Замок Иссонь
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2008 г. ) |

Замок Иссонь — замок в Иссони , в нижней части долины Аосты , на северо-западе Италии . Это одна из самых известных усадеб региона, расположенная на правом берегу Дора Балтеа, в центре жилого района Иссонь. Будучи дворянской резиденцией эпохи Возрождения, замок совершенно отличается от строгого замка Веррес , который расположен в Верресе , на противоположном берегу реки.
Замок Иссонь примечателен своим фонтаном в виде гранатового дерева и богато украшенным портиком, редким образцом средневековой альпийской живописи, с фресковым циклом сцен повседневной жизни позднего средневековья.
История
[ редактировать ]Средний возраст
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о замке Иссонь содержится в папской булле, изданной папой Евгением III в 1151 году, где упоминается укрепленное здание в Иссони, принадлежавшее епископу Аосты . Некоторые стены, обнаруженные в подвалах нынешнего замка, могут свидетельствовать о наличии на этом месте римской виллы I века до нашей эры.
Напряженность между епископом Аосты и семьей Де Верресио, лордами соседнего города Веррес , достигла точки кипения около 1333 года, когда замок Иссонь, резиденция епископа, подвергся нападению и пострадал от пожара. Иссонь оставался резиденцией епископа до 1379 года, когда епископ Аосты подчинился юрисдикции тогдашнего сеньора Верреса Иблета Шалланского . Иблето превратил епископскую цитадель в элегантную княжескую резиденцию в готическом стиле с рядом башен и зданий, окруженных стеной.
Когда Ибле умер в 1409 году, вражда и замок Иссонь перешли к его сыну Франциску Шаллану (по-французски: Франсуа де Шаллан ), [1] титул графа Шаллана который в 1424 году получил от герцога Савойского . Франческо умер в 1442 году, не оставив наследника мужского пола. Длительная борьба за престолонаследие между дочерью Франческо Екатериной Шаллан и ее двоюродным братом Джеймсом Шаллан-Эмавиль (по-французски: Жак де Шаллан-Эмавиль ) была выиграна Джеймсом, который, таким образом, стал вторым графом Шаллан и новым лордом Иссони.
Ренессанс
[ редактировать ]Примерно с 1480 года дальнейшие изменения были внесены в замок сыном Джеймса Луиджи ди Шаллан и продолжены после его смерти в 1487 году его двоюродным братом, настоятелем Жоржем де Шаллан-Варе (по-французски: Жорж де Шаллан-Варе ), которому жена Джеймса Маргарита де ла Шамбр передала опеку над его сыновьями Филибером и Шарлем. Джордж приказал возвести новые крылья, чтобы соединить уже существующие здания, объединив комплекс в единую подковообразную форму, окружающую центральный двор. К этому периоду относятся украшения портика и знаменитый гранатовый фонтан. Замок принимал многих выдающихся гостей, в том числе будущего императора Сигизмунда Люксембургского , вернувшегося в Германию в 1414 году, и короля Франции Карла VIII в 1494 году.
Работы над замком закончились со смертью Жоржа Шаллана в 1509 году. Филибер Шаллан стал новым лордом Иссони и сделал замок резиденцией для себя, своей жены Луизы д'Арберг и сына Рене Шаллана , при котором Замок достиг своего величайшего великолепия и имел богатый и изысканный двор.
Упадок и возрождение
[ редактировать ]Ренато ди Шаллан после своей смерти в 1565 году не оставил наследника мужского пола. Его владения перешли к Джованни Федерико Мадруццо , мужу дочери Рене Изабеллы, что привело к спору о наследстве между семьей Мадруццо и кузенами Изабель из семьи Шаллан, который длился более года. век. Власть над Иссонью и его замком перешла от семьи Мадруццо к семье Ленонкур, затем в 1693 году к Кристине Мауриции дель Карретто ди Балестрина и, наконец, была возвращена семье Шаллан в 1696 году.
