Ипполита Мария Сфорца
Ипполита Мария Сфорца | |
---|---|
Герцогиня Калабрии | |
![]() Франческо Лаурана , бюст принцессы Неаполитанского дома, традиционно отождествляемый с Ипполитой Марией Сфорца. | |
Рожденный | 18 апреля 1445 г. Ты сделал |
Умер | 19 августа 1488 г. (43 года) Неаполь |
Супруг | Альфонсо, герцог Калабрии (позже Альфонсо II Неаполитанский) |
Проблема | Фердинанд II Неаполитанский Изабелла Арагонская Пьеро, принц Россано |
Дом | Дом Сфорца |
Отец | Франческо I Сфорца , герцог Миланский |
Мать | Бьянка Мария Висконти |
Ипполита Мария Сфорца ( Йези , 18 апреля 1445 — Неаполь , 19 августа 1488) — итальянская дворянка, член семьи Сфорца , правившей Миланским герцогством с 1450 по 1535 год. Она была первой женой герцога Калабрии, который позже правил как король Неаполя Альфонсо II . Ипполита была очень умной и культурной молодой женщиной.
Жизнь
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]Ипполита родилась 18 апреля 1445 года в Ези в семье Франческо Сфорца и Бьянки Марии Висконти , единственной дочери миланского герцога Филиппо Марии Висконти . [1] С детства она проявляла ранний интеллект, любовь к литературе и определенную страсть к охоте, чему благоволил ее отец, который часто дарил ей борзых для их загородных поместий. Франческо Сфорца иногда просил свою юную дочь выступить посредником между ним и матерью, чтобы она могла помочь ему вернуться в милость Бьянки Марии, в те времена, когда он и его жена по какой-то причине вступали в ссору. [2]
У нее было четыре учителя: Гуинифорте Барцицца, Бальдо Марторелли, гуманист из региона Марке, наследник гуманистической педагогики Витторино да Фельтре, и Константино Ласкарис, который дал ей изучение греческого языка и посвятил греческую грамматику . ей [3] Когда ей было 14 лет, она произнесла латинское обращение к папе Пию II на сейме в Мантуе , которое стало широко известно после того, как оно было распространено в рукописи. [4] Предполагаемый портрет Ипполиты был написан Доменико Гирландайо.
Джованни Сабатино дельи Ариенти описывает это следующим образом:
Красивая, белая, блондинка, у нее были красивые глаза и слегка орлиный нос, который выражал ей благодарность. У нее были красивые зубы, выражение великого величия. Вскоре она стала выше среднего роста. Руки у нее были красивые, словно цвета слоновой кости, с длинными пальцами. Ее вид был величественным, кротким и изящным. Она говорила бегло и красноречиво. Она очень хорошо читала с приятным акцентом и звучностью и очень плохо понимала латынь. [...] она была больна сладкой холерой. Ее гнев на нее, ее негодование и ее мир были всегда с милосердием, кротостью и благоразумием, так что она пользовалась у народов особой любовью, страхом и почтением. Где она требовала разума и нужда ее была знакома, очень приветлива и благоразумна, отчего люди говорили, что она к ним благосклонна. Она пожалела тех несчастных женщин, которые не сохранили себе скромной славы; она увещевала их в святой манере. Недовольство и раздоры, которые она чувствовала среди себя, она устранила, сведя их к доброжелательности и миру. Она была преданной женщиной; она часто постилась на хлебе и воде, молилась, размышляла [...] и жила свято, как религиозная [...] она была нищенкой, [...] она помогала, чем могла, своими собственными веществами выходить замуж за девиц, и она тайно жертвовала беднякам, без просьбы, так что казалось, что она сама испытала невзгоды бедности [...] скромность ее груди и непорочность ее ума оценивались как святая слава из ее выдающихся произведений. [...] она с тоской ненавидела пороки и особенно бесстыдных женщин [...] она знала с великой скромностью с каждым поколением вести себя, возражая льстецам, озорникам и злодеям, от которых она избавлялась как от чумной болезни
- Джованни Сабадино дельи Ариенти, Джиневера де ле Клэр Донн.
Свадьба
[ редактировать ]10 октября 1465 года она вышла замуж за герцога Калабрии Альфонсо Арагонского , сына короля Неаполя Ферранте . Последний отправил своего второго сына Федерико с шестьюстами лошадей в Милан, чтобы он женился на Ипполите по доверенности от имени своего брата и сопровождал ее в его новый дом.
