Гендерный разрыв в Пакистане

Гендерный разрыв в Пакистане означает различия между мужчинами и женщинами в Пакистане с точки зрения социального, политического и экономического участия и прав. Гендерный разрыв использует гендерное соотношение Пакистана для сравнения различий между мужчинами и женщинами в различных областях, которые в основном ставят в невыгодное положение женщин. Согласно Глобальному индексу гендерного разрыва 2022 года, Пакистан занимает предпоследнее место по гендерному разрыву: закрыто лишь 56,4% гендерного разрыва, что на 0,8 процентного пункта больше, чем в 2021 году. [ 1 ] В процентном отношении мужчины составляют около 51,46%, а женщины составляют около 48,54% от общей численности населения Пакистана . [ 2 ] Соотношение полов в Пакистане составляет 106,010, это означает, что на каждые 100 женщин в Пакистане приходится около 106 мужчин. [ 2 ] Гендерный разрыв в Пакистане включает сравнение гендерных различий в здравоохранении, образовании, правовых, экономических и политических аспектах.
Демографическое неравенство
[ редактировать ]Общий разрыв в численности населения
[ редактировать ]Предварительные результаты шестой переписи населения и жилищного фонда 2017 года показали, что в Пакистане проживает 106 449 322 мужчины, 101 314 780 женщин и 10 418 трансгендеров. В процентном отношении мужчины составляют 51%, женщины - 48,76%, а трансгендеры - 0,24% от общей численности населения Пакистана. Соотношение полов мужчин и женщин в Пакистане составляет 105,07, что означает, что в Пакистане на 100 женщин приходится 105 мужчин. [ 3 ]
По оценкам Всемирного банка на 2018 год, женщины составляют 48,54% населения Пакистана. [ 4 ]
Разрыв населения по возрастным группам
[ редактировать ]По оценкам 2018 года, соотношение полов при рождении составляет 1,05 мальчиков на каждую женщину. Он достигает максимума на уровне 1,08 мужчин/женщин в возрастной группе 25–54 лет и достигает самой низкой точки на уровне 0,87 мужчин/женщин в возрастной группе 65+ лет. [ 5 ]
Разрыв в населении по местоположению
[ редактировать ]Как свидетельствует перепись 2017 года, существует гендерный разрыв в демографии сельского и городского населения. Всего в сельской местности проживает 67 300 171 мужчин против 64 886 593 женщин (коэффициент: 1,03), а в городских районах - 39 149 151 мужчина против 36 428 187 женщин (коэффициент: 1,07). К провинциям/территориям с наибольшим заметным неравенством относятся Белуджистан (соотношение полов: 1,10) и Исламабад (соотношение полов: 1,11). [ 6 ]
Детоубийство, аборты по признаку пола и отказ от новорожденных
[ редактировать ]В Пакистане существует документально подтвержденная практика детоубийства женского пола , селективных абортов по признаку пола и отказа от новорожденных девочек. По данным Фонда Эдхи, в 2010 году в Пакистане было убито 1210 младенцев женского пола, а около 200 беременностей были прерваны по признаку женского пола, и до 90% младенцев, оставленных на попечение Фонда Эдхи, были девочками. [ 7 ] Более поздние сообщения подтвердили продолжающийся рост числа убийств младенцев женского пола. [ 8 ]
По словам Бонгаартса, [ 9 ] Пакистан занимает пятое место по соотношению полов при последнем рождении (SLRB), что может указывать на высокий уровень абортов по признаку пола. [ 10 ]
Неравенство в состоянии здоровья
[ редактировать ]Детская смертность
[ редактировать ]По данным Filmer & King, вероятность умереть в период от первого до пятого года жизни у девочки женского пола в Индии или Пакистане на 30-50% выше. [ 11 ] Эту разницу можно объяснить плохим питанием, отсутствием профилактической помощи и несвоевременным обращением за медицинской помощью. [ 12 ]
Использование здравоохранения
