Anton Makarenko
Anton Semyonovich Makarenko | |
---|---|
Рожденный | Антон Семёнович Макаренко 13 марта 1888 г. Belopolye , Sumsky Uyezd , Kharkov Governorate , Russian Empire (now Sumy Oblast , Ukraine ) |
Умер | 1 апреля 1939 г. Голицыно , РСФСР , СССР. | (51 год)
Занятие | Педагог , писатель |
Язык | Русский [ 1 ] [ 2 ] |
Гражданство | советский |
Предмет | Теория образования , Педагогика , Коррекционное образование |
Anton Semyonovich Makarenko ( Russian : Анто́н Семёнович Мака́ренко , Ukrainian : Антон Семенович Макаренко, romanized : Anton Semenovych Makarenko ; 13 March [ O.S. 1 March] 1888 – 1 April 1939), was a Soviet educator, social worker and writer. He became the most influential educational theorist in the Soviet Union; [ 3 ] наряду с продвижением принципов теории и практики образования. Как один из основоположников советской педагогики , он разработал теорию и методику воспитания в самоуправляемых детских коллективах понятие производительного труда , ввёл в систему образования . Книги Макаренко издавались во многих странах. [ 4 ] [ не удалось пройти проверку ]
После революции 1917 года он основал хозрасчетные приюты для беспризорных детей , в том числе несовершеннолетних правонарушителей , осиротевших в результате в России Гражданской войны 1917–1923 годов . К таким заведениям относилась колония имени Горького , а затем трудовая коммуна Дзержинского (где фотоаппарат ФЭД производился ) в Харькове . Макаренко написал несколько книг, из которых «Педагогическая поэма» (Педагогическая поэма; опубликованная на английском языке как «Дорога к жизни »), художественный рассказ о колонии Горького. особой популярностью в Советском Союзе стала [ 5 ] советский фильм 1955 года с английским названием « Дорога к жизни» . По этой книге был снят [ 3 ] Макаренко умер при невыясненных обстоятельствах в 1939 году. [ 5 ]
В 1988 году ЮНЕСКО включила Макаренко в число четырех педагогов (наряду с Джоном Дьюи , Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори ), которые определили мировое педагогическое мышление 20-го века. [ 6 ]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Антон Семионович Макаренко был борн в Белополье , Сумской Уезд , Харьковский губернатор , российский эмпиров Макаренко), который работал на религии депо как пантер, и Татьяна Михаева , Семион Григорьевич Макаренко (Семен Хрыхоровых ughter of a soldier от Mykolaiv . [ 7 ]
В сентябре 1905 года, окончив четырехлетнее училище в Кременчуге , Макаренко прошел годичные учительские курсы и в семнадцать лет начал преподавать в железнодорожном училище на станции Долинская под Херсоном , где работал с сентября 1911 года по октябрь. 1914. В августе 1912 года Макаренко поступил в Учительский институт в Полтаве и в июле 1917 года окончил его с золотой медалью. Окончив институт, Макаренко стал преподавателем Полтавской высшей начальной школы, где проработал до конца 1917 года. В декабре 1917 года он переехал в Крюков.
В августе 1914 года он поступил в Полтавское училище, но был вынужден прервать обучение и в сентябре 1916 года вступил в Советскую Армию, из которой был демобилизован в марте 1917 года по причине плохого зрения. [ 8 ] В том же году он окончил колледж с отличием. [ 7 ]
Карьера
[ редактировать ]Макаренко продолжил работу учителем в Полтаве, а затем в Крюкове, где в 1919 году стал директором местного училища. [ 7 ]
Горьковская колония
[ редактировать ]В 1920 году его пригласили возглавить Полтавскую колонию для несовершеннолетних. Через год она стала колонией Горького и вскоре привлекла внимание самого Максима Горького . В 1923 году Макаренко опубликовал две статьи о Горьковской колонии (в газете «Голос труда» и журнале «Новые стежки» ), а через два года выступил с публичным докладом на Всеукраинской конференции воспитателей приютов. [ 8 ] К лету 1925 года в колонии насчитывалось 140 воспитанников – 130 мальчиков и 10 девочек. В этом же году решается вопрос о создании комсомольской организации.