Невеста уже покинула Милан со свадебным кортежем, когда бракосочетание рисковало сорваться из-за скоропостижной смерти вождя Якопо Пиччинино , зятя Франческо Сфорца. Фактически Ферранте Арагонский ранее заманил его в Неаполь ложным обещанием поведения, а затем из мести заключил в тюрьму, поскольку лидер боролся против него во время первого восстания баронов. Якопо Пиччинино умер вскоре после ареста, по словам Ферранте, из-за того, что выпал из окна после неудавшейся попытки побега, но, по мнению большинства, он был задушен в тюрьме по приказу государя. Франческо Сфорца был настолько разгневан его смертью, что заблокировал свадебную процессию дочери, пригрозив отменить свадьбу. Ситуация наконец разрешилась, и Ипполита, пробыв два месяца в Сиене, а затем проехав через Рим, 14 сентября добралась до Неаполя, где с большим великолепием была принята ее мужем Альфонсо и тестем Ферранте, поставившими организовал множество вечеринок и шоу в честь свадьбы.
В первые дни отношения с мужем, который был на три года моложе ее, должны были быть хорошими, если бы в том же году пятнадцатилетняя Элеонора Арагонская , в свою очередь собиравшаяся выйти замуж за младшего брата Ипполиты, Сфорца, пожелала Марии Сфорца» даже некоторые из зон ухода, [которые] она видит, не проводят времени от герцога Калабрии до герцогини», и если сама Ипполита напишет матери, что они с Альфонсо спали вместе каждую ночь и что они часто развлекались между охотой и щекоткой в загородные резиденции. В таких терминах она описывает своего мужа, например, в одном из многих писем: «Мой супруг Ill.mo [...] et con caccia di falconi et nebbii et con giugare al ballone et con leggere et интерпретировать uno suo libro spagnuolo». de Stogo de Stato et molte altre cose Morale, me ha tenuto et tene в большом удовольствии». [5]
Если так, то отношения между супругами со временем должны были испортиться, как из-за непрерывных и наглых измен Альфонсо, который нашел бы в Трогии Газзелле новую и самодовольную возлюбленную , так и из-за дурного характера, который отличал его. Фактически, уже через несколько недель после свадьбы мы получаем известие о первой ревности Ипполиты к ее супругу: дамы и послы описывают Альфонсо как очень красивого молодого человека, «настолько красивого, что вы не могли бы сказать», но «такого настолько живой, что не мог усидеть на месте и получаса». [6]
Даже Альфонсо, однако, ревновал жену: летом 1466 года он не хотел, чтобы Ипполита больше играла с Джованной Сансеверино, когда она отправилась к ней в гости в сопровождении своего родственника Джан Франческо. [6]
Начиная с декабря 1466 года в некоторых письмах как от послов, так и от непосредственно заинтересованного лица сообщается об эпизоде ревности со стороны Ипполиты, в то время беременной первенцем, которая поручила своему слуге Донато преследовать своего мужа, куда бы он ни пошел. . Поэтому Альфонсо, поняв, что за ним следят, отреагировал на Донато опрометчивым жестом, о котором нам не дано знать (посол Пьетро Ландриани говорит об избиениях [6] ), но, тем не менее, это должно было быть очень серьезно, если Ипполита показывает себя очень опечаленной, написав матери: «Эта вещь Донато, которую я никогда не забуду [...] не рана до глубины души, но я думаю, если бы она открылась посредством стольких средств это была моя боль и сера». [7]
Король Ферранте преуменьшил инцидент с миланскими родственниками, заявив, что «эти войны дня имеют мир вечером», но ситуация не улучшилась даже с объявлением о первой беременности герцогини. [6]
Бурная реакция Альфонсо не должна вызывать удивления: неаполитанский народ не случайно ненавидел его за то, что он оскорблял своих подданных «жестокими оскорблениями и iniurie», за то, что он был виновен в самых гнусных преступлениях, таких как «violar Virgine, принимая за его dilecto чужих женщин» и практикуя «vitio detestando et abominevole de la sodomia», он поэтому только начинал проявлять свой истинный характер перед своей женой. Тем не менее Ипполита как жена всегда оставалась ему верной, ведь она «отличалась высокой верностью грозному мужу и неслыханной скромностью». Король Ферранте, напротив, показал себя очень довольным своей невесткой за ее красоту, ум и нравы, до такой степени, что послы Сфорца писали, что «величество короля не имеет другого удовольствия, ни какого-либо другого рая он, кажется, не находит, кроме тех случаев, когда видит ее танцующей и даже поющей». Из писем к матери чувствуется дискомфорт за чрезмерную демонстрацию привязанности тестя.
