Кондиционирование второго порядка

В классическом обусловливании обусловливание второго порядка или обусловливание более высокого порядка — это форма обучения , в которой стимул сначала приобретает смысл или значение для организма на начальном этапе обучения, а затем этот стимул используется в качестве основы для изучения какой-то новый стимул. Например, животное может сначала научиться ассоциировать звонок с едой (обусловленность первого порядка), а затем научиться ассоциировать свет со звонком (обусловленность второго порядка). Медоносные пчелы демонстрируют кондиционирование второго порядка во время формирования рефлекса разгибания хоботка . [1]
Кондиционирование второго порядка (SOC) происходит в три фазы. На первой фазе обучения за условным раздражителем (CS1) следует безусловный раздражитель (US). На второй фазе наряду с CS1 предъявляется условный раздражитель второго порядка (CS2). Наконец, на этапе тестирования испытуемым предоставляется отдельно CS2, а их ответы записываются. [2]
Модели кондиционирования второго порядка
[ редактировать ]Теоретические модели того, как работает обусловливание второго порядка (SOC), основаны на теориях ассоциативного обучения . Существует четыре широкие модели, основанные на ассоциациях, сформированных в ходе SOC. Первая модель предполагает, что стимул второго порядка (CS2) и условная реакция (CR) образуют прямую связь, которая усиливается наличием стимула первого порядка (CS1). Вторая модель предполагает, что при успешном SOC создается ассоциативное представление каждого стимула. Презентация CS2 вызвала бы репрезентацию CS1, которая вызвала бы репрезентацию безусловного раздражителя (США), что привело бы к CR. Третья модель предполагает прямую связь между CS2 и представительством США, что приводит к CR. Четвертая модель предполагает, что CS2 вызывает CR через представление CS1, поскольку существует связь между CS2 и представлением CS1. [3] Обусловленность второго порядка помогает объяснить, почему некоторые люди жаждут денег до такой степени, что копят их и ценят их даже больше, чем предметы, которые они покупают. Деньги изначально используются для покупки предметов, которые приносят удовлетворение, например, дорогой автомобиль. Хотя деньги не связаны напрямую с ощущениями от езды на новом спортивном автомобиле, несмотря на обусловленность второго порядка, деньги могут быть связаны с этим типом желаемого качества. [4]
В условиях страха
[ редактировать ]было продемонстрировано, В ассоциативной цепочке обусловливания страха, такой как CS 2 --> CS 1 --> US, что угасание реакции замирания на стимул первого порядка (CS 1 ) приводит к нарушениям реакции в CS 2 , но угасание стимула второго порядка (CS 2 ) не оказывает никакого влияния на CS 1 (Debiec et al.). влияние активации ( восстановления памяти В том же исследовании изучалось ) на такую ассоциативную цепочку. Результаты показали, что ингибирование синтеза белка после воздействия одного CS 1 ухудшает ответы как на CS 1, так и на CS 2 , но ингибирование синтеза белка после воздействия одного CS 2 только разрушает CS 2 и оставляет CS 1 замерзшим нетронутым. Поэтому считается, что при непосредственной активации ассоциации первого порядка она переходит в лабильное состояние (как и следовало ожидать на основе исследований реконсолидации ), что может влиять на зависимые ассоциации. Однако когда ассоциация первого порядка активируется только косвенно (через ассоциативную цепочку), оказывается, что стимуляции недостаточно, чтобы запустить клеточные процессы, которые переводят ее в лабильное состояние, поэтому она остается фиксированной. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Биттерман и др. 1983. Классическое кондиционирование расширения хоботка у медоносных пчел ( Apis mellifera ). Дж. Комп. Псих. 97: 107-119.
- ^ Хара Э., Вила Дж. и Мальдонадо А. (август 2006 г.). Обусловленность причинного обучения человека второго порядка. Обучение и мотивация, 37(3), 230-246. Получено из базы данных библиотеки UTSC.
- ^ Хара, Эльвия; Вила, Хавьер; Мальдонадо, Антонио (2006). «Обусловление второго порядка причинного обучения человека». Обучение и мотивация . 37 (3): 230–246. дои : 10.1016/j.lmot.2005.12.001 .
- ^ Вегнер, Дэниел; Шактер, Гилберт (2011). Психология (2-е изд.). п. 268 . дои : 10.1016/j.lmot.2012.12.002 . ISBN 9781429237192 .
- ^ Дебиек, Дж., Дойер, В., Надер, К., Леду, Дж. Э. (28 февраля 2006 г.). Воспоминания, реактивированные напрямую, но не косвенно, подвергаются реконсолидации в миндалевидном теле. ПНАС, том 103, номер 9, 3428-3433.