[ редактировать ]В соответствии с закономерностями, наблюдаемыми в Южной Азии, мужчины в Пакистане играют роль принятия решений в отношении доступа женщин к здравоохранению, включая использование ими медицинских услуг в случае чрезвычайной ситуации. [ 13 ] Культурные барьеры также включают ограничения на передвижение женщин без сопровождения мужчин. [ 14 ]
Образование
[ редактировать ]Образовательное неравенство
[ редактировать ]С более чем 22,8 миллионами детей в возрасте от 5 до 16 лет, не посещающими школу, Пакистан занимает второе место по количеству детей, не получающих формального образования. [ 15 ] Этот недостаток образования для детей в Пакистане, хотя и затрагивает всех детей, более выражен для девочек, поскольку они чаще бросают школу и становятся неграмотными. [ 16 ] создавая гендерный разрыв. Из 146 стран Пакистан занимает 135-е место по гендерному разрыву в уровне образования. [ 17 ] По оценкам 2015 года, только 45,8% женского населения грамотны по сравнению с 69,5% мужского населения. [ 18 ] Кроме того, 59% девочек по сравнению с 49% мальчиков перестают ходить в школу к моменту достижения шестого класса. [ 16 ] Ожидаемая продолжительность школьной жизни (количество лет обучения от начального до высшего) для девочек составляет 8 лет по сравнению с 9 годами для детей мужского пола. [ 19 ] По данным ЮНЕСКО за 2018 год, чистый охват начальным образованием составляет 61,61% для девочек и 73,37% для детей мужского пола. [ 20 ]

Хотя в Пакистане низкий уровень образования, гендерный разрыв в образовании также различается в зависимости от местоположения, поскольку в некоторых регионах различия в уровне образования и зачислении между девочками и мальчиками выше, чем в других. В сельской местности, где проживает около 68% населения страны, количество зачисленных мальчиков примерно в 1,5 раза превышает количество зачисленных девочек: 11,5 миллионов мальчиков и 7,6 миллионов девочек. [ 21 ] В городских районах количество зачисленных учащихся значительно меньше: количество зачисленных мальчиков в 1,1 раза превышает количество девочек: в школе учатся 7,5 миллионов мальчиков и 6,5 миллионов девочек. [ 21 ] В районах с низким уровнем охвата школьным образованием, таких как Белуджистан, большинство женщин никогда не посещали школу (около 70%), в то время как менее половины (40%) мужчин никогда не посещали школу. [ 22 ]
Причины гендерного неравенства в сфере образования
[ редактировать ]Существует множество факторов, которые способствуют большому гендерному разрыву в уровне образования в Пакистане. Бедность является серьезной проблемой в Пакистане: ожидается, что с 2018 года в бедности будут жить еще 3 миллиона человек, при этом около 22% населения живут за чертой бедности. [ 23 ] В результате проблемы бедности в Пакистане многие родители, особенно в сельских районах, где бедность более заметна, не могли позволить себе отправить своего ребенка в школу, поскольку начальное образование не было бесплатным. Однако, пытаясь увеличить охват образованием, правительство сделало образование бесплатным и обязательным для детей в возрасте от 5 до 16 лет. [ 24 ] Хотя это действительно увеличило количество маленьких детей, посещающих школу, расходы на форму, транспорт, а также школьные принадлежности по-прежнему оставались барьером в бедных районах, и правительство не обеспечило соблюдение обязательного аспекта начального образования. [ 16 ] Кроме того, у правительства низкий бюджет на образование: оно тратит всего около 2% от общего ВВП. [ 25 ] Из-за низких инвестиций в образование часто наблюдается нехватка государственных школ и, следовательно, ограниченный доступ к образованию. Более того, из-за этого дефицита во многих школах учится слишком много детей, и это может лишить родителей стимула отправлять своих детей в школу. [ 16 ] Поэтому многие бедные семьи не отправляют или не могут отправить своих детей, особенно дочерей, на образование, поскольку у них нет для этого средств.
