Василий Сухомлинский
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2007 г. ) |
Сухомлинский Василий Александрович | |
---|---|
![]() Украинская монета памяти Сухомлинского. | |
Рожденный | Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 г. Омельник, Украинская Государство |
Умер | 2 сентября 1970 г. | ( 51 год
Национальность | Украинский |
Род занятий | Учитель, издатель, писатель |
Известный | Метод обучения |
Vasyl Olexandrovych Sukhomlynsky ( Ukrainian : Василь Олександрович Сухомлинський , Russian : Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский ; in transliteration from Russian: Vasily Aleksandrovich Sukhomlinsky or Vasilii Aleksandrovich Sukhomlinskii) (September 28, 1918 – September 2, 1970) was a Ukrainian humanistic educator in the Soviet Union who saw the aim of education in producing a truly humane being.
Биография
[ редактировать ]Сухомлинский родился в крестьянской семье в селе Омельник Васильевской уезда ( волости Александрийского ныне Александрийский район Кировоградской области Украины). В 1933 году он окончил начальную семилетнюю школу, после чего мать отвезла его в Кременчуг , где он поступил в местный медицинский техникум ( техникум ). Однако он бросил медицинскую школу и поступил в Робитфак , который закончил в короткие сроки. В 1935 году начал работать учителем недалеко от родного села. В 1938 году Сухомлинский поступил в Полтавский пединститут, который окончил в том же году. По окончании учебы вернулся на родину, где работал учителем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. Во время Великой Отечественной войны он ушел добровольцем на фронт в 1941 году и будучи младшим политруком, был тяжело ранен в январе 1942 года при обороне Москвы . Его перевели в военный госпиталь на Урале , где он продолжил лечение. Все это время он постоянно просил его вернуть на фронт, а медицинская комиссия не могла признать его даже условно годным для этого. Его назначили директором средней школы города Ува (Республика Удмуртия). В 1944 году, когда родные земли были освобождены от нацистской Германии, он был назначен директором Областного народного образования (РАИНО). В 1948 году он стал директором Павлышской средней школы в пос. Павлыш (по собственному желанию) – должность, которую он занимал до конца жизни.
Философия образования
[ редактировать ]Ядром системы образования Сухомлинского был его подход к нравственному воспитанию, который включал в себя привлечение внимания учеников к красоте в природе, искусстве и человеческих отношениях, а также поощрение учащихся брать на себя ответственность за окружающую их жизненную среду. [ 1 ]
Сухомлинский учил своих учеников, что самое дорогое в жизни — человек и что нет большей чести, чем приносить радость другим людям. Он учил их, что для того, чтобы приносить радость другим людям, и особенно своим семьям, следует стремиться создавать красоту в себе и в окружающей среде. Таким образом, в подходе Сухомлинского существовала очень тесная связь нравственного и эстетического воспитания.
Другим аспектом истинного человека было развитие интеллекта, так что горизонты разума становились все шире, постепенно охватывая весь мир и достигая глубин космоса. Сухомлинский не мог согласиться с теми, кто стремился придать образованию чисто утилитарную направленность, считал, что знания имеют смысл только в том случае, если они находят прямое применение на рабочем месте. Для него изучение иностранных языков и астрономии было необходимо для того, чтобы человек мог оценить мир, частью которого он был, и расширить свой кругозор.
Основой всякого личностного роста является здоровье, и Сухомлинский много внимания уделял обеспечению оптимального здоровья детей, особенно в раннем детстве, когда формируется характер. Он часто вывозил детей на природу, сочетая физические упражнения с уроками мышления и понимания красоты. Он считал важным, особенно в начальной школе, чтобы мышление детей было связано с яркими образами, которые можно было найти в полях, лесах и у водных путей в нескольких минутах ходьбы от школы. Если бы мысль была оторвана от непосредственного опыта детей, это утомило бы их.
