Jump to content

Теория когнитивных ресурсов

Теория когнитивных ресурсов ( CRT ) — это теория лидерства в промышленной и организационной психологии, разработанная Фредом Фидлером и Джо Гарсиа в 1987 году как реконцептуализация модели непредвиденных обстоятельств Фидлера . [ 1 ] лидера Теория фокусируется на влиянии интеллекта и опыта на его реакцию на стресс .

Суть теории заключается в том, что стресс — враг рациональности, наносящий ущерб способности лидеров мыслить логически и аналитически. Однако опыт и интеллект лидера могут уменьшить влияние стресса на его или ее действия: интеллект является основным фактором в ситуациях с низким уровнем стресса, тогда как опыт имеет большее значение в моменты высокого стресса.

Основанная на исследованиях стиля военного руководства, CRT также может применяться к другим контекстам, таким как взаимосвязь между стрессом и способностями в спорте. Теория предлагает стиль лидерства, необходимый в определенных ситуациях, в зависимости от степени стресса, контроля ситуации и структуры задач. Обучение должно быть сосредоточено на управлении стрессом, чтобы можно было наиболее эффективно использовать интеллект лидера, а также научить лидеров применять директивный подход, когда их знания принесут пользу группе, и менее директивный подход, когда способности членов группы будут способствовать производительности. [ нужна ссылка ]

Модель непредвиденных обстоятельств Фидлера

[ редактировать ]

Исследования лидерских качеств и эффективности программ обучения не выявили влияния многолетнего опыта на производительность. Чтобы понять влияние разных лидеров на производительность организации, Филдер разработал модель непредвиденных обстоятельств. Модель подчеркивает важность стиля руководства и степень его соответствия ситуации. Контраст между лидерами, ориентированными на задачи, и лидерами, ориентированными на отношения, оценивается по шкале наименее предпочтительного коллеги (LPC). Любой стиль лидерства может быть эффективным в зависимости от ситуации, поэтому идеального лидера не существует, но производительность можно улучшить, изменив ситуацию в соответствии со стилем лидерства. Второй фактор теории заключается в том, насколько хорошо лидер может контролировать группу и обеспечивать выполнение ее инструкций. Однако эту теорию критиковали за отсутствие гибкости и точность шкалы LPC. Затем Фидлер разработал CRT, которая учитывает личность лидера, степень ситуационного стресса и отношения между группой и лидером.

Теория когнитивных ресурсов

[ редактировать ]

Когнитивные ресурсы лидера – это его опыт, интеллект, компетентность и знания, соответствующие задаче.

Блейдс проводил исследования в армейских столовых, исследуя влияние интеллекта членов группы и лидеров на общую эффективность организации. Влияние интеллекта на производительность зависело от того, насколько директивным был лидер, а также от мотивации как лидера, так и членов. Он пришел к выводу, что знания лидера могут способствовать производительности только в том случае, если они эффективно передаются, что требует директивного лидера, а также послушной группы, которая готова выполнять команды лидера. [ 2 ] Дальнейшее исследование военных курсантов, измеряющее уровень межличностного стресса и интеллекта, показало, что в условиях стресса интеллект ухудшается. [ 3 ]

Прогнозы

[ редактировать ]
  1. Когнитивные способности лидера способствуют эффективности работы команды только тогда, когда подход лидера является директивным. Когда лидеры лучше планируют и принимают решения, чтобы их планы и решения были реализованы, им нужно говорить людям, что делать, а не надеяться, что они с ними согласятся. Если они не лучше членов команды, тогда более уместен недирективный подход, например, когда они способствуют открытой дискуссии, в ходе которой можно озвучить идеи команды, а также определить и реализовать лучший подход.
  2. Стресс влияет на взаимосвязь между интеллектом и качеством решений. Когда стресс низкий, интеллект полностью функционален и вносит оптимальный вклад. Однако во время сильного стресса природный интеллект не только не имеет значения, но и может иметь отрицательный эффект. Одной из причин этого может быть то, что умный человек ищет рациональные решения, которые могут быть недоступны (и могут быть одной из причин стресса). В таких ситуациях лидер, неопытный в принятии «интуитивных» решений, вынужден полагаться на этот незнакомый подход. Другая возможность состоит в том, что лидер уходит в себя, чтобы хорошенько подумать о проблеме, предоставляя группу самой себе. В ситуациях стресса когнитивные способности не ориентированы на задачу, а фокусируются на нерелевантных для задачи функциях, вызванных стрессом ситуации или начальника.
  3. Способности лидера способствуют эффективности группы только в условиях, когда группа отдает предпочтение лидеру и поддерживает лидера и его цели. Таким образом, в ситуациях, когда члены группы оказывают поддержку, команды лидера могут быть реализованы.
  4. Интеллект лидера коррелирует с производительностью в той степени, в которой задача интеллектуально сложна. Интеллектуальные способности можно эффективно использовать только в сложных, требующих когнитивных функций задачах.