Дзержинская пахотная коммуна.
[ редактировать ]В 1927 году Макаренко был назначен начальником Дзержинской трудовой коммуны — приюта для беспризорных детей под Харьковом, куда, как известно, отправляли на реабилитацию самых неисправимых воров и мошенников. Макаренко сумел завоевать их уважение, соединив в своем методе настойчивость и уважение, школьное образование и производительный труд. [ 9 ]
Прием
[ редактировать ]Однако в 1928 году началась волна критики в адрес Макаренко. В марте 1928 года его отчет в Украинском пединституте о работе в колонии имени Горького был встречен враждебно. В сентябре того же года его уволили из колонии имени Горького, и ему пришлось сосредоточиться на работе в Харькове. [ 7 ]
3 сентября 1928 года Макаренко был освобожден от должности начальника горьковской колонии. 1929–1936 годы в основном связаны с работой Антона Семеновича в коммуне имени Дзержинского. В основе коллектива коммунаров находились 60 воспитателей колоний, присланных в коммуну в 1927 году. 15 января 1928 года в коммуне была создана комсомольская организация. 1 июля 1930 года коммуна стала полностью самостоятельной.
Методы Макаренко высоко оценил Максим Горький, который считал, что его «поразительно успешный педагогический эксперимент [имеет] мировое значение». [ 10 ] Переписка между ними началась в июле 1925 года и продолжалась до смерти Горького. В 1928 году знаменитый писатель посетил обе колонии и оставил большое впечатление; В следующем году в эссе «Над Союзом Советов» он назвал Макаренко «педагогом нового типа». [ 8 ]
Книжные издания
[ редактировать ]Вдохновленный Горьким, которым он восхищался, Макаренко написал «Педагогическую поэму» (более известную на Западе под английским названием « Дорога в жизнь »), основанную на реальных историях своих воспитанников в приюте для беспризорных детей, который он основал в 1925 году. опубликовано в 1933–1935 гг. Еще раньше, в 1932 году, Макаренко увидел свет своего первого рассказа «Март 30-го года». В 1934 году стал членом Союза писателей Советского Союза . [ 8 ]
Brovary labour колонии
[ редактировать ]В 1935 году Макаренко начал работать в НКВД в Киеве на должности старшего помощника отдела трудовой колонии. [ 11 ] В 1936 году он был назначен начальником другой колонии, в Броварах , и, по словам Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, «менее чем за год превратил непослушную кучку воспитанников в высокодисциплинированный рабочий коллектив». [ 7 ] [ 11 ]
В Москве: перелет, книги
[ редактировать ]Обвиненный в критическом отношении к Сталину и поддержке украинской оппозиции, Макаренко был вынужден бежать из Киева, чтобы избежать ареста, и поселился в Москве. [ нужна ссылка ] Он продолжал писать, и в 1937 году его знаменитая «Книга для родителей» вышла , а в 1938 году — «Флаги на зубцах» (переведенный на английский язык как «Учимся жить »), продолжение книги «Дорога к жизни» . [ 10 ] В феврале 1939 года он получил орден Трудового Красного Знамени — высшую советскую награду. [ 8 ]
Смерть
[ редактировать ]1 апреля 1939 года Антон Семенович Макаренко скончался от сердечной недостаточности в пригородном поезде на Голицыно станции линии Московской железной дороги в Смоленской возрасте 51 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище . [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]Хотя на ранних этапах «экспериментов» Макаренко существовало некоторое противодействие властей, [ 12 ] Советский истеблишмент в конечном итоге стал приветствовать его колонии как грандиозный успех в коммунистическом образовании и реабилитации. Среди его ключевых идей были «как можно большая требовательность к человеку и как можно больше уважения к нему», использование позитивного давления со стороны сверстников на человека коллективом , а также институционализированное самоуправление и самоуправление этого коллектива. [ 12 ]
Макаренко был одним из первых советских педагогов, который призвал к интеграции деятельности различных образовательных учреждений — школы, семьи, клубов, общественных организаций, производственных коллективов и общины, существующей по месту жительства. [ 4 ]
