Йоро Дяо
Йоро Боли Дяо , Йоро Боли Джау , [ 1 ] или Роуд Буль Джау [ 2 ] в Ксумме, Валло , ок. 1847 ) (родился 3 апреля 1919 года [ 2 ] [ 3 ] был волофом [ 4 ] [ 5 ] историк, [ 4 ] автор, благородный и потомок Сенегамбии , [ 1 ] на севере Сенегала . [ 6 ] Он был сыном Фара Пенды, [ 3 ] [ 7 ] который был дворянином ваало , [ 3 ] а также прямой потомок Ламана Джо, который был королем Джолофа в 1285 году. [ 1 ] Йоро командовал кантоном Фосс-Галоджина и был поставлен над Вало (Уало) Луи Файдербом . [ 7 ] где он служил начальником с 1861 по 1914 год. [ 8 ]
Биография
[ редактировать ]Дяо окончил в 1860 году школу одним из первых выпускников Школы отажей губернатора Файдерба. [ 7 ] [ 8 ] который был основан в 1855 году. [ 7 ] Он был одним из многих западноафриканских авторов колониальной эпохи , написавших хроники по истории. [ 9 ] (например, история Волофа ) [ 8 ] и культура народа [ 9 ] (например, Волоф) [ 8 ] Сенегала, чтобы их произведения перевели Морис Делафосс , Октав Удас и Анри Гаден. [ 9 ] Его «История дам Кайора» была опубликована в «Moniteur du Senegal» (1864 г.). [ 8 ]
Среди опрошенных людей и работ, рецензируемых Юнис А. Чарльз, отчет Дьяо об Империи Джолофа, опубликованный в журнале Legendes et Coutumes Senegalaises, cahiers de Yoro Dyao , [ 4 ] известные на английском языке как сенегальские легенды и обычаи: записные книжки Йоро Дьяо , [ 10 ] считался наиболее подробным. [ 4 ] Это также было расценено как ценный и замечательный вклад в Revue d'Ethnographie et de Sociologie . [ 11 ] Записные книжки Дяо подробно описывают философию, жизнь и традиции коренных жителей Сенегала. [ 7 ] а также основные элементы общества и институтов волофов, такие как семейная структура, кастовая система и степени дворянства. [ 11 ] Например, в его работе описываются гриоты , среди которых в социальной иерархии ремесленников (ньэнё) были музыканты (саб-лекк), барабанщики (тамакат) и ксалмбаан, использовавшие для исполнения своей музыки инструменты, похожие на скрипки. [ 5 ] В работах Дьяо также подробно описана легенда о Ндьадьяне Ндьайе, основание Империи Джолоф и инаугурация королей в Сенегале. [ 10 ] Его работы подчеркнули существование общепринятой веры в то, что сверхъестественные силы восстанавливают Империю Джолофа под властью Буурбы, а также показали, что нормальный рост и развитие посаженных помазанных семян считались ключом к процветанию Империи Джолоф. [ 12 ]
Сенегальский историк Бубакар Лам , ученик шейха Анта Диопа , также столкнулся с составленными и собранными работами Йоро Дьяо, такими как его работы о миграциях из долины Нила в Западную Африку . [ 6 ] Йоро Дьяо указал, что среди народов Сенегала распространено мнение и Сенегамбии существует широко распространенная устная традиция: «Во всей Сенегамбии , что наша страна обязана своим населением миграциям из Египта , от которого происходит все ее население». [ 3 ] В «Хрониках сенегальского Фута» Дьяо рассказал о шести миграциях населения из Египта в Сенегамбию: [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]
- Во время первой миграции, состоявшей из Дья'го, Дьяо подчеркнул, что они мигрировали из Египта, вооруженные металлическими (хого) ассегами, саблями, кинжалами и ножами, принося с собой доспехи, а также свою трудолюбивую мудрость в металлургии ; они начали выращивать сорго , чтобы предотвратить наводнения из реки Сенегал ; миграция произошла при царе Египта, известном как «Пате Ламине»; эти слова, независимо от того, используются ли они отдельно или вместе, используются среди мандинка , пеулов , хассонке , сарахолле и в некоторой степени среди волофов . [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]
- Во втором переселении, состоящем из Манны (названного в честь их главного лидера), которое было вызвано раздражением царя Египта Соссе Туре, Дьяо отмечает, что они были гораздо более многочисленными, чем Дья'го; они странствовали по пустыне, поселились у реки Сенегал и заселили Футу; когда они захватили политическую власть у Галос, их лидеры носили титул Фари (Император), который используется среди волофов и пеулов . , бамбара малинке , сонинке и хассонке. Говорят, что вместе с этой миграцией пришли и [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]
