Диспозиционист
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2008 г. ) |
« Диспозиционист » — это термин в социальной психологии, используемый для описания тех, кто считает, что действия людей обусловлены каким-то внутренним фактором, таким как убеждения, ценности, личностные качества или способности, а не ситуацией, в которой они оказались.
Диспозиционист – это человек, который верит в непрофессиональный диспозиционизм, тенденцию использовать черты личности или другие предрасположенности (например, интеллект) для объяснения и прогнозирования социальных действий или результатов (Ross & Nisbett, 1991).
Например, диспозиционист может объяснить банкротство как результат личной лени и/или неосмотрительности, причиненный в основном самому себе. Ситуационисты , напротив, считают, что банкротство часто вызвано более сложными внешними силами, такими как развод или медицинские и другие расходы, связанные с непредвиденной болезнью. [1]
Мирянский диспозиционизм оценивался в связи с неявными теориями личности. [2]
Противоположностью диспозиционизма является « ситуационизм ».
Диспозиционизм, нормативный захват и глубокий захват
[ редактировать ]Диспозиционизм как концепция также использовался в политической науке ( регулятивная экономика ), праве и экономике ( регулятивная экономика ).
Сначала небольшой пример, иллюстрирующий фундаментальную ошибку атрибуции, часто называемую предвзятостью актера и наблюдателя. Если бы Алиса увидела, как Боб споткнулся о камень и упал, Алиса могла бы счесть Боба неуклюжим или неосторожным ( диспозиционным ). Если бы Алиса сама споткнулась о тот же камень, она, скорее всего, обвинила бы расположение камня ( ситуативно ). Именно этот разный взгляд на одно и то же, по сути, делает возможным захват со стороны регулирующих органов и глубокий захват, обсуждаемый ниже.
Идея захвата регулирования имеет очевидную экономическую основу, заключающуюся в том, что корыстные интересы в отрасли имеют наибольшую финансовую заинтересованность в регулирующей деятельности и с большей вероятностью будут мотивированы влиять на регулирующий орган, чем рассредоточенные отдельные потребители. [3] у каждого из них мало особых стимулов пытаться влиять на регулирующих органов. Когда регулирующие органы формируют экспертные органы для изучения политики, в них неизменно участвуют нынешние или бывшие члены отрасли или, по крайней мере, люди, имеющие контакты в отрасли.
Некоторые экономисты, такие как Джон Хэнсон и его соавторы, утверждают, что это явление выходит за рамки только политических агентств и организаций. У бизнеса есть стимул контролировать все, что имеет над ним власть, включая учреждения средств массовой информации, научные круги и массовую культуру, поэтому они также попытаются захватить их. Это явление называется глубоким захватом . [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нортон, Хелен. «Ситуационизм против диспозиционизма» . статья .
- ^ Чиу, Чи-юэ (1997). «Светский диспозиционизм и неявные теории личности» (PDF) . Статья . 73 (1): 19–30. дои : 10.1037/0022-3514.73.1.19 . ПМИД 9216077 .
- ^ Тимоти Б. Ли, «Запутывая сеть», The New York Times (3 августа 2006 г.). Проверено 1 апреля 2011 г.
- ^ Джон Д. Хэнсон и Дэвид Г. Йосифон, «Ситуация: введение в ситуационный характер, критический реализм, энергетическую экономику и глубокий захват » в сети исследований социальных наук . Обзор права Пенсильванского университета, Vol. 152, с. 129 (2003–2004 гг.); Исследовательский доклад по юридическим исследованиям Университета Санта-Клары № 06-17; Рабочий документ Гарвардского университета по публичному праву № 08-32. Проверено 12 апреля 2011 г.
Росс Л. и Нисбетт Р.Э. (1991). Человек и ситуация: перспективы социальной психологии. Нью-Йорк: Макгроу Хилл.