Важно было также, чтобы обучение детей, работа их интеллекта были связаны с практической работой по применению их знаний. Только если детские знания будут использованы для улучшения окружающей их среды и жизни окружающих людей, это приведет к формированию активной жизненной философии, к практической нравственной позиции.
Таким образом, целостная образовательная философия Сухомлинского опиралась на пять столпов: санитарное просвещение, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, интеллектуальное воспитание и трудовое воспитание. [ 2 ]
Воспитание сердца
[ редактировать ]
Сухомлинский стремился продлить детство детей, сохранить их оптимизм и открытость миру, сохранить свежесть их эмоциональных реакций на мир. Он показал им, что, хотя они и маленькие, они могут многое сделать, чтобы заботиться об окружающей среде, в которой они живут, и приносить счастье людям, которых они встречают. Он стремился усовершенствовать их чувство красоты, будучи очень избирательным в впечатлениях, которые он внушал их юным умам. Он отвез их в самые красивые природные места, которые только мог найти. Он научил их слушать музыку природы, шелест трав и листьев, пение жаворонков. Он играл им музыку, вдохновленную такими звуками природы, и показывал им картины природной красоты. Он не заваливал их избытком образов и звуков, а позволял каждому новому знакомству с красотой быть запоминающимся.
Он научил их лучше понимать внутренний мир других людей, читать в глазах других, распознавать чувства радости, печали или растерянности. Он старался сделать так, чтобы дети приносили радость из школы домой, в свои семьи, чтобы каждый ребенок раскрыл какой-то скрытый талант или способности, в которых он мог бы преуспеть. Не каждый ребенок мог преуспеть в учебе, но каждый мог блеснуть в чем-то и найти способ доставить радость другим. Это было основой их самоуважения и нравственного развития.
За заслуги в области образования Сухомлинскому в 1968 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он также был кавалером двух орденов Ленина , Красной Звезды , Ушинского и Макаренко медалей .
In 1969 Sukhomlynsky wrote the book "Сердце отдаю детям" , ( "Serdtse otdayu detyam" ); English translations: To Children I Give My Heart , by Holly Martin Smith , 1982, ISBN 0714717487 и «Мое сердце, которое я отдаю детям» , Алан Лесли Кокерилл, 2016 г., ISBN 098058857X . За эту книгу он был удостоен Государственной премии Украинской ССР в 1974 году (посмертно). [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кравцов В. А. (1998) 'Идея природоответственного воспитания в педагогической концепции В. А. Сухомлинского' Научные записки . – Выпуск XII. – Серия: Педагогические науки. – Кировоград: РОЦ КГПУ им. В. Винниченко. p. 54–63 ISBN 966-7401-03-0 (на украинском языке)
- ^ Кокерилл, А. (1999) Каждый должен сиять: Образовательное наследие В. А. Сухомлинского . Электронное издание. ERJ Language Service Pty Ltd. ISBN 978-0-9805885-1-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В. Сухомлинский об образовании – перевод на английский язык, издательство «Прогресс», 1977 г.
- Каждый должен сиять - pdf-версия книги «Каждый должен сиять: образовательное наследие В.А. Сухомлинского», первоначально опубликованной Питером Лэнгом, Нью-Йорк, в 1999 году.
- В.О. Сухомлинский: целостный педагог – Интернет-сайт, пропагандирующий идеи Сухомлинского и содержащий фотогалереи.
- В поисках Сухомлинского - блог, описывающий визит Алана Кокерилла в Украину с целью исследования наследия Сухомлинского. Содержит фотографии.
- Краткая биография Василия Сухомлинского, отрывки из его произведений и описание педагогического подхода. Архивировано 25 марта 2007 года в Wayback Machine (на русском языке).
- Василий Александрович Сухомлинский об образовании. Архивировано 3 сентября 2011 года в Wayback Machine – перевод на английский язык.
- Василий Александрович Сухомлинский об образовании. Архивировано 3 сентября 2011 года в Wayback Machine – перевод на бенгальский язык.
- «Некоторые англоязычные переводы произведений Сухомлинского»