Jump to content

Элан SCX

200
изобретатель Юрий Франко и Павел Шкофич
Зарождение 1993/4
Производитель Объявление

SCX представленные , что означает «SideCut eXtreme» (или «eXperiment»), — горные лыжи, компанией Elan зимой 1993/4 года. Лыжи до SCX почти всегда имели форму, слегка изогнутую внутрь по бокам, обычно на 7 миллиметров (0,28 дюйма) по сравнению с прямой линией, идущей от носка к хвосту. SCX был разработан с « боковым вырезом » более 22 миллиметров (0,87 дюйма), что позволило создать лыжи с осиной талией, непохожие ни на что на рынке.

SCX значительно улучшил характеристики поворота и значительно облегчил выполнение эффективного поворота . Это привело к более высоким скоростям в гигантском слаломе , и с тех пор, как они были представлены, лыжи начали выигрывать гонку за гонкой. Это также облегчило катание на лыжах в целом и произвело революцию в лыжных школах, особенно в США, где этот дизайн впервые прижился. К 1996 году каждая крупная лыжная компания стремилась представить аналогичные модели, а традиционные конструкции продавались за гроши за доллар.

SCX — первые успешные «фасонные» или «параболические» лыжи, которые считаются одним из самых важных достижений в истории этого вида спорта. [1] [2] [3]

Ранние конструкции лыж

[ редактировать ]

Первые настоящие горные лыжи, изготовленные в Телемарке , Норвегия, компанией Sondre Norheim . [4] изготавливались вручную из цельных кусков твердой древесины и имели относительно скромный боковой вырез примерно от 4 до 5 мм. [5] Развитие горных лыж после этого плодотворного внедрения продолжилось серией поэтапных улучшений; ламинат, металлические кромки, металлические ламинаты (см. статью о главном стандарте ) и, наконец, конструкция торсионной коробки из стекловолокна были внедрены в течение 100 лет. При этом на рассмотрение формы лыж было потрачено мало инженерных усилий, поскольку другие проблемы, такие как жесткость на кручение и «вибрация», были проблемами, которые необходимо было решить. Лыжи 1970-х годов по форме во многом были идентичны лыжам 1800-х годов. [5]

Экспериментировали с лыжами с более узким профилем талии, но они так и не получили широкого распространения. В 1939 году Дик Дюрранс заказал на фабрике Тора Гросволда в Денвере кастомные лыжи с боковым вырезом 7 мм, и это стало новым стандартом для слаломных лыж. [5] Зимой 1948/49 года Джерри Хайатт и сын Тора Джерри решили поэкспериментировать с еще большими боковыми вырезами. Взяв пару стандартных лыж Rocket из гикори, они вырезали древесину до тех пор, пока не получился боковой вырез длиной 15 миллиметров (0,59 дюйма). Когда они опробовали их, они обнаружили, что они довольно легко поворачивают в серии закругленных поворотов. По иронии судьбы, это считалось дурным тоном в эпоху форштевня Кристи , где хорошим тоном была серия резких J-образных поворотов. Эти двое отказались от проекта, полагая, что в конечном итоге они превратились в дрова. [6]

В любом случае деревянные лыжи той эпохи не обладали большой жесткостью на кручение; При перекатывании ботинок лыжника кончики и хвосты лыж будут иметь тенденцию закручиваться в противоположном направлении, чтобы более ровно лежать на снегу, что снижает улучшение характеристик бокового выреза. Эксперимент Хиатта и Гросволда потребовал такого глубокого бокового выреза, что поясница имела небольшую вертикальную жесткость, что является еще одной проблемой конструкции. [6]

Сноуборды прибывают

[ редактировать ]

Радикальных изменений в дизайне не произошло до тех пор, пока в середине 1970-х годов не появились первые современные сноуборды . Поскольку ранее не было проектов, определяющих форму, дизайнерам сноубордов приходилось экспериментировать, чтобы найти правильную компоновку. Burton Backhill 1975 года имел боковой вырез 17 миллиметров (0,67 дюйма), что давало доске очень короткий радиус поворота. [7] Backhill были чрезвычайно низкотехнологичными по сравнению с современными лыжами и состояли в основном из листа фанеры . современных лыж Конструкция торсионной коробки значительно улучшила торсионную жесткость и позволила бы добиться еще большего бокового выреза. Но несмотря на то, что сноуборд продемонстрировал, что современные лыжи могут иметь гораздо более широкие боковые вырезы и что такой боковой вырез приводит к превосходным характеристикам поворотов, из этого развития мало что вышло. Рынок сноубордов игнорировался крупными лыжными компаниями в 1970-х и 80-х годах. [8]

В этот период действительно появились эксперименты с немного большим боковым вырезом на лыжах, в том числе Head Yahoo и особенно Atomic Powder Plus. [7] Дальнейшее развитие последовало в связи с изменениями в соревновательном гигантском слаломе , поскольку ворота были раздвинуты дальше друг от друга, что привело к гораздо большему количеству поворотов. K2 ответил выпуском GS Race с боковым вырезом 10 миллиметров (0,39 дюйма), за которым последовало несколько подобных конструкций. Несмотря на сообщения о том, что эти лыжи легче поворачивать, они считались специальными изделиями, и их конструкция предлагалась только для рынков гонок и спортивных соревнований. [7]

