Сансукуми-кен
Сансукуми-кэн (三すくみ拳) — это категория восточноазиатских ручных игр, в которых используются три жеста руками. Игры Кена пережили в Японии период упадка после Второй мировой войны . Одной из немногих сохранившихся игр сансукуми-кэн является джан-кэн, которая была завезена на Запад в 20 веке как камень-ножницы-бумага .
История
[ редактировать ]Восточная Азия имеет долгую историю ручных игр, которые в Японии известны как игры кен . Кен был завезен в Японию в 17 веке как китайская питьевая игра. [1] Помимо выпивки, в борделях были популярны игры с кенами как форма прелюдии. [2] Самые ранние японские игры кен называются Нагасаки-кен или Киё-кен из-за убеждения, что игры кен были впервые популяризированы китайской общиной в Нагасаки. [3] Kensarae sumai zue , справочник по играм в кен, выпущенный в 1809 году, содержит речь, зачитанную судьями турниров по кен , в которой резюмируется история кен . В речи кэн рассказывается как игра, в которую императоры древнего Китая играли во время пьянок. В нем рассказывается традиционная история о происхождении кэна в Японии. Действие этой истории происходит в квартале красных фонарей Маруяма в Нагасаки примерно за 150 лет до публикации справочника. После пиршества и танцев китайцы устроили вечеринку в Маруяме и провели первый в Японии турнир по кен. Гости вечеринки соревновались до тех пор, пока не были выбраны пять лучших игроков в кен, которым были вручены дорогие призы. В речи никогда не поясняется важность вечеринки, но эта история полезна для понимания культурной основы кен-игр. [4]
Игры Кена, в которые играют тремя жестами рук, стали популярными в 18 веке. Их назвали сансукуми-кен , что переводится как «кен из троих, боящихся друг друга». [5] Самая старая сансукуми-кен игра — муси-кен (虫拳), игра родом из Китая. В муси-кен «лягушка», представленная большим пальцем, побеждает «слизняка», представленного мизинцем, который, в свою очередь, побеждает «змею» (蛇), представленную указательным пальцем, которая побеждает «лягушку». (蛙). [6] Хотя эта игра была импортирована из Китая, японская версия отличается представленными животными. При внедрении игры оригинальные китайские иероглифы , обозначающие многоножку или многоножку (蚰蜒), очевидно, были перепутаны с иероглифами, обозначающими «слизень» (蛞蝓). Многоножка была выбрана из-за китайской веры в то, что многоножка способна убить змею, забравшись и проникнув ей в голову. [7]
Самой популярной игрой сансукуми-кен в Японии была кицунэ-кен (狐拳), также известная как тохатикэн (東八拳). [8] В игре сверхъестественная лисица по имени кицунэ (狐) побеждает главу деревни, глава деревни (庄屋) побеждает охотника, а охотник (猟師) побеждает лису. Отличительной особенностью кицунэ-кен является то, что в игре используются жесты обеими руками. [9] Игра на раздевание чонкина — это разновидность кицунэ-кен, в которой игроки снимают одежду каждый раз, когда проигрывают раунд. [10]
Современные версии
[ редактировать ]Игры Кена превратились из питьевых игр, в которые играют взрослые, в детские игры. Несколько японских писателей отметили наблюдение, что дети играли в игру, когда-то связанную с борделями. [11] Автор эссе «Асукава» в «Бунка 7» увещевает детей играть в игры с руками. Он сказал следующее: «В прежние времена дети играли в верховую езду на красной ракушке или дрались с панцирем мидий. Из сегодняшних детей никто не знает этих игр. Игры, в которые дети играют, когда собираются вместе, - это « старик идет в гору рубить дрова, а старуха идет на реку умываться, как в прежние времена, но теперь они играют еще и в муси-кэн, в лисий кен и в оригинальный кэн. Как смешно!» [12]
«Камень-ножницы-бумага» — одна из немногих игр сансукуми-кен, в которую до сих пор играют в современной Японии. Неясно, почему «камень-ножницы-бумага» сумели превзойти популярность всех других игр сансукуми-кен. Линхарт считает, что глобальный успех «камень-ножницы-бумага» обусловлен универсальной привлекательностью их простоты. В отличие от других игр сансукуми-кен, «камень, ножницы, бумага» понятны любой аудитории. [13]
В популярной культуре
[ редактировать ]В Наруто три легендарных саннина используют дзюцу призыва, основанное на трёх животных из игры; Орочимару вызывает змею, Джирайя вызывает жабу, а Цунаде вызывает слизняка.
См. также
[ редактировать ]- Камень-ножницы-бумага — Ручная игра для двух и более игроков.
- Выбор одновременного действия - игровая механика, в которой игроки действуют одновременно.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Линхарт 1998 , с. 322
- ^ Линхарт 1998 , с. 335
- ^ Линхарт 1998 , с. 322
- ^ Линхарт 1998 , с. 324
- ^ Линхарт 1998 , с. 325
- ^ Линхарт 1998 , с. 325
- ^ Линхарт 1995 , с. 41
- ^ «Тохатикен, еще один «джанкен» (藤八拳)» . Практичная Япония . Проверено 28 января 2021 г.
- ^ Линхарт 1998 , с. 325
- ^ Линхарт 1998 , с. 334
- ^ Линхарт 1998 , с. 334
- ^ Линхарт 1998 , с. 334
- ^ Линхарт 1998 , с. 341
Ссылки
[ редактировать ]- Линхарт, Зепп (1998). «От Кендо до Ян-Кена: превращение игры из экзотики в обыденность». Культура Японии через досуг . СУНИ Пресс. стр. 319–344. ISBN 9780791437919 .
- Линхарт, Зепп (1995). «Ритуальность в игре кен». Церемония и ритуал в Японии . Лондон: Рутледж. ISBN 9780415116633 .