Теория когнитивных ресурсов
Теория когнитивных ресурсов ( CRT ) — это теория лидерства в промышленной и организационной психологии, разработанная Фредом Фидлером и Джо Гарсиа в 1987 году как реконцептуализация модели непредвиденных обстоятельств Фидлера . [ 1 ] лидера Теория фокусируется на влиянии интеллекта и опыта на его реакцию на стресс .
Суть теории заключается в том, что стресс — враг рациональности, наносящий ущерб способности лидеров мыслить логически и аналитически. Однако опыт и интеллект лидера могут уменьшить влияние стресса на его или ее действия: интеллект является основным фактором в ситуациях с низким уровнем стресса, тогда как опыт имеет большее значение в моменты высокого стресса.
Основанная на исследованиях стиля военного руководства, CRT также может применяться к другим контекстам, таким как взаимосвязь между стрессом и способностями в спорте. Теория предлагает стиль лидерства, необходимый в определенных ситуациях, в зависимости от степени стресса, контроля ситуации и структуры задач. Обучение должно быть сосредоточено на управлении стрессом, чтобы можно было наиболее эффективно использовать интеллект лидера, а также научить лидеров применять директивный подход, когда их знания принесут пользу группе, и менее директивный подход, когда способности членов группы будут способствовать производительности. [ нужна ссылка ]
Модель непредвиденных обстоятельств Фидлера
[ редактировать ]Исследования лидерских качеств и эффективности программ обучения не выявили влияния многолетнего опыта на производительность. Чтобы понять влияние разных лидеров на производительность организации, Филдер разработал модель непредвиденных обстоятельств. Модель подчеркивает важность стиля руководства и степень его соответствия ситуации. Контраст между лидерами, ориентированными на задачи, и лидерами, ориентированными на отношения, оценивается по шкале наименее предпочтительного коллеги (LPC). Любой стиль лидерства может быть эффективным в зависимости от ситуации, поэтому идеального лидера не существует, но производительность можно улучшить, изменив ситуацию в соответствии со стилем лидерства. Второй фактор теории заключается в том, насколько хорошо лидер может контролировать группу и обеспечивать выполнение ее инструкций. Однако эту теорию критиковали за отсутствие гибкости и точность шкалы LPC. Затем Фидлер разработал CRT, которая учитывает личность лидера, степень ситуационного стресса и отношения между группой и лидером.
Теория когнитивных ресурсов
[ редактировать ]Когнитивные ресурсы лидера – это его опыт, интеллект, компетентность и знания, соответствующие задаче.
Блейдс проводил исследования в армейских столовых, исследуя влияние интеллекта членов группы и лидеров на общую эффективность организации. Влияние интеллекта на производительность зависело от того, насколько директивным был лидер, а также от мотивации как лидера, так и членов. Он пришел к выводу, что знания лидера могут способствовать производительности только в том случае, если они эффективно передаются, что требует директивного лидера, а также послушной группы, которая готова выполнять команды лидера. [ 2 ] Дальнейшее исследование военных курсантов, измеряющее уровень межличностного стресса и интеллекта, показало, что в условиях стресса интеллект ухудшается. [ 3 ]
Прогнозы
[ редактировать ]- Когнитивные способности лидера способствуют эффективности работы команды только тогда, когда подход лидера является директивным. Когда лидеры лучше планируют и принимают решения, чтобы их планы и решения были реализованы, им нужно говорить людям, что делать, а не надеяться, что они с ними согласятся. Если они не лучше членов команды, тогда более уместен недирективный подход, например, когда они способствуют открытой дискуссии, в ходе которой можно озвучить идеи команды, а также определить и реализовать лучший подход.
- Стресс влияет на взаимосвязь между интеллектом и качеством решений. Когда стресс низкий, интеллект полностью функционален и вносит оптимальный вклад. Однако во время сильного стресса природный интеллект не только не имеет значения, но и может иметь отрицательный эффект. Одной из причин этого может быть то, что умный человек ищет рациональные решения, которые могут быть недоступны (и могут быть одной из причин стресса). В таких ситуациях лидер, неопытный в принятии «интуитивных» решений, вынужден полагаться на этот незнакомый подход. Другая возможность состоит в том, что лидер уходит в себя, чтобы хорошенько подумать о проблеме, предоставляя группу самой себе. В ситуациях стресса когнитивные способности не ориентированы на задачу, а фокусируются на нерелевантных для задачи функциях, вызванных стрессом ситуации или начальника.