Один особенно примечательный эксперимент был проведен в Олине . В 1984 году один из руководителей Olin спросил дизайнера лыж Фрэнка Митто, можно ли создать лыжи для начинающих, на которых было бы легче научиться кататься на лыжах. Митто и один из дизайнеров Эд Пилпель решили поэкспериментировать с радикальным боковым вырезом, чтобы улучшить повороты. Они разработали лыжи с боковым вырезом 31 миллиметр (1,2 дюйма), но у них были носки шириной 128 миллиметров (5,0 дюйма), и они не помещались в их прессы. Они решили эту проблему, разрезав лыжу пополам в продольном направлении, оставив изгиб только на внутренней кромке, которая обеспечивает поворот. Лыжи были настолько узкими под ногами, что пришлось добавлять дополнительные платформы для крепления креплений. Результатом стала фактически половина последующих параболических проектов. Компания произвела 150 пар для демонстрации на выставке SIA в 1986 году, но никто не купил странный асимметричный дизайн «Альберт». [9]

Франко и Шкофич

[ редактировать ]

Юрий Франко [а] окончил Люблянский университет в 1983 году по специальности инженер, а в 1985 году [ нужны разъяснения ] и занял должность в Elan в 1987 году. [6] В 1988 году Франко подхватил идею экспериментировать с более глубокими боковыми вырезами и начал проект Sidecut Extreme, чтобы проверить ее. К нему присоединился Павел Шкофич, который рассчитал стрессовую нагрузку на лыжах с осиной талией. Предыдущие конструкции лыж имели настолько небольшой боковой вырез, что их можно было рассчитывать, исходя из постоянной ширины. [10]

Их первый прототип имел длину 193 сантиметра (76 дюймов) и был утерян. Длина второго составляла 203 сантиметра (80 дюймов), что было типичной длиной для мужских лыж того времени, и на нем до сих пор можно кататься. К 1991 году эти эксперименты ясно предложили новую конструкцию, ширина которой составляла 110 миллиметров (4,3 дюйма) на кончике, 63 миллиметра (2,5 дюйма) в талии и 105 миллиметров (4,1 дюйма) в хвосте. В результате боковой вырез составил 22,25 миллиметра (0,876 дюйма), что в три раза больше, чем у обычных гоночных лыж (7 мм), и более чем вдвое больше, чем у даже самых радикальных используемых конструкций. [6]

Лыжи были настолько склонны к повороту, что гонщикам не приходилось так сильно наклонять ноги, чтобы выполнить тот же поворот, что позволяло им стоять более вертикально с меньшим сгибанием коленей и, таким образом, прилагать гораздо больше усилий к кантам. Новый дизайн сразу же стал хитом на местном гоночном рынке; В своем первом выступлении на лыжах команда «Элан» заняла восемь лучших мест из десяти. [6]

SCX появляется

[ редактировать ]

В 1991 году Элан использовал свои исследовательские примеры для производства новых коммерческих лыж SCX. [11] Компания продавала его по всей Европе, но ей было трудно проникнуть на рынок, на котором доминировали крупные игроки Salomon и Rossignol .

Весной 1993 года несколько предсерийных лыж SCX были отправлены инструкторам в США для практических экспериментов. Они неизменно сообщали о впечатляющих результатах: лыжники среднего уровня могли легко выполнять карвинговые повороты даже в плохих условиях, которые эксперты обычно сочли бы трудными. Поняв, что у них есть выигрышный дизайн, команда Elan начала разработку серии, предназначенной для рынка тренировок, включая модель длиной 163 см для инструкторов и версию длиной 143 см для студентов и юных гонщиков. Они были намного короче, чем большинство лыж того времени, что еще больше отличало их от других лыж, представленных на рынке. Их демонстрировали по всей Европе и США в декабре 1993 года. [6]

Изменение длины было не случайным. Поскольку большая часть массы распределялась на концах лыж, инерция вращения была значительно выше, и лыжи было трудно вращать под ногой. [6] Кроме того, как обнаружили Гросволд и Хайатт полвека назад, при таком большом усилии, приложенном к концам лыж, они должны были быть намного прочнее в области талии. [9] Решением было просто сделать лыжи значительно короче. [6] уменьшение плеча момента и противодействие этим эффектам. Лыжи быстро стали короче; Типичная длина мужских лыж до параболических лыж составляла от 190 до 210 см, а после - обычно от 160 до 170 см. [11]