Закон Украины « Об осуждении и запрещении пропаганды российской имперской политики в Украине и деколонизации топонимики» запрещает «прославление в публичном пространстве лиц, которые были сотрудниками советских органов государственной безопасности всех уровней». [ 11 ] Так, в июне 2024 года консультативная комиссия Украинского института национальной памяти пришла к выводу, что запрещено «дальнейшее использование имени Антона Макаренко в названиях географических объектов, юридических лиц, объектов права собственности, наличие в общественном пространстве памятников». и памятные знаки, установленные в его честь, поскольку это пропаганда российской имперской политики. [ 11 ] В комиссии подчеркнули, что данные ограничения не будут распространяться на исследование деятельности Макаренко и ее "хранение, покупку/продажу, чтение изданий его произведений, экспонирование предметов и документов, связанных с учителем, в музеях и т.п.". [ 11 ]
Критика и ответ
[ редактировать ]Критика идей Макаренко высказывалась советскими педагогами и российскими диссидентами как до, так и после падения советского коммунизма . Просветитель-гуманист Василий Сухомлинский в неопубликованной рукописи «Наша добрая семья» (1967) выступил против «ложного утверждения Макаренко о том, что главная цель советского нравственного и нравственного воспитания находится в коллективе». [ 13 ] Vladimir Sirotin (Kharkiv 1966 - Moscow 2016) [ 14 ] охарактеризовал Макаренко как «певца карательной педагогики» и как идеолога «командной педагогики», системы, пытающейся подавить личность и противоречащей демократическим свободам и правам человека, включая естественные права ребенка и родителей. [ 15 ] Систему Макаренко обвиняют в том, что она дает детскому коллективу слишком большую власть над отдельным ребенком. [ 16 ]
Эту критику не разделяют некоторые западные аналитики педагогической системы Макаренко, которые считают, что он сохраняет хороший баланс между индивидуальной личностью и желанным влиянием управляемого коллектива, рассматриваемого как звено в интеграции личности в более широкое общество. [ 17 ] Систему Макаренко изучали, среди прочего, скандинавские работники сферы ухода, работающие с молодыми наркоманами, которым нельзя было эффективно помочь, используя другие подходы. [ 17 ] Есть также сходство между педагогикой Макаренко и работами авторов, пишущих в настоящее время над концепцией групповой работы . [ 17 ] Целостный взгляд Макаренко делает его пионером в этом отношении, придерживаясь просвещенной, но часто игнорируемой позиции, согласно которой человек представляет собой сложное существо со множеством потенциалов и потребностей. [ 17 ] Некоторые спорные утверждения из более поздних работ считаются либо подлинными, результатом политического давления, либо прямой фальсификацией его произведений в то время, когда его работы были канонизированы советской системой образования. [ 17 ]
Избранная библиография
[ редактировать ]- Major (Мажор, 1932; play)
- March of the 30th Year (Марш 30-го года, 1932, novella)
- ФД—1 (новелла с подзаголовком «Очерк», написана в 1932 году, опубликована посмертно)
- The Pedagogical Poem (Педагогическая поэма, 1925–1935, three-part novel)
- The Book for Parents (Книга для родителей, 1937; non-fiction)
- Honour (Честь, 1937—1938; novella)
- Flags on the Battlements (Флаги на башнях, 1938)
См. также
[ редактировать ]- Сироты в Советском Союзе
- Кранц, Хельга И. Перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей. Альбукерке, Нью-Мексико. Университет века. 1993.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гётц Хиллиг http://makarenko-museum.ru/lib/Science/Hillig/art_cmr_8_160_1989_n_30_1_2180m.pdf К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко (in Russian)
- ^ Макаренко В. С. Мой брат Антон Семёнович. Марбург, 1985 г., с. 79 (in Russian)
- ^ Jump up to: а б «Антон Семенович Макаренко» . Британская энциклопедия . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Филонов Г.Н. (1994) «Антон Макаренко (1888–1939)» , в «Перспективах: ежеквартальный обзор сравнительного образования» ЮНЕСКО: Международное бюро образования, Париж. том. XXIV, нет. 1/2, 1994, с. 77-91.
