 458 467
18: 189 279 369 378 459 468 567
19: 289 379 469 478 568
20: 389 479 569 578
21: 489 579 678
22: 589 679
23: 689
24: 789
4 ячейки
10: 1234
11: 1235
12: 1236 1245
13: 1237 1246 1345
14: 1238 1247 1256 1346 2345
15: 1239 1248 1257 1347 1356 2346
16: 1249 1258 1267 1348 1357 1456 2347 2356
17: 1259 1268 1349 1358 1367 1457 2348 2357 2456
18: 1269 1278 1359 1368 1458 1467 2349 2358 2367 2457 3456
19: 1279 1369 1378 1459 1468 1567 2359 2368 2458 2467 3457
20: 1289 1379 1469 1478 1568 2369 2378 2459 2468 2567 3458 3467
21: 1389 1479 1569 1578 2379 2469 2478 2568 3459 3468 3567
22: 1489 1579 1678 2389 2479 2569 2578 3469 3478 3568 4567
23: 1589 1679 2489 2579 2678 3479 3569 3578 4568
24: 1689 2589 2679 3489 3579 3678 4569 4578
25: 1789 2689 3589 3679 4579 4678
26: 2789 3689 4589 4679 5678
27: 3789 4689 5679
28: 4789 5689
29: 5789
30: 6789
5 ячеек
15: 12345
16: 12346
17: 12347 12356
18: 12348 12357 12456
19: 12349 12358 12367 12457 13456
20: 12359 12368 12458 12467 13457 23456
21: 12369 12378 12459 12468 12567 13458 13467 23457
22: 12379 12469 12478 12568 13459 13468 13567 23458 23467
23: 12389 12479 12569 12578 13469 13478 13568 14567 23459 23468 23567
24: 12489 12579 12678 13479 13569 13578 14568 23469 23478 23568 24567
25: 12589 12679 13489 13579 13678 14569 14578 23479 23569 23578 24568 34567
26: 12689 13589 13679 14579 14678 23489 23579 23678 24569 24578 34568
27: 12789 13689 14589 14679 15678 23589 23679 24579 24678 34569 34578
28: 13789 14689 15679 23689 24589 24679 25678 34579 34678
29: 14789 15689 23789 24689 25679 34589 34679 35678
30: 15789 24789 25689 34689 35679 45678
31: 16789 25789 34789 35689 45679
32: 26789 35789 45689
33: 36789 45789
34: 46789
35: 56789
6 ячеек
21: 123456
22: 123457
23: 123458 123467
24: 123459 123468 123567
25: 123469 123478 123568 124567
26: 123479 123569 123578 124568 134567
27: 123489 123579 123678 124569 124578 134568 234567
28: 123589 123679 124579 124678 134569 134578 234568
29: 123689 124589 124679 125678 134579 134678 234569 234578
30: 123789 124689 125679 134589 134679 135678 234579 234678
31: 124789 125689 134689 135679 145678 234589 234679 235678
32: 125789 134789 135689 145679 234689 235679 245678
33: 126789 135789 145689 234789 235689 245679 345678
34: 136789 145789 235789 245689 345679
35: 146789 236789 245789 345689
36: 156789 246789 345789
37: 256789 346789
38: 356789
39: 456789
7 ячеек
28: 1234567
29: 1234568
30: 1234569 1234578
31: 1234579 1234678
32: 1234589 1234679 1235678
33: 1234689 1235679 1245678
34: 1234789 1235689 1245679 1345678
35: 1235789 1245689 1345679 2345678
36: 1236789 1245789 1345689 2345679
37: 1246789 1345789 2345689
38: 1256789 1346789 2345789
39: 1356789 2346789
40: 1456789 2356789
41: 2456789
42: 3456789
8 ячеек
36: 12345678
37: 12345679
38: 12345689
39: 12345789
40: 12346789
41: 12356789
42: 12456789
43: 13456789
44: 23456789
9 ячеек
45: 123456789

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5950e0f9c66436f8ff6fd5559a6b7251__1721831640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/51/5950e0f9c66436f8ff6fd5559a6b7251.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Killer sudoku - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)