Игорь Иванов (педагог)
![]() | статьи первый раздел Возможно, придется переписать . ( Май 2018 г. ) |
Igor Petrovich Ivanov | |
---|---|
Рожденный | Батуми , Грузинская ССР, СССР. | 5 ноября 1923 г.
Умер | 9 августа 1992 г. Санкт-Петербург , Россия | ( 68 лет
Гражданство | СССР |
Альма-матер | Ленинградский государственный университет |
Известный | Коммунарское движение в Советской России, коллективная творческая педагогика. |
Научная карьера | |
Учреждения | Герцена педагогический государственный университет |
Игорь Петрович Иванов ( русский : Игорь Паторовичванов ) (5 ноября 1923 - 9 августа 1992) был советским педагогом, инициатором и основателем «социально-педагогического молодежного движения», известного в России как движение коммунаров. [ 1 ] Он был академиком Советской педагогической академии, профессором Педагогического государственного университета имени Герцена , автором нескольких книг, лауреатом Макаренко премии имени раннего советского просветителя Антона Макаренко . Российские учёные считают Иванова создателем «методики коммунара». [ 2 ] или, как ее называл сам автор, методика «Коллективного творческого дела» (в русской педагогической литературе обычно именуется «Методология коллективных творческих дел» (КТД) ), основоположник «педагогики партнерства», которую еще называют «коллективной творческой педагогикой». и «педагогика социального творчества». Научные труды Иванова продолжили развитие творческой педагогики .
Игорь Иванов заложил основу коммунарского движения в середине 1950-х годов в Ленинграде, собрав молодых учителей и инструкторов из нескольких школ в творческий коллектив под названием «Союз энтузиастов » . В этом Союзе в 1956-1958 годах Иванов развил и начал реализовывать свои идеи о вовлечении подростков в прообраз молодежной общественной организации, не навязывающей своим участникам строгих догматических правил. Это контрастировало с практикой коммунистов того времени, когда большая часть общественной деятельности в советских школах после Второй мировой войны находилась под эгидой прокоммунистической пионерской организации . Однако смерть Сталина в 1953 году и приход к власти Никиты Хрущева в 1955 году привели к определенной либерализации советского общества. И действия Иванова были строго в контексте этих изменений.
В 1959 году Союз энтузиастов под руководством Игоря Иванова и его близких соратников, в том числе Людмилы Борисовой и Фаины Шапиро, создал организацию гимназистов — Коммуну Фрунзенских гимназистов ( Коммуна Юныч Фрунзенцов ), названную так в честь Фрунзе — Российской гражданской герой войны, имя которого носили и участок в Ленинграде, где располагалась Коммуна. В основе этой Коммуны лежал активный, творческий, организационно-педагогический механизм, разработанный Ивановым. Организация имела добровольное членство и продвигала, но ненавязчиво и скрыто, авторскую методологию «Коллективные творческие дела». Основная идея заключалась в том, чтобы участники (коммунары), как дети, так и взрослые инструкторы, могли сами выбирать действия, участвовать в совместной и творческой деятельности, совершать поступки, выражающие искреннюю заботу об окружающем мире и развитии каждого. , рыцарское служение добру, творческий энтузиазм, демократизм, партнерство, веселое настроение и дух свободы. В 1962 году идеи, реализованные в коммуне Фрунзе, были посеяны в «Орлёнок» — один из крупнейших пионерских лагерей, и участники «Орлёнка» того года распространяли идеи о коллективном творческом деле во многих регионах страны, создавая многочисленные школьные и вузовские педагогические клубы и коммуны. За год популярность стала настолько огромной, что летом 1963 года кульминацией движения коммунаров стал первый всесоветский съезд молодых коммунаров в Орленке. Частично популярность движения коммунаров объяснялась первоначальной поддержкой со стороны «Комсомольской правды» , официальной газеты Коммунистического союза молодежи , особенно со стороны Симона Соловейчика , который работал в 1960-е годы в газете и которому было поручено отображать движение коммунаров. Поскольку политический климат изменился, когда Никиту Хрущева сменил Леонид Брежнев в 1964 году, движение коммунаров как отдельное направление не могло поддерживаться комсомольцем больше . В 1965-1966 годах многие коммуны были интегрированы в пионерские и комсомольские местные организации и не могли действовать независимо от указаний властей. Коммунистическая партия . Хотя мнения российских педагогов о создании клубов коммунаров в тогдашней советской системе образования разнятся в широких пределах, большинство ученых сходятся во мнении о положительном влиянии идей, лежащих в основе движения, на развитие свободомыслия, творчества и социальной адаптивности у советских подростков. .
Методика «Коллективного творчества» Иванова была не только основой молодежного коммунарского движения. Иванов развил свои идеи в «педагогику кооперативного ухода», которую он описал в нескольких обширных публикациях. [ 3 ] В 1960—1970 годах большую часть практической работы Иванов выполнял совместно с собственной группой студентов «Коммуны Макаренко» — объединения студентов колледжа Герценовского университета . Одна из известных книг Иванова - "Энциклопедия коллективного творческого дела". [ 4 ] по-прежнему популярна среди педагогических сообществ России. Он предоставил сотням школьных учителей примеры того, как проводить обучение посредством творческой деятельности, такой как ролевые игры, научно-фантастические проекты, турниры-викторины, эстафеты, переписка с друзьями по переписке и многие другие виды деятельности, которые включали элементы сотрудничества и интерактивности для участников.
В 1998 году в Санкт-Петербурге вышла книга его жены Любови Ивановой «Будущее в настоящем – жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова». [ 5 ] вышла в свет, приуроченная к Всероссийскому съезду последователей Игоря Иванова «Образование и школа на рубеже XXI века».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сидоркин, А.М. (1995). «Движение коммунаров в России: взгляд участника» (PDF) . Образование Восток-Запад . 16 (2): 148–159 . Проверено 16 ноября 2010 г.
- ^ Gorkin, A. P., ed. (1993). Rossiyskaya Pedagogicheskaya Entsiklopediya [ Russian Encyclopedia of Pedagogy ] (in Russian). Bolshaya Rossiyskaya entsiklopediya. pp. 457–458.
- ^ «Библиографический список Иванова» . Проверено 16 ноября 2010 г.
- ^ Ivanov, I. P. (1989). Entsiklopediya Kollektivnich Tvorcheskich Del [ Encyclopedia of Collective Creative Deeds ] (in Russian). Pedagogika. ISBN 5-7155-0280-2 . Проверено 16 ноября 2010 г.
- ^ «Будущее в настоящем: жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова» . Архивировано из оригинала 7 октября 2011 года . Проверено 16 ноября 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- На сайте «Коммунарство» представлены некоторые исторические перспективы движения коммунаров, а также некоторая информация о методологии коллективных творческих дел и ее практике в сегодняшней России. - (на русском языке)
- Переиздание Энциклопедии коллективного творчества бывшей соратницы Иванова Людмилы Борисовой. - (на русском языке)