Другие компании знали о SCX, а некоторые уже работали над собственными радикальными конструкциями боковых вырезов. В частности, Atomic разрабатывала аналогичную концепцию, известную как S-Ski, и демонстрировала ее на выставках в США зимой 1993 года. [6] Однако на рынке уже происходили серьезные изменения в методе конструкции «кепочных лыж», инициированные Salomon S9000 в 1990 году. еще одно радикальное изменение в то же время. Это была не единственная проблема; идеальный дизайн имел носочки и хвосты, которые не помещались в обычные прессы, а прессы, которые были достаточно широкими, были заняты производством сноубордов. Эту концепцию не только проигнорировали, но и активно отвергли как причуду или уловку. [9] [1]

Elan, однако, представила собственные лыжи вскоре после S9000. Они построили SCX на основе этих принципов, объединив тем самым все новейшие функции в одной лыже. В результате Элан лидировал, представив новую форму. Описывая повороты, производимые SCX, Франко использовал термин «параболический». Этот термин сразу же прижился и стал настолько популярным, что вскоре все подобные лыжи стали называть «параболическими». [9] Каждое упоминание этого термина возвращало нас к SCX, обеспечивая прекрасную известность компании. Когда зимой 1993 года они поступили в продажу, в отраслевой прессе они были названы «лыжами года». [1]

Параболическая революция

[ редактировать ]

К 1994 году ряд небольших компаний представили собственные параболические лыжи, в том числе Atomic S-Ski и аналогичные Kneissl Ergo (которые были разработаны на основе более ранних моделей Олина). Фишер присоединился к битве с 15-миллиметровым боковым вырезом Ice, а от Head была аналогичная модель Cyber ​​24. [12] [13] Крупные конгломераты Salomon, Rossignol и K2 продолжали его игнорировать. [14]

K2 был первым среди крупных производителей, последовавшим примеру Элана. В 1994 году они разработали прототип с наконечником диаметром 98 мм, который подходил для их прессов диаметром 100 мм. На основе этой конструкции они планировали выпустить серию лыж — Four, Three и Two. Модель Four была гоночной лыжой и, как это обычно бывает в отрасли, была выпущена первой. Когда Боде Миллер начал выигрывать гонки на четверке К2 на юниорском чемпионате 1996 года, другие крупные компании обратили на это внимание. Однако европейские компании продолжали рассматривать это как диковинку, американскую причуду. [3] Но когда гонщики начали покупать их вместо любых других моделей, эти компании начали лихорадочные усилия по созданию аналогичных моделей. В 1996 году Salomon представила Axendo и Rossignol the Cut, свои первые фигурные модели. [13]

В сезоне 1995/6 на новые модели пришлось лишь 3% от общего объема продаж. К следующему году, с привлечением всех основных игроков, на их долю приходилось 50%. [11] К 1997 году у каждого производителя было множество лыж с разными боковыми вырезами, а старые модели насмешливо называли «тонкими лыжами». Эти старые модели заполонили прилавки со скидками, а топовые модели прошлого года теперь можно было купить за 29,95 долларов. [13] Стало ясно, что лыжи всегда должны были иметь такую ​​форму, и один дизайнер позже заметил: «Оказалось, что все, что, как мы думали, мы знали в течение сорока лет, было неверным». [9]

К сезону 1997/98 года все лыжные компании производили только параболические модели. Несмотря на распродажу старых моделей, к 1999 году на долю параболических лыж приходилось 70% всех продаж лыж. [1] Со временем они стали известны как карвинговые лыжи, лыжи с супербоковыми вырезами, лыжи с песочными часами и, наконец, лыжи с фигурной формой. [11] Современные конструкции, как правило, имеют менее радикальный боковой вырез, чем SCX, а длина несколько увеличилась, но SCX оказал революционное влияние на дизайн. [1] [2] [3]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Юрия Франко иногда путают с лыжником Юре Франко , который посещал ту же начальную школу в 1970-х годах и занял второе место в гигантском слаломе на Олимпийских играх в Сараево . [10]

Библиография

[ редактировать ]
  • Масия, Сет (сентябрь 2005 г.). «Эволюция формы современных лыж» . Журнал лыжного наследия : 33–37.
  • Масия, Сет (март 2004 г.). «Веха и обходные пути в дизайне лыж» . Журнал лыжного наследия : 18–22, 36.
  • Франко, Юрий (июнь 2007 г.). «Правильная лыжа, неправильный Юре» . Журнал лыжного наследия : 47.
  • «Еще раз с Эланом» . Экономист . 9 декабря 1999 г.
  • Олсон, Мартин (30 августа 2011 г.). «Оборудование, которое изменило ситуацию» . Лыжная Канада . Архивировано из оригинала 1 января 2012 года . Проверено 5 февраля 2012 г.
  • Тейлор, Рич (декабрь 1996 г.). «Фигурные лыжи» . Популярная механика . стр. 60–62.
  • Хоген, Джексон (лето 1996 г.). «Революция реальна» . Снежная страна . стр. 56–61.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Патент США № 4700967 представляет собой оригинальный асимметричный дизайн Фрэнка Митто 1986 года.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5a105bdfeeb19c6b32875f131ed66a04__1717941600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/04/5a105bdfeeb19c6b32875f131ed66a04.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elan SCX - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)