Прекрасные дружеские отношения у нее сложились также со своим зятем Федерико, как любителем литературы и человеком с очень чувствительной душой, который очень часто приезжал к ней в гости в Кастель-Капуано или на виллу под названием делла Дуческа, оставаясь в его обществе.
На протяжении всей своей жизни Ипполита играла роль миротворца между Миланом и Неаполем, а также между Неаполем и Флоренцией, поскольку отношения между различными державами были натянутыми, а Ферранте был частично ответственен за знаменитый заговор Пацци. Фактически, в 1480 году, когда Лоренцо Медичи отправился, не без некоторого страха, в Неаполь, чтобы попытаться заключить мир с Ферранте, он не покинул Флоренцию до того, как Ипполита заверила его, что Ферранте не будет заключать его в тюрьму и убивать, как он делал это раньше. делать с гостями.
Уже в 1468 году Ипполита вернулась ко двору Милана, чтобы попытаться примирить своего брата Галеаццо Марию, ставшего герцогом после смерти отца, с их матерью Бьянкой Марией, а также с тестем Ферранте. Однако визит оказался очень коротким, так как Ипполита, в то время будучи в разгаре своей женской красоты, была вынуждена поскорее вернуться в Неаполь, спасаясь, видимо, от лести брата, проявлявшего весьма двусмысленные взгляды. чувства к ней. [8]
Как мать она очень любила своих детей, и об этом свидетельствует нежное письмо, которое она написала матери, чтобы сообщить о рождении первенца Феррандино , в котором она надеется, что ее маленький сын, подрастая, покажет ей то же самое. привязанность, которую она все еще проявляла к своей матери. Помимо троих детей от Альфонсо, Ипполита также вырастила двух внуков, Беатриче и Ферранте д'Эсте, детей своей невестки Элеоноры д'Арагоны, которая оставила им еще детей при дворе Неаполя. по воле их отца Ферранте.

Смерть
[ редактировать ]Ипполита внезапно скончалась 19 августа 1488 года в Кастель-Капуано, незадолго до свадьбы своей дочери Изабеллы, по словам Ариенти, из-за «апостемы в голове». [9]
Ее смерть предсказал монах Франциск Арагонский, находившийся в городе Флоренции: оттуда монах написал герцогине, которая рекомендовала ей помолиться за душу матери, увидев видение, в котором умершая Бьянка Мария Висконти рассказала ему, что умоляла Бога позволить его дочери войти с ней на небеса, добавив, что хлеб уже испекся и что Всемогущий жаждет попробовать его в своем собственном конвито. Через два-три дня после получения письма Ипполита тяжело заболела и через шестнадцать дней умерла, несмотря на все процессии и реликвии — такие, как кровь святого Януария, распятие, с которым говорил св. Фома Аквинский, и глава св. Лука Евангелист – принесен к ее постели. [10]
Члены ее семьи всегда были рядом с ней, включая короля и королеву, а также старшего сына Феррандино, который, поначалу находясь очень далеко от дома, как только получил известие о болезни матери, немедленно вернулся, чтобы утешить ее, будучи любимым последнее максимально. Второй сын Петр вместо этого был болен в постели и был на грани смерти, и по этой причине отъезд матери держался от него в тайне, чтобы не вызвать у него неудовольствия, которое могло бы его убить. [10]
Были устроены пышные похороны, и покойницу, одетую в белую парчу, с золотым кругом на голове и драгоценностями и кольцами на пальцах, похоронили в церкви Аннунциаты в Неаполе.