В 1802 году умер последний граф Шаллан, Джулио Джачинто, и семья Шаллан прекратила свое существование. Замок, заброшенный уже несколько лет, пришел в упадок, а его мебель была вывезена. В 1872 году владелец замка барон Мариус де Вотелере был вынужден продать его на аукционе. Его приобрел туринский художник Витторио Авондо , который отреставрировал его, снабдив частью оригинальной мебели, купленной на антикварном рынке, а также копиями мебели того периода. Авондо подарил замок итальянскому государству в 1907 году; в 1948 году он перешел в регион Валле-д'Аоста .
Замок можно посетить с экскурсией.
Интерьер замка
[ редактировать ]Внешне Замок выглядит как укрепленная резиденция довольно невзрачного вида, без особого декора, с угловатыми башенками, немного выше остального здания. Замок расположен в центре жилого района Иссонь.
Замок построен в форме четырехугольника, три стороны которого занимают здание, а четвертая, ориентированная на юг, представляет собой Итальянский сад , окруженный окружающей стеной.
Двор и портик
[ редактировать ]Внутренний двор, заключенный с трех сторон здания, и сад составляют одно из самых интересных пространств замка. Когда-то в это место можно было попасть, пройдя из сельской местности через главные ворота и под портиком. Сегодня по практическим соображениям используется дополнительный вход с западной стороны. Этот вход выходит на обширное поле.
На фасадах, выходящих во двор, можно найти так называемый «Miroir pour les infants de Challant», серию геральдических гербов с фресками, на которых изображены различные ветви семьи Шаллан и основные супружеские союзы дома. «Мируар» был создан для того, чтобы сохранить запись семейной истории и передать ее будущим поколениям. С другой стороны, окружающая стена сада была украшена монохромными изображениями легенд и героев древности, ныне, к сожалению, почти полностью стертыми.
В центре двора находится знаменитый «гранатовый фонтан». Из восьмиугольной каменной чаши фонтана вырастает гранатовое дерево из кованого железа, из которого бьют струи воды. Как ни странно, хотя под плодом дерева явно следует понимать плод граната, листья, возможно, по символическим причинам, задуманным художником, принадлежат другому дереву - дубу. Жорж Шаллан, вероятно, построил фонтан в качестве свадебного подарка на свадьбу своего фаворита Филибера Шалланского, когда Филиберт женился на Луизе д'Арберг в 1502 году. Похоже, что дерево следует понимать символически как выражение желания объединить плодородие и единство семьи, представленной гранатом, с его плодами, наполненными семенами, с силой и древностью, символизируемыми дубом. Среди ветвей гранатового дуба, которые несколько трудно различить, были вставлены крошечные драконы.
Восточную сторону двора занимает портик с круглыми арками и крестовыми сводами. Главный вход в замок выходит на этот портик, и в наши дни из этого портика можно попасть и во внутреннюю часть здания. Геометрический декор оребрения крестовых сводов типичен для норм XV века.
Люнеты портика украшены фресками, дающими реалистичное и юмористическое изображение сцен повседневной жизни и ремесел того периода. Они представляют собой важное иконографическое свидетельство жизни пятнадцатого и шестнадцатого веков. В «люнете караульного дома» изображены солдаты в сопровождении проституток, сидящие за столом и намеревающиеся играть в карты или трик-трак. Их оружие и доспехи (в том числе кирасы, арбалеты и алебарды) висят на стойке, прикрепленной к стене. В «люнете пекарни» недавно замешанный хлеб помещают в печь; мясник переворачивает мясо на вертеле, а кот пытается его украсть. В «люнете портновской лавки» измеряют и вырезают куски ткани, а на полках в задней части аптекарской лавки выставлены многочисленные баночки с травами и другими лекарствами. «Люнет рынка» показывает рынок фруктов и овощей, заполненный многочисленными покупателями и продавцами, одетыми в костюмы того периода. Наконец, в «люнете лавки мелких товаров» некоторые формы типичного Фонтина Показаны сыры ; они считаются старейшими изображениями этого сыра.