Отсутствие охвата образованием, затрагивая как мальчиков, так и девочек, оказывает более заметное влияние на молодых девушек из-за социальной культуры и социальных норм. Пакистан — патриархальная страна, где существует множество традиционных социальных норм и стандартов. В результате этого многих женщин часто рассматривают и учат отвечать за частную сферу, тогда как от мужчин ожидается, что они будут выполнять функции общественной сферы. Поскольку образование рассматривается в первую очередь как способ получить хорошую работу и стабильный доход, многие семьи и родители не считают это применимым к своим дочерям, поскольку большинство женщин в Пакистане не имеют оплачиваемой работы и несут ответственность за уход за детьми. семья. [ 16 ] Кроме того, альтернативные издержки отправки дочерей в школу также могут стать препятствием для получения образования для девочек. Часто в пакистанском обществе большую часть работы по дому выполняют женщины, включая дочерей. Таким образом, отправление дочери в школу может снизить эффективность работы по дому во многих семьях. [ 25 ]
Экономическое неравенство
[ редактировать ]Экономическое участие
[ редактировать ]
С точки зрения экономического участия и возможностей, в Пакистане гендерный разрыв составляет 66,9%. [ 26 ] это означает, что мужчины имеют на 66,9% более высокий уровень экономического участия и возможностей в Пакистане. Рабочая сила в Пакистане сильно гендерна: женщины составляют около 22,63 процента, а мужчины составляют остальные 84,79 процента. [ 27 ] Хотя существует большой разрыв в гендерном составе рабочей силы,
В период с 1974 по 1975 год в составе рабочей силы было всего 1,3 миллиона женщин по сравнению с 17,9 миллиона мужчин, но в 2012-2013 годах в составе рабочей силы было 13,3 миллиона женщин по сравнению с 45,7 миллиона мужчин. [ 28 ] Однако Пакистан по-прежнему занимает низкое место с точки зрения гендерного равенства среди рабочей силы во всем мире.
Одним из факторов, влияющих на занятость, является брак: 60% неработающих женщин состоят в браке, в то время как только 17% неработающих мужчин состоят в браке. [ 29 ] Таким образом, семейное положение также влияет на гендерный разрыв в составе рабочей силы, поскольку все больше замужних женщин не делают оплачиваемую карьеру. Области, в которых работают мужчины и женщины, также различаются, поскольку большинство работающих женщин заняты в сельском хозяйстве, за ними следуют ремесленные услуги, а затем неквалифицированные рабочие. [ 29 ] Очень немногие женщины работают на профессиональных должностях, на которых в основном доминируют мужчины. [ 29 ] Профессиональное и управленческое участие женщин оставалось низким: женщины составляли лишь 7,4% специалистов STEM, работающих в этой области. Женщины, занятые в формальном

сектор также работал сверхурочно по сравнению с мужчинами, а женщины с 10-летним образованием и более были отмечены как имеющие высокий уровень неполной занятости или безработицы. [ 30 ] Труд по уходу за детьми был намеренно исключен из этого исследования. Доступ к физическому и финансовому капиталу значительно отстает от мужчин: только 5% женщин старше 15 лет имеют банковские счета по сравнению с 21% мужчин, согласно данным Отчет о состоянии экономического участия и расширения прав и возможностей женщин . Кроме того, только 2% женщин получили кредит в финансовом учреждении, 2% владели землей и 7,4% женщин имели совместную собственность на дом. [ 31 ]
