Jump to content

Йоро Дяо

(Перенаправлено с Йоро Боли Дяо )

Йоро Боли Дяо , Йоро Боли Джау , [ 1 ] или Роуд Буль Джау [ 2 ] в Ксумме, Валло , ок. 1847 ) (родился 3 апреля 1919 года [ 2 ] [ 3 ] был волофом [ 4 ] [ 5 ] историк, [ 4 ] автор, благородный и потомок Сенегамбии , [ 1 ] на севере Сенегала . [ 6 ] Он был сыном Фара Пенды, [ 3 ] [ 7 ] который был дворянином ваало , [ 3 ] а также прямой потомок Ламана Джо, который был королем Джолофа в 1285 году. [ 1 ] Йоро командовал кантоном Фосс-Галоджина и был поставлен над Вало (Уало) Луи Файдербом . [ 7 ] где он служил начальником с 1861 по 1914 год. [ 8 ]

Биография

[ редактировать ]

Дяо окончил в 1860 году школу одним из первых выпускников Школы отажей губернатора Файдерба. [ 7 ] [ 8 ] который был основан в 1855 году. [ 7 ] Он был одним из многих западноафриканских авторов колониальной эпохи , написавших хроники по истории. [ 9 ] (например, история Волофа ) [ 8 ] и культура народа [ 9 ] (например, Волоф) [ 8 ] Сенегала, чтобы их произведения перевели Морис Делафосс , Октав Удас и Анри Гаден. [ 9 ] Его «История дам Кайора» была опубликована в «Moniteur du Senegal» (1864 г.). [ 8 ]

Среди опрошенных людей и работ, рецензируемых Юнис А. Чарльз, отчет Дьяо об Империи Джолофа, опубликованный в журнале Legendes et Coutumes Senegalaises, cahiers de Yoro Dyao , [ 4 ] известные на английском языке как сенегальские легенды и обычаи: записные книжки Йоро Дьяо , [ 10 ] считался наиболее подробным. [ 4 ] Это также было расценено как ценный и замечательный вклад в Revue d'Ethnographie et de Sociologie . [ 11 ] Записные книжки Дяо подробно описывают философию, жизнь и традиции коренных жителей Сенегала. [ 7 ] а также основные элементы общества и институтов волофов, такие как семейная структура, кастовая система и степени дворянства. [ 11 ] Например, в его работе описываются гриоты , среди которых в социальной иерархии ремесленников (ньэнё) были музыканты (саб-лекк), барабанщики (тамакат) и ксалмбаан, использовавшие для исполнения своей музыки инструменты, похожие на скрипки. [ 5 ] В работах Дьяо также подробно описана легенда о Ндьадьяне Ндьайе, основание Империи Джолоф и инаугурация королей в Сенегале. [ 10 ] Его работы подчеркнули существование общепринятой веры в то, что сверхъестественные силы восстанавливают Империю Джолофа под властью Буурбы, а также показали, что нормальный рост и развитие посаженных помазанных семян считались ключом к процветанию Империи Джолоф. [ 12 ]

Сенегальский историк Бубакар Лам , ученик шейха Анта Диопа , также столкнулся с составленными и собранными работами Йоро Дьяо, такими как его работы о миграциях из долины Нила в Западную Африку . [ 6 ] Йоро Дьяо указал, что среди народов Сенегала распространено мнение и Сенегамбии существует широко распространенная устная традиция: «Во всей Сенегамбии , что наша страна обязана своим населением миграциям из Египта , от которого происходит все ее население». [ 3 ] В «Хрониках сенегальского Фута» Дьяо рассказал о шести миграциях населения из Египта в Сенегамбию: [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]