Помимо своей эстетической функции, эти фрески, вероятно, имеют праздничную функцию и, вероятно, призваны показать изобилие и мир, достигнутые в регионе благодаря руководству владельца замка. Весь цикл был приписан художнику, известному как «мэтр Колен», из-за граффито в «люнете караульного помещения», которое идентифицирует «магистра Коллинуса» как автора работы. Этот же художник известен как автор некоторых картин в часовне на первом этаже Замка.
Первый этаж
[ редактировать ]Всего в замке около пятидесяти комнат, но с экскурсией можно посетить только около десяти из них. Дверь в портике ведет в столовую, крытую сводом и обставленную мебелью девятнадцатого века, которую Витторио Авондо изготовил по образцам эпохи Возрождения. Столовая соединялась с кухней посредством служебного люка. Кухня разделена на две части деревянной решеткой, образуя два отдельных пространства, вероятно, изначально предназначенных для приготовления разных блюд. Большая часть, примыкающая к столовой, оборудована большим камином и духовкой, а меньшая часть включает камин меньшего размера и раковину.
На северной стороне, рядом с лестницей, ведущей на второй этаж, находится так называемый «зал правосудия» или «нижние залы», главное презентационное пространство замка. Это большой зал прямоугольного плана, стены которого полностью покрыты фреской, фиктивная лоджия с колоннами из мрамора, алебастра и прозрачного хрусталя. Представлены сцены охоты, куртуазной жизни и северные пейзажи. Цикл декорирования завершается судом Парижа, на котором заказчик произведения Жорж Шаллан фактически представлен как Париж. Фрески этого зала, завершенные, вероятно, до смерти Жоржа де Шаллана в 1509 году, приписываются мастеру Вюллерина, художнику, предположительно принадлежавшему к франко-фламандской школе, о чем можно судить по присутствию в пейзажах домов с остроскатными крышами и ветряными мельницами, типичными для Северной Европы. Мастер Виллерина также является автором «ex voto» для коллегиальная церковь Святого Урса в Аосте. Потолок деревянный, фермы остались открытыми. Вдоль стен по длинным сторонам зала расположены резные деревянные киоски, воссозданные в девятнадцатом веке оригиналы поздней готики, хранящиеся в Городском музее древнего искусства Турина . Заднюю стену зала пронизывает большой каменный камин, украшенный грифоном и львом, которые высоко держат герб семьи Чаллан.
В других помещениях первого этажа, которые нельзя посещать, расположены аптека замка, служебные помещения для кухни (включая небольшой товарный магазин), комната для заключенных, комната, отведенная для паломников, и помещения для сокольничих, охранников, а также другие служебные помещения.
Первый этаж
[ редактировать ]На первом этаже замка расположены покои господ поместья. Их также адаптировал Витторио Авондо, когда он приобрел замок в 19 веке, для личного пользования. На этот этаж можно попасть по каменной винтовой лестнице, примыкающей к «залу правосудия». Эта же винтовая лестница обеспечивает доступ как в помещения первого этажа, так и непосредственно во двор. Лестница состоит из ряда каменных ступеней трапециевидной формы. Более широкая часть ступени замурована в стену, а более узкая завершена цилиндрическим элементом. Перекрывающиеся вертикально в несколько ступеней, эти цилиндрические элементы образуют центральную колонну, которая придает лестнице значительную статическую прочность. Потолок пандуса создается за счет того, что нижняя поверхность верхних ступенек остается открытой, что создает вид непрерывной ленты, которая затягивается при подъеме по лестнице.
Одна из первых комнат, с которыми сталкивается человек, поднимаясь по лестнице, — это так называемая «палата Маргариты де ла Шамбр». Сначала это была отдельная комната Маргариты де ла Шамбр, жены Луиджи де Шаллан, а затем Менсии де Браганса, жены Рене де Шаллан. Комната покрыта деревянным потолком с открытыми фермами. В верхней части стены, в промежутках между открытыми фермами, можно найти фриз с изображением рук Маргариты. Обстановка комнаты включает большой каменный камин и кровать с балдахином, копию оригинала девятнадцатого века, находящегося в замке Юссель .