- ^ Jump up to: а б Хиллиг, Гетц (1989). Рассказы Смутного времени (1938-1941): о мытарствах писателя Макаренко, о внезапной смерти человека Макаренко и о чудесном воскрешении просветителя Макаренко . стр. 71–86.
- ^
КОРАБЛЕВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА (2000). «Философско-этические аспекты коллективной теории А.С. Макаренко» ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВА А.С. МАКАРЕНКО [Philosophico-ethical aspects of A. S. Makaerenko's theory of the collective]. Moscow: РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК: ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ . Retrieved 25 June 2021 .
Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это – Д. Дьюи, Г. Кершенштайнер, М. Монтессори, А. Макаренко.
- ^ Jump up to: а б с д и «Макаренко А.С.» Сайт Российского университета дружбы народов / Раздел «Психология труда». Архивировано из оригинала 26 февраля 2015 г. Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж "Makarenko, Anton Semenovich" . www.makarenko.edu.ru (Anton Makarenko site) . Retrieved 2015-01-13 .
- ^ «А.С. Макаренко» . vp-ch.ru — Сайт «Воспитать мужчину» . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Макаренко, Антон С. (2005). Предисловие к книге «Научись жить» . ISBN 1410221725 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Антон Макаренко был сотрудником НКВД, — заключение УИНП» . Историческая правда (на украинском языке). 7 июня 2024 г. Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Горкин А. П. (гл. ред.). Российская педагогическая энциклопедия . – М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993. Макаренко (in Russian)
- ^ Богуславский Михаил Владимирович (15 декабря 2009 г.). «Динамика целей «Школьной целостной системы» Василия Сухомлинского » . Российско-Американский образовательный форум . 1 (3). ISSN 2150-3958 . Архивировано из оригинала 15 июля 2011 года.
- ↑ Некролог: Владимир Сиротин , социалистический стандарт , № 1338, Социалистическая партия Великобритании, февраль 2016 г., по состоянию на 28 апреля 2020 г.
- ^ Сиротин Владимир. «Чудовище педагогики: мои возражения Макаренко и советской системе образования» . StephenShenfield.net, Исследовательско-аналитическое приложение (РАН) к российскому списку Дэвида Джонсона (JRL), специальный выпуск № 45. Ноябрь 2009 г. Дети и подростки в СССР и постсоветской России . Проверено 22 августа 2016 г.
- ^ Вавохин, Юрий. 2004. (Пост)советская тюремная субкультура столкнулась с использованием администрацией исправительных учреждений доктрин самоуправления. Поле уголовного наказания: новый французский криминологический журнал champpenal.revues.org
- ^ Jump up to: а б с д и Терье Халворсен, Университет Нурланда, Норвегия. Ключевые мыслители в области педагогики: Антон Макаренко , Журнал педагогического развития (JPD), том 4, выпуск 2 – июль 2014 г., Центр передового опыта обучения, Университет Бедфордшира, Великобритания. По состоянию на 28 апреля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Makarенко.edu.ru Сайт, посвященный А.С.Макаренко (на русском языке)
- Краткое содержание « Дороги в жизнь » (Педагогическая поэма)
- A profile of Makarenko by Soviet educator G. N. Filonov , published by UNESCO
- Текст книги «Дорога в жизнь» (эпопея образования) и лекций для родителей (переведено на английский язык)
- Никола Сицилиани де Кумис, Дьюи, Макаренко и педагогическая поэма между аналогиями и различиями –culturalducazione.it
- Периклис Павлидис «Социализм, труд и образование: от Маркса до Макаренко» , Международный журнал образовательной политики, Vol. 11, № 1, 2017
- 1888 рождений
- 1939 смертей
- Украинские педагоги ХХ века
- Люди из Сумской области.
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- русские коммунисты
- Советские теоретики образования
- Советские педагоги
- Советские писатели-мужчины
- украинские коммунисты
- Украинские теоретики образования
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.