Она написала много писем. Они были опубликованы в Италии в одном томе под названием « Письма Ипполиты Марии Сфорца » под редакцией Серены Кастальдо. Ранее, в 1893 году, в Болонье Ф. Габотто опубликовал сборник писем Ипполиты, написанных ею в Неаполе с 1475 по 1482 год. [11]
Помимо эпистолярной деятельности, ее известные произведения включают стихи и латинскую хвалебную речь ее отцу Франческо. [4]
Религиозный пыл
[ редактировать ]Ипполита умерла в запахе святости из-за глубоко религиозного поведения, которое она сохранила: каждый день она слушала три мессы, иногда даже четыре или пять, во всяком случае не менее двух. Поэтому она ежедневно читала четки и читала молитвослов величиной с псалтырь и молитвенник величиной с вечерню, стоя на коленях перед образом Богородицы. Она также прочитала семь покаянных псалмов и молитв в знак избирательного права за своих умерших родителей и родственников, сохраняя эту привычку более двадцати лет. [10]
На всех бдениях Непорочная читала тысячу «Радуйся, Мария» в честь Богородицы, к которой Она всегда обращала свои мысли, и очень часто плакала, думая о своих страданиях. Каждую субботу она трижды с великой преданностью читала четки, будучи той, кто привезла эту ектению из Ломбардии в Неаполь, и все бдения Непорочной читали ее шесть раз. В пятницу утром она входила в часовню перед мессой и, оставшись одна, закрывала дверь, а затем молилась ниц на полу, сложив руки на кресте, чтобы вспомнить страсти Христовы, произнося сто «Отче Ностри» и сто «Радуйся, Мария». . Затем она открыла двери и впустила капелланов, которые должны были служить мессу. Каждый день ей хотелось также слышать молитвы вечерни. [10]
Душа ее не насыщалась таким количеством молитв, она заставляла молиться и других людей: когда дом Арагона находился в состоянии серьезного бедствия, в своем доме она молилась непрестанно. Ее женщины были готовы по двое, в строгом порядке, преклоняя колени перед распятием, затем давая себе сдачу, часто продолжая так день и ночь. Свечи перед образами Христа и Богородицы должны были оставаться у нее и всегда горели, пока она не обретет необходимую благодать. [10]

Пока ее муж рисковал жизнью в Отранто , сражаясь за освобождение города от турок, Ипполита проводила ночи, стоя на коленях в молитве перед алтарем; один раз она пробыла там девять часов подряд, другой раз шесть или семь, в зависимости от нужды, которую она чувствовала в эту минуту, и колени ее были изранены до костей. Когда ее близкие болели, она, помимо бесконечных молитв, устраивала еще крестные ходы и паломничества, всегда получая их благодать. Однажды ее старший сын Феррандино был сведен до конца жизни, без надежды на исцеление, так что Ипполита в сопровождении множества обнаженных детей, до тысячи, и многочисленных молящихся девственниц, несколько дней ходила босиком по улицам Неаполя. пригласить людей помолиться за ее сына, затем - всегда босиком - отправилась в Сорренто через непроходимую гору, пройдя более тридцати миль, и наконец добилась того, что Феррандино исцелился. После этого подвига ее ноги пришлось несколько дней лечить из-за язв, вызванных долгим путешествием. [10]
Как только обет был исполнен, она немедленно хотела выполнить свои обещания: постилась, кормила бедных или созвала мессы, затем повторяла обязательство в избирательном праве душ своих родителей. [10]
Все эти факты рассказывает нам фра Бернардино да Ренде, который часто служил для нее мессы, а Джованни Сабадино дельи Ариенти рассказывает даже о чудесных событиях: случилось однажды, что ее сын Феррандино, в то время около двадцати лет, " for grandeza et prestancia de animo, мучивших доблестного коня, упавшего на них, так что он был поднят, считая себя мертвым веретеном». Юный князь оставался тогда в коме тринадцать дней, пока его мать Ипполита, плача и благоговейно взывая к помощи Богородицы бесконечными молитвами, не добилась того, что «потерянные им, или потерянные потерянные духи восстановились в прежнем теле сына». [12]
Подобным же образом она добилась исцеления и двух других своих детей, Изабеллы и Пьетро, также доведенных до тяжелого состояния, а также своего мужа Альфонсо и тестя Ферранте. [10]
Что касается милостыни, то она каждый день давала более тридцати беднякам мясо, хлеб и вино, а в канун Непорочного Зачатия и во все праздники своего Покровителя увеличивала их еще до девятнадцати. Раз в месяц она посещала всех заключенных, чтобы утешить их, и из жалости посылала придворных врачей к бедным больным. Она делала многочисленные пожертвования монастырям и давала приданое бедным девушкам, которые стыдились просить милостыню. Все эти блага она хотела совершать как можно тайнее, чтобы похвала в этой жизни не отняла похвалу у другой, тем не менее они были объявлены при ее смерти близкими ей людьми. Она никогда не хотела, чтобы ее благодарили за то, что она сделала, и не могла вынести похвалы. [10]
Она имела особую преданность послушным приказам, поэтому носила веревку Брата Минора вокруг своей рубашки. Она постилась в течение четырех канонических времен и их бдений, а также с великой жертвой и в течение всего Великого поста, а также с пунктуальностью каждую субботу. Каждый вечер она помазывала челы своих детей святым маслом, рисуя крестное знамение, и с любовью благословляла их перед отправкой спать, а затем повторяла ту же операцию утром. [10]
Даже во время болезни, приведшей ее ко гробу, Ипполита не тревожила и не огорчала, а оставалась стойкой в своей добродетели. В свой последний день жизни, чувствуя, что вот-вот умрет, она попросила дать ей возможность выслушать массу ангелов, пойти с ними в сопровождении. Ее родственники были удивлены этой просьбой, поскольку герцогиня обычно не просила о такой мессе, и спросили ее, не хочет ли она скорее мессу Благовещения, но Ипполита осталась твердой в своей первоначальной просьбе. Все это произошло во вторник, день, свойственный ангелам и который также в том году совпал с праздником Благовещения, которому герцогиня была глубоко предана. [10]
Родословная
[ редактировать ]В браке с Альфонсо родилось трое детей:
- Фердинанд II Неаполитанский, известный как «Феррандино» (26 июня 1467 г. - 7 октября 1496 г.), король Неаполя с 1495 по 1496 год;
- Изабелла (2 октября 1470 – 11 февраля 1524), герцогиня Миланская в браке со своим кузеном Джаном Галеаццо Сфорца, а затем герцогиней Бари. Она была матерью Боны Сфорца Арагонской , жены Сигизмунда I Польского;
- Пьетро (31 марта 1472 — 17 февраля 1491), принц Россано.