Рядом со спальней находится частная молельня Маргариты де ла Шамбр, небольшая квадратная комната, покрытая крестовым сводом. Эта оратория полностью покрыта фресками со сценами Успения Богородицы , мученичества Святой Екатерины и Святой Маргариты . На одной из этих фресок изображена сама Маргарита, молящаяся в компании двух невесток и трех сыновей. Весь цикл был перекрашен в 1936 году.
Рядом с комнатой Маргариты, куда можно попасть либо через нее, либо по лестнице, находится большой прямоугольный зал, покрытый деревянным потолком, который в описи, составленной после смерти Ренато ди Шаллан, называется «chambre de Savoie» («Савойская палата»). в 1565 году. В задней части этого зала находится большой каменный камин, на котором изображен герб семьи Савой , в честь которого первоначально была названа комната, а также объединенный герб семей Шаллан и Ла Палуд, объединенных в силу о свадьбе Амадея де Шаллан-Варей и Анны де ла Палю, родителей приора Жоржа де Шаллан. Обстановка этой комнаты отражает ее организацию в девятнадцатом веке Витторио Авондо, который продемонстрировал ему свою коллекцию старинного оружия и доспехов; по этой причине комнату назвали «оружейным залом». Завершает обстановку комнаты серия предметов мебели, представляющих собой копии оригиналов поздней готики XIX века.
Последнее помещение, которое можно посетить на первом этаже, — это часовня, расположенная в восточном крыле замка, над портиком внутреннего двора. Это длинное и узкое помещение, покрытое рядом крестовых сводов, делящих пространство на пять пролетов. Деревянные перила разделяют комнату на два пространства, вероятно, отделяя вельмож от их служб. Деревянные киоски в этой комнате, расположенные у стены, представляют собой копии девятнадцатого века, изготовленные Витторио Авондо, а крылатый алтарь является оригинальным для Замка и был построен в начале шестнадцатого века. Эйвондо выкупил этот алтарь обратно на антикварном рынке после того, как его продали предыдущие владельцы поместья. Крылья полиптиха и фрески капеллы, изображающие сцены Рождества Христова , Пророков, Апостолов и Учителей Церкви , приписывают мэтру Колену, тому же художнику, который создал люнеты портика во дворе. и который работал над украшением коллегиальной церкви Святого Урса в Аосте, настоятелем которой был Георгий Шаллан.
Среди помещений, которые нельзя посетить во время экскурсии, — личные покои Рене де Шаллан, его дочерей Филиберты и Изабеллы, кардинала Кристофоро Мадруццо (дяди Джованни Федерико Мадруццо, мужа Изабеллы ди Шаллан), а также их прихожие и места доступа.
Второй этаж
[ редактировать ]На второй этаж можно попасть, продолжая подниматься по каменной винтовой лестнице. Помещениям Маргариты де ла Шамбр соответствуют помещения, предназначенные для Жоржа де Шаллана. Одна из комнат Джорджа, также известная как «Комната Сен-Мориса». [2] из-за кессонного потолка, в сундуках которого находится крест ордена кавалеров Святого Мориса , он обставлен так, как и убранство комнаты Маргариты под ним. В комнате есть кровать с балдахином шестнадцатого века, а также комод и комод, изготовленные в девятнадцатом веке по указанию Авондо, но в стиле поздней готики. Комнату согревает большой каменный камин, украшенный гербом Георга Шалланского, которого поддерживают грифон и лев.
Из комнаты Жоржа Шаллана можно попасть в его частную молельню, снова расположенную в соответствии с комнатой Маргариты. Это тоже небольшое помещение четырехугольного плана, покрытое крестовым сводом и полностью расписанное фресками. Фрески, работа того же анонимного северного художника, который украсил часовню Маргариты, изображают сцены распятия, пьеты и погребения Христа. Георгий, заказчик работы, изображен стоящим на коленях у подножия креста. Как и многие другие картины в усадьбе, фрески Георгиевского ораторского искусства были перекрашены во время реставрации в 1936 году.
С главной лестницы можно попасть в так называемый «Зал короля Франции», расположенный рядом с покоями Георга Шаллана и над «гербовым залом». Его название, по-видимому, произошло от того, что, вероятно, это была комната, в которой останавливался Карл VIII Французский во время своего путешествия через Италию в 1494 году. В шестнадцатом веке это была свадебная палата Рене де Шаллана и его жены Менсии.
