Jump to content

Anton Makarenko

Anton Semyonovich Makarenko
Рожденный Антон Семёнович Макаренко
( 1888-03-13 ) 13 марта 1888 г.
Belopolye , Sumsky Uyezd , Kharkov Governorate , Russian Empire
(now Sumy Oblast , Ukraine )
Умер 1 апреля 1939 г. ( 1939-04-01 ) (51 год)
Голицыно , РСФСР , СССР.
Занятие Педагог , писатель
Язык Русский [ 1 ] [ 2 ]
Гражданство советский
Предмет Теория образования , Педагогика , Коррекционное образование

Anton Semyonovich Makarenko ( Russian : Анто́н Семёнович Мака́ренко , Ukrainian : Антон Семенович Макаренко, romanized : Anton Semenovych Makarenko ; 13 March [ O.S. 1 March] 1888 – 1 April 1939), was a Soviet educator, social worker and writer. He became the most influential educational theorist in the Soviet Union; [ 3 ] наряду с продвижением принципов теории и практики образования. Как один из основоположников советской педагогики , он разработал теорию и методику воспитания в самоуправляемых детских коллективах понятие производительного труда , ввёл в систему образования . Книги Макаренко издавались во многих странах. [ 4 ] [ не удалось пройти проверку ]

После революции 1917 года он основал хозрасчетные приюты для беспризорных детей , в том числе несовершеннолетних правонарушителей , осиротевших в результате в России Гражданской войны 1917–1923 годов . К таким заведениям относилась колония имени Горького , а затем трудовая коммуна Дзержинского (где фотоаппарат ФЭД производился ) в Харькове . Макаренко написал несколько книг, из которых «Педагогическая поэма» (Педагогическая поэма; опубликованная на английском языке как «Дорога к жизни »), художественный рассказ о колонии Горького. особой популярностью в Советском Союзе стала [ 5 ] советский фильм 1955 года с английским названием « Дорога к жизни» . По этой книге был снят [ 3 ] Макаренко умер при невыясненных обстоятельствах в 1939 году. [ 5 ]

В 1988 году ЮНЕСКО включила Макаренко в число четырех педагогов (наряду с Джоном Дьюи , Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори ), которые определили мировое педагогическое мышление 20-го века. [ 6 ]

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Антон Семионович Макаренко был борн в Белополье , Сумской Уезд , Харьковский губернатор , российский эмпиров Макаренко), который работал на религии депо как пантер, и Татьяна Михаева , Семион Григорьевич Макаренко (Семен Хрыхоровых ughter of a soldier от Mykolaiv . [ 7 ]

В сентябре 1905 года, окончив четырехлетнее училище в Кременчуге , Макаренко прошел годичные учительские курсы и в семнадцать лет начал преподавать в железнодорожном училище на станции Долинская под Херсоном , где работал с сентября 1911 года по октябрь. 1914. В августе 1912 года Макаренко поступил в Учительский институт в Полтаве и в июле 1917 года окончил его с золотой медалью. Окончив институт, Макаренко стал преподавателем Полтавской высшей начальной школы, где проработал до конца 1917 года. В декабре 1917 года он переехал в Крюков.

В августе 1914 года он поступил в Полтавское училище, но был вынужден прервать обучение и в сентябре 1916 года вступил в Советскую Армию, из которой был демобилизован в марте 1917 года по причине плохого зрения. [ 8 ] В том же году он окончил колледж с отличием. [ 7 ]

Макаренко продолжил работу учителем в Полтаве, а затем в Крюкове, где в 1919 году стал директором местного училища. [ 7 ]

Горьковская колония

[ редактировать ]

В 1920 году его пригласили возглавить Полтавскую колонию для несовершеннолетних. Через год она стала колонией Горького и вскоре привлекла внимание самого Максима Горького . В 1923 году Макаренко опубликовал две статьи о Горьковской колонии (в газете «Голос труда» и журнале «Новые стежки» ), а через два года выступил с публичным докладом на Всеукраинской конференции воспитателей приютов. [ 8 ] К лету 1925 года в колонии насчитывалось 140 воспитанников – 130 мальчиков и 10 девочек. В этом же году решается вопрос о создании комсомольской организации.