В массовой культуре
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Ренде . Ей посвящен «Трактат о laudanda vita и предсказанной смерти Ипполиты Сфорца Арагонской» Бернардино да
Телевидение
[ редактировать ]- В сериале Netflix Медичи Ипполиту играет французская актриса Гайя Вайс . [13]
- В историческом фэнтезийном драматическом сериале «Демоны да Винчи» Ипполиту играет Джини Спарк. [14]
Однако в обоих телесериалах характер Ипполиты выглядит полностью искаженным, поскольку она никогда не питала симпатий к Лоренцо Медичи, с которым она обменивалась письмами, кроме искренней дружбы, которая никогда не была любовью, и, следовательно, Ипполита, как женщина, известная своей исключительной скромностью, никогда бы не отдалась ему, предав таким образом своего мужа, и король Ферранте, влюбленный в свою невестку, никогда бы не эксплуатировал ее, заставляя заниматься проституцией у Медичи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стивенсон 2005 , с. 155.
- ^ Ипполита Мария Сфорца. Письма .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ Луиджи Сеттембрини, изд. (1874). . Неаполь: Луиджи Сеттембрини. п. 1.
- ^ Jump up to: а б Стивенсон 2005 , с. 172.
- ^ Ипполита Мария Сфорца. Письма . п. 24.
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д Патриция Майнони (ред.). С мужественной душой, женщинами и властью в средневековой Южной Италии . Патриция Майнони. стр. 393–397.
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ Ипполита Мария Сфорца. Письма . п. 34.
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Ипполита Мария Сфорца »
- ^ Джованни Сабадино из Ариенти. Гиневера из женщин Клэр .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Бернардино да Ренде, Трактат о laudanda vita и предсказанной смерти Ипполиты Сфорца Арагонской , под редакцией Франческо Сика, Эдисуд Салерно, 2007.
- ^ Ковини 2006 .
- ^ Джованни Сабадино дельи Ариенти, Джиневера де ле Клэр Донн .
- ^ Медичи (сериал, 2016–) - IMDb , дата обращения 30 июня 2020 г.
- ^ Спарк, Джини. «Джини Спарк» . IMDB . Проверено 6 сентября 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Бернуцци, Марко (2003). «Альфонсо II Арагонский». В Битенхольце, Питер Г.; Дойчер, Томас Брайан (ред.). Современники Эразма: Биографический реестр эпохи Возрождения и Реформации . Том. А–Я. Университет Торонто Пресс.
- Коммир, Энн; Клезмер, Дебора, ред. (2000). Женщины в мировой истории . Том. Харр – И. Публикации Йоркина.
- Ковини, Надя (2006). Принцессы и властные дамы при дворе Сфорца .
- Холлингс, Мэри Олбрайт (1911). Европа в эпоху Возрождения и Реформации, 1453–1659 гг . Макмиллан.
- Превите-Ортон, CW (1978). Краткая Кембриджская средневековая история . Том. 2, Двенадцатый век до Возрождения (9-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Робин, Диана, изд. (2009). Франческо Филельфо: Оды . Издательство Гарвардского университета.
- Стивенсон, Джейн (2005). Женщины-латинские поэты: язык, пол и авторитет от античности до восемнадцатого века . Издательство Оксфордского университета.
- Триббл, Колин (2012). Доверительное партнерство: настроения и политика в династических союзах кватроченто: неопубликованная диссертация . Эдинбургский университет.