Комната покрыта кессонным потолком и обогревается камином, украшенным лилиями королевского герба Франции. Комната обставлена мебелью, частично выкупленной Авондо, как, например, кровать с балдахином и подлокотниками филиала Шаллан-Эмавиль, приобретенной у крестьянина из Юсселя , а частично - реконструкцией девятнадцатого века.
Пройдя через комнату короля Франции и ряд проходных комнат, можно попасть в «Палату Башни», расположенную в северо-западном углу поместья в самой древней части замка. Из разных окон комнаты открывался вид на замки Арнад и Веррес, а также на замок Виллы в Халланде . Вероятно, это помещение использовалось как сигнальная вышка. В случае опасности лорды поместья могли бы найти более безопасное убежище в более легко защищаемом замке Веррес .
Чтобы попасть в последнюю комнату на этом этаже, которую можно посетить, необходимо пройти через лоджию, покрытую крестовым сводом. Эта последняя комната расположена на юго-западной оконечности замка. В описи 1565 года она названа «Палатой императора», вероятно, в честь пребывания императора Сигизмунда Люксембургского в 1414 году. Комната теперь называется «Палатой маленькой графини» в честь графини. Изабель де Шаллан, дочь Рене де Шаллан и Менсии де Браганса. Он оборудован кроватью тирольского происхождения шестнадцатого века, реконструированной мебелью, заказанной Авондо в девятнадцатом веке, и каменным камином, украшенным гербом Георга Шаллана.
В восточном крыле замка, которое запрещено посещать, находится лоджия с крестовым сводом, расположенная в месте, соответствующем часовне, несколько комнат и подъездов, а также лестница, ведущая на крышу замка. . По легенде, в лунные ночи на крыше появлялся призрак Бьянки Марии Гаспардоне. Гаспардоне была первой женой Рене Шаллана. Гаспардоне отказалась от брака с Рене всего через несколько месяцев, устав от длительного отсутствия мужа. Впоследствии она была приговорена к смертной казни за организацию убийства своего бывшего любовника Ардиццино Вальперги доном Пьетро ди Кардона, ее тогдашним любовником; она была казнена в Милане в 1526 году. [3]
Граффити
[ редактировать ]Одной из характерных особенностей замка Иссонь, помимо знаменитых фресок и гранатового фонтана, являются многочисленные граффити, оставленные на протяжении веков посетителями и гостями замка, самими слугами и лордами поместья. . Эти граффити сохранились, поскольку замок никогда не претерпевал серьезных изменений, и они представляют собой ценное свидетельство о повседневной жизни в замке. Эти граффити, обычно выгравированные на стенах, присутствуют по всему замку, но особенно заметны на портике внутреннего двора, в коридорах и в проемах дверей и окон.
Граффити в основном написаны на французском или латыни, и среди них можно найти размышления посетителей о том, как им грустно или радостно покидать замок, множество граффити о жизни и деньгах, признания в любви и насмешливые насмешки. На фресковых люнетах портика помимо подписи художника мастера Колена даны комментарии к той или иной из изображенных профессий, а в галерее, ведущей от «Комнаты Маленькой графини», можно прочитать эпитафию. в связи со смертью графа Рене де Шаллан («XI июля 1565/obiit Renatus/comes de Challant», т. е. «11 июля 1565 года умер Рене, граф Шаллан») и выражения печали по случаю годовщины этой даты.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исторические заметки: Расцвет поздней готики (на итальянском и французском языках) Région Autonome Vallée d'Aoste - Автономный регион Валле д'Аоста. По состоянию на ноябрь 2013 г. «Заметки по истории: расцвет поздней готики».
- ↑ La Veillà du Val d'Aoste. Архивировано 23 ноября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Фернандо Нери, Storia e Poesia (Турин: Кьянторе, 1944), глава 3 «Графиня Шаллан», стр. 87–88.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Замок Иссонь - Официальный сайт туристического бюро Валле-д'Аоста