Макаренко в конце 1920-х годов.

Дзержинская пахотная коммуна.

[ редактировать ]

В 1927 году Макаренко был назначен начальником Дзержинской трудовой коммуны — приюта для беспризорных детей под Харьковом, куда, как известно, отправляли на реабилитацию самых неисправимых воров и мошенников. Макаренко сумел завоевать их уважение, соединив в своем методе настойчивость и уважение, школьное образование и производительный труд. [ 9 ]

Однако в 1928 году началась волна критики в адрес Макаренко. В марте 1928 года его отчет в Украинском пединституте о работе в колонии имени Горького был встречен враждебно. В сентябре того же года его уволили из колонии имени Горького, и ему пришлось сосредоточиться на работе в Харькове. [ 7 ]

3 сентября 1928 года Макаренко был освобожден от должности начальника горьковской колонии. 1929–1936 годы в основном связаны с работой Антона Семеновича в коммуне имени Дзержинского. В основе коллектива коммунаров находились 60 воспитателей колоний, присланных в коммуну в 1927 году. 15 января 1928 года в коммуне была создана комсомольская организация. 1 июля 1930 года коммуна стала полностью самостоятельной.

Методы Макаренко высоко оценил Максим Горький, который считал, что его «поразительно успешный педагогический эксперимент [имеет] мировое значение». [ 10 ] Переписка между ними началась в июле 1925 года и продолжалась до смерти Горького. В 1928 году знаменитый писатель посетил обе колонии и оставил большое впечатление; В следующем году в эссе «Над Союзом Советов» он назвал Макаренко «педагогом нового типа». [ 8 ]

Книжные издания

[ редактировать ]

Вдохновленный Горьким, которым он восхищался, Макаренко написал «Педагогическую поэму» (более известную на Западе под английским названием « Дорога в жизнь »), основанную на реальных историях своих воспитанников в приюте для беспризорных детей, который он основал в 1925 году. опубликовано в 1933–1935 гг. Еще раньше, в 1932 году, Макаренко увидел свет своего первого рассказа «Март 30-го года». В 1934 году стал членом Союза писателей Советского Союза . [ 8 ]

Brovary labour колонии

[ редактировать ]

В 1935 году Макаренко начал работать в НКВД в Киеве на должности старшего помощника отдела трудовой колонии. [ 11 ] В 1936 году он был назначен начальником другой колонии, в Броварах , и, по словам Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, «менее чем за год превратил непослушную кучку воспитанников в высокодисциплинированный рабочий коллектив». [ 7 ] [ 11 ]

В Москве: перелет, книги

[ редактировать ]

Обвиненный в критическом отношении к Сталину и поддержке украинской оппозиции, Макаренко был вынужден бежать из Киева, чтобы избежать ареста, и поселился в Москве. [ нужна ссылка ] Он продолжал писать, и в 1937 году его знаменитая «Книга для родителей» вышла , а в 1938 году — «Флаги на зубцах» (переведенный на английский язык как «Учимся жить »), продолжение книги «Дорога к жизни» . [ 10 ] В феврале 1939 года он получил орден Трудового Красного Знамени — высшую советскую награду. [ 8 ]

1 апреля 1939 года Антон Семенович Макаренко скончался от сердечной недостаточности в пригородном поезде на Голицыно станции линии Московской железной дороги в Смоленской возрасте 51 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище . [ 8 ]

Наследие

[ редактировать ]

Хотя на ранних этапах «экспериментов» Макаренко существовало некоторое противодействие властей, [ 12 ] Советский истеблишмент в конечном итоге стал приветствовать его колонии как грандиозный успех в коммунистическом образовании и реабилитации. Среди его ключевых идей были «как можно большая требовательность к человеку и как можно больше уважения к нему», использование позитивного давления со стороны сверстников на человека коллективом , а также институционализированное самоуправление и самоуправление этого коллектива. [ 12 ]