Таким образом, способности и интеллект лидера способствуют успеху организации только тогда, когда они носят директивный характер, в ситуации, свободной от стресса, члены организации оказывают поддержку и задача требует высокого интеллекта.

Роль опыта

[ редактировать ]

В условиях сильного стресса опыт оказывает большее влияние на производительность, чем интеллект, поскольку опыт приводит к восприятию ситуации как более структурированной и менее сложной. Высокий уровень интеллекта приводит к усложнению когнитивных функций , в результате чего возникает восприятие большей сложности задачи, и лидер рассматривает множество альтернативных решений, что приводит к большему стрессу. Степень, в которой лидер обладает контролем над ситуацией, судя по его восприятию структуры задачи и его властной позиции, определяет, насколько он уверен, что задача будет выполнена. Ситуационный контроль является ключевым понятием как в модели непредвиденных обстоятельств, так и в CRT. Модель непредвиденных обстоятельств предсказывает, что лидеры, мотивированные на задачу (низкий показатель LPC), действуют наиболее эффективно в ситуациях высокого контроля, тогда как лидеры, ориентированные на отношения (высокий показатель LPC), лучше всего справляются с умеренно или низкоструктурированными задачами. [ нужна ссылка ]

  1. ^ Фидлер, FE; Гарсия, Дж. Э. (1987). Новые подходы к лидерству: Когнитивные ресурсы и организационная эффективность . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Уайли. ISBN  0471874566 .
  2. ^ Блейдс, JW (1976). «Влияние интеллекта, способности выполнять задачи и мотивации на производительность группы». Авторефераты диссертаций. Международный раздел A: Гуманитарные и социальные науки . 37 (3-А): 1463.
  3. ^ Барнс, В.; Поттер, Э.Г.; Фидлер, Ф.Е. (1983). «Влияние межличностного стресса на прогноз успеваемости» . Журнал прикладной психологии . 68 (4): 686–697. дои : 10.1037/0021-9010.68.4.686 . ISSN   1939-1854 гг .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Беттин, П.Дж. (1983). «Роль соответствующего опыта и интеллектуальных способностей в определении эффективности военачальников: объяснение модели непредвиденных обстоятельств». Сиэтл: Вашингтонский университет.
  • Фидлер, Ф.Е. (1986), Берковиц, Л. (ред.), «Вклад когнитивных ресурсов в лидерские качества», Достижения в области экспериментальной социальной психологии , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Academic Press.
  • Фидлер, FE; Гибсон, ФРВ (2001). «Детерминанты эффективного использования лидерских способностей». Концепции руководства ВВС . 24 (2): 171–176.
  • Фидлер, FE; Макгуайр, М.; Ричардсон, М. (1989). «Роль интеллекта и опыта в успешной групповой работе». Прикладная спортивная психология . 1 : 132–149.
  • Мерфи, Сьюзен Э.; Блит, Дьюи; Фидлер, Фред Э. (сентябрь 1992 г.). «Теория когнитивных ресурсов и использование технической компетентности лидера и членов группы». Ежеквартальный журнал «Лидерство» . 3 (3): 237–255. дои : 10.1016/1048-9843(92)90014-7 . ... технические знания или опыт лидера способствовали эффективности группы только в том случае, если лидер был одновременно обученным и директивным; Знания членов группы, относящиеся к задаче, способствовали эффективности работы группы только в том случае, если лидер действовал недирективно. Результаты обсуждаются в контексте теории когнитивных ресурсов.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 60f790d6f01ef4ece6ea568ab7f070ec__1702029660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/ec/60f790d6f01ef4ece6ea568ab7f070ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cognitive resource theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)