Разрыв в заработной плате
[ редактировать ]По данным Международной организации труда, в Пакистане самый высокий разрыв в заработной плате в мире; женщины в Пакистане в среднем зарабатывают на 34% меньше, чем мужчины. [ 32 ] Женщины в Пакистане зарабатывают значительно меньше, чем их коллеги-мужчины: 16,3 процента их дохода. [ 27 ] Таким образом, ежемесячный доход пакистанских женщин составляет около 15-20 долларов США. [ 27 ] В отчете о глобальной заработной плате за 2018/2019 год также указано, что женщины в Пакистане составляют 90% из 1% нижних наемных работников в стране. [ 33 ]
Причины/последствия экономического гендерного разрыва
[ редактировать ]Поскольку в Пакистане много традиционных обществ, многие женщины в Пакистане выполняют неоплачиваемый труд в виде работы по дому и ухода за детьми. Поскольку из-за гендерных стереотипов эти задачи обычно поручаются женщинам, у многих женщин нет времени выполнять оплачиваемую работу помимо работы по дому. Однако эта домашняя работа не приносит дохода, и поэтому 47% женщин являются неоплачиваемыми семейными работниками. [ 29 ] Таким образом, гендерные стереотипы ограничивают не только экономическое участие женщин, но и их собственные экономические средства и возможности в виде денег. Кроме того, хотя женщины не имеют такого же уровня доходов, как мужчины из-за разницы в заработной плате и гендерных стереотипов, гендерный разрыв в образовании также ставит женщин в невыгодное положение, поскольку образование и занятость положительно коррелируют. [ 28 ] Более того, женщины, работающие без формального образования, вероятно, будут зарабатывать в 3,5 раза меньше, чем женщины с высшим образованием, или в 2 раза меньше, чем женщины с начальным образованием. [ 34 ] Таким образом, экономический гендерный разрыв и образовательный разрыв переплетаются, создавая цикл, в котором бедные женщины не получают формального образования, и это затем удерживает их в нищете.
Правовое неравенство
[ редактировать ]Требования к показаниям
[ редактировать ]Статья 25 Конституции Пакистана запрещает дискриминацию по признаку пола. [ 35 ] Однако согласно статье 17 Канун-и-Шахдат (1984 г.) показания женщин приравниваются к половине показаний мужчин. [ 36 ]
Право на развод
[ редактировать ]Мусульманские женщины в Пакистане имеют право на получение хулы , и в этом случае они могут лишиться своего приданого. [ 37 ] но не имеют права на развод, если это не делегировано им мужем при подписании брачного договора. [ 38 ] В отношении права мужчин на развод такого ограничения не существует.
Политическое неравенство
[ редактировать ]Голосование
[ редактировать ]
Женщины в Пакистане на протяжении веков не имели доступа к избирательному праву, но получили это право в 1956 году. [ 39 ] [ 40 ] Однако в некоторых частях страны существовали местные запреты, которые не позволяли женщинам голосовать; кроме того, технические предпосылки, такие как регистрация CNIC для голосования, имели непредвиденные последствия, лишая избирателей-женщин избирательных прав в тех регионах, где члены семьи мужского пола не одобряют получение родственниками-женщинами CNIC. [ 41 ] CNIC — это национальное удостоверение личности в Пакистане, которое можно выдать после того, как человеку исполнится 18 лет. CNIC — это компьютеризированное удостоверение личности.