Макаренко был одним из первых советских педагогов, который призвал к интеграции деятельности различных образовательных учреждений — школы, семьи, клубов, общественных организаций, производственных коллективов и общины, существующей по месту жительства. [ 4 ]

Закон Украины « Об осуждении и запрещении пропаганды российской имперской политики в Украине и деколонизации топонимики» запрещает «прославление в публичном пространстве лиц, которые были сотрудниками советских органов государственной безопасности всех уровней». [ 11 ] Так, в июне 2024 года консультативная комиссия Украинского института национальной памяти пришла к выводу, что запрещено «дальнейшее использование имени Антона Макаренко в названиях географических объектов, юридических лиц, объектов права собственности, наличие в общественном пространстве памятников». и памятные знаки, установленные в его честь, поскольку это пропаганда российской имперской политики. [ 11 ] В комиссии подчеркнули, что данные ограничения не будут распространяться на исследование деятельности Макаренко и ее "хранение, покупку/продажу, чтение изданий его произведений, экспонирование предметов и документов, связанных с учителем, в музеях и т.п.". [ 11 ]

Критика и ответ

[ редактировать ]

Критика идей Макаренко высказывалась советскими педагогами и российскими диссидентами как до, так и после падения советского коммунизма . Просветитель-гуманист Василий Сухомлинский в неопубликованной рукописи «Наша добрая семья» (1967) выступил против «ложного утверждения Макаренко о том, что главная цель советского нравственного и нравственного воспитания находится в коллективе». [ 13 ] Vladimir Sirotin (Kharkiv 1966 - Moscow 2016) [ 14 ] охарактеризовал Макаренко как «певца карательной педагогики» и как идеолога «командной педагогики», системы, пытающейся подавить личность и противоречащей демократическим свободам и правам человека, включая естественные права ребенка и родителей. [ 15 ] Систему Макаренко обвиняют в том, что она дает детскому коллективу слишком большую власть над отдельным ребенком. [ 16 ]

Эту критику не разделяют некоторые западные аналитики педагогической системы Макаренко, которые считают, что он сохраняет хороший баланс между индивидуальной личностью и желанным влиянием управляемого коллектива, рассматриваемого как звено в интеграции личности в более широкое общество. [ 17 ] Систему Макаренко изучали, среди прочего, скандинавские работники сферы ухода, работающие с молодыми наркоманами, которым нельзя было эффективно помочь, используя другие подходы. [ 17 ] Есть также сходство между педагогикой Макаренко и работами авторов, пишущих в настоящее время над концепцией групповой работы . [ 17 ] Целостный взгляд Макаренко делает его пионером в этом отношении, придерживаясь просвещенной, но часто игнорируемой позиции, согласно которой человек представляет собой сложное существо со множеством потенциалов и потребностей. [ 17 ] Некоторые спорные утверждения из более поздних работ считаются либо подлинными, результатом политического давления, либо прямой фальсификацией его произведений в то время, когда его работы были канонизированы советской системой образования. [ 17 ]

Избранная библиография

[ редактировать ]
Шахматы Макаренко вариант шахмат , разработанный им в 1920-х годах.
  • Major (Мажор, 1932; play)
  • March of the 30th Year (Марш 30-го года, 1932, novella)
  • ФД—1 (новелла с подзаголовком «Очерк», написана в 1932 году, опубликована посмертно)
  • The Pedagogical Poem (Педагогическая поэма, 1925–1935, three-part novel)
  • The Book for Parents (Книга для родителей, 1937; non-fiction)
  • Honour (Честь, 1937—1938; novella)
  • Flags on the Battlements (Флаги на башнях, 1938)