- Способности лидера способствуют эффективности группы только в условиях, когда группа отдает предпочтение лидеру и поддерживает лидера и его цели. Таким образом, в ситуациях, когда члены группы оказывают поддержку, команды лидера могут быть реализованы.
- Интеллект лидера коррелирует с производительностью в той степени, в которой задача интеллектуально сложна. Интеллектуальные способности можно эффективно использовать только в сложных, требующих когнитивных функций задачах.
Таким образом, способности и интеллект лидера способствуют успеху организации только тогда, когда они носят директивный характер, в ситуации, свободной от стресса, члены организации оказывают поддержку и задача требует высокого интеллекта.
Роль опыта
[ редактировать ]В условиях сильного стресса опыт оказывает большее влияние на производительность, чем интеллект, поскольку опыт приводит к восприятию ситуации как более структурированной и менее сложной. Высокий уровень интеллекта приводит к усложнению когнитивных функций , в результате чего возникает восприятие большей сложности задачи, и лидер рассматривает множество альтернативных решений, что приводит к большему стрессу. Степень, в которой лидер обладает контролем над ситуацией, судя по его восприятию структуры задачи и его властной позиции, определяет, насколько он уверен, что задача будет выполнена. Ситуационный контроль является ключевым понятием как в модели непредвиденных обстоятельств, так и в CRT. Модель непредвиденных обстоятельств предсказывает, что лидеры, мотивированные на задачу (низкий показатель LPC), действуют наиболее эффективно в ситуациях высокого контроля, тогда как лидеры, ориентированные на отношения (высокий показатель LPC), лучше всего справляются с умеренно или низкоструктурированными задачами. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фидлер, FE; Гарсия, Дж. Э. (1987). Новые подходы к лидерству: Когнитивные ресурсы и организационная эффективность . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Уайли. ISBN 0471874566 .
- ^ Блейдс, JW (1976). «Влияние интеллекта, способности выполнять задачи и мотивации на производительность группы». Авторефераты диссертаций. Международный раздел A: Гуманитарные и социальные науки . 37 (3-А): 1463.
- ^ Барнс, В.; Поттер, Э.Г.; Фидлер, Ф.Е. (1983). «Влияние межличностного стресса на прогноз успеваемости» . Журнал прикладной психологии . 68 (4): 686–697. дои : 10.1037/0021-9010.68.4.686 . ISSN 1939-1854 гг .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беттин, П.Дж. (1983). «Роль соответствующего опыта и интеллектуальных способностей в определении эффективности военачальников: объяснение модели непредвиденных обстоятельств». Сиэтл: Вашингтонский университет.
- Фидлер, Ф.Е. (1986), Берковиц, Л. (ред.), «Вклад когнитивных ресурсов в лидерские качества», Достижения в области экспериментальной социальной психологии , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Academic Press.
- Фидлер, FE; Гибсон, ФРВ (2001). «Детерминанты эффективного использования лидерских способностей». Концепции руководства ВВС . 24 (2): 171–176.
- Фидлер, FE; Макгуайр, М.; Ричардсон, М. (1989). «Роль интеллекта и опыта в успешной групповой работе». Прикладная спортивная психология . 1 : 132–149.
- Мерфи, Сьюзен Э.; Блит, Дьюи; Фидлер, Фред Э. (сентябрь 1992 г.). «Теория когнитивных ресурсов и использование технической компетентности лидера и членов группы». Ежеквартальный журнал «Лидерство» . 3 (3): 237–255. дои : 10.1016/1048-9843(92)90014-7 .
... технические знания или опыт лидера способствовали эффективности группы только в том случае, если лидер был одновременно обученным и директивным; Знания членов группы, относящиеся к задаче, способствовали эффективности работы группы только в том случае, если лидер действовал недирективно. Результаты обсуждаются в контексте теории когнитивных ресурсов.