Мистер Гуд
Мистер Гуд | |
---|---|
Рожденный | около 1810 г. |
Умер | около 1850 г. |
Род занятий | Исследователь и гид |
Бвана Кхери (родившийся в 1810-х годах) был караванным торговцем на суахили, жившим на дальние расстояния и жившим в современной Момбасе . Он известен тем, что руководил внутренними районами современной северной Танзании после того, как в конце 1848 года он руководил немецким миссионером Йоханнесом Ребманном из Миссионерского общества англиканской церкви (CMS). [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Кери был близким другом губернатора Момбасы из клана Бусаиди Мазури , который рекомендовал его Ребманну. Кери собирался отправиться в одно из своих регулярных путешествий на гору Килиманджаро со своим собственным торговым караваном, когда Ребманн решил поехать с ним. К этому моменту Кери уже много путешествовала. Его опыт охватывал большую часть Восточной Африки , от внутреннего побережья до западной границы озера Танганьика . Дальнейшее расследование подтвердило точность его выводов, например, его утверждения о том, что великие озера представляют собой разные водоемы, а не один водоем. [ 2 ]
Единственный другой сопоставимый персонаж - это суахили Сади, хотя ему не хватало выдающихся качеств и надежности Кери. Кери был единственным гидом европейских путешественников на Килиманджаро в XIX веке, сыгравшим столь значительную роль в истории Чагга . К тому времени, когда Ребманн нанял его в 1848 году, Кери был уже авторитетной фигурой; мы не знаем, сколько предыдущих поездок он совершил на Килиманджаро, но мы знаем, что он был там во время правления Манги Ренгуа из Мачаме, который скончался в 1848 году, и ему наследовал его сын Мамкинга. [ 3 ]
В 1848–1849 годах Ребманн трижды ездил на Килиманджаро, первый раз посетив Килему, а второй и третий раз посетив Килему и Мачаме . Ребмаан пересек пустыню из Момбасы, остановился на середине пути в Таите , а затем пошел прямо к горе, огибая Тавету, потому что Бвана Кери был в разладе с царем Таветы .
Первая экспедиция на Килиманджаро с Ребманном
[ редактировать ]В апреле 1848 года, прежде чем отправиться в свое первое путешествие, губернатор Момбасы предупредил Ребмана, что он «не должен подниматься на гору Килимаджаро, потому что она полна джиннов (злых духов). взошедшие на гору были убиты духами, их ноги и руки были напряжены, их порох висел в огне, и всякие бедствия постигли их». [ 4 ]
Когда Ребманн впервые увидел вершину 11 мая издалека, Бвана Кери, которая была с ним в качестве проводника и опекуна, описала белый материал только как «береди», или «холодный». Поэтому Ребман должен был узнать историю о «Рунгуа, царе Мачаме , отце Мамкинги, однажды пославшем большую экспедицию для исследования природы снега» от Кери и, возможно, от других информаторов гораздо позже в путешествии, возможно, только после того, как он прибыл в Килему. Выжил единственный член группы, которого видела Бвана Кхери, с обмороженными руками и согнутыми внутрь от холода ногами. Остальные были напуганы и опустошены холодом, поскольку считали, что в последствиях холода виноваты демонические духи. [ 5 ]
Вторая экспедиция на Килиманджаро с Ребманном
[ редактировать ]Позже в том же году, во время своего второго путешествия, Ребманн остановился в Мачаме и обнаружил, что чагга знали, что нагретый огнем снег Кибо превращается в воду, что они понимали его природу и свойства и что из него берут начало реки. Он также показал сухайли, что белое покрытие не может быть сделано из серебра , потому что оно меняет цвет в зависимости от времени года, и Бвана Кхери был убежден, ответив, что чагга не будет покупать свинцовые нарукавники у караванов по этой причине. Суахили, а не чагга, были первыми, кто создал узкую историю и суеверный страх перед горой, который они затем распространили по всему побережью. [ 6 ]
Где-то в 1850-х годах Бвана Кхери был убит, возвращаясь на побережье из одного из своих караванных путешествий на Килиманджаро. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пауэлс, Рэндалл Л. (1987). «Рецензируемая работа: : арабы против европейцев: дипломатия и война в восточно-центральной Африке девятнадцатого века Норман Роберт Беннетт » . Канадский журнал африканских исследований . 21 (2): 270–271. дои : 10.2307/484381 . JSTOR 484381 .
- ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Mouton and Co. 35. ISBN 0-520-06698-7 .
- ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Mouton and Co. 35. ISBN 0-520-06698-7 .
- ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 41. ИСБН 0-520-06698-7 .
- ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Мутон и Ко. п. 41. ИСБН 0-520-06698-7 .
- ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Mouton and Co. 35. ISBN 0-520-06698-7 .
- ^ Шталь, Кэтлин (1964). История народа чагга на Килиманджаро . Лондон: Mouton and Co. 35. ISBN 0-520-06698-7 .
Для этой статьи необходимы дополнительные или более конкретные категории . ( апрель 2023 г. ) |