См. также

[ редактировать ]
  • Сироты в Советском Союзе
  • Кранц, Хельга И. Перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей. Альбукерке, Нью-Мексико. Университет века. 1993.
  1. ^ Гётц Хиллиг http://makarenko-museum.ru/lib/Science/Hillig/art_cmr_8_160_1989_n_30_1_2180m.pdf К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко (in Russian)
  2. ^ Макаренко В. С. Мой брат Антон Семёнович. Марбург, 1985 г., с. 79 (in Russian)
  3. ^ Jump up to: а б «Антон Семенович Макаренко» . Британская энциклопедия . Проверено 13 января 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б Филонов Г.Н. (1994) «Антон Макаренко (1888–1939)» , в «Перспективах: ежеквартальный обзор сравнительного образования» ЮНЕСКО: Международное бюро образования, Париж. том. XXIV, нет. 1/2, 1994, с. 77-91.
  5. ^ Jump up to: а б Хиллиг, Гетц (1989). Рассказы Смутного времени (1938-1941): о мытарствах писателя Макаренко, о внезапной смерти человека Макаренко и о чудесном воскрешении просветителя Макаренко . стр. 71–86.
  6. ^ КОРАБЛЕВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА (2000). «Философско-этические аспекты коллективной теории А.С. Макаренко» ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВА А.С. МАКАРЕНКО [Philosophico-ethical aspects of A. S. Makaerenko's theory of the collective]. Moscow: РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК: ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ . Retrieved 25 June 2021 . Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это – Д. Дьюи, Г. Кершенштайнер, М. Монтессори, А. Макаренко.
  7. ^ Jump up to: а б с д и «Макаренко А.С.» Сайт Российского университета дружбы народов / Раздел «Психология труда». Архивировано из оригинала 26 февраля 2015 г. Проверено 13 января 2015 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж "Makarenko, Anton Semenovich" . www.makarenko.edu.ru (Anton Makarenko site) . Retrieved 2015-01-13 .
  9. ^ «А.С. Макаренко» . vp-ch.ru — Сайт «Воспитать мужчину» . Проверено 13 января 2015 г.
  10. ^ Jump up to: а б Макаренко, Антон С. (2005). Предисловие к книге «Научись жить» . ISBN  1410221725 .
  11. ^ Jump up to: а б с д и «Антон Макаренко был сотрудником НКВД, — заключение УИНП» . Историческая правда (на украинском языке). 7 июня 2024 г. Проверено 11 июня 2024 г.
  12. ^ Jump up to: а б Горкин А. П. (гл. ред.). Российская педагогическая энциклопедия . – М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993. Макаренко (in Russian)
  13. ^ Богуславский Михаил Владимирович (15 декабря 2009 г.). «Динамика целей «Школьной целостной системы» Василия Сухомлинского » . Российско-Американский образовательный форум . 1 (3). ISSN   2150-3958 . Архивировано из оригинала 15 июля 2011 года.
  14. Некролог: Владимир Сиротин , социалистический стандарт , № 1338, Социалистическая партия Великобритании, февраль 2016 г., по состоянию на 28 апреля 2020 г.
  15. ^ Сиротин Владимир. «Чудовище педагогики: мои возражения Макаренко и советской системе образования» . StephenShenfield.net, Исследовательско-аналитическое приложение (РАН) к российскому списку Дэвида Джонсона (JRL), специальный выпуск № 45. Ноябрь 2009 г. Дети и подростки в СССР и постсоветской России . Проверено 22 августа 2016 г.
  16. ^ Вавохин, Юрий. 2004. (Пост)советская тюремная субкультура столкнулась с использованием администрацией исправительных учреждений доктрин самоуправления. Поле уголовного наказания: новый французский криминологический журнал champpenal.revues.org
  17. ^ Jump up to: а б с д и Терье Халворсен, Университет Нурланда, Норвегия. Ключевые мыслители в области педагогики: Антон Макаренко , Журнал педагогического развития (JPD), том 4, выпуск 2 – июль 2014 г., Центр передового опыта обучения, Университет Бедфордшира, Великобритания. По состоянию на 28 апреля 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4dd9c2cc2d7352cfecdff93c9563ccbf__1718385300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/bf/4dd9c2cc2d7352cfecdff93c9563ccbf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anton Makarenko - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)