  • Во время первой миграции, состоявшей из Дья'го, Дьяо подчеркнул, что они мигрировали из Египта, вооруженные металлическими (хого) ассегами, саблями, кинжалами и ножами, принося с собой доспехи, а также свою трудолюбивую мудрость в металлургии ; они начали выращивать сорго , чтобы предотвратить наводнения из реки Сенегал ; миграция произошла при царе Египта, известном как «Пате Ламине»; эти слова, независимо от того, используются ли они отдельно или вместе, используются среди мандинка , пеулов , хассонке , сарахолле и в некоторой степени среди волофов . [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]
  • Во втором переселении, состоящем из Манны (названного в честь их главного лидера), которое было вызвано раздражением царя Египта Соссе Туре, Дьяо отмечает, что они были гораздо более многочисленными, чем Дья'го; они странствовали по пустыне, поселились у реки Сенегал и заселили Футу; когда они захватили политическую власть у Галос, их лидеры носили титул Фари (Император), который используется среди волофов и пеулов . , бамбара малинке , сонинке и хассонке. Говорят, что вместе с этой миграцией пришли и [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]
  • Во время третьей миграции, состоящей из народа Тондион, Дьяо отметил, что их миграция более важна, чем миграция Дья'го и Манна, поскольку они отобрали титулы и права на управление у фари и передали их своим лидерам, Фаранг; Фаранг - это титул, используемый для их правителей, а также для царя Египта, который заставил их покинуть страну из-за постоянной черной работы, которую им было приказано выполнять; в составе расширенной империи Фарангов часть мигрантов поселилась вблизи реки Сенегал, в Сохоторо, Киндила, Гангари и Тамбо-Дугура и стала известна как Сонинке . Говорят, что вместе с этой миграцией пришли и бамбара, малинке и хассонке. [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]
  • В четвертом и пятом переселениях, состоящих из Турмисса и Коли-Тенгуэллы соответственно, вызванных чрезмерными требованиями фарангов Египта, Дьяо отметил, что он сравнительно меньше, чем Дья'го, Манна и Тондион. миграции; Хотя эти миграции частично состояли из сонинке, бамбары, малинке, хассонке и других мандингов , эти миграции в основном состояли из фулани , к которым принадлежал лидер Турмис, и в конечном итоге привели к распространению фулани по шести странам Сенегамбии. [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]
  • Во время шестого переселения, состоящего из Тури-Синьи, или Лам-Торо (также титул его лидера), Мусса отправился с частью группы, с которой он собирался путешествовать, из Трипи Синга, недалеко от Мекки , и с другими из группы в Египет; он прибыл в составе кавалерии в Сенегал, сверг Имидо, разгромил квартал Калиму и провозгласил себя королем, что привело к последующим миграциям и государственным образованиям в регионе. [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]

Избранные произведения

[ редактировать ]
  • Записные книжки Йоро Дьяо [ 2 ]
  • Сенегальские легенды и обычаи: записные книжки Йоро Дьяо [ 2 ]
  • Сенегальские легенды и обычаи, Журнал этнографии и социологии [ 2 ]
  • Сенегальские легенды и обычаи. Записные книжки Йоро Дяо: опубликовано и прокомментировано Анри Гаденом [ 15 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «Сирир ламаны и ламаническая эра» . Ресурсный центр Seereer (SRC) .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и «Ёро Дяо» . Идентификаторы WorldCat . Интернет-компьютерный библиотечный центр OCLC, Inc.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Панта, Блэк. «Миграции между Нилом и Сенегалом: ключевые вехи Йоро Дьяо, Абубакри Мусса Лам» . Блэк Панта . BlakPanthaSerer.com.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Чарльз, Юнис (1977). Доколониальный Сенегал: Королевство Джолоф, 1800-1890 гг . Центр африканских исследований Бостонского университета.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Устная традиция» (PDF) . Устная традиция . 12 (2): 260. Октябрь 1997 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Гордон, Джейн (15 апреля 2008 г.). Спутник афроамериканских исследований . Джон Уайли и сыновья. п. 463. ИСБН  9781405154666 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Журнал африканского общества (изд. Том 11). Африка: Макмиллан. 1912. с. 476.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и 1851–1865 (PDF) . Библиотеки Университета Висконсин-Мэдисон. п. 167.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Дем, Алиун (2018). «Древние события в долине Среднего Сенегала и внутренней дельте Нигера» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . 1 . doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.158 . ISBN  9780190277734 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Шютце, Фрида; Гаден, Анри (1912). «Гаден, Анри. Сенегальские легенды и обычаи: записные книжки Йоро Дьяо» . Revue d'Ethnographie et de Sociologie . 3 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Дела Африки: Журнал Королевского африканского общества (изд. Том 11). Африка: Королевское африканское общество. 1912. с. 476.
  12. ^ Кейта, Маган (2007). Политическая экономия здравоохранения в Сенегале . БРИЛЛ. п. 71. ИСБН  9789004150652 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Делафосс, Морис. «Хроники сенегальской футы. Переведено с двух неопубликованных арабских рукописей Сире-Аббас-Со и сопровождается примечаниями, прилагаемыми документами и комментариями, глоссарием и картами Мориса Делафосса в сотрудничестве с Анри Гаденом» . Интернет-архив . Пэрис Э. Леру.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Делафосс, Морис. «Хроники сенегальского Фута» Переведены из двух неопубликованных арабских рукописей Сире-Аббас-Со и сопровождаются примечаниями, дополнительными документами и комментариями, глоссарием и картами Мориса Делафосса в сотрудничестве с Анри Гаденом» . Интернет-архив . Париж Э. Леру. .
  15. ^ Сенегальские легенды и обычаи. Записные книжки Йоро Дяо: опубликовано и прокомментировано Анри Гаденом . OCLC Online Computer Library Center, Inc. 1912. OCLC   461454859 - через WorldCat.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e0d742ca13863bc32776bf586cb1045__1708474920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/45/5e0d742ca13863bc32776bf586cb1045.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yoro Dyao - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)