версию карты и требуется для всех, кто хочет проголосовать в Пакистане. CNIC включает базовую информацию, такую как имя гражданина, фотографию, отпечаток большого пальца, возраст и имя отца (или мужа) для женщин. Хотя CNIC доступна как мужчинам, так и женщинам, получение CNIC является большим препятствием для женщин, поскольку все больше женщин не получают карту, потому что у них нет поддержки со стороны семьи или мужей. [ 42 ]
Хотя разрыв сокращается, поскольку в 2008 году был 31 избирательный участок, на котором ни одна женщина не пришла проголосовать. [ 42 ] а затем на всеобщих выборах 2013 года было 13 избирательных участков, где ни одна женщина не пришла голосовать в день голосования, этот разрыв все еще заметен. [ 43 ] На выборах 2018 года разрыв между избирателями мужского и женского пола составил 12,5 миллиона человек. Согласно окончательным спискам Избирательной комиссии Пакистана за 2018 год, только 44,1% зарегистрированных избирателей в Пакистане составляли женщины. [ 44 ] Гендерный дисбаланс в списках избирателей увеличился с 10,97 процента на всеобщих выборах 2013 года до 12,49 процента на выборах 2018 года. Этот гендерный разрыв является самым большим в провинции Белуджистан (15,65 процента), за которой следуют Хайбер-Пахтунхва (ХП) (13,65), Синд (11,02 процента) и Пенджаб (11,095 процента). Около 65% округов Национальной ассамблеи имели гендерный разрыв более 10%, особенно в Пенджабе и Хайбер-Пахтунхве. [ 45 ] По оценкам, из-за гендерного разрыва в регистрации CNIC потребуется около 18 лет, чтобы исправить этот разрыв и обеспечить равное количество голосов между мужчинами и женщинами. [ 42 ]
Представительство в правительстве
[ редактировать ]
Политическое представительство Пакистана состоит в основном из мужчин, и лишь немногие женщины избираются в Национальное собрание. Чтобы преодолеть этот разрыв, Пакистан ввел гендерную квоту в виде зарезервированных мест. Конституция Пакистана требует, чтобы 17% мест в Национальной ассамблее были зарезервированы для женщин. [ 46 ] В период с 2017 по 2018 год женщины составляли 20% парламента и Национального собрания. Внедрение женщин в политику также оказало большое влияние на законодательное поведение в пакистанской политике: в 2017-2018 годах, когда было 20% избранных женщин, они внесли в повестку дня в среднем 25 пунктов против в среднем 6 пунктов, внесенных мужчинами. Парламентарии. Женщины-законодатели в среднем также присутствовали на большем количестве заседаний как Сената, так и Национальной ассамблеи (64% и 67% соответственно), чем коллеги-мужчины за тот же период (59% и 54% соответственно). [ 47 ]
Причины разрыва
[ редактировать ]Социальное признание политики как части общественной сферы, которая считается обязанностью мужчины, оказалось препятствием для участия женщин и их избрания на должность. [ 48 ] Многим женщинам трудно попасть на государственную должность, поскольку она считается мужской сферой, подходящей для мужчин и непригодной для женщин. Таким образом, эти социальные стигмы и социальные нормы заставляют женщин чувствовать себя отделенными от политики в целом. Кроме того, традиционная культура Пакистана обычно делегирует домашние обязанности женщинам, как упоминалось ранее. Таким образом, многим женщинам трудно найти время для участия в выборах, и их обвиняют в том, что они пренебрегают своими детьми и домом в стремлении сделать политическую карьеру. [ 48 ] Еще один разрыв заключается в гендерном составе партийных лидеров. В Пакистане всю партийную элиту и лидеров составляют мужчины, которые иногда оставляют женщин-кандидатов в стороне от принятия важных решений и с меньшей вероятностью поддерживают кандидата-женщину. [ 48 ] Кроме того, в Пакистане мужчин и женщин обычно держат раздельно в определенных общественных местах, например, может быть две очереди для голосования: одна для мужчин и женщин. Это обеспечивает защиту и комфорт граждан. Однако в некоторых правительственных учреждениях не имеется адекватных помещений для женщин, поскольку там нет определенных помещений, предназначенных для женщин, таких как зона для посещения женщин. [ 48 ]
Культурное неравенство
[ редактировать ]Участие СМИ
[ редактировать ]По данным Федерального союза журналистов, женщины составляют менее 5% журналистов в Пакистане. [ 49 ]
Индексы гендерного равенства
[ редактировать ]Значение индекса гендерного развития для Пакистана составляет 0,750, что делает его одним из самых низких в регионе Южной Азии. По состоянию на 2017 год Пакистан в Индексе гендерного неравенства занимает 133-е место из 160 стран. [ 50 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет о глобальном гендерном разрыве 2022» . Всемирный экономический форум . Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Демография Пакистана в 2021 году — СтатистикаTimes.com» . statstimes.com . Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ «Перепись населения 2017: мужчин в Пакистане больше, чем женщин | Samaa Digital» .