- Во время третьей миграции, состоящей из народа Тондион, Дьяо отметил, что их миграция более важна, чем миграция Дья'го и Манна, поскольку они отобрали титулы и права на управление у фари и передали их своим лидерам, Фаранг; Фаранг - это титул, используемый для их правителей, а также для царя Египта, который заставил их покинуть страну из-за постоянной черной работы, которую им было приказано выполнять; в составе расширенной империи Фарангов часть мигрантов поселилась вблизи реки Сенегал, в Сохоторо, Киндила, Гангари и Тамбо-Дугура и стала известна как Сонинке . Говорят, что вместе с этой миграцией пришли и бамбара, малинке и хассонке. [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]
- В четвертом и пятом переселениях, состоящих из Турмисса и Коли-Тенгуэллы соответственно, вызванных чрезмерными требованиями фарангов Египта, Дьяо отметил, что он сравнительно меньше, чем Дья'го, Манна и Тондион. миграции; Хотя эти миграции частично состояли из сонинке, бамбары, малинке, хассонке и других мандингов , эти миграции в основном состояли из фулани , к которым принадлежал лидер Турмис, и в конечном итоге привели к распространению фулани по шести странам Сенегамбии. [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]
- Во время шестого переселения, состоящего из Тури-Синьи, или Лам-Торо (также титул его лидера), Мусса отправился с частью группы, с которой он собирался путешествовать, из Трипи Синга, недалеко от Мекки , и с другими из группы в Египет; он прибыл в составе кавалерии в Сенегал, сверг Имидо, разгромил квартал Калиму и провозгласил себя королем, что привело к последующим миграциям и государственным образованиям в регионе. [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]- Записные книжки Йоро Дьяо [ 2 ]
- Сенегальские легенды и обычаи: записные книжки Йоро Дьяо [ 2 ]
- Сенегальские легенды и обычаи, Журнал этнографии и социологии [ 2 ]
- Сенегальские легенды и обычаи. Записные книжки Йоро Дяо: опубликовано и прокомментировано Анри Гаденом [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Сирир ламаны и ламаническая эра» . Ресурсный центр Seereer (SRC) .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Ёро Дяо» . Идентификаторы WorldCat . Интернет-компьютерный библиотечный центр OCLC, Inc.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Панта, Блэк. «Миграции между Нилом и Сенегалом: ключевые вехи Йоро Дьяо, Абубакри Мусса Лам» . Блэк Панта . BlakPanthaSerer.com.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чарльз, Юнис (1977). Доколониальный Сенегал: Королевство Джолоф, 1800-1890 гг . Центр африканских исследований Бостонского университета.
- ^ Перейти обратно: а б «Устная традиция» (PDF) . Устная традиция . 12 (2): 260. Октябрь 1997 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гордон, Джейн (15 апреля 2008 г.). Спутник афроамериканских исследований . Джон Уайли и сыновья. п. 463. ИСБН 9781405154666 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Журнал африканского общества (изд. Том 11). Африка: Макмиллан. 1912. с. 476.
- ^ Перейти обратно: а б с д и 1851–1865 (PDF) . Библиотеки Университета Висконсин-Мэдисон. п. 167.
- ^ Перейти обратно: а б с Дем, Алиун (2018). «Древние события в долине Среднего Сенегала и внутренней дельте Нигера» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . 1 . doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.158 . ISBN 9780190277734 .
- ^ Перейти обратно: а б Шютце, Фрида; Гаден, Анри (1912). «Гаден, Анри. Сенегальские легенды и обычаи: записные книжки Йоро Дьяо» . Revue d'Ethnographie et de Sociologie . 3 .
- ^ Перейти обратно: а б Дела Африки: Журнал Королевского африканского общества (изд. Том 11). Африка: Королевское африканское общество. 1912. с. 476.
- ^ Кейта, Маган (2007). Политическая экономия здравоохранения в Сенегале . БРИЛЛ. п. 71. ИСБН 9789004150652 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Делафосс, Морис. «Хроники сенегальской футы. Переведено с двух неопубликованных арабских рукописей Сире-Аббас-Со и сопровождается примечаниями, прилагаемыми документами и комментариями, глоссарием и картами Мориса Делафосса в сотрудничестве с Анри Гаденом» . Интернет-архив . Пэрис Э. Леру.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Делафосс, Морис. «Хроники сенегальского Фута» Переведены из двух неопубликованных арабских рукописей Сире-Аббас-Со и сопровождаются примечаниями, дополнительными документами и комментариями, глоссарием и картами Мориса Делафосса в сотрудничестве с Анри Гаденом» . Интернет-архив . Париж Э. Леру. .
- ^ Сенегальские легенды и обычаи. Записные книжки Йоро Дяо: опубликовано и прокомментировано Анри Гаденом . OCLC Online Computer Library Center, Inc. 1912. OCLC 461454859 - через WorldCat.