- ^ «Население, женщины (% от общей численности населения) | Данные» .
- ^ «Полевой список :: Соотношение полов — Всемирная книга фактов — Центральное разведывательное управление» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2020 г. Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Статистическое бюро Пакистана. «Результаты районной переписи населения 2017 года» (PDF) . Перепись населения и жилищного фонда 2017 : 1.
- ^ «Нежеланные жизни» . 30 декабря 2018 г.
- ^ «В Пакистане растет число детоубийств» .
- ^ Бонгаартс, Джон (июнь 2013 г.). «Реализация предпочтений потомства мужского пола». Обзор народонаселения и развития . 39 (2): 185–208. дои : 10.1111/j.1728-4457.2013.00588.x .
- ^ Заиди, Батул; Морган, С. Филип (декабрь 2016 г.). «В поисках сыновей: дополнительные роды или аборты по признаку пола в Пакистане?» . Обзор народонаселения и развития . 42 (4): 693–710. дои : 10.1111/padr.12002 . ПМК 5382870 . ПМИД 28392607 .
- ^ Гендерное неравенство в Южной Азии: сравнение между странами и внутри стран (PDF) . Рабочие документы политических исследований. Всемирный банк. 30 ноября 1999 г. doi : 10.1596/1813-9450-1867 .
- ^ Фикри, Фариал Ф; Паша, Омрана (3 апреля 2004 г.). «Роль гендера в неравенстве в отношении здоровья: контекст Южной Азии» . БМЖ . 328 (7443): 823–826. дои : 10.1136/bmj.328.7443.823 . ПМЦ 383384 . ПМИД 15070642 .
- ^ Шейх, БТ; Хэтчер, Дж. (1 марта 2005 г.). «Поведение в обращении за медицинской помощью и использование медицинских услуг в Пакистане: вызов политикам» . Журнал общественного здравоохранения . 27 (1): 49–54. doi : 10.1093/pubmed/fdh207 . ПМИД 15590705 .
- ^ Мумтаз, Зубия; Салуэй, Сара (2005). « Я никогда никуда не хожу»: выявление связей между мобильностью женщин и обращением за услугами репродуктивного здоровья в Пакистане». Социальные науки и медицина . 60 (8): 1751–1765. doi : 10.1016/j.socscimed.2004.08.019 . ПМИД 15686807 .
- ^ «Образование | ЮНИСЕФ Пакистан» . www.unicef.org . Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и « Что мне: кормить свою дочь или давать ей образование » ? Хьюман Райтс Вотч . 2018-11-12.
- ^ «Отчет о глобальном гендерном разрыве 2022» . Всемирный экономический форум . Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ «Полевой список :: Грамотность — Всемирный справочник — Центральное разведывательное управление» . Архивировано из оригинала 29 марта 2020 г. Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ «Полевой список:: Ожидаемая продолжительность школьной жизни (от начального до высшего образования) — Всемирный справочник фактов — Центральное разведывательное управление» . Архивировано из оригинала 14 января 2020 г. Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ «Пакистан | СИЮ ЮНЕСКО» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2019 г. Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Чаудри, Имран Шариф (2007). «Гендерное неравенство в образовании и экономическом росте: пример Пакистана». Пакистанский горизонт . 60 (4): 81–91. JSTOR 41500094 .
- ^ «Накормить ли мне дочь или дать ей образование?» . Хьюман Райтс Вотч . 12 ноября 2018 г.
- ^ фургон (03.05.2021). «Пакистан: Бедность» . Азиатский банк развития . Проверено 03 мая 2023 г.
- ^ «Глава 1: «Основные права» Части II: «Основные права и принципы политики» » . www.pakistani.org . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Почему гендерное равенство в базовом образовании в Пакистане? . ЮНЕСКО. 2010. ISBN 978-969-8035-09-9 .
- ^ «Отчет о глобальном гендерном разрыве 2022» . Всемирный экономический форум . Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «ООН-женщины Пакистана» . «ООН-женщины» – Азиатско-Тихоокеанский регион . Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Сабир, Мухаммад (2015). «Гендерное неравенство в участии в рабочей силе: эмпирическое исследование» . Обзор развития Пакистана . 54 (4): 551–564. дои : 10.30541/v54i4I-IIpp.551-565 . JSTOR 43831340 . S2CID 157477655 .
- ^ Jump up to: а б с д Наджам-ус-Сакиб; Ариф, генеральный менеджер (2012). «Бедность времени, статус занятости и гендер: пример Пакистана» . Обзор развития Пакистана . 51 (1): 23–46. дои : 10.30541/v51i1pp.23-46 . JSTOR 23733822 .
- ^ «Занятость и заработок» .
- ^ Структура «ООН-женщины» в Пакистане (2016 г.). «Отчет о состоянии [так в оригинале] экономического участия и расширения прав и возможностей женщин» . ООН-женщины : 3.
- ^ «Отчет о заработной плате в мире за 2018–2019 гг.: Что стоит за гендерным разрывом в оплате труда» . 28 ноября 2018 г.
- ^ Глобальный доклад о заработной плате 2018/19: что стоит за гендерным разрывом в оплате труда . Международная организация труда. 2018. ISBN 9789220313473 .
- ^ Идрис, Мухаммед; Шах, Анвар (2018). «Эмпирический анализ образовательного неравенства в Пакистане». Экономический и социальный обзор Пакистана . 56 (2): 313–324. JSTOR 26842689 .
- ^ Конституция Пакистана na.gov.pk [ нужна страница ]
- ^ «Кажется, мы не можем найти эту страницу – Равенство сейчас» . 3 ноября 2021 г.
- ^ «Закон Хула в исламском праве и правовой системе Пакистана» . 16 декабря 2015 г.
- ^ "Председатель CII разъясняет заявление по новому документу о браке" .
- ^ Бьюкенен, Келли (3 марта 2015 г.). «Женщины в истории: избирательные права | In Custodia Legis» . Библиотека Конгресса . Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ «Сложное состояние избирательного права женщин в Пакистане» . 17 сентября 2018 г.
- ^ «Почему сохраняются запреты на голосование женщин по всему Пакистану» . 27 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Стоун, Мейган; Фогельштейн, Рэйчел; Биджио, Джамиль; Леммон, Гейл Цемах; Бро, Александра; Аллен, Бекки; Хейманн, Джоди (2018). «Где женщины на выборах в Пакистане на этой неделе?». Женщины и закон : 20–24. JSTOR resrep29886.7 .
- ^ «Уроки того, как женщины голосовали в 2018 году» . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ «Количество зарегистрированных избирателей в 2018 году выросло на 23% по сравнению с прошлыми всеобщими выборами» . 23 мая 2018 г.
- ^ «Уроки того, как женщины голосовали в 2018 году» . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ «|Международная ИДЕЯ» . www.idea.int . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Отчет о работе женщин-законодателей FAFEN за 2017–2018 годы (PDF) . ФАФЕН. п. 2.
- ^ Jump up to: а б с д Закар, Рубина; Закар, Мухаммад Закриа; Хамид, Накиб (3 апреля 2018 г.). «Учет гендерной проблематики в политике: взгляд женщин-политиков из Пакистана». Азиатский журнал женских исследований . 24 (2): 224–245. дои : 10.1080/12259276.2018.1464109 . S2CID 158956759 . ПроКвест 2289564261 .
- ^ «Неравенство производства и потребления: культурная социология культурных индустрий» (PDF) . Культурсоциология . 11 (3): 271–282. Сентябрь 2017 г. doi : 10.1177/1749975517712465 . S2CID 73610491 .
- ^